Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 171. Перешкоджання законной профессиональной деятельности журналистов

1. Умышленное препятствование законной профессиональной деятельности журналистов -

наказывается штрафом к п' пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

2. Преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанности 'связей, за критику, Осуществляемое должностным лицом или группой лиц по предварительному сговору, -

наказывается штрафом до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до 'пяти лет, или Лишение права занимать определенные должности на срок до трех лет.

Комментарий

1. Основным непосредственным объект объектом преступления является Установленный порядок осуществления законной профессиональной деятельности журналистов, Который обеспечивает конституционное право граждан на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию, Необходимую им для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов. Его дополнительным факультативным в 'объектом может быть установлен порядок выполнения должностным лицами своих полномочий.

2. Пострадавшим от преступления является профессиональный журналист.

профессиональным журналистом есть штатный или внештатный творческий работник, как участник информационных отношений профессионально собирает, получает, создает и готовит информацию для распространения ее СМИ, выполняет редакционно-должностные служебные обязанности 'связки в средстве массовой информации в согласовании с профессиональными названиями должностей (работы) журналиста, Которые указываются в ГОСУДАРСТВЕННОМ Классификатор профессий Украины. Свою профессиональную деятельность он может осуществлять в интересах любого печатного (газеты, журналы, бюллетени и т.д. и разовые издания с определенными тиражом) или аудиовизуального (радиовещание, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и т.д.) средства массовой информации, а также информационного агентства.

3. Объ объективная сторона преступления состоит в действиях, препятствующих законной профессиональной деятельности как отдельного журналиста (журналистов), так и средства массовой информации, и могут иметь две формы:

1) препятствования законной деятельности журналистов (ч. 1 ст. 171)

2) преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей "связей или за критику (ч. 2 ст. 171).

законным является такая деятельность журналистов, которая направлена средствами и в порядке, предусмотренных законом.

воспрепятствования незаконной профессиональной деятельности журналиста НЕ образует состава преступления, предусмотренном ст. 171. Такой, в частности, следует признавать профессиональную деятельность журналистов по сбору, хранению, использование и распространение информации с ограниченным доступом (конфиденциальная и тайная) с нарушением установленного законом порядка. В частности, статус конфиденциальной может быть предоставлено информации, которая является собственностью государства и находится в пользовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, с целью ее сохранения может быть в согласовании с законом установлен ограниченный доступ. Порядок учета, хранения и использования документов и других носителей информации, содержащих указанную информацию, определяется Кабинет министров Украины. При этом следует иметь в виду, что информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия ее владельца, если эта информация является общественно значимой, то есть если она является предметом общественного интереса и если право общественности знать эту информацию преобладает над правом ее владельца на ее защиту. Незаконным следует также признавать профессиональную деятельность журналистов, которая состоит в: призыв к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или территориальной целостности Украины; пропаганде войны, насилия и жестокости; разжиганиы расовой, национальной, религиозной вражды; распространении порнографической или иной информации, подрывает общественную мораль или подстрекает к правонарушениям, унижает честь и достоинство человека; вмешательстве в частную жизнь лица и т.п..

Умышленное воспрепятствование незаконной деятельности журналиста может в отдельных случаях быть квалифицировано как преступление против жизни, здоровья 'я воли лица, преступление против собственности и т.п..

воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов - это противоправное создания любых препятствий, ограничений, запретов Относительно получения, использования, распространения и хранения информации Отдельным журналистом (журналистами) или средством массовой информации. Оно может выразиться в принуждении к распространению определенной информации или отказе в ее распространении, незаконном изъятия тиража печатной продукции Снятие передачи с эфира, недопущение журналиста к участию в пресс-конференции, необоснованно отказе в аккредитации средства массовой информации или отдельном журналисту, Лишение журналиста или средство массовой информации возможности воспользоваться преимущественными правом на получение информации, необоснованных отказе в удовлетворении запроса в доступе к Официальным документам или предоставления письменной или устной информации, нарушении права собственности на информацию, умышленно сокрытия информации, необоснованных отказе от распространения определенной информации и т.п..

Такое препятствие может выразиться также в осуществлении цензуры или вмешательстве в профессиональную деятельность журналистов и средств массовой информации со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления, их должностных лиц. Цензурой признается требование, направленное к средству массовой информации, журналисту, главному редактору, организации, осуществляющий выпуск средства массовой информации, его учредителя (соучредителем), издателя, распространители, предварительно согласовывать информацию, которая распространяется (кроме случаев, когда такое требование исходит от автора этой информации или второго субъекта ' объекта авторского права и (или) смежных прав на нее), и/или наложение запрета (кроме случаев, когда такой запрет налагается судом) или препятствования в любой другой форме тиражирование или распространению информации со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Закон содержит специальную запрет на вмешательство в форме, не предусмотренных законодательством Украины или договором, заключенным между учредителем (соучредителем) и редакцией средства массовой информации, в профессиональную деятельность журналистов, контроль за содержанием информации, распространяемой среди учредителей (соучредителем) средств массовой информации, органов государственной власти или органов местного самоуправления, должностных лиц ЭТИХ органов, в частности с целью распространения или нераспространения определенной информации, замалчивания общественно значимой информации, наложения запрета на показ отдельных лиц или распространения информации о них, запрета критиковать органы государственной власти или органы местного самоуправления или их должностных лиц. Запрещается создание любых органов государственной власти, учреждений, введение должностей, на которые возлагаются полномочия по осуществлению контроля за содержанием информации, распространяемой средствами массовой информации.

