Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 334. Порушення правил міжнародних польотів
Влит в Украине или вылет из Украины без соответствующего разрешения, а также несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных трасс, коридоров или эшелонов - Наказываются штрафом от двухсот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до ' пяти лет, или лишением свободы на тот же срок, с конфискацией воздушного судна.
Комментарий :
1. Об ' объектом этого преступления является безопасность международных полетов и порядок пересечения государственной границы Украины.
Международный полет - это осуществляемый в воздушном пространстве Украины запланирован или незапланированный полет воздушного судна, выполняется с пересечением государственной границы Украины (в т.ч. границы, в отношении которого не проведена делимитации и демаркации).
2. С о ' объективной стороны это преступление может проявиться в следующих формах:
1) влет в Украину или вылет из Украины без соответствующего разрешения
2) несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, трасс и коридоров, а также эшелонов и мест посадки.
Согласно Воздушному кодексу Украина к элементам структуры воздушного пространства Украины относятся воздушные трассы и местные воздушные линии Украины, воздушные коридоры для пересечения государственной границы, установленные и неустановленные маршруты полетов, районы выполнения авиационных работ, запрещенные зоны, зоны ограничения полетов и опасные зоны.
соответствии Закону Украины " О государственной границе Украины " воздушные суда пересекают государственную границу Украина в специально выделенных воздушных коридорах, а за ними - только с разрешения уполномоченных на то государственных органов Украины.
Срок воздушный коридор имеет юридические синонимы " коридор перелета " и " воздушные ворота ", срок эшелон - синоним " высота полетов ".
Срок воздушная трасса означает маршрут в сообщении (в отличие от " местной воздушной линии ", которая означает маршрут во внутреннем сообщении). При этом согласно воздушным законодательством воздушная трасса - это диспетчерский район или его часть, которые представляют собой коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, предназначенный для безопасного выполнения полетов воздушными судами и обеспеченный аэродромами, средствами навигации, контроля и управления воздушным движением, а воздушная линия - определенный и сертифицирован установленным порядком маршрут полета между согласованными пунктами для осуществления воздушных перевозок.
Срок место посадки в воздушном законодательстве не употребляется. Вылет украинских и иностранных воздушных судов с территории Украины, а также их посадка после влета на территорию Украины согласно законодательству Украины ведутся в аэропортах (на аэродромах), открытых для международных полетов, где есть контрольно-пропускные пункты Государственной пограничной службы Украины и таможенные учреждения. Иной порядок вылета и посадки воздушных судов допускается только с разрешения компетентных государственных органов Украины. Аэродром (гидроаэродром) - Это земельный или водный участок, специально оборудованная для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов, а аэропорт - комплекс сооружений, предназначенный для приема или отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок, проведения авиационных работ и имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие наземные сооружения и необходимое оборудование.
Вышеперечисленные нарушения касаются только воздушных судов, осуществляющих запланирован или незапланированный полет на международных авиалиниях Украины.
Другие, кроме непосредственно указанных в диспозиции ст. 334, нарушение правил международных полетов (скажем, международный полет воздушного судна с выключенными по неосторожности ра ' связью или аппаратурой светового или радиолокационного опознавания, несоблюдение минимума погоды при вылете, посадке или полете, самовольное сброса груза и др.), при отсутствии оснований квалифицировать их как нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта (ст. 276), как нарушение правил воздушных полетов (ст. 281), или как нарушение порядка использования воздушного пространства Украины (ст. 282), могут повлечь административную ответственность по ст. 113 Кодекса Украины об административных правонарушении 7 декабря 1984
Такой вид нарушения правил международных полетов, как провоз на воздушном судне взрывчатых или легковоспламеняющихся веществ, квалифицируется по ст. 269, если это было сделано пассажиром, или по ст. 276 - если это было сделано членом экипажа воздушного судна.
Состав преступления, предусмотренного ст. 334, является специальным (по определенным элементами общественных отношений, составляющих его непосредственной о ' объект, о ' объективной стороной и суб ' объектом) по составу преступления, предусмотренного ст. 276: он также предполагает нарушение определенными категориям работников транспорта (в частности, членами экипажа воздушного транспорта) правил безопасности движения, но только во время полетов в международном сообщении.
На отличие от нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта нарушение правил международных полетов не предусматривает как обязанность ' обязательно признак наступления общественно опасных последствий и является преступлением с формальным составом.
