З А К О Н У К Р А И Н Ы
О государственной тайне (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1994, N 16, ст.93) {Вводится в действие Постановлением ВР N 3856-XII ( 3856-12 ) от 21.01.94, ВВР, 1994, N 16, ст.94} {В редакции Закона N 1079-XIV ( 1079-14 ) от 21.09.99, ВВР, 1999, N 49, ст.428} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 971-IV ( 971 -15 ) от 19.06.2003, ВВР, 2003, N 45, ст.361 N 1519-IV ( 1519 - 15 ) от 19.02.2004, ВВР, 2004, N 23, ст.320 N 293-VI ( 293-17 ) от 21.05.2008, ВВР, 2008, N 27-28, ст.252 N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010, ВВР, 2010, N 46, ст.537 N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010, ВВР, 2011, N 10, ст.63 N 2978-VI ( 2978-17 ) от 03.02.2011, ВВР, 2011, N 33, ст.329 N 4212-VI ( 4212-17 ) от 22.12.2011, ВВР, 2012, N 32-33, ст.413 N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012 N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "орган государственной власти" во всех падежах и числах заменено словами "государственный орган" в соответствующем падеже и числе согласно Закону N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010}
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с отнесением информации к государственной тайне, засекречиванием, рассекречиванием ее материальных носителей и охраной государственной тайны в целях защиты национальной безопасности Украины. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе термины употребляются в таком значении: государственная тайна (далее также - секретная информация) - вид тайной информации, которая охватывает сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности Украины и которые признаны в порядке, установленном настоящим Законом, государственной тайной и подлежат охране государством; отнесении информации к государственной тайне - процедура принятия (государственным экспертом по вопросам тайн) решения о отнесении категории сведений или отдельных сведений к государственной тайне с установлением степени их секретности путем обоснования и определения возможного ущерба национальной безопасности Украины в случае разглашения этих сведений, включением этой информации в Свод сведений, составляющих государственную тайну, и с опубликованием этого Свода, в него ; гриф секретности - реквизит материального носителя секретной информации, удостоверяющий степень секретности данной информации; государственный эксперт по вопросам тайн - должностное лицо, уполномоченное осуществлять в соответствии с требованиями настоящего Закона отнесении информации к государственной тайне в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, изменение степени секретности этой информации и ее рассекречивание; допуск к государственной тайне - оформление права гражданина на доступ к секретной информации; доступ к государственной тайне - предоставление полномочным должностным лицом разрешения гражданину на ознакомление с конкретной секретной информацией и осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, или ознакомление с конкретной секретной информацией и осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, этим должностным лицом в соответствии с его служебными полномочиями; засекречивания материальных носителей информации - введение в установленном законодательством порядке ограничений на распространение и доступ к конкретной секретной информации путем предоставления соответствующего грифа секретности документам, изделиям или иным материальным носителям этой информации; Свод сведений, составляющих государственную тайну, - акт, в котором сведены перечни сведений, согласно решениям государственных экспертов по вопросам тайн составляют государственную тайну в определенных настоящим Законом сферах; категория режима секретности - категория, характеризующая важность и объемы сведений, составляющих государственную тайну, которые сосредоточены в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях; криптографическая защита секретной информации - вид защиты, реализуется путем преобразования информации с использованием специальных данных (ключевых данных) с целью сокрытия (или восстановления) содержания информации, подтверждения ее подлинности, целостности, авторства и т.п.; материальные носители секретной информации - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, отображены в виде текстов, знаков, символов, образов, сигналов, технических решений, процессов и т.п.; охрана государственной тайны - комплекс организационно-правовых, инженерно-технических, криптографических и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предотвращение разглашения секретной информации и потери ее материальных носителей; режим секретности - установленный согласно требованиям этого Закона и иных изданных в соответствии с ним нормативно-правовых актов единый порядок обеспечения охраны государственной тайны; рассекречивание материальных носителей секретной информации - снятие в установленном законодательством порядке ограничений на распространение и доступ к конкретной секретной информации путем отмены ранее предоставленного грифа секретности документам, изделиям или другим материальным носителям этой информации; специальная экспертиза относительно наличия условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, - экспертиза, проводится с целью определения в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях наличия условий, предусмотренных настоящим Законом, для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной; степень секретности ("особой важности", "совершенно секретно", "секретно") - категория, характеризующая важность секретной информации, степень ограничения доступа к ней и уровень ее охраны государством; техническая защита секретной информации - вид защиты, направлен на обеспечение инженерно-техническими средствами конфиденциальности, целостности и невозможности блокирования информации. Статья 2. Законодательство