препятствием законной профессиональной деятельности журналистов может быть признано безосновательное возбуждение уголовного дела против конкретного журналиста или по факту Журналистское деятельности, проведения проверок контрольными и правоохранительнымы органами с целью исключить или существенно затруднит деятельность средства массовой информации, безосновательное изъятие документов, эт 'связанных с деятельностью средства массовой информации или конкретного журналиста и т.д..

Такое препятствие может осуществляться путем угроз, применения физического насилия, обмана, шантажа, повреждение или уничтожение имущества, подкупа, Злоупотребление властью или служебным положением и т.д..

Если препятствие осуществлялось путем угрозы убийством или уничтожение имущества, применение насилия, уничтожения или повреждения имущества, подкупа должностного лица, то содеянное, при наличии оснований, следует дополнительно квалифициров, в частности, по статьям 121, 122, 125 - 127, 129, 194 - 196, 369. Умышленное убийство журналиста с целью помешать его законной профессиональной деятельности, а так же по мотивам мести за такую кампании с целью повлиять на результаты выборов, если оно привело к препятствования осуществлению гражданином Украины его избирательно права, следует квалифициров по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 171 и 157. Если такое препятствования вчинювалося служебной лицом с внедрением власти или служебного положения, оно при наличии оснований требует дополнительной правовой оценки как соответствующее преступление в сфере служебной деятельности, преступление против правосудия или другое преступление.

Они НЕ образуют состава рассматриваемого преступления действия, Которые Фактически хотя и помешало журналисту в его деятельности, но были совершены на законных основаниях (например, прекращение выпуска печатного средства массовой информации по решению суда, лишение журналиста аккредитации за превышение им своих полномочий или невыполнение обязанности 'связей).

Преследование может заключаться в физическом или психическом воздействии на журналиста, его родных или близких, уничтожении или повреждении его имущества, ограничении или лишение его прав или законных интересов (лишение премии, существенное уменьшение размера гонорара, увольнения или перевода на другую работу, отказ обнародовать Подготовленные им материалы). Необходимым признаком таких действий для квалификации их по ч. 2 ст. 171 является причинная обусловленность такого преследования выполнением журналистом профессиональных обязанностей 'связей или его критикой физических (не непременно "обязательно самого виновного) или юридических лиц.

Обязательное 'Обязательным условием квалификации преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей "связей или критику по ч. 2 ст. 171 является совершение таких действий должностным лицом или группой лиц по предварительному сговору. О понятии должностного лица см.. примечания 1 и 2 ст. 364 и общие положения к разделу XVII особенной части УК, а в понятии группы лиц по предварительному сговору - комментарий к ст. 28.

Если преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей 'связей или за критику совершается одним лицом, которое НЕ является должностным, совершенное при наличии оснований может быть признано умышленным препятствием законной профессиональной деятельности и квалифицировано по ч. 1 ст. 171 или вторым преступлением, состав которого образует способ преследования (например, угрозой убийством).

Состав этого преступления - формальный. Преступление Считается оконченным с момента совершения соответствующей действий, предусмотренных ст. 171.

4. Сб 'объектом этого преступления в первой форме может быть любая вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Воспрепятствование законной деятельности журналистов, совершенное должностным лицом с внедрением предоставленных ему власти или служебных полномочий, при наличии оснований следует дополнительно квалифициров этого преступления во второй его форме может быть: 1) вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, и действует в группе лиц по предварительному сговору; 2) Должностное лицо.

5. Сб "объективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

6. Нарушение права на информацию, которое состоит в неправомерно отказе в предоставления информации журналисту или средства массовой информации, несвоевременного или неполного предоставления информации, предоставление информации, а не соответствует действительности, в случаях, когда такая информация подлежит предоставление на запрос гражданина или юридического лица в согласовании с Законом Украины " Об информации ", " Об обращении граждан " и " О доступе к судебным решениям ", образует состав административного правонарушения, предусмотренном ст. 2123 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 В случае причинения таким деянием существенного вреда, если оно препятствовало законной деятельности журналистов, совершенное следует квалифициров Конституция Украины (статьи 15, 34).

Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 (статьи 278, 286, 301 - 308).

Закон Украины " Об информации & quot, от 2 октября 1992 г. (статьи 20, 29, 30 - 34, 38, 451, 47, 471).

Закон Украины " О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине " от 16 ноября 1992 года (ст. 18, 26, 35).

Закон Украины " О телевидении и радиовещания " в редакции от 12 января 2006 (статьи 1, 2, 6).

Закон Украины & ; quot; О информационные агентства " от 28 февраля 1995

Закон Украины " О гос поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов " от 23 сентября 1997 (ст. 1).

Решение конституционного Суда Украины по делу К. Г. Устименко N 5-зп от 30 октября 1997

Решение конституционного Суда Украины по делу в печатных периодических изданиях N 6-рп от 16 марта 2004

Инструкция о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, содержащих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства. Утверждена постановлением Кабинет министров Украины N 1893 от 27 ноября 1998

Постановление Кабинет министров Украина N 1000 от 19 июля 2006 " Некоторые вопросы учета, хранения и использования документов и других материальных носителей информации, содержащих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства ".

Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 2 от 7 февраля 2003 " О судебной практике по делам о преступлениях против жизни и здоровья & # 39, я лица & quot; (П. 12).