Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 277. Пошкодження шляхів сполучення і транспортных средств
1. Умисне руйнування або пошкодження шляхів сполучення, споруд на них, рухомого складу або суден, засобів н ' связи или сигнализации, а также другие действия, направленные на приведение указанных предметов в непригодное для эксплуатации состояние, если это повлекло или могло повлечь крушение поезда, судна или нарушило нормальную работу транспорта, или создало опасность для жизни людей либо наступления иных тяжких последствий, - наказываются штрафом от ' пятидесяти к двухсот ' пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, если они причинили потерпевшему средней тяжести или тяжелые телесные повреждения или причинили крупный материальный ущерб, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли гибель людей, - наказываются лишением свободы на срок от семи до ' пятнадцати лет.
Комментарий
1. Основным непосредственным об ' объектом преступления является безопасность использования путей сообщения и транспортных средств всех видов транспорта, кроме трубопроводного. Его дополнительным факультативным о ' объектом могут выступать жизнь и здоровье ' я лица, собственность, другие блага.
2. Предметом преступления являются: 1) пути сообщения, 2) сооружения на них, 3) подвижной состав и суда; 4) средства связи ' связи и сигнализации.
Пути сообщения - это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами, насыпью на магистральных и под ' подъездных путях; взлетные полосы, дорожки для выруливания; фарватеры, каналы, автомобильные дороги. Сооружения на них - это пассажирские платформы, погрузочно-разгрузочные рампы, мосты, виадуки, тоннели, эстакады, подпорные стены, сетки для предупреждения падения камней, причалы, шлюзы, тяговые станции и опоры фуникулеров, канатных дорог, шлагбаумы, бакены, маяки, дорожные знаки.
Понятие подвижной состав и суда включает в себя транспортные средства, названные в ст. 276 (см. комментарий к этой статье).
К средствам связи ' связи и сигнализации относятся светофоры, семафоры, локаторы, системы телеметрии и дистанционного управления, радиостанции, пеленгаторы т.п..
Сооружения и средства, не безопасности движения, а выполняют другие функции (например, информационные табло для пассажиров, грузовые краны ), не является предметом этого преступления. Их разрушение или повреждение при наличии оснований квалифицируются по статьям УК о преступлениях против собственности (статьи 194, 196).
3. Об ' объективная сторона преступления включает в себя такие обязанности ' обязательные признаки, как деяние, последствия и причинная н ' связь между деянием и последствиями и может проявиться в следующих формах:
1) разрушения указанных выше предметов
2) их повреждения
3) другие действия, направленные на приведение указанных предметов в непригодное для эксплуатации состояние.
Понятие разрушения является синонимом терминов " разрушения ", " уничтожения " . Об этих понятия см.. комментарий к статьям 113, 194, 263. О понятии повреждения имущества см.. комментарий к ст. 194.
Другие действия, направленные на приведение указанных предметов в непригодное для эксплуатации состояние, - это любые действия, в результате которых происходят изменения, которые делают невозможным или существенно затрудняют использование об ' объектов транспорта без ущерба для безопасности движения (отключение питания, подключения оборудования, искажает сигналы, подкладывания посторонних предметов на пути сообщения и т. д.). При этом сами о ' объекты транспорта могут и не повреждаться, но их безопасная эксплуатация становится невозможной.
Для рассматриваемого преступления характерно наступление последствий двух уровней, что следует учитывать при установлении причинной связи ' связи и вины. Последствия первого уровня (промежуточные) пов ' связанные с изменением в самых об ' объектах транспорта - их разрушением, повреждением, приведением в непригодное для эксплуатации состояние. Такие последствия наступают обязанности ' обязательно, они неотделимы от действия, однако их наступление еще не является достаточным основанием для наступления уголовной ответственности по ст. 277. Такая ответственность обусловливается также результатам второго уровня: 1) причинением аварии поезда, судна, 2) возможностью причинения аварии поезда, судна, 3) нарушением нормальной работы транспорта; 4) созданием опасности для жизни людей или опасности наступления иных тяжких последствий (ч. 1 ст. 277).
Авария на транспорте - это событие, эт ' связана с повреждением подвижного состава или путей сообщения (столкновение, сход с рельсов, затопление). Нарушение нормальной работы транспорта охватывает прекращения движения, значительные нарушения расписания, необходимость значительных усилий, средств, времени для ликвидации последствий аварии и т.д.. Возможность причинения аварии, а также создание опасности для жизни людей или других тяжелых последствий должна быть реальной (см. комментарий к ст. 283).
причинной связи ' связь в этом преступлении имеет специфику, обусловленную характером последствий. Такой н ' связь нужно установить: а) между деянием субъектов ' объекта и изменениями в об ' объектах транспорта, то есть доказать, что именно поведение человека повлекло за собой их разрушения, повреждения или приведения в негодность б) между разрушением, повреждением или приведением в негодность о ' объектов транспорта и последствиями, указанными в диспозиции соответствующей части ст. 277.
4. Сб ' объект преступления - вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
5. Сб ' объективная сторона преступления характеризуется умышленной отношением к разрушению, повреждению или приведения в негодное для эксплуатации состояние об ' объектов транспорта и неосторожным отношением к последствиям в виде аварии, нарушение нормальной работы транспорта, создания опасности или наступления реальной вреда.
При умышленном отношении к указанным последствиям содеянное при наличии оснований имеет получать самостоятельную уголовно-правовую оценку.
Если повреждение путей сообщения и транспортных средств умышленно совершается с целью ослабления государства и направлено на массовое уничтожение людей, причинение телесных повреждений или иного вреда их здоровью ' й, то содеянное, при наличии других обязанности ' обязательным признаков диверсии, следует квалифицировать по ст. 113.
6. Квалифицирующими признаками преступления являются: 1) причинение потерпевшему средней тяжести или тяжелых телесных повреждений, 2) причинение крупного материального ущерба (ч. 2 ст. 277), а особо квалифицирующим признаком - гибель людей (ч. 3 ст. 277).
О понятии средней тяжести и тяжелых телесных повреждений см.. комментарий к статьям 121 и 122, а о понятии большой материальный ущерб и гибель людей - комментарий к ст. 276.
***
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 Ратифицирована СССР 17 декабря 1993
Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, от 10 марта 1988 Ратифицирована СССР 17 декабря 1993