Пересечение государственной границы Украины при выполнении международных полетов осуществляется: а) гражданскими воздушными судами Украины и иностранными воздушными судами, выполняющими регулярные полеты - на основании межгосударственных договоренностей и соглашений б) гражданскими воздушными судами Украины и иностранными воздушными судами, выполняющих нерегулярные полеты (самолеты официальным правительственными делегациями, самолеты сельхозавиации т.п.), - с разрешения органа управления воздушным движением на основании специальных решений Министерства иностранных дел Украины или по согласованию с ним, в) государственными (т.е. такими, используемые на военной, таможенной, пограничной и милицейской службе) воздушными судами Украины - по представлению заявлений министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, согласованных с Министерством иностранных дел Украины. Экипаж воздушного судна за 5 - 10 минут до момента пересечения государственной границы Украины обязательства ' связан, сообщив некоторые сведения о себя, пригласить в соответствующий орган управления воздушным движением Украины разрешение на пересечение государственной границы.
Таким образом, влет в Украину или вылет из Украины без соответствующего разрешения предусматривает пересечения воздушным судном государственной границы Украины в воздухе без разрешения соответствующего органа управления воздушным движением Украины, выданного на основании межгосударственного соглашения (сделки), решения Министерства иностранных дел Украины или заявления соответствующего министерства, ведомства, предприятия, учреждения или организации, согласованного с Министерством иностранных дел Украины, подтвержденных непосредственно перед моментом пересечения государственной границы Украины.
Оконченным преступление в этой форме есть с момента фактического незаконного пересечения воздушным судном линии государственной границы Украины в воздухе.
Согласно законодательству Украины: а) перелет государственной границы Украины воздушными судами осуществляется в специально выделенным коридорам перелета, определенных документами по планированию использования воздушного пространства Украины и регулированию воздушного движения и опубликованных в документах аэронавигационной информации. Только при выполнении международных полетов государственными воздушными судами и другими воздушными судами Украины по специальному заданию орган управления воздушным движением Украины по согласованию с органами воздушной обороны Украины и органами организации воздушного движения сопредельных государств может позволить пересечения государственной границы Украины вне воздушных коридоров. Этот порядок касается полетов в воздушном пространстве Украины и иностранных воздушных судов, если при заключении международного соглашения или выдаче разрешения не установлен иной б) вылет иностранных воздушных судов из Украины, а также их посадка на территории Украины происходит в аэропортах (На аэродромах), открытых для международных полетов, в) при полетах заранее определенными воздушными трассами (маршрутами) отклонения за их пределы запрещается, за исключением обхода опасных явлений погоды, в аварийных и других ситуациях, угрожающих безопасности полета г) при выполнении полетов для оказания помощи в случаях стихийных бедствия, катастрофы, аварии, аварийной ситуации и в других случаях, угрожающих жизни и здоровью ' й человек хранению грузов и авиационной техники, воздушные суда, в т.ч. иностранные, могут осуществлять влет в воздушное пространство Украины и вылет из него, выполнять полеты за международными трассами и совершать посадку в аэропортах (На аэродромах), запрещенных для международных полетов, только с разрешения органа управления воздушным движением д) воздушное судно обязательства ' связано соблюдать предоставленной ему для полета высоты полета (эшелона), т.е. расстояния от земной поверхности вертикально вверх к воздушному судну.
Таким образом, несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот или высоты полетов означает нарушение членами экипажа воздушного судна, осуществляющего международный полет, соответствующих требованиям органов управления воздушным движением Украины относительно соблюдения воздушных трасс, коридоров перелета, эшелонов или возможности посадки в соответствующих аэропортах (на аэродромах), содержащихся в документах аэронавигационной информации, а в неординарных случаях определяются органами управления воздушным движением Украины самостоятельно или по согласованию с другими министерствами и ведомствами Украины или органами организации воздушного движения других государств.
Оконченным преступление в этих формах есть с момента, соответственно, вылета за пределы воздушной трассы, коридора перелета или невльоту в них, посадки в обусловленной аэропорта (на аэродроме), снижение ниже или поднятия выше разрешенного эшелона.
Средствами совершения преступления, предусмотренного ст. 334, являются воздушные транспортные средства, пилотируемые при международных полетов (самолеты, вертолеты, дирижабли, воздушные шары и т.д.). Ведь они являются вещами, которые находятся в динамическом состоянии и с помощью которых субъекты ' объект влияет на нематериальный о ' объект этого преступления. В случае несанкционированного влета в Украине, вылета из Украины, других нарушений правил международных полетов космическими о ' объектами или беспилотными воздушными о ' объектами (беспилотными самолетами, планерами, ракетами, зенитными снарядами т.д.) ответственность лиц, управляющих ими из земли, может наступить по ст. 282.
Место совершения влета в Украине или вылета из Украины без соответствующего разрешения является обязательным ' Обязательным признаком о ' объективной стороны преступления в этой его форме: таким местом может быть только государственную границу Украины (в данном случае - вертикальная поверхность, которая проходит по соответствующей линии и определяет границы воздушного пространства Украины).
