Водный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 89. Обмеження господарської діяльності в прибережних захисних смугах уздовж річок, навколо водойм та на островах

Прибережні захисні смуги є природоохоронною територією з режимом обмеженої господарської деятельности.

В прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещается:

1) розорювання земель (крім підготовки грунту для залуження і залісення), а також садівництво та городництво;

2) зберігання та застосування пестицидів і добрив;

3) влаштування летних лагерей для скота;

4) строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей

5) мытье и обслуживание транспортных средств и техники

6) устройство свалок мусора, навозохранилищ, накопителей жидких и твердых отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т.п..

Объекты, находящиеся в прибрежной защитной полосе, могут эксплуатироваться, если при этом не нарушается ее режим. Не пригодные для эксплуатации сооружения, а также те, которые не отвечают установленным режимам хозяйствования, подлежат вынесению из прибрежных защитных полос.

Комментарий :

В части первой. Часть первая предлагает определение прибрежной защитной полосы. Другое определение приведено в ст. 1 ВК. По этому определению, прибрежная защитная полоса - это "часть водоохранной зоны соответствующей ширины вдоль реки, моря, вокруг водоемов, на которой установлен более строгий режим хозяйственной деятельности, чем на остальной территории водоохранной зоны ".

Положение комментируемой части полностью воспроизведены в ч. 1 ст. 61 ЗК.

К части второй. Комментируемая часть непосредственно определяет ограничения, с учетом которых должны использоваться прибрежные защитные полосы. В целом они сформулированы достаточно конкретно и однозначно и разъяснения не нуждаются, за исключением основного ограничения - на строительство в прибрежной защитной полосе (п. 4 комментируемой части).

Закон запрещает строительство в прибрежных защитных полосах, делая исключение для строительства "гидротехнических, гидрометрических и линейных" сооружений. В Украине, особенно в АР Крым, существует практика застройки побережья в пределах прибрежных защитных полос т.. "Эллингами" - помещениями для хранения маломерных судов, в действительности являются жилыми помещениями со всеми коммунальными удобствами. При этом не только нарушается окружающий ландшафт, но и загрязняется окружающая среда, уничтожаются объекты растительного мира, в том числе уникальни151. Кроме того, распространена практика ограждения прибрежных участков капитальными заборами до самого уреза воды. Ни описаны эллинги, ни капитальные заборы не соответствуют понятию "гидротехнических, гидрометрических и линейных" сооружений, поэтому их возведение в прибрежных защитных полосах является незаконным.

Следует отметить, что понятие и общая характеристика гидротехнических сооружений (т.е. сооружений для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод - дамб, водосбросов, водоспуски, сооружений водоотведения и т.д.) определяются СНиП 2.06.01-86 "Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования ".

Положение комментируемой части полностью воспроизведены в ч. 2 ст. 61 ЗК.

К части третьей. Положение ч. 3 могут быть применены в случае, когда границы прибрежных защитных полос меняют свое расположение вместе с изменением расположения или характеристик водного объекта или когда прибрежная защитная полоса устанавливается "впервые" за соответствующим проектом (в пределах населенного пункта) - см.. ст. 88. В противном случае строительство объекта является незаконным и влечет безусловный долг снос здания или сооружения.

На наш взгляд, в случае изменения (установка) границ прибрежной защитной полосы с комментируемой нормы следует лишь обязанность прекратить эксплуатацию объектов, не соответствует режиму прибрежной защитной полосы. Требование же "вынесение" объекта за пределы полосы по своей природе предусматривает лишение права собственности на объект недвижимости. Считаем, что принудительное переноса, учитывая гарантии нерушимости права собственности, установленные ч. 5 ст. 41 Конституции Украины, без четкого процедурного обеспечения (на сегодня отсутствующего) реализовано быть не может.

Положение комментируемой части полностью воспроизведены в ч. 3 ст. 61 ЗК.