Водный кодекс Украины (ВК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 21. Державний моніторинг вод
З метою обеспечение сбора, обработки, хранения и анализа информации о состоянии вод, прогнозирование его изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов осуществляется государственный мониторинг вод.
Государственный мониторинг вод является составной частью государственной системы мониторинга окружающей природной среды Украины и осуществляется в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.
Комментарий :
К части первой. Государственный мониторинг вод можно определить как систему наблюдения за состоянием вод осуществляется уполномоченными государственными органами. Вмещение положений о государственном мониторинге вод к главе 5 "Контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов" выглядит ошибкой, поскольку мониторинг и контроль - различные функции управления.
К части второй. Порядок осуществления государственного мониторинга вод определен ПКМУ от 20.07.96 N 815 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга вод". Поскольку данный вид мониторинга является составной системы мониторинга окружающей среды (что предусмотрено не только комментируемым нормой, а ст. 22 ЗУ "Об охране окружающей природной среды"), то на порядок проведения мониторинга вод распространяет действие и постановление КМУ от 30.03.98 N 391 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга окружающей среды".
Кроме приведенных актов некоторые аспекты мониторинга вод урегулирован приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 24.12.2001 N 485, которым утвержден Единственное межведомственное руководство по организации и осуществлению государственного мониторинга вод. Данным руководством детально определены нормативную основу, процедуру проведения мониторинга вод и критерии, превышение которых является нарушением действующего законодательства в данной сфере.
Финансовые вопросы организации мониторинга вод урегулирован постановлениями КМУ от 22.02.2008 N 68" Об использовании в 2008 году средств, предусмотренных в государственном бюджете для защиты территорий от вредного воздействия вод, ведения государственного мониторинга поверхностных вод, государственного водного кадастра, паспортизации и управления водными ресурсами "и от 30.06.2005 N 529" О порядке использования средств государственного бюджета, выделяемых для защиты территорий от вредного воздействия вод, государственного мониторинга поверхностных вод, ведения государственного водного кадастра, паспортизации и управления водными ресурсами ".
Мониторинг вод осуществляется: Минприроды Украины, государственной санитарно-эпидемиологической службой Минздрава Украины, Госводхозом Украины, Минжилкомхоза Украина, их органами на местах, а также организациями, которые входят в сферу управления этих министерств и ведомств (п. 4 Порядка осуществления государственного мониторинга вод, утвержденного ПКМ Украины от 20.07.96 N 815). К таким "организаций" относятся прежде органы Госводхоза (областные, бассейновые управления и т.п.).
Кроме того, участие в осуществлении мониторинга участвуют и другие органы. Так, например, в Винницкой области в соответствии решению Винницкого облсовета N 63 от 24.10.94 "Об областном мониторинг окружающей среды" мониторинг вод в пределах области осуществляют государственное управление природных ресурсов, областной центр гидрометеорологии, облсанэпидстанции, Юго-Бузское бассейновое управление водными ресурсами, подольская гидрогеологическая партия, ГП "Винницаводоканал" 98. Согласно Положению о региональной (областной) системе мониторинга окружающей среды, утвержденного распоряжением председателя Луганской облгосадминистрации 06.08.2008 N 1024, мониторинг окружающей среды в части сбора информации о состоянии вод и водных объектов осуществляют Государственное управление охраны окружающей природной среды в Луганской области, Государственная экологическая инспекция в Луганской области, Луганская областная санитарно-эпидемиологическая станция, Главное управление земельных ресурсов в Луганской области, Главное управление жилищно-коммунального хозяйства, Луганский областной государственный проектно-технологический центр охраны плодородия почв и качества Луганский областной центр гидрометеорологии, Луганское областное производственное управление мелиорации и водного хозяйства, Луганское региональное управления водных ресурсов, Государственное региональное геологическое предприятие "Восток ГРГП", ГП "Укрсхидрозвидування" - Луганский филиал Украинского государственного главного научно-исследовательского и производственного института инженерно-технических и экологических вишукувань99.
Учитывая, что осуществление мониторинга возложено на целый ряд органов, между которыми отсутствуют отношения подчинения, осуществления мониторинга практически возможно лишь при координации деятельности этих органов определенным комиссионным органом (комиссией), который включал бы их представителей на уровне руководителей или заместителей руководителей территориальных органов. Законодательство прямо не предоставляет полномочий по утверждению положений о подобных комиссии ни одному органу. В частности, полномочия по утверждению положений о таких комиссиях прямо не отнесены к полномочиям государственных администраций областного уровня, однако прямо не запрещено.
На наш взгляд, создание комиссий по вопросам мониторинга окружающей среды, которое не потребует дополнительного финансирования, будет состоять из работников существующих государственных органов, не может негативно повлиять на права и свободы граждан, а наоборот служить гарантией права граждан на экологическую безопасность и других экологических прав граждан. В связи с тем, что администрации есть органами общей компетенции и в соответствии с ч. 3 ст. 31 ЗУ "О местных государственных администрациях", именно на глав администраций положено полномочия по координации деятельности территориальных органов министерств и других центральных органов исполнительной власти и должного выполнения возложенных на эти органы задач, а именно администрации должны утвердить положение о региональных комиссиях мониторинга окружающей среды и утверждать их состав. Одновременно на общегосударственном уровне соответствующее положение может быть утверждено и совместным приказом органов, на которые возложено осуществление мониторинга.
Вместе с тем, считаем целесообразным внесение изменений и дополнений в Положение о государственной системе мониторинга окружающей среды, прямо предусматривали обязанность государственных администраций областного уровня утверждать положение о региональных комиссиях по вопросам мониторинга окружающей среды.