З А К О Н У К Р А И Н Ы
Предоставление разрешения осуществляется на основании заявок государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций и результатов специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной. С целью определения наличия условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, Служба безопасности Украины может создавать специальные экспертные комиссии, в состав которых включать специалистов государственных органов, органов местного самоуправления, < br> предприятий, учреждений и организаций по согласованию с их руководителями. Результаты специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, оформляются соответствующим актом. Разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, предоставляется государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям по результатам специальной экспертизы при условии, что они: в соответствии с компетенцией, государственными задачами, программами, заказов, договоров (контрактов) участвуют в деятельности, связанной с государственной тайной; имеют помещения для проведения работ, связанных с государственной тайной, хранилища для хранения засекреченных документов и других материальных носителей секретной информации, отвечающих требованиям по обеспечения секретности указанных работ, исключают возможность доступа к ним посторонних лиц, гарантируют сохранение носителей секретной информации; соблюдают предусмотренные законодательством требования режима секретности работ и других мероприятий, связанных с использованием секретной информации, порядка допуска лиц к государственной тайне, приема иностранных граждан , а также порядка осуществления технического и криптографической защиты секретной информации {Абзац четвертый части третьей статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} имеют режимно-секретный орган, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, должны быть знакомы с действующим законодательством о государственной тайне. Срок действия разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, устанавливается Службой безопасности Украины и не может превышать 5 лет. Его продолжительность зависит от объема работ (деятельности), осуществляются государственным органом, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией, степени секретности и объема связанных с этими работами (деятельностью) сведений, составляющих государственную тайну, а также категории режима секретности. {Часть пятая статьи 20 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, не предоставляется, если отсутствуют условия для осуществления такой деятельности, предусмотренные настоящей статьей, а также если руководитель < br> предприятия, учреждения, организации не является гражданином Украины или не имеет допуска к государственной тайне. {Статья 20 дополнена новой частью согласно Закону N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, может быть отменен или его действие может быть приостановлено Службой безопасности Украины на основании акта проведенной ею проверки, < br> выводы которого содержат данные о несоблюдении государственным органом, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией условий, предусмотренных настоящей статьей. {Часть седьмая статьи 20 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям, которые осуществляют деятельность, связанную с государственной тайной, по результатам специальной экспертизы предоставляются соответствующие категории режима секретности (первая, вторая или третья), которые указываются Службой безопасности Украины в разрешениях на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной. {Часть восьмая статьи 20 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, которым предоставлено указанное в этой статье разрешение, приобретают права на доступ к конкретной секретной информации согласно решению государственных органов, уполномоченных государственным экспертом по вопросам тайн принимать такие решения. По согласованию с этими органами осуществляется передача секретной информации или ее материальных носителей государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, имеющих разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной. Порядок предоставления, переоформления, приостановления и возобновления действия или отмены разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, форма акта специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, форма разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, и категории режима секретности устанавливаются Кабинетом Министров Украины. {Часть десятая статьи 20 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Статья 21. режимно-секретного органа В государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, с целью разработки и осуществления мероприятий по обеспечению режима секретности, постоянного контроля за их соблюдением создаются на правах отдельных структурных подразделений режимно-секретные органы (далее - РСО), которые подчиняются непосредственно руководителю государственного , органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации. {Часть первая статьи 21 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Создание, реорганизация или ликвидация РСО осуществляются согласованию со Службой безопасности Украины. В своей работе РСО взаимодействуют с органами Службы безопасности Украины. В состав РСО входят подразделения режима, секретного делопроизводства и другие подразделения, непосредственно обеспечивающие охрану государственных тайн, в зависимости от специфики деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации. В государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях со значительным объемом работ, связанных с государственной тайной, вводится должность заместителя руководителя по вопросам режима, на которого возлагаются обязанности и права руководителя РСО. В государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях с незначительным объемом работ, связанных с государственной тайной, где штатным расписанием не < br> предусмотрено создание РСО, учет и хранение секретных документов, а также меры по обеспечению режима секретности осуществляются лично их руководителями или специально назначенным приказом руководителя работником после создания необходимых условий, обеспечивают режим секретности . На них распространяются обязанности и права работников РСО. Назначение лиц на должности заместителей руководителей по вопросам режима, начальников РСО и их заместителей, а также издание приказа о возложении на отдельного работника обязанностей по обеспечению режима секретности осуществляется по согласованию с органами Службы безопасности Украины и РСО вышестоящих государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. РСО комплектуются специалистами, которым предоставлен допуск к государственной тайне со степенью секретности "совершенно секретно", если характер выполняемых работ не требует допуска к государственной тайны с степенью секретности "особой важности". Если государственный орган, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение или организация не осуществляет деятельность с секретной информацией, имеющей степени секретности "совершенно секретно" и "особой важности", РСО такого органа, предприятия, учреждения или организации комплектуется специалистами, которым предоставлен допуск к государственной тайне со степенью секретности "секретно". {Часть седьмая статьи 21 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Основными задачами РСО являются: а) недопущение необоснованного допуска и доступа лиц к секретной информации; б) своевременная разработка и реализация совместно с другими структурными подразделениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций мероприятий, обеспечивающих охрану государственной тайны; в) предупреждение разглашения секретной информации, случаев потерь материальных носителей этой информации, завладения секретной информации иностранными государствами, иностранными юридическими лицами, иностранцами, лицами без гражданства и гражданами Украины, которым не предоставлен допуск и доступ к ней; г) выявление и закрытие каналов просачивания секретной информации в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации; д) обеспечение введения мер режима секретности выполнении всех видов работ, связанных с государственной тайной, и при осуществлении внешних отношений; е) организация и ведение секретного делопроизводства {Пункт "е" части восьмой статьи 21 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} является) осуществление контроля за состоянием режима секретности в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях и на подчиненных им объект объектах. РСО имеют право: а) требовать от всех работников государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также командированных неуклонного выполнения требований законодательства по обеспечения охраны государственной тайны; б) участвовать в рассмотрении проектов штатных расписаний государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий в части , касающейся РСО, вносить предложения по структуре и численности работников этих органов; в) участвовать в проведении аттестации работников, выполняют работы, связанные с государственной тайной, а также в рассмотрении предложений по выплате в установленном нормативными актами порядке компенсации за работу в условиях режимных ограничений; г) привлекать специалистов государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации к осуществление мероприятий по охране государственной тайны; д) осуществлять проверки состояния и организации работы по защиты государственной тайны и обеспечению режима секретности в подразделениях государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также в подведомственных им учреждениях и предприятиях, давать соответствующие рекомендации; е) осуществлять проверки соблюдения режима секретности на рабочих местах работников, имеющих допуск к государственной тайне, содержания спецхранилищ (помещений, сейфов, металлических шкафов, спецчемоданив, спецпапок т.п.), наличия документов, изделий и других материальных носителей секретной информации; является) заявлять руководителем государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации вопросы о назначении служебных расследований по фактам нарушений режима секретности и секретного делопроизводства, о привлечении лиц к ответственности по закону, а также давать рекомендации по обязательным для выполнения указаний руководителям подразделений государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий с вопросам обеспечения режима секретности ж) принимать участие в служебных расследованиях, в установленном порядке требовать от работников государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации письменных объяснений фактов разглашения ими секретных сведений, утраты материальных носителей секретной информации, других нарушений режима секретности с) вносить предложения руководителю государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации о прекращении работ, связанных с государственной тайной, в структурных подразделениях, если условия для их выполнения не отвечают требованиям режима секретности опечатывать помещения, где ведутся такие работы или хранятся материальные носители секретной информации; и) получать от граждан, которым оформляются документы на допуск к государственной тайне, анкетные данные; и) использовать средства связи и вести в установленном порядке почтово-телеграфную переписку с другими государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями и их РСО по вопросам обеспечения режима секретности и) иметь печать с наименованием РСО, а также другие печати и штампы установленной формы. Передача функций РСО каким-либо другим подразделениям государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации не допускается.
