Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 333. Порушення порядку здійснення міжнародних передач товарів, що підлягають державному експортному контролю

1. Порушення встановленого порядку здійснення міжнародних передач товарів, що підлягають державному экспортному контролю, - наказывается штрафом от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное повторно или организованной группой, - наказывается ограничением свободы на срок до ' пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий :

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что его совершение создает условия для бесконтрольного распространения различных видов оружия в мире, в частности в странах с нестабильной политической ситуацией, для вооружения экстремистских, террористических группировок и т.д., и таким образом влияет на состояние выполнения Украиной своих международных обязательства ' язань по нераспространению оружия массового уничтожения и обычных видов вооружения и на стабильность международных отношений Украины с другими государствами.

2. Об ' объектом преступления является установленный порядок осуществления международных передач товаров, подлежащих государственному экспортному контролю.

Международные передачи товаров - это экспорт, импорт, реэкспорт товаров, их временный вывоз за пределы Украины или временный ввоз на ее территорию, транзит товаров по территории Украины, а также любые другие передачи товаров осуществляются за пределами Украины, при условии участия в них субъектов ' объектов осуществления международных передач товаров.

При этом по международных передач товаров соответствующие термины понимаются в таком значении:

1) экспорт - продажа или передача на иных законных основаниях товаров иностранным суб ' объектам хозяйственной и иной деятельности с вывозом или без вывоза этих товаров за пределы таможенной границы Украины, включая реэкспорт товаров, в т.ч.: а) продажа или передача товаров в Украине посольству либо представителю любого юридического лица иностранного государства, иностранцу или лицу без гражданства, б) продажа или передача в Украине или за ее пределами права управления (контроля) товарами в соответствии лицу иностранного государства или его представителю, иностранцу или лицу без гражданства, в т.ч. через средства связи ' связи в) раскрытие технологии иностранцу или лицу без гражданства г) фактическая отгрузка товаров с целью последующей их передачи или перемещения за пределы Украины

2) импорт - покупка или получение на других законных основаниях от иностранных субъектов ' объектов хозяйственной и иной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих товаров в Украину, включая их покупку для собственного потребления филиалами и представительствами учреждений и организаций Украины, которые находятся за ее пределами, а также дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Украины за рубежом

3 ) реэкспорт - продажа или передача на иных законных основаниях иностранным суб ' объектам хозяйственной и иной деятельности с вывозом или без вывоза за пределы Украины товаров, ранее импортированных в Украину

4) транзит - перевозка товаров из одной в другую иностранного государства территории Украины между двумя пунктами или в пределах одного пункта пропуска через государственную границу Украина, за исключением случаев, когда право собственности или право владения и пользования товаром при такой перевозке на территории Украины в установленном порядке переходит от одного к другому лицу

5) временный вывоз товаров - вывоз товаров с Украины в иностранное государство с последующим их возвращением в Украину

6) временный ввоз товаров - ввоз товаров в Украину из иностранного государства с последующим их вывозом за пределы Украины.

3. Предметом преступления являются товары, которые подлежат государственному экспортному контролю. Такими товарами согласно законодательству Украины являются товары: 1) военного назначения, 2) двойного использования.

К товарам военного назначения в совокупности или отдельно относятся: а) изделия; б) услуги по разработке, производства и т.п. указанных изделий или технологий в) сами технологии.

Изделия военного назначения - это вооружение, боеприпасы, военная и специальная техника, специальные комплектующие изделия для их производства, взрывчатые вещества, а также материалы и оборудование, специально предназначенные для разработки, производства или использования указанных изделий. При этом на вооружение (оружия) в ст. 333 нужно относить: а) химическое, биологическую, ядерную, лазерную, инфразвукового, радиологической, лучевую и другие виды оружия массового уничтожения б) реактивную, ракетную, минное, зажигательную, торпедные и другие обычные виды военного оружия в) огнестрельное оружие (стрелковое, артиллерийское и гранатометы), кроме охотничьего. О понятии боеприпасы, военная и специальная техника см.. комментарий к ст. 410.

