Водный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 76. Порядок експлуатації водогосподарських систем

Работа водохозяйственных систем (водохранилищ, каналов и других н ' связанных между собой водных ' объектов) регулируется путем установления соответствующих режимов для каждого водного об ' объекта системы с учетом прогноза водности.

Режимы работы этих систем устанавливаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, на основании правил эксплуатации водных ' объектов с учетом экологических требований и интересов всех водопользователей.

Комментарий :

К части первой. Установка режимов водохозяйственных систем осуществляется с целью обеспечения такого порядка их эксплуатации, при котором использование водохранилища в одном регионе не пол ' связывалось бы с ущербом или невозможностью обеспечить первоочередные потребности в другом регионе.

П. 2 ст. 16 ВК полномочия по установлению режимов водохозяйственных систем отнесено к полномочиям специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам водного хозяйства. Эта норма не нашла своего развития в Положении о Государственном комитете по водному хозяйству, утвержденном ПКМ Украины от 27.06.2007 года N 882.

По имеющейся в Украине практикой, значительную часть таких режимов утверждают различные межведомственные комиссии при Госводхозе Украины. Например, протоколом заседания Межведомственной комиссии при Госводхозе, утвержденным Председателем Госводхоза Украины от 04.08.2008 года, утвержден режимы работы днепровских водохранилищ на август 2008 года, 137 протоколом заседания Межведомственной комиссии при Госводхозе Украины от 04.08.2008 был установлен режим работы Днестровского водохранилища на август 2008 року138 и инши.139

Такая практика, на наш взгляд, не соответствует нормам действующего законодательства. Не отрицая против создания таких межведомственных комиссий, необходимо признать, что утверждение режима водохранилищ существенно влияет на права и свободы субъектов ' ведения хозяйства. Это выражается в том, что именно режим использования водных ' объектов способен существенно повлиять на использование воды для гидроэнергетики, забора воды и т.п.. Кроме того, установление режима эксплуатации водных ' объектов носит межведомственный характер, поскольку влияет на использование рыбных ресурсов, функционирования об ' объектов электроэнергетики. Поэтому утверждаться режима должны, на наш взгляд, нормативно-правовыми актами (приказами) Госводхоза, имеющие к тому же регистрировать в установленном порядке.

Для обоснования законности решений указанных межведомственных комиссий по установлению режимов эксплуатации водных ' объектов ссылаются на положения п. 4 ПКМ Украины от 20.01.97 N 41, которой установлено, что решение Межведомственной комиссии по установлению режимов работы днепровских водохранилищ, принятые в пределах ее компетенции, является обязательным ' Обязательными для исполнения всеми участниками водохозяйственного комплекса. На наш взгляд, это положение прямо противоречит ч. 2 комментируемой статьи.

В части второй. Утверждение как режимов работы водохранилищ комплексного назначения, водохозяйственных систем и каналов, так и утверждение правил их эксплуатации, п. 2 ст. 16 ВК отнесено к полномочиям органов Госводхоза - именно так, на наш взгляд, следует понимать употреблен термин " водохозяйственные органы ", принятая в комментируемой статьи.