Статья 22. Допуск граждан к государственной тайне зависимости от степени секретности информации устанавливаются такие формы допуска к государственной тайне: форма 1 - для работы с секретной информацией, которая имеет степени секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно"; форма 2 - для работы с секретной информацией, которая имеет степени секретности "совершенно секретно" и "секретно"; форма 3 - для работы с секретной информацией, имеющей степень секретности "секретно", а также такие сроки действия допусков: для формы 1 - 5 лет для формы 2 - 7 лет {Абзац седьмой части первой статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} для формы 3 - 10 лет. {Абзац восьмой части первой статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Допуск к государственной тайне предоставляется дееспособным гражданам Украины старше 18 лет, которые нуждаются в нем по условиям своей служебной, производственной, научной или научно-технической деятельности или учебы, органами Службы безопасности Украины после проведения их проверки. Порядок предоставления допуска к государственной тайне определяется Кабинетом Министров Украины. {Часть вторая статьи 22 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} В отдельных случаях, определяемых министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, по согласованию со Службой безопасности Украины гражданам Украины в возрасте от 16 лет может предоставляться допуск к государственной тайне со степенями секретности "совершенно секретно" и "секретно", а старше 17 лет - также в государственной тайне со степенью секретности "особой важности". Для рассмотрения вопроса о предоставлении гражданам допуска к государственной тайне государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, где работают, проходят службу или обучаются граждане, оформляются документы, которые направляются в органы Службы безопасности Украины. Перечень и формы таких документов, а также порядок их предоставления определяются Кабинетом Министров Украины. {Часть четвертая статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Законами N 293-VI ( 293-17 ) от 21.05.2008, N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010, в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Допуск к государственной тайне при применении к должнику судебных процедур банкротства в установленном законодательством порядке предоставляется органами Службы безопасности Украины арбитражном управляющему (распорядителю имущества, управляющему санацией , ликвидатору) после проведения его проверки по представлению государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, к сфере управления которого (которой) принадлежит должник или который (которая) является заказчиком работ, связанных с государственной тайной. {Статья 22 дополнена новой частью согласно Закону N 4212-VI ( 4212-17 ) от 22.12.2011 } Если потребность гражданина в сведениях, составляющих государственную тайну, не связана с местом работы, службы или обучения, документы о предоставлении допуска к государственной тайне могут < br> оформляться по месту осуществления деятельности, связанной с государственной тайной. {Часть статьи 22 с изменениями, внесенными Законом N 2978-VI ( 2978-17 ) от 03.02.2011} Предоставление допуска предусматривает: определение необходимости работы гражданина с секретной информацией; проверку гражданина в связи с допуском к государственной тайны; взятие гражданином на себя письменное обязательство об сохранения государственной тайны, которая будет ему доверена; получение в письменной форме согласия гражданина на предусмотренные законом ограничения прав в связи с его допуском к государственной тайны; ознакомления гражданина с мерой ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.