Услуги военного назначения - предоставление иностранным юридическим или физическим лицам в Украине или за ее пределами услуг, в т.ч. посреднических (брокерских), в сфере разработки, производства, строительства, сборки, испытания, ремонта, технического обслуживания, модификации, модернизации, эксплуатации, управления, демилитаризации, уничтожения, сбыта, хранения, выявления, идентификации, приобретения или использования изделий или технологий военного назначения, а также предоставление указанным юридическим лицам иностранного государства или его представителям или иностранцам услуг по финансированию таких работ.

Технологии военного назначения - специальная информация в любой форме (по исключением общедоступной информации), необходимая для разработки, производства или использования изделий военного назначения и предоставления услуг военного назначения, а информация представляется в форме технических данных или технической помощи. При этом: а) технические данные - проекты, планы, чертежи, схемы, диаграммы, модели, формулы, спецификации, программное обеспечение, пособия и инструкции, размещенные на бумаге или других, в т.ч. и электронных, носителях информации б) техническая помощь - проведение инструктажей, предоставление консультаций, осуществление мер по повышению квалификации, обучение, практического освоения методов работы, в) базовые технологии - технологии, которые определяют принцип работы и использования техники, и элементы технологий, без которых военная техника не может быть создана и использована.

Срок " технологии " не распространяется на общедоступную технологию (технологию, на дальнейшее распространение которой не наложено никаких ограничений, в т.ч. ограничения, касающиеся авторского права) и фундаментальные научные исследования.

Товарами двойного использования являются: отдельные виды изделий, оборудования, материалов, программного обеспечения и технологий, специально не предназначенные для военного использования, а также работы и услуги, эт ' связанные с ними, которые, кроме гражданского назначения, могут быть использованы в военных или террористических целях или для разработки, производства, использования товаров военного назначения, оружия массового уничтожения, средств доставки этого оружия или ядерных взрывных устройств, в т.ч. отдельные виды ядерных материалов, химических веществ, бактериологических, биологических и токсичных препаратов, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.

Такими товарами могут быть, например, такие изделия, оборудование и материалы: а) виды электронного, бронированного, защитного оборудования б) различные реакционные сосуды, реакторы и смесители, емкости для хранения, системы и датчики контроля и т.п.; в) оборудование для испытания, контроля и производства перспективных материалов, электроники, компьютерная ' ютерив, систем связи ' связи и защиты информации, оптических и лазерных, навигационных систем и т.п. г) реакторное оборудование, оборудование для разделения изотопов урана, для производства тяжелой воды, для разработки систем взрыва т.п..

Предметом рассматриваемого преступления не являются, в частности:

1) любые товары, перемещаемые в связи ' связи с мероприятиями, проводимыми Вооруженными Силами Украины и другими военными формированиями Украины за ее пределами или военными формированиями иностранных государств на территории Украины в рамках международных договоров, предусматривающих соответствующие механизмы государственного контроля за перемещением товаров

2) газовая, спортивная или охотничье оружие, ее составные части, патроны к газовому и боеприпасы в спортивной или охотничьего оружия во время их международной передачи

3) табельное и служебно-штатное оружие, принадлежащее военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, другим лицам, которые в соответствии с законодательством имеют право на ношение такого оружия, и которая вывозится или ввозится согласно международным договорам.

4. С о ' объективной стороны преступление состоит в любом нарушении установленного порядка осуществления международных передач товаров, подлежащих государственному экспортному контролю.

Диспозиция ст. 333 сконструирована как бланкетная. Поэтому для определения тех или иных признаков состава преступления необходимо обращаться в соответствующие нормативно-правовых актов, прежде всего Закона Украины " О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования ".

Статья 24 этого Закона определяет исчерпывающий перечень нарушений требований законодательства в области государственного экспортного контроля. Соответственно, формами, в которых может проявиться рассматриваемый преступление, согласно конструкции диспозиции ст. 333, являются:

1) осуществление деятельности, эт ' связанной с международными передачами товаров, без получения в установленном порядке разрешения, заключения или документа о гарантиях.

Разрешение - это документ, выданный специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля, который предоставляет суб ' объекта осуществления международных передач товаров право на экспорт или импорт товаров. Разрешение может быть разовым, генеральным или открытым.

Заключение - документ, выданный специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля, который предоставляет суб ' объекта осуществления международных передач товаров право на временный ввоз или вывоз товаров или их транзит, проведение переговоров, эт ' связанных с заключением внешнеэкономических договоров (контрактов) о международные передачи товаров военного назначения или об экспорте товаров двойного использования и других товаров в государства, в отношении которых установлено частичное эмбарго на поставки таких товаров. Вывод может быть разовым, генеральным или открытым.