Украины о государственной тайне Отношения в сфере охраны государственной тайны регулируются Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), Законом Украины" О информации "( 2657-12 ), настоящим Законом, международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины и другими нормативно-правовыми актами. Статья 3. Сфера действия Закона Действие настоящего Закона распространяется на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы прокуратуры Украины, другие государственные органы, Верховную Раду Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, объединения граждан (далее - государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации), осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которым в установленном порядке предоставлен доступ к государственной тайне. Переданные Украине сведения, составляющие тайну иностранного государства или международной организации, охраняются в порядке, предусмотренном настоящим Законом. В случае, если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные, чем предусмотренные настоящим Законом, правила охраны тайны иностранного государства или международной организации, то применяются правила международного договора Украины. Статья 4. Государственная политика в отношении государственной тайны Государственную политику в отношении государственной тайны как составляющую основ внутренней и внешней политики определяет Верховная Рада Украины. Статья 5. Компетенция государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере охраны государственной тайны Президент Украины, обеспечивая национальную безопасность, выдает указы и распоряжения по вопросам охраны государственной тайны, отнесенным настоящим Законом и другими законами к его полномочиям. Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере охраны государственной тайны. Кабинет Министров Украины направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти по обеспечению осуществления государственной политики в сфере охраны государственной тайны. Центральные и местные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления осуществляют государственную политику в сфере охраны государственной тайны в пределах своих полномочий, предусмотренных законом. Специально уполномоченным государственным органом в области обеспечения охраны государственной тайны является Служба безопасности Украины. Обеспечение охраны государственной тайны в соответствии с требованиями режима секретности в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, деятельность которых повязкам связана с государственной тайной, возлагается на руководителей указанных органов, предприятий, учреждений и организаций. Статья 6. Осуществление права собственности на секретную информацию и ее материальные носители Собственник секретной информации или ее материальных носителей осуществляет свое право собственности с учетом ограничений, установленных в интересах национальной безопасности Украины соответственно этому Закона. Если ограничение права собственности на секретную информацию или ее материальные носители причиняют ущерб их владельцу, возмещение осуществляется за счет государства в порядке и размерах, определяются в договоре между собственником такой информации или ее материальных носителей и государственным органом (органами), которому государственным экспертом по вопросам тайн предоставляется право принимать решение в отношении субъектов, которые будут иметь доступ к этой информации и ее материальных носителей. Указанным договором также определяются порядок и условия охраны государственной тайны, включая режим секретности при пользовании и распоряжении секретной информацией и ее материальными носителями, обусловливается согласие собственника этой информации и ее материальных носителей на осуществление < br> права собственности с учетом ограничений, установленных в соответствии с настоящего Закона, взятие собственником на себя обязательства по сохранения государственной тайны и ознакомлению его с мерой ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне. Если собственник секретной информации или ее материальных носителей отказывается от заключения договора либо нарушает его, по решению суда эта информация или ее материальные носители могут быть изъяты у собственность государства при условии предварительного и полного возмещения собственнику их стоимости. Статья 7. Финансирование расходов на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной Финансирование расходов на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, в бюджетных учреждениях и организациях осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов. Средства на указанные расходы предусматриваются в соответствующих бюджетах отдельной строкой. Указанные расходы других учреждений и организаций, а также предприятий относятся к валовым расходам производителя продукции, изготовление которой связано с государственной тайной. Расходы на осуществление мер по отнесению информации к государственной тайне, засекречиванию, рассекречиванию и охране материальных носителей такой информации, ее криптографической и технической защиты, другие расходы , связанные с государственной тайной, на негосударственных предприятиях, в учреждениях, организациях финансируются на основании договора с заказчиком работ, связанных с государственной тайной. Предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим деятельность, связанную с государственной тайной, могут предоставляться налоговые и другие льготы в порядке, установленном законом. Раздел II Отнесение информации к государственной ТАЙНЫ Статья 8. Информация, которая может быть отнесена к государственной тайны К государственной тайне в порядке, установленном настоящим Законом, относится информация: 1) в сфере обороны: о содержании стратегических и оперативных планов и других документов боевого управления, подготовке и проведении военных операций, стратегическом