{Часть статьи 22 исключен на основании Закона N 2432-VI ( 2432 -17 ) от 06.07.2010}
Статья 23. Отказ в предоставлении допуска к государственной тайне Допуск к государственной тайне не предоставляется в случае: 1) отсутствия у гражданина обоснованной необходимости в работе с секретной информацией; 2) содействия гражданином деятельности иностранного государства, иностранной организации или их представителей, а также отдельных иностранцев или лиц без гражданства, наносит ущерб интересам национальной безопасности Украина, или участия гражданина в деятельности политических партий и общественных организаций, деятельность которых запрещена в порядке, установленном законом; 3) отказа гражданина взять на себя письменное обязательство по сохранению государственной тайны, которая будет ему доверена, а также при отсутствии его письменного согласия на предусмотренные законом < br> ограничения прав в связи с допуском к государственной тайне; 4) наличия у гражданина судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления, не погашенной или не снятой в установленном порядке; {Пункт 4 части первой статьи 23 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} 5) наличия у гражданина психических расстройств, которые могут нанести ущерб охране государственной тайны, согласно перечню, утвержденным Министерством здравоохранения Украины и Службой безопасности Украины. {Пункт 5 части первой статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07 .2010} В предоставлении допуска к государственной тайне может быть отказано также в случае: 1) сообщения гражданином при оформлении допуска недостоверных сведений о себе; 2) постоянного проживания гражданина за границей или оформления им документов на выезд для постоянного проживания за рубежом; 3) неисполнения гражданином обязанностей по сохранению государственной тайны, которая ему доверена или доверялась ранее. Гражданин, которому отказано в допуске к государственной тайне, если исполнение трудовых или служебных обязанностей требует доступа к государственной тайне, а перемещение на другое рабочее место или другую должность невозможно, может быть в предусмотренном законодательством порядке переведен на другую работу или службу, не связанную с государственной тайной, освобождены. {Статья 23 дополнена частью третьей согласно Закону N 2978-VI ( 2978-17 ) от 03.02.2011} Статья 24. Проверка граждан в связи с допуском их к государственной тайны Проверка граждан в связи с их допуском к государственной тайне осуществляется органами Службы безопасности Украины в двухмесячный срок в порядке, установленном настоящим Законом и Законом Украине "Об оперативно-розыскной деятельности" ( 2135-12 ). {Часть первая статьи 24 с изменениями, внесенными Законом N 2978-VI ( 2978-17 ) от 03.02.2011} В ходе проверки органами Службы безопасности Украины выясняются наличие или отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктами 2 и 4 части первой и частью второй статьи 23 настоящего Закона. По результатам проверки органы Службы безопасности Украины направляют течение пяти рабочих дней со дня ее окончания в государственные органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, обратившихся по поводу предоставления гражданам допуска к государственной тайны, сообщение о предоставлении или отказе в предоставлении такого допуска. {Часть вторая статьи 24 с изменениями, внесенными Законом N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Наличие или отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 3 и 5 части первой статьи 23 настоящего Закона, выясняется государственным органом, органом местного самоуправления, предприятием, < br> учреждением, организацией, оформляет документы на допуск. {Часть третья статьи 24 с изменениями, внесенными Законом N 2978-VI ( 2978-17 ) от 03.02.2011} Уведомление органов Службы безопасности Украины об отказе в предоставлении гражданам допуска к государственной тайне должны содержать ссылки на соответствующие положения статьи 23 настоящего Закона. Отказ не исключает повторного обращения государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций по этому поводу в случае изменения обстоятельств, при которых в предоставлении допуска к государственной тайны было отказано. {Часть четвертая статьи 24 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432 -17 ) от 06.07.2010} Статья 25. Обжалование гражданином отказа в предоставлении допуска к государственной тайне Государственный орган, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация обязаны в пятидневный срок со дня поступления уведомления органа Службы безопасности Украины о отказ в предоставлении гражданину допуска к государственной тайне письменно уведомить такого гражданина о причинах и основаниях отказа. Гражданин имеет право обжаловать решение об отказе в предоставлении допуска к государственной тайне в порядке, установленном законом. {Текст статьи 25 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Статья 26. Переоформление допуска к государственной тайне, повышение или снижение его формы и отмены {Название статьи 26 в редакции Закона N 2432 -VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Переоформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется: в случае истечения срока действия допуска к государственной тайне при