Разовый разрешение либо заключение предоставляется суб ' объекта осуществления международных передач товаров для проведения соответствующих переговоров или осуществления конкретной международной передачи товаров определенному конечному потребителю с указанием их наименования, количества, стоимости, особых условий поставки, названия иностранного субъекта ' объекта хозяйственной или другой деятельности, государства назначения или происхождения товаров и их конечного потребителя; генеральный - для неоднократного проведения соответствующих переговоров или осуществления международных передач товаров определенному конечному потребителю с указанием их наименования, особых условий поставки, названия иностранного субъекта ' объекта хозяйственной или другой деятельности, государства назначения или происхождения товаров и их конечного потребителя; открытый - для неоднократного проведения соответствующих переговоров или осуществления международных передач товаров с указанием только их наименования, особых условий поставки и названия государства назначения или происхождения товаров.

Документ о гарантии - документ, содержащий письменное обязательства ' Обязательства (подтверждение) уполномоченного на это государственного органа Украины или иностранного государства по использованию в заявленных целях товаров и выдается в форме международного импортного сертификата, сертификата подтверждения доставки или иного документа, содержащего такое обязательства ' Обязательства (подтверждение), а также документ, который содержит письменное обязательства ' Обязательства конечного потребителя, представляется в форме сертификата конечного потребителя

2) осуществление международных передач товаров на основании разрешений, заключений или документов о гарантиях, полученных путем представления подложных документов или документов, содержащих недостоверные сведения. Подделка соответствующих документов при наличии оснований дополнительно квалифицируется по статьям 358 или 366

3) заключение внешнеэкономических договоров (контрактов) о международных передач любых товаров или участие в их исполнении в любой другой способ, чем предусмотренный Законом " О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования ", если субъект ' объекта внешнеэкономической деятельности стало известно, что такие товары могут быть использованы иностранным государством или иностранным суб ' объектом хозяйственной деятельности с целью создания оружия массового уничтожения или средств его доставки

4) осуществление международной передачи товара, несмотря на то, что субъекты ' объекта внешнеэкономической деятельности стало известно, что товар будет использован в других целях или другим конечным потребителем, чем это было определено во внешнеэкономическом договоре (контракте) или эт ' связанных с ним документах, на основании которых было получено разрешение, заключение или международный импортный сертификат

5) умышленное сокрытие сведений, имеющих значение для решения вопроса о предоставлении разрешения, заключения либо международного импортного сертификата;

6) осуществление международных передач товаров с нарушениями условий, определенных в разрешениях, выводах или международных импортных сертификатах, в т.ч. после внесения без согласования со специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля изменений в внешнеэкономического договора (контракта), касающихся наименований и реквизитов экспортеров, импортеров, посредников и конечных потребителей, а также наименований товаров, обязательства ' язань об их конечное использование и предоставления соответствующих документов о гарантиях

7) проведение переговоров, эт ' связанных с заключением внешнеэкономических договоров (контрактов) об осуществлении экспорта товаров военного назначения, а также товаров двойного использования, на поставки которых в соответствующее иностранное государство установлено частичное эмбарго, без получения соответствующего положительного заключения специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля.

Во эмбарго понимается запрет или ограничение экспорта товаров в государства, определенных международными организациями, членом которых является Украина, или в государства, в отношении которых проводится соответствующая национальная политика

8) непредставление или несвоевременное представление специально уполномоченному органа исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля отчетов и соответствующих документов об итогах проведения упомянутых выше переговоров, а также о фактически осуществленных международных передачах товаров военного назначения и двойного использования на основании полученных разрешений или выводов, а также об использовании этих товаров в заявленных целях

9) создание препятствий для выполнения служебных обязанностей ' связей должностными лицами специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля и других государственных органов, осуществляющих государственный экспортный контроль, при выполнении ими своих служебных обязательства ' язань или невыполнение законных требований этих лиц. При наличии оснований преступление в этой форме дополнительно квалифицируется по статьям 350, 352 или 355

10) безосновательный отказ в предоставлении информации и документов, которые требуются специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля или другим государственным органом, осуществляющим государственный экспортный контроль в пределах своих полномочий, их умышленное искажение или сокрытие

11) умышленное уничтожение документов, эт ' связанных с заключением и выполнением внешнеэкономических договоров (контрактов) об осуществлении международных передач товаров, на основании которых были получены разрешения, заключения или международные импортные сертификаты, до окончания предусмотренного ст. 22 Закона " О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования " срока их хранения. При наличии оснований преступление в этой форме дополнительно квалифицируется по частям 1 или 2 ст. 357.

Преступление является оконченным с момента, когда фактически нарушен порядок осуществления международных передач товаров, подлежащих государственному экспортному контролю, в любой форме, хотя бы указанные товары и не были вывезены из Украины.

Фактическое перемещение через таможенную границу Украины с нарушением установленного порядка такого перемещения соответствующих предметов (в частности, материалов и оборудования к оружию массового поражения, ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных или взрывчатых веществ, военного имущества, принадлежащего к определенным видам сырья, материалов, оборудования или технологий, стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза за пределы Украины) квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 201 и 333.

При квалификации этого преступления, совершенного в семь, восемь, дев ' пятой и одиннадцать формах следует иметь в виду, что невыполнение законных требований должностных лиц специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля по устранению нарушений законодательства в области государственного экспортного контроля или создание препятствий для выполнения возложенных на них обязанности ' связей влечет административную ответственность по ст. 18817, а проведение указанных выше переговоров без получения соответствующего положительного заключения указанного специально уполномоченного органа, непредставление или несвоевременное представление ему отчетов и соответствующих документов об итогах проведения этих переговоров, а также о фактически осуществленных международных передачи товаров военного назначения и двойного использования на основании полученных разрешений или выводов, а также об использовании этих товаров в заявленных целях, и умышленное уничтожение документов, эт ' связанных с заключением и выполнением внешнеэкономических договоров (контрактов) об осуществлении международных передач товаров, на основании которых были получены разрешения, заключения или международные импортные сертификаты, до окончания предусмотренного законом срока их хранения - по ст. 2124 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984

5. Сб ' объект преступления общий. Конечно им являются физические лица - субъектов ' объекты внешнеэкономической деятельности, нарушающих законодательство в области государственного экспортного контроля, а также должностные лица специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля и других органов исполнительной власти, привлеченных к принятию решений в области экспортного контроля.

6. Сб ' объективная сторона преступления характеризуется умыслом или неосторожностью (в зависимости от конкретной формы этого преступления).

7. Квалифицирующими признаками преступления является совершение его: 1) повторно или 2) организованной группой.

О понятии повторности преступлений, совершение преступления организованной группой см.., соответственно, статьи 32 и 28 и комментарий к статьям 32, 28.

8. Поскольку в новой редакции ст. 333 усилена уголовная ответственность за предусмотренное им деяние, то, согласно ч. 2 ст. 5, эта статья не имеет обратного действия во времени.

***

Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 Украина присоединилась к Договору 16 ноября 1994

Парижский договор о обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 Ратифицирован Украиной 1 июля 1992

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 Ратифицирована Украиной 16 октября 1998

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (Биологического) и токсинного оружия и о его уничтожении от 10 апреля 1972

Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991

Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле. Украина присоединилась к Конвенции 26 сентября 2002

Закон Украины " О внешнеэкономической деятельности " от 16 апреля 1991 г. (ч. 2 ст. 20).

Закон Украины " О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования " от 20 февраля 2003

Положение о Государственной службе экспортного контроля Украины. Утверждено Указом Президента Украины N 342/2002 от 17 апреля 2002

Порядок осуществления государственного контроля за международными передачами товаров двойного использования. Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины N 86 от 28 января 2004 (Приложение 1: Список товаров двойного использования, которые могут быть использованы в создании обычных видов вооружений, военной или специальной техники; Приложение 2: Список товаров двойного использования, которые могут быть использованы в создании ракетного оружия; Приложение 3: Список товаров двойного использования, которые могут быть использованы в создании ядерного оружия; Приложение 4: Список товаров двойного использования, которые могут быть использованы в создании химического оружия; Приложение 5: Список товаров двойного использования, которые могут быть использованы в создании бактериологического (Биологического) и токсинного оружия).