З А К О Н У К Р А И Н Ы
О нефти и газе
(Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2001, N 50, ст.262) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1344-IV ( 1344 -15 ) от 27.11.2003, ВВР, 2004, N 17-18, ст.250 N 1578-IV ( 1578-15 ) от 04.03.2004, ВВР, 2004, N 23, ст.324 N 2285-IV ( 2285 -15 ) от 23.12.2004, ВВР, 2005, N 7-8, ст.162 N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005, ВВР, 2005, N 17, N 18-19, ст.267 N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, ВВР, 2006, N 9, N 10-11, ст.96 N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, ВВР, 2007, N 7-8, ст.66 N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007, ВВР, 2008, N 5-6, N 7-8, ст.78} < br> {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008} i > {С изменениями, внесенными согласно Законам N 309-VI ( 309 -17 ) от 03.06.2008, ВВР, 2008, N 27-28, ст.253 N 2154-VI ( 2154-17 ) от 27.04.2010, ВВР, 2010, N 22-23, N 24-25, ст.263 N 2467-VI ( 2467-17 ) от 08.07.2010, ВВР, 2010, N 48, ст.566} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 22-рп/2010 ( v022p710-10 ) от 30.11.2010} i > {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2774-VI ( 2774 -17 ) от 03.12.2010, ВВР, 2011, N 22, ст.151 N 2856-VI ( 2856 - 17 ) от 23.12.2010, ВВР, 2011, N 29, ст.272 N 5406-VI ( 5406-17 ) от 02.10.2012 N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} {В тексте Закона слова "специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области геологии и использования недр" во всех падежах и числах заменено словами "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр" в соответствующем падеже и числе согласно Закону N 1578-IV ( 1578-15 ) от 04.03.2004} {В тексте Закона слова "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по геологическому изучению и использованию недр" во всех падежах и числах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр" в соответствующем падеже и числе, а слова "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к ведения которого отнесены вопросы государственного регулирования нефтегазовой области "во всех падежах заменены словами" центральный орган исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в нефтегазовом комплексе "в соответствующем падеже согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012}
i > Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности нефтегазовой отрасли Украины и регулирует отношения, связанные с особенностями пользования нефтегазоносными недрами, добычей, транспортировкой, хранением и использованием нефти, газа и продуктов их переработки с целью обеспечения энергетической безопасности Украины, развития конкурентных отношений в нефтегазовой отрасли, защиты прав всех субъектов отношений, возникающих в связи 'связи с геологическим изучением нефтегазоносности недр, разработкой месторождений нефти и газа, переработкой нефти и газа, хранением, транспортировкой и реализацией нефти, газа и продуктов их переработки, потребителей нефти и газа и работников отрасли. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: нефтегазовая отрасль - отрасль экономики Украины, которая вместе с другими отраслями обеспечивает поиск, разведку и разработку месторождений нефти и газа, транспортировку, переработку, хранение и реализацию нефти, газа и продуктов их переработки; отправители - физические или юридические лица всех форм собственности, которые обеспечивают доставку в приемные терминалы предприятий магистрального трубопроводного транспорта нефти, газа или продуктов их переработки в соответствии с заключенных соглашений; внутренняя транспортная услуга - перемещение через территорию Украине нефти и газа и продуктов их переработки как собственного производства, так и поступивших из других стран, для удовлетворения потребностей потребителей Украины; газ - полезное ископаемое, которая представляет собой смесь углеводородов и неуглеводородных компонентов, находится в газообразном состоянии при стандартных условиях (давлении 760 мм ртутного столба и температуры 20 град. C) и является товарной продукцией; геологическое изучение нефтегазоносности недр - комплекс работ (геологическое съемки, геофизические, геохимические, аерокосмогеологични исследования, прямые поиски, бурения и испытания скважин, опытно-промышленная разработка, научно-исследовательские и тематические работы, их анализ и обобщение), проводимых с целью изучения геологического строения и нефтегазоносности недр на определенной территории; горный отвод - часть нефтегазоносных недр, предоставленная пользователям для промышленной разработки месторождений нефти и газа или для создания и эксплуатации подземных хранилищ газа, нефти и продуктов их переработки; участок нефтегазоносных недр - ограниченная по площади и глубине часть земной коры, на которую в установленном порядке предоставляется специальное разрешение на пользование нефтегазоносными недрами; опытно-промышленная эксплуатация подземного хранилища газа - проведения на выбранном для создания хранилища объекте комплекса работ, включая исследовательские закачки и отбора газа, с целью уточнения возможного максимального объема хранения газа, других горно-геологических параметров и технико-экономических показателей хранилища и выбора рационального варианта его полного обустройство; опытно-промышленная разработка месторождения нефти и газа - стадия геологического изучения месторождения, на которой осуществляется добыча месторождения ограниченного количества нефти и газа с целью определения его промышленной ценности, уточнения горно-геологических и технологических параметров, необходимых для подсчета запасов нефти, газа и сопутствующих компонентов и обоснование выбора рационального метода (технологии) промышленной разработки месторождения;