необходимости дальнейшей работы с секретной информацией; в случае необходимости повышения или снижения гражданину формы допуска для работы с секретной информацией высшего или низшего степени секретности {Абзац третий части первой статьи 26 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} в случае необходимости проведения дополнительной проверки, связанной с возможным возникновением обстоятельств, предусмотренных пунктами 2 и 4 части первой и частью второй статьи 23 настоящего Закона. Отмена ранее предоставленного допуска к государственной тайне осуществляется органами Службы безопасности Украины в случае возникновения или выявления обстоятельств, предусмотренных статьей 23 настоящего Закона, или после прекращения гражданином деятельности, в связи с которой ему был предоставлен допуск, утраты им гражданства или его недееспособным на основании информации, полученной органами Службы безопасности Украины или полученной от государственных органов, органов местного самоуправления , предприятий, учреждений, организаций. {Часть вторая статьи 26 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} По просьбе гражданина его допуск к государственной тайне отменяется в течение трех дней с момента обращения по поводу отмены допуска. Сообщение об отмене гражданину допуска к государственной тайне со ссылкой на соответствующие положения статьи 23 настоящего Закона орган Службы безопасности Украины направляет в государственный орган, органа местного самоуправления , предприятия, учреждения, организации, где такой гражданин осуществляет деятельность, связанную с государственной тайной. Гражданин имеет право обжаловать отмену ему допуска к государственной тайне в порядке, установленном законом. {Часть четвертая статьи 26 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432 -17 ) от 06.07.2010} Гражданин, которому отменен допуск к государственной тайне, если исполнение трудовых или служебных обязанностей требует доступа к государственной тайне, а перемещение на другое рабочее место или другую < br> должность невозможно, может быть в предусмотренном законодательством порядке переведены на другую работу или службу, не связанную с государственной тайной, освобождены. Порядок предоставления, переоформления и отмены гражданам допуска к государственной тайне устанавливается Кабинетом Министров Украине. Статья 27. Доступ граждан к государственной тайне Доступ к государственной тайне предоставляется дееспособным гражданам Украине, которым предоставлен допуск к государственной тайне, и нуждаются в нем по условиям своей служебной, производственной, научной или научно -исследовательской деятельности или обучения. Решение о предоставлении доступа к секретной информации (категории секретной информации) и ее материальных носителей принимают руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, в которых выполняются работы, связанные с государственной тайной, или хранятся материальные носители секретной информации. {Часть вторая статьи 27 в редакции Закона N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Руководители государственных органов, за исключением лиц, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций доступ к государственной тайне в сфере , что касается деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, получают по должности после предоставления им допуска к государственной тайне по соответствующей форме. {Статья 27 дополнена частью по закону N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Порядок предоставления доступа к государственной тайне лицам, привлеченным к конфиденциальному сотрудничеству с оперативными подразделениями правоохранительных и других специально уполномоченных органов, которые проводят оперативно-розыскную, разведывательную или контрразведывательной деятельности, определяется руководителями указанных органов по согласованию со Службой безопасности Украины. В Службе безопасности Украины такой порядок предоставления доступа к государственной тайны определяется Председателем Службы безопасности Украины. {Статья 27 дополнена частью по закону N 2432-VI ( 2432-17 ) от 06.07.2010} Отказ предоставить гражданину Украины доступ к конкретной секретной информации и ее материальных носителей возможна лишь в случае отсутствии оснований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, и может быть обжалован в порядке, установленном частью второй статьи 25 настоящего Закона. Президенту Украины, Председателю Верховной Рады Украины, Премьер-министру Украины и другим членам Кабинета Министров Украины, Председателю Верховного Суда Украины, Председателю Конституционного Суда Украина, Генеральному прокурору Украины, Председателю Службы безопасности Украины, народным депутатам Украины доступ к государственной тайне всех степеней секретности предоставляется по должности после взятия ими письменного обязательства по сохранению государственной тайны. {Часть статьи 27 с изменениями, внесенными согласно Законами N 1519-IV ( 1519-15 ) от 19.02.2004, N 293-VI ( 293-17 ) от 21.05.2008} Иностранцам и лицам без гражданства доступ к государственной тайны ( 621/2006 ) предоставляется в исключительных случаях на основании международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, или письменного распоряжения Президента Украины