и мобилизационном развертывании войск, а также о других важнейших показатели, характеризующих организацию, численность, дислокацию, боевую и мобилизационную готовность, боевую и другую военную подготовку, вооружение и материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Украины и других военных формирований; о направлениях развития отдельных видов вооружения, военной и специальной техники, их количество, тактико-технические характеристики, организации и технологии производства, научные, научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с разработкой новых образцов вооружения, военной и специальной техники или их модернизацией, а также о других работах, планируемых или осуществляемых в интересах обороны страны; о дислокации, характеристики пунктов управления, содержание мероприятий общегосударственного и регионального, в случае необходимости городского и районного уровня, по приведению в готовность единой государственной системы гражданской защиты населения и территорий в выполнению задач в особый период и об организации системы связи (оповещения) в особый период, возможностях населенных пунктов, регионов и отдельных объектов по эвакуации, рассредоточения населения и обеспечения его жизнедеятельности; обеспечения производственной деятельности объектов национальной экономики в военное время {Абзац четвертый пункта 1 части первой статьи 8 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} о геодезических, гравиметрических, картографических и гидрометеорологических данных и характеристиках, имеющих значение для обороны страны; 2) в сфере экономики, науки и техники: о содержании мобилизационных планов государственных органов и органов местного самоуправления, мобилизационные мощности, меры мобилизационной подготовки и мобилизации и объемы их финансирования, запасах и объемах поставок стратегических видов сырья и материалов, а также сводные данные о номенклатуре и уровнях накопления, общие объемы поставок, отпуска, закладки, освежения, размещения и фактических запасах государственного материального резерва {Абзац второй пункта 2 части первой статьи 8 редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} об использовании транспорта, связи, мощностей других отраслей и объектов инфраструктуры государства в интересах обеспечения его безопасности; о планах, содержании, объеме, финансировании и выполнении государственного оборонного заказа {Абзац четвертый пункта 2 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432 -VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} о планах, объемах и других важнейших характеристиках добычи, производства и реализации отдельных стратегических видов сырья и продукции; о государственных запасах драгоценных металлов монетарной группы, драгоценных камней, валюты и других ценностей, операции, связанные с изготовлением денежных знаков и ценных бумаг, их хранением, охраной и защитой от подделки, обращением, обменом или изъятием из обращения, а также о других особых мерах финансовой деятельности государства; о научных, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы, на базе которых могут быть созданы прогрессивные технологии, новые виды производства, продукции и технологических процессов, имеющих важное оборонное или экономическое значение или существенно влияют на внешнеэкономическую деятельность и национальную безопасность Украины; 3) в сфере внешних отношений: о директивах, планах, указаниях делегациям и должностным лицам по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украине, направленные на обеспечение ее национальных интересов и безопасности; о военном, научно-техническом и ином сотрудничестве Украины с иностранными государствами, если разглашение сведений об это причинять ущерб национальной безопасности Украины; об экспорте и импорте вооружения, военной и специальной техники, отдельных стратегических видов сырья и продукции; 4) в сфере государственной безопасности и охраны правопорядка: о личном составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или разведывательную или контрразведывательной {Абзац второй пункта 4 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} о средствах, содержании, планах, организации, финансировании и материально-техническое обеспечение, формы, методы и результаты оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности , о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими такую ??деятельность; о составе и конкретных лиц, которые являются негласными штатными работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную, разведывательную и контрразведывательной деятельности {Абзац третий пункта 4 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} об организации и порядке осуществления охраны административных зданий и других государственных объектов, должностных и других лиц, охрана которых осуществляется согласно Закону Украины "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц "; о системе правительственной и специальной связи; об организации, содержании, состоянии и планах развития криптографической защиты секретной информации, содержание и результаты научных исследований в сфере криптографии; о системах и средствах криптографической защиты секретной информации, их разработка, производство, технологию изготовления и использования; о государственных шифрах, их разработке, производстве, технологии изготовления и использования; об организации режима секретности в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, государственных программах, планах и другие мероприятия в сфере охраны государственной тайны; об организации, содержании, состоянии и планах развития технической защиты секретной информации; о результатах проверок, осуществляемых согласно закону прокурором в порядке соответствующего надзора за соблюдением законов, и о содержании материалов оперативно-розыскной деятельности, досудебного расследования и