Водный кодекс Украины (ВК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 45. Обмеження прав водокористувачів

В случае маловодья, угрозы возникновения эпидемий и эпизоотий, а также в других предусмотренных законодательством случаях права водопользователей могут быть ограничены или изменены условия водопользования с целью обеспечения здравоохранения и в других государственных интересах. При этом приоритетность предоставляется использованию вод для питьевых и бытовых нужд населения.

Права водопользователей ограничиваются также во время аварий или при условиях, которые могут привести или привели к загрязнению вод, и при осуществлении неотложных мер по предотвращению стихийного бедствия, вызванного вредным действием вод, и ликвидации его последствий.

Права водопользователей, которые осуществляют специальное водопользование, могут быть ограничены органом, который выдал разрешение на специальное водопользование или предоставил водный объект в пользование или в аренду.

Права вторичных водопользователей могут быть ограничены первичными водопользователями по согласованию с органом, который выдал разрешение на специальное водопользование или предоставил водный объект в пользование.

Право общего водопользования может быть ограниченно в порядке, определенном статьей 47 настоящего Кодекса.

Комментарий :

В части первой. Статья позволяет ограничить права водопользователей в случаях, когда они не допустили нарушения свои обязанности, однако возникли обстоятельства, которые обусловливают необходимость ограничения даже правомерной деятельности, которая влияет на состояние водных объектов.

Ч. 1 ст. 45 ВК определены обстоятельства, которые могут служить основанием для ограничения правомерной деятельности водопользователей. Такими обстоятельствами являются: 1) эпидемия 2) эпизоотия 3) другие предусмотренные законодательством случаи.

абз. 7 в. 1 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней "от 06.04.2000 эпидемии определено как" массовое распространение инфекционной болезни среди населения соответствующей территории за короткий промежуток времени ". Эпизоотия, согласно абз. 16 п. 2 Положения о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных животных и растений единой государственной системы предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, утвержденного приказом Минпромполитики от 25.05.99 N 214, представляет собой распространение заразных заболеваний животных в отношении короткий промежуток времени на значительной территории характеризуется непрерывностью эпизоотического процесса.

Как было указано выше, законодатель предоставляет право уполномоченным органам (см. ч. 3 статьи) ограничить право водопользования также в других предусмотренных законодательством случаях.

Необходимо обратить внимание, что эта статья не распространяется на случаи потребления воды из водопроводов, т.е. на использование воды, не представляет собой водопользование (использование водных объектов) (о разграничении терминов "водопользование" и "использование воды "см.. комментарий к ст. 48 ВК).

К части второй. Ограничения, о которых речь идет в этой части, касающихся права как общего, так и специального водопользования. Относительно ограничений права общего водопользования см.. ч. 2 ст. 47 ВК.

О праве специального водопользования, в случае возникновения обстоятельств, о которых речь идет в этой части, режим водохранилищ или их каскада или отдельных водоемов определяют комиссии по установлению режима работы того или другого водного объекта (см. ст. 76 и комментарий к ней). Этим решением определяются конкретные параметры функционирования этого водного объекта. Если дальнейшее специальное водопользование без корректировки его условий не позволяет обеспечить установленных решением указанной комиссии условий, то государственный орган, который принимал решение о предоставлении разрешения на специальное водопользование, принимает решение о его ограничения на основании указанной части комментируемой статьи.

Часть третьей. Комментируемая часть определяет органы, которые вправе принимать решения, которыми ограничивать права водопользователей. Этими органами являются органы, которые предоставляли разрешение на осуществление специального водопользования: в случае использования водных объектов общегосударственного значения - Республиканский комитет экологии и природных ресурсов Автономной Республики Крым, государственные управления экологии и природных ресурсов в областях, гг. Киеве и Севастополе, государственные инспекция охраны Черного и Азовского морей (далее - территориальные органы Минприроды), в случае использования объектов местного значения - Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские советы по согласованию с соответствующими территориальными органами Минприроды (абз. 2 и 3 п. 2 Порядка согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденного ПКМ от 13.03.2002 N 321).

Стоит отметить, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации, ее угрозы или иной нестандартной ситуации Государственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций наделена правом давать поручения руководителям центральных и местных органов исполнительной власти по принятие мер по обеспечению экологической безопасности граждан (абз. 3 п. 5 Положения о Государственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, утвержденного ПКМ Украины от 16.02.98 N 174). Предметом такого поручения может служить и ограничение или изменение условий права специального водопользования.