с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Украины на основании предложений Совета национальной безопасности и обороны Украины. Статья 28. Обязанности гражданина по сохранению государственной тайны Гражданин, которому предоставлен допуск к государственной тайне, обязан: не допускать разглашения каким-либо способом государственной тайны, которая ему доверена или стала известна в связи с исполнением служебных обязанностей; не принимать участия в деятельности политических партий и общественных организаций, деятельность которых запрещена в порядке, установленном законом; не способствовать иностранным государствам, иностранным организациям или их представителям, а также отдельным иностранцам и лицам без гражданства в осуществлении деятельности, наносящей ущерб интересам национальной безопасности Украина; выполнять требования режима секретности сообщать должностных лиц, которые предоставили ему доступ к государственной тайне, и соответствующие режимно-секретные органы о возникновения обстоятельств, предусмотренных статьей 23 настоящего Закона, или других обстоятельств, препятствующих сохранению доверенной ему государственной тайны, а также сообщать в письменной форме о своем выезд из Украины {Абзац шестой статьи 28 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2432-VI (< a"/laws/show/2432-17" target = _blank> 2432-17 ) от 06.07.2010} соблюдать другие требования законодательства о государственной тайну. Статья 29. Ограничение прав в связи с допуском и доступом к государственной тайны Гражданин, которому был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне в порядке, установленном законодательством, и который реально был знаком с ней, может быть ограничен в праве выезда на постоянное место жительства в иностранное государство до рассекречивания соответствующей информации, но не более чем на пять лет со времени прекращения деятельности, связанной с государственной тайной. Не ограничивается выезд в государства, с которыми Украина имеет международные договоры, предусматривающие такой выезд и согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. На гражданина также распространяются ограничения свободы информационной деятельности, вытекающие из настоящего Закона. Статья 30. Компенсация гражданам в связи с выполнением работ, предусматривающих доступ к государственной тайны В случае если по условиям своей профессиональной деятельности гражданин постоянно работает со сведениями, составляющими государственную тайну, ему должна предоставляться соответствующая компенсация за работу в условиях режимных ограничений, виды, размеры и порядок предоставления которой устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Статья 31. Ограничения обнародования секретной информации При подготовке материалов для опубликования, распространения в печати и других средствах массовой информации или перемещения их через государственную границу государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия , учреждения, организации и граждане с целью охраны секретной информации обязаны руководствоваться Законом Украины "О информации" ( 2657-12 ), настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами о государственной тайне. Контроль за соблюдением законодательства о государственной тайне в целью предотвращения ее распространения в печати и других средствах массовой информации осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам информационной политики. Статья 32. Ограничения по передаче государственной тайны иностранному государству или международной организации Секретная информация к отмене решения об отнесении ее к государственной тайне и материальные носители такой информации до их рассекречивания могут быть переданы иностранному государству или международной организации на основании международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, или письменного мотивированного распоряжения Президента Украины с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Украины на основании предложений Совета национальной безопасности и обороны Украина. Статья 33. Ограничения, связанные с государственной тайной, по пребывания и деятельности в Украине иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, а также размещения и перемещения объектов и технических средств, принадлежащих им Ограничения, связанные с государственной тайной, о пребывании и деятельности в Украине иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, а также размещения и перемещения объектов и технических средств, принадлежащих им определяются соответствующим законодательством. Статья 34. Особенности осуществления государственными органами их функций относительно государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций , осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной Государственные органы, в том числе правоохранительные, государственного финансового контроля и суды, с целью охраны государственной тайны должны по согласованию со Службой безопасности Украины устанавливать порядок осуществления своих функций относительно государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной. {Часть первая статьи 34 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность, связанную с государственной тайной, вправе отказать в запроса о предоставлении секретной информации или других подобных