судопроизводства по вопросам, указанным в настоящей статье сфер {Абзац одиннадцатый пункта 4 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} о других средствах, формах и методах охраны государственной тайны. Конкретные сведения могут быть отнесены к государственной тайне по степени секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" лишь при условии, что они относятся к категорий, указанных в части первой настоящей статьи, и их разглашение наносить ущерб интересам национальной безопасности Украины. Запрещается отнесение к государственной тайне любых сведений, если этим будут сужаться содержание и объем конституционных прав и свобод человека и гражданина, наноситься вред здоровья ю и безопасности населения. Не относится к государственной тайне информация: о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта; об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайные происшествия, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан; о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечения, а также о социально-демографических показателях, состояние правопорядка, образования и культуры населения; о фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина; о незаконных действиях государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц; другая информация, которая в соответствии с законами и международными договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украине, не может быть засекречена. Статья 9. Государственные эксперты по вопросам тайн Государственный эксперт по вопросам тайн осуществляет в соответствии с требованиями настоящего Закона отнесение информации в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка к государственной тайне, изменение степени секретности этой информации и ее рассекречивание. Выполнение функций государственного эксперта по вопросам тайн на конкретных должностных лиц ( 987/2009 ) возлагается: в Верховной Раде Украины - Председателем Верховной Рады Украины; в других государственных органах, Национальной академии наук Украине, на предприятиях, в учреждениях и организациях - Президентом Украины по представлению Службы безопасности Украины на основании предложений руководителей соответствующих государственных органов, Национальной академии наук Украины, предприятий, учреждений и организаций. (Абзац третий части второй статьи 9 в редакции Закона N 971-IV ( 971-15 ) от 19.06. 2003) Вмешательство в деятельность государственного эксперта по вопросам тайн лица, которому по должности его ведении, не допускается. Государственный эксперт по вопросам тайн в соответствии с возложенными на него задачами: 1) определяет: основания, по которым информация должна быть отнесена к государственной тайны; основания и целесообразность отнесения к государственной тайне информации о изобретения (полезные модели), предназначенные для использования в сферах, указанных в части первой статьи 8 настоящего Закона ; целесообразность отнесения к государственной тайне информации о изобретения (полезные модели), имеющих двойное применение, на основании сравнительного анализа эффективности целевого использования и с согласия автора (владельца патента) степень секретности информации, отнесенной к государственной тайны; государственный орган (органы), которому предоставляется право принимать решение относительно круга субъектов, которые будут иметь доступ к секретной информации; 2) готовит заключение о нанесенного национальной безопасности Украины вреда в случае разглашения секретной информации или потери материальных носителей такой информации {Пункт 2 части четвертой статьи 9 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} 3) устанавливает и продлевает срок действия решения об отнесении информации к государственной тайне с указанием даты ее разглашении; 4) дает Службе безопасности Украины решения об изменении степени секретности информации и отмена решения об отнесении ее к государственной тайны в случае, если основания, по которым эта информация < br> были отнесены к государственной тайне, перестали существовать {Пункт 4 части четвертой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} 5) утверждает по согласованию со Службой безопасности Украины развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, изменения в них, контролирует соответствие содержания этих перечней Своду сведений , составляющих государственную тайну; 6) рассматривает предложения государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан и отдельных граждан об отнесении информации к государственной тайны и ее рассекречивание; 7) утверждает заключения об осведомленности о государственной тайне граждан, имеющих имели допуск к государственной тайне; 8) контролирует обоснованность и правильность предоставления документам, изделиям и иным материальным носителям информации, содержат сведения, включенные в Свод сведений или развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, соответствующего грифа секретности, своевременность изменения такого грифа и рассекречивание этих носителей с предоставлением им реквизита "рассекречено"; 9) участвует в разработке критериев определения ущерба, который может быть причинен национальной безопасности Украины в случае разглашения секретной информации либо утраты материальных носителей такой информации. {Пункт 9 части четвертой статьи 9 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} < br> Государственный эксперт по вопросам тайн при выполнении возложенных на него функций обязан: 1) согласовывать при посредничестве Службы безопасности Украины свои заключения об отмене решений об отнесении информации к межгосударственным тайнам с соответствующими должностными лицами государств - участников международных договоров Украины о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных тайн и сообщать им о принятых решение об отнесении информации к государственной тайне, на которую распространено