{Абзац одиннадцатый статьи 1 исключено на основании Закона N 2467-VI ( 2467-17 ) от 08.07.2010}
соглашение об условиях пользования нефтегазоносными недрами, которая является неотъемлемой частью специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами, - соглашение между центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр и заявителем на получение специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами о технических, технологических, организационные, финансовые, экономические, социальные, экологические обязательства сторон и о порядке регулирования отношений между ними в процессе пользования нефтегазоносными недрами на предоставленном участке недр; магистральный трубопроводный транспорт нефти и газа - технологический комплекс - отдельный трубопровод (или совокупность трубопроводов) и связанные с ним единым технологическим процессом объекты , с помощью которых осуществляется поставка нефти и газа потребителям, включая транзитное поставки через территорию Украины; пользование нефтегазоносными недрами - геологическое изучение и разработка нефтегазоносных недр с целью поиска и разведки месторождений нефти и газа, добычи нефти и газа или их хранения, возврата (захоронение) сопутствующих и сточных вод, других отходов, добываются в процессе разведки и разработки месторождений нефти и газа; пользователь нефтегазоносными недрами - юридическое или физическое лицо, имеющее специальное разрешение на пользование нефтегазоносными недрами с целью поиска и разведки месторождений нефти и газа, добычи нефти и газа или их хранения, возврата (захоронения) сопутствующих и сточных вод, других отходов, которые добываются в процессе разведки и разработки месторождений нефти и газа; нефть - полезное ископаемое, которое представляет собой смесь углеводородов и растворенных в них компонентов, находящихся в жидком состоянии при стандартных условиях (давлении 760 мм ртутного столба и температуры 20 град. C), и является товарной продукцией; нефтегазоносные недра - расположена под поверхностью суши и дном водоемов часть земной коры, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, содержащей нефть , газ и сопутствующие им компоненты; перевалочный комплекс - комплекс сооружений для приема, накопления, временного хранения и перегрузки с одного вида транспорта на другой нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа; подземное хранилище нефти, газа или продуктов их переработки - технологический комплекс, искусственно созданный в естественной или искусственной емкости недр накопитель нефти или газа и технологически соединены с им постройки, которые служат для периодического наполнения, хранения и отбора нефти, газа или продуктов их переработки для снабжения потребителям; залежь нефти и газа - единичное естественное скопление нефти и газа в недрах; промышленная эксплуатация подземного хранилища нефти и газа - закачки в подземное хранилище или извлечение из него нефти или газа; промышленная разработка месторождения нефти и газа - технологический процесс изъятия из месторождения нефти, газа и сопутствующих им полезных компонентов осуществляется на основе соответствующих проектных документов после завершения геологического изучения месторождения, геолого-экономической оценки и утверждения в установленном порядке запасов нефти, газа и сопутствующих компонентов; месторождение нефти и газа - естественное скопление нефти и газа состоит из одного или нескольких залежей, в плане (горизонтальной проекции) частично или полностью совпадают между < br> собой; разработка месторождения нефти и газа - технологический процесс извлечение из месторождения нефти, газа и сопутствующих им полезных компонентов, который состоит из двух последовательных этапов - опытно- промышленной разработки месторождения и промышленной разработки месторождения; специальное разрешение на пользование нефтегазоносными недрами - документ, выданного центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр и удостоверяет право юридического или физического лица, которому этот документ выдан, на пользование нефтегазоносными недрами течение времени, в пределах участка недр, на условиях, предусмотренных в настоящем документе; транзит нефти, газа и продуктов их переработки трубопроводами - перемещение соответствии с заключенными соглашениями магистральными трубопроводами по территории Украины между пограничными пунктами приема и сдачи или перевалочный комплексы нефти, газа и продуктов их переработки, поступивших с территории других государств и предназначенные для потребителей за пределами Украины, а также перемещение по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки, повязкам связано с предоставлением услуг по временному их хранения или переработки на территории Украины с последующим перемещением за ее пределы; транспортная услуга - производственные операции по приему, перемещения, сдачи, временного хранения и перегрузки нефти, газа и продуктов их переработки. Статья 2. Сфера действия Закона Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в связи с геологическим изучением нефтегазоносности недр, разработкой месторождений нефти и газа, хранением, транспортировкой и реализацией нефти, газа и продуктов их переработки, независимо от форм собственности хозяйствующих субъектов - участников таких отношений. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, регулируемые Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции" ( 1039-14 ). {Часть вторая статьи 2 с изменениями, внесенными Законом N 5406-VI ( 5406-17 ) от 02.10.2012} Статья 3. Законодательство о нефти и газе Отношения, связанные с пользованием нефтегазоносными недрами, добычей, транспортировкой, хранением и реализацией нефти, газа и продуктов их переработки, регулируются Кодексом Украины о недрах ( 132/94-ВР ), Законом Украины "О трубопроводном транспорте" ( 192/96-ВР ), Законом Украины "О соглашения о разделе продукции», другими нормативно-правовыми актами, а также настоящим Законом по вопросам, связанным с особенностями нефтегазовой отрасли. Статья 4. Особенности регулирования отношений в нефтегазовой области Регулирование отношений в нефтегазовой отрасли имеет особенности, связаны с объективными условиями функционирования отрасли: постоянным и непрерывным сбалансированием добычи, поставки и потребления газа, для обеспечения которого устанавливается единственное диспетчерское (оперативно-технологическое) управление Единой газотранспортной системой Украины; < br> наличием Единой газотранспортной системы Украины для газоснабжения потребителей; повышенной взрыво-и пожароопасностью газа, нефти и продуктов их переработки и необходимостью в связи с этим поддержание надежности и безопасности эксплуатации объектов нефтегазовой отрасли. Статья 4-1. Особенности регулирования отношений в нефтегазовой отрасли предприятий, доля государства в уставном капитале которых 50 процентов и более, < br> хозяйственных обществ, 50 процентов и более акций (долей, паев) которых находятся в уставных капиталах других хозяйственных обществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций Предприятия, доля государства в уставном капитале которых 50 процентов и более, хозяйственные общества, 50 процентов и более акций (долей, паев) которых находятся в уставных капиталах < br> других хозяйственных обществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций, а также дочерние предприятия, представительства и филиалы таких предприятий и обществ, участники договоров о совместной деятельности, и / или лица , уполномоченные договорам о совместной деятельности, заключенными при участии указанных предприятий, ежемесячно осуществляют продажу нефти сырой и газового конденсата собственной добычи, добытых на основании специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами (кроме объемов, < br> используемых на собственные технологические нужды), а также сжиженного газа - исключительно на биржевых аукционах. Стартовая цена (без учета налога на добавленную стоимость и расходов на транспортировку, поставку и хранение) на биржевых аукционах для нефти и газового конденсата определяется на основании таможенной стоимости нефти по данным центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной таможенного дела за 15 дней, предшествующих дате регистрации заявок на проведение биржевого аукциона, и с учетом надбавки за качество для нефти сырой и газового конденсата. Снижение цены на нефть или на газовый конденсат на биржевых аукционах ниже стартовой цены не допускается. {Часть вторая статьи 4-1 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Порядок организации и проведения биржевых аукционов по продаже нефти сырой и газового конденсата собственной добычи, сжиженного газа, определения стартовых цен на таких аукционах, надбавок за качество для нефти сырой и газового конденсата, а также порядок определения объемов реализации на биржевых аукционах сжиженного газа для нужд населения устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Передача покупателям нефти сырой и газового конденсата осуществляется на месторождениях или узлах учета субъектов хозяйствования, определенных частью первой настоящей статьи. Отгрузка приобретенных на биржевых аукционах нефти сырой и газового конденсата осуществляется железнодорожным, автомобильным или трубопроводным транспортом. Способ отгрузки и направление транспортировки определяются покупателем в соответствующих договорах купли-продажи. В случае если цена, по которой осуществляется реализация нефти сырой и газового конденсата на биржевых аукционах, ниже стартовой цену, которая определена согласно части второй настоящей статьи, субъекты хозяйствования, определенные частью первой настоящей статьи, уплачивают в государственный бюджет штраф в размере 100 процентов разницы стоимости, исчисленной по стартовой цене и фактическими ценами реализации. Взыскание таких штрафов осуществляется органами государственной налоговой службы по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в нефтегазовом комплексе. {Часть пятая статьи 4-1 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Если во время очередного биржевого аукциона выставленные на продажу объемы нефти сырой или газового конденсата не были реализованы полностью или частично, они выставляются на дополнительный биржевой аукцион, проводимой того самого календарного месяца. В случае если продажа указанных объемов нефти сырой и газового конденсата не состоялась на дополнительном