требований указанным в части первой настоящей статьи государственным органам, если последние не установили такого порядке или не соблюдают его. О мотивах такого отказа одновременно сообщается Служба безопасности Украины, которая в течение месяца обязан принять решение о ее обоснованность. Статья 35. Техническая и криптографическая защита секретной информации Техническая и криптографическая защита секретной информации осуществляются в порядке, установленном Президентом Украины. Статья 36. Оперативно-розыскные мероприятия по охране государственной тайны Оперативно-розыскные мероприятия по охране государственной тайны осуществляются соответственно Закону Украины "О оперативно-розыскной деятельности" ( 2135-12 ). Раздел V КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ Статья 37. Контроль за обеспечением охраны государственной тайны Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязаны осуществлять постоянный контроль за обеспечением охраны государственной тайны. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, размещающие заказ в подрядчиков, обязаны контролировать состояние охраны государственной тайны, была передана подрядчикам в связи с выполнением заказ. Государственные органы, которым решением государственного эксперта по вопросам тайн было предоставлено право решать вопрос о доступе государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций к конкретной секретной информации, обязаны контролировать состояние охраны государственной тайны во всех государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые выполняют работы, связанные с соответствующей государственной тайной, или хранят материальные носители указанной секретной информации. Контроль за соблюдением законодательства о государственной тайне в системе Службы безопасности Украины осуществляется согласно Закону Украины "О Службе безопасности Украины" ( 2229-12 ). Служба безопасности Украины имеет право контролировать состояние охраны государственной тайны во всех государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также в связи с выполнением этих полномочий получать бесплатно от них информацию по вопросам обеспечения охраны государственной тайны. Выводы Службы безопасности Украины, изложенные в актах официальных проверок по результатам контроля состояния охраны государственной тайны, являются обязательными для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от их форм собственности. Статья 38. Надзор за соблюдением законодательства о государственной тайну Надзор за соблюдением законодательства о государственной тайне осуществляется в порядке, определенном законом. Допуск и доступ должностных лиц, осуществляющих надзор, к сведений, составляющих государственную тайну, проводятся соответствии с настоящим Законом. Раздел VI ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства о государственную тайну Должностные лица и граждане, виновные в разглашении государственной тайны; утере документов и других материальных носителей секретной информации; несоблюдении установленного законодательством порядка передачи государственной тайны другому государству или международной организации; засекречивании информации, указанной в частях третьей и четвертой статьи 8 настоящего Закона; умышленном неотнесения к государственной тайне информации, разглашение которой может нанести ущерб интересам национальной безопасности Украины, а также необоснованном занижении степени секретности или необоснованном Рассекречивание секретной информации; необоснованном засекречивании информации; предоставлении грифа секретности материальным носителям конфиденциальной или иной секретной информации, не составляющей государственной тайны, или непредоставлении грифа секретности материальным носителям информации, составляет государственную тайну , а также безосновательного отмене или снижении грифа секретности материальных носителей секретной информации; нарушении установленного законодательством порядка предоставления допуска и доступа к государственной тайне; нарушении установленного законодательством режима секретности и невыполнении обязанностей по сохранению государственной тайны; непринятии мер по обеспечению охраны государственной тайны и необеспечении контроля за охраной государственной тайны; осуществлении деятельности, связанной с государственной тайной, без получения в установленном порядке специального разрешения на осуществления такой деятельности, а также размещении государственных заказов на выполнение работ, доведении мобилизационных заданий, связанных с государственной тайной, в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, которым не предоставлено специального разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной; несоблюдении требований законодательства по обеспечению охраны государственной тайны при осуществлении международного сотрудничества, приема иностранных делегаций, групп, отдельных иностранцев и лиц без гражданства и проведения работы с ними невыполнении норм и требований технической защиты секретной информации, вследствие чего возникает реальная угроза нарушения целостности этой информации или пропитки ее техническими каналами, - несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно закону.
Президент Украины Л.КРАВЧУК г. Киев, 21 января 1994 N 3855-XII
|