действие этих договоров; 2) представлять Службе безопасности Украины не позднее чем через десять дней с момента подписания решения об отнесении сведений к государственной тайне или об отмене этих решений, а развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, - в то же срок с момента их утверждения {Пункт 2 части пятой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} 3) рассматривать в течение одного месяца предложения Службы безопасности Украины об отнесении информации к государственной тайне, отмены или продления срока действия ранее принятого решения об отнесении информации к государственной тайны {Пункт 3 части пятой статьи 9 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} 4) предоставлять соответствующий гриф секретности решениям об отнесении информации к государственной тайне и об отмене этих решений в зависимости от важности их содержания {Пункт 4 части пятой < br> статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} 5) принимать участие в заседаниях государственных экспертов по вопросам тайн; 6) инициировать вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство Украины о государственной тайну. {Часть пятая статьи 9 дополнена пунктом 6 согласно Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07. 2010} Государственный эксперт по вопросам тайн имеет право: 1) беспрепятственно проводить проверку выполнения государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в сфере его деятельности, решений об отнесении информации к государственной тайны, отмена этих решений, соблюдения порядка засекречивания информации и при выявлении нарушений давать обязательные для исполнения предписания об их устранении {Пункт 1 части шестой статьи 9 с изменениями , внесенными согласно Закону N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} 2) создавать экспертные комиссии из специалистов и ученых, имеющих допуск к государственной тайне, для подготовки проектов решений об отнесении информации к государственной тайне, снижение степени ее секретности и отмене указанных решений, выводов относительно осведомленности о государственной тайне граждан, которые имеют или имели допуск к государственной тайне, а также для подготовки соответствующих выводов в случае разглашения секретной информации или потери материальных носителей такой информации {Пункт 2 части шестой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI ( 2432 - 17 ) от 06.07.2010} 3) отменять безосновательные решения о предоставлении носителю информации грифа секретности, изменении или отмене этого грифа; 4) ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство Украины о государственной тайне; 5) получать в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций сведения, необходимые для выполнения своих функций. Государственным экспертам по вопросам тайн, а также специалистам, которые привлекаются к подготовке решений и заключений государственных экспертов по вопросам тайн, устанавливаются дополнительные выплаты в порядке и размерах, которые определяются Кабинетом Министров Украины. {Часть седьмая статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Государственный эксперт по вопросам тайн несет персональную ответственность за законность и обоснованность своего решения о отнесении информации к государственной тайне или о снижении степени секретности такой информации или отмены решение о отнесения ее к государственной тайне, а также за умышленное непринятие решение об отнесении к государственной тайне информации, разглашение которой может нанести ущерб интересам национальной безопасности Украины. {Часть восьмая статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Статья 10. Порядок отнесения информации к государственной тайны Отнесение информации к государственной тайне осуществляется мотивированным решением государственного эксперта по вопросам тайн по его собственной инициативе, по обращению руководителей соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан. Государственный эксперт по вопросам тайн относит информацию к государственной тайне по вопросам, принятие решений по которым относится к его компетенции согласно должности. В случае, если принятие решения об отнесении информации к государственной тайне относится к компетенции нескольких государственных экспертов по вопросам тайн, оно по инициативе государственных экспертов или по предложению Службы безопасности Украины принимается коллегиально и принимается простым большинством голосов. При этом каждый эксперт имеет право изложить свое мнение. Информация считается государственной тайной со времени опубликования Свода сведений, составляющих государственную тайну, в который включена эта информация, изменения в него в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 11. Решение государственного эксперта по вопросам тайн В решении государственного эксперта по вопросам тайн об отнесении информации к государственной тайне указываются: {Абзац первый части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} информация, которая должна составлять государственную тайну, и ее соответствие категориям и требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Закона; основания для отнесения информации к государственной тайне и обоснование ущерба национальной безопасности Украины в случае ее разглашения; степень секретности указанной информации; объем финансирования мероприятий, необходимых для охраны такой информации; государственный орган, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация или гражданин, который внес предложение об отнесении информации к государственной тайне, и государственный орган (органы), которому предоставляется право определять круг субъектов, которые будут иметь доступ к этой информации; срок, в течение которого действует решение об отнесении информации к государственной тайне. Решение об отнесении информации к государственной тайне, продлении срока действия ранее принятого решения об отнесении информации к государственной тайне, изменение степени секретности информации, отмене ранее принятого решение об отнесении информации к государственной тайне принимаются государственным экспертом по вопросам тайн в течение одного месяца с момента поступления обращения государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации или гражданина. Такие решения подлежат регистрации Службой безопасности Украины и является основанием для формирования Свода сведений, составляющих государственную тайну, и внесения изменений в указанный Свода, в отраслевых или ведомственных развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну. Порядок регистрации решений государственных экспертов по вопросам тайн определяется Кабинетом Министров Украины. {Часть вторая статьи 11 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010}
{Часть третья статьи 11 исключен на основании Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010}
{Часть четвертая статьи 11 исключен на основании Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010}
{Часть пятая статьи 11 исключен на основании Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010}
Статья 12. Свод сведений, составляющих государственную тайну Свод сведений, составляющих государственную тайну, формирует Служба безопасности Украины на основании решений государственных экспертов по вопросам тайн. Указанный Свод и изменения к нему вступают силу с момента опубликования в официальных изданиях Украины. {Часть первая статьи 12 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Изменения в Свод сведений, составляющих государственную тайну, вносятся не позднее трех месяцев со дня получения Службой безопасности Украины соответствующего решения государственного эксперта по вопросам тайн. {Часть вторая статьи 12 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Образцы форм решений государственных экспертов по вопросам тайн, порядок и механизм формирования Свода сведений, составляющих государственную тайну, и его опубликования определяются Кабинетом Министров Украины. {Часть третьей статьи 12 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} На основании и в пределах Свода сведений, составляющих государственную тайну, с целью конкретизации и систематизации данных о секретной информации государственные органы создают отраслевые или ведомственные развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, а также могут создавать межотраслевые или межведомственные развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну. Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, по инициативе и согласованию с заказчиком работ, связанных с государственной тайной, могут создавать собственные развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну. Такие перечни соглашаются со Службой безопасности Украины, утверждаются государственными экспертами по вопросам тайн и регистрируются в Службе безопасности Украины. Развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, не могут противоречить Своду сведений, составляющих государственную тайну. В случае включения в Свод сведений, составляющих государственную тайну, или в развернутые перечни этих сведений информации, которая не соответствует категориям и требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Закона, или нарушение установленного порядка отнесения информации к государственной тайне заинтересованные граждане и юридические лица имеют право обжаловать соответствующие решения в суд. С целью недопущения разглашения государственной тайны судебное разбирательство жалоб может проводиться в закрытых заседаниях в соответствии с законом. Статья 13. Срок действия решения об отнесении информации к государственной тайны Срок, в течение которого действует решение об отнесении информации к государственной тайне, устанавливается государственным экспертом по вопросам тайн с учетом степени секретности информации, критерии определения которого устанавливаются Службой безопасности Украины, и других обстоятельств. Он не может превышать для информации со степенью секретности "особой важности" - 30 лет, для информации "совершенно секретно" - 10 лет, для информации "секретно" - 5 лет. По истечении предусмотренного частью первой настоящей статьи срока действия решения об отнесении информации к государственной тайне государственный эксперт по вопросам тайн принимает решение об отмене решения об отнесении ее к государственной тайне или принимает решение о продлении срока действия указанного решения в пределах сроков, установленных частью первой настоящей статьи. {Часть вторая статьи 13 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Президент Украины по собственной инициативе или на основании предложений государственных экспертов по вопросам тайн либо по обращению государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан может устанавливать более длительные сроки действия решений об отнесении информации к государственной тайне, чем сроки, предусмотренные частью первой настоящей статьи. Статья 14. Изменение степени секретности информации и отмена решения об отнесении ее к государственной тайне Повышение или понижение степени секретности информации и отмене решения об отнесении ее к государственной тайне осуществляются на основании решения государственного эксперта по вопросам тайн или на основании решения суда в случаях, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона, и оформляются Службой безопасности Украины путем внесения соответствующих изменений в Свод сведений, составляющих государственную тайну. {Часть первая статьи 14 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Информация считается государственной тайной с более высоким или низкой степенью секретности или такой, не составляющей государственной тайны, со времени опубликования соответствующих изменений в Свод сведений, составляющих государственную тайну.
Раздел III ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ И РАССЕКРЕЧИВАНИЕ материальных носителей информации Статья 15. Засекречивание и рассекречивание материальных носителей информации Засекречивание материальных носителей информации осуществляется путем предоставления на основании Свода сведений, составляющих государственную тайну (развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну), соответствующему документу , изделию или иному материальному носителю информации грифа секретности должностным лицом, которая готовит или создает документ, изделие или другой материальный носитель информации. {Часть первая статьи 15 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Гриф секретности каждого материального носителя секретной информации должен соответствовать степени секретности информации, в нем содержится, согласно Своду сведений, составляющих государственную тайну, - "особой важности", "совершенно секретно" или "секретно". Реквизиты каждого материального носителя секретной информации состоят из: грифа секретности номера экземпляра; статьи Свода сведений, составляющих государственную тайну, на основании которой осуществляется засекречивания; наименование должности и подписи лица, предоставившего гриф секретности. {Часть вторая статьи 15 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Если реквизиты, указанные в части второй настоящей статьи, невозможно нанести непосредственно на материальный носитель секретной информации, они должны быть указаны в сопроводительных документах. Запрещается предоставлять грифы секретности, предусмотренные настоящим Законом, материальным носителям иной секретной информации, не составляющей государственной тайны, или конфиденциальной информации. Перечень должностей, пребывание на которых дает должностным лицам право предоставлять материальным носителям секретной информации грифы секретности, утверждается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, осуществляет деятельность, связанную с государственной тайной. {Часть пятая статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Степени секретности научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, выполняемых в интересах обеспечения национальной безопасности и обороны государства, устанавливаются путем вынесения соответствующего заключения государственным экспертом по вопросам тайн, который выполняет свои функции в сфере деятельности заказчика, вместе с подрядчиком. {Часть шестая статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} По истечении установленных сроков засекречивания материальных носителей информации и при повышении или снижении определенного государственным экспертом по вопросам тайн степени секретности такой информации или отмены решения об отнесении ее к государственной тайне руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, в которых осуществлялось засекречивание материальных носителей информации, или руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, являющихся их правопреемниками, или руководители высшего уровня обязаны в течение шести месяцев обеспечить изменение грифа секретности или рассекречивание этих материальных носителей секретной информации и письменно уведомить об этом руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, которым были переданы такие материальные носители секретной информации. Статья 16. Срок засекречивания материальных носителей информации Срок засекречивания материальных носителей информации имеет соответствовать сроку действия решения об отнесении информации к государственной тайны, установленного решением государственного эксперта по вопросам тайн. Течение срока засекречивания материальных носителей информации начинается со времени предоставления им грифа секретности. Статья 17. Обжалование решения о засекречивании материальных носителей информации Граждане и юридические лица вправе внести должностным лицам, предоставившим гриф секретности материальному носителю секретной информации, обязательное для рассмотрения мотивированное предложение о рассекречивании этого носителя информации. Указанные должностные лица должны в течение одного месяца дать гражданину или юридическому лицу письменный ответ по этому поводу. Решение о засекречивании материального носителя информации может быть обжаловано гражданином или юридическим лицом в порядке подчиненности вышестоящему органу или должностному лицу или в суд. При неудовлетворения жалобы, поданной в порядке подчиненности, гражданин или юридическое лицо вправе обжаловать решение вышестоящего органа или должностного лица в суд.
Раздел IV ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ Статья 18. Основные организационно-правовые мероприятия по охране государственной тайны В целях охраны государственной тайны вводятся: единые требования к изготовлению, пользованию, сохранению, передачи, транспортировки и учета материальных носителей секретной информации; разрешительный порядок осуществления государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями деятельности, связанной с государственной тайной; ограничения обнародования, передачи другому государству или распространения другим путем секретной информации; ограничения пребывания и деятельности в Украине иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, их доступа к государственной тайны, а также расположения и перемещения объектов и технических средств, принадлежащих им; особенности осуществления государственными органами их функций по государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с государственной тайной; режим секретности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной; специальный порядок допуска и доступа граждан к государственной тайны; технический и криптографическая защита секретной информации. Статья 19. Единые требования к материальным носителям секретной информации Единые требования к изготовлению, учету, пользования, хранения, сохранности, передачи и транспортировки материальных носителей секретной информации устанавливаются Кабинетом Министров Украине. Статья 20. Разрешительный порядок осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, и режим секретности Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации имеют право осуществлять деятельность, связанную с государственной тайной, после оказания им Службой безопасности Украина специального разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной.
|