Во второй форме это преступление может быть совершено в воздушном пространстве Украины (им является часть воздушной сферы, расположенная над сушей и водной территорией Украины, в т.ч. над ее территориальными водами), а если законы страны пребывания пользователя не предусматривают иного, - и за пределами Украины: в воздушном пространстве другой страны или в открытом воздушном пространстве (Использование международного воздушного пространства регулируется международными правилами).
3. Сб ' объект преступления специальный - член экипажа (или пилот-одиночка) иностранного или украинского воздушного судна, осуществляет полет международными авиалиниями, для которого правила международных полетов является обязательным ' Обязательными.
Лица, совершившие незаконный влет в Украину или вылет из Украины путем угона или захвата воздушного судна, в том числе члены экипажа воздушного судна, несут ответственность по ст. 278.
Нарушение правил международных полетов, сопряженное с нарушением работником воздушного транспорта правил безопасности движения, если это повлекло наступления последствий, предусмотренных частями 2 или 3 ст. 276, требует квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 334 и ч. 2 или 3 ст. 276, поскольку в данном случае специальный состав преступления (нарушение правил международных полетов) таких последствий, в отличие от общего состава преступления (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта), не предусматривает. Нарушение же правил международных полетов, сопряженное с несоблюдением работником воздушного транспорта правил безопасности движения, если это заведомо создавало угрозу наступления тяжких последствий, квалифицируется только по ст. 334.
4. С суб ' объективной стороны преступление в любой его форме может быть совершено только с прямым умыслом.
Влит в Украине или вылет с Украины или другие умышленные нарушения правил международных полетов, которые были обусловлены неисправностью самолета, потерей ориентировки в связи ' связи со стихийным бедствием или другими подобными причинами, не является преступлением. В Воздушном кодексе Украины прямо указано, что командир воздушного судна имеет право отступать от правил и требований нормативных документов, регламентирующих безопасность полета, в частности изменить маршрут полета, осуществлять перелет государственной границы и (или) выполнять посадку воздушного судна на аэродроме, не предусмотренному заданию на полет, в случаях возникновения угрозы для жизни и здоровья ' я пассажиров и членов экипажа, эт ' связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации, в экстремальной ситуации, которая угрожает гибелью людей, для спасения их жизни. Согласно Закону Украины " О государственной границе Украина " и актов международного законодательства, регулирующих безопасность полетов, отклонения от плана полета разрешаются в случае, если они были вызваны погодными условиями, которые негативно влияют на безопасность полетов, техническими трудностями, эт ' связанными с самолетом, необходимостью оказания срочной медицинской помощи любому лицу на борту самолета или инструкциями управления воздушным движением, касающиеся условий, вызванных форс-мажорными (вынужденными) обстоятельствами. Поэтому нарушение правил международных полетов по перечисленных обстоятельств должно рассматриваться с учетом положений статей 39 и 42.
***
Чикагская конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 СССР присоединился к Конвенции 14 ноября 1970
Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 Ратифицирована СССР 27 декабря 1972, УССР 16 января 1973
Хельсинский договор по открытому небу от 24 марта 1992 Ратифицирован Украиной 2 марта 2000
Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 (ст. 113).
Воздушный кодекс Украины от 23 Май 1995 (статьи 1 - 2, 9 - 10, 12, 15, 38, 51, 57 - 58).
Закон Украины " О государственной границе Украины " от 4 ноября 1991 (ст. 10).
Закон Украины " Об ответственности за воздушные перевозки пассажиров через государственную границу Украины без надлежащих документов для в ' въезда в Украину " от 10 января 2002
Закон Украины " О государственной пограничной службе Украины & quot , от 3 апреля 2003
Государственная программа авиационной безопасности гражданской авиации. Утверждена Законом Украины от 20 февраля 2003
Положения о пунктах пропуска через государственную границу. Утверждено постановлением Кабинета Министров Украины N 1203 от 3 августа 2000
Постановление Кабинета Министров Украина N 1017 от 18 декабря 1995 " О порядке воздушного сообщения через государственную границу Украины ".
Положение о о ' объединенной гражданско-военной системе организации воздушного движения Украины. Утверждено постановлением Кабинета Министров Украины N 1281 от 19 июля 1999
Положения об использовании воздушного пространства Украины. Утверждено постановлением Кабинета Министров Украины N 401 от 29 марта 2002
Постановление Кабинета Министров Украины " О регулировании деятельности в области использования воздушных судов спортивного назначения, воздушных шаров, сверхлегких воздушных судов и воздушных судов любительской конструкции " N 470 от 20 мая 1997
Постановление Кабинета Министров Украины N 1989 от 24 Декабрь 2003 " Вопросы пропуска через государственную границу автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных транспортных средств перевозчиков и товаров, которые перемещаются ими ".
Приказ Министерства транспорта Украины, Министерства обороны Украины " О введение в действие системы вертикального эшелонирования ИКАО " N 441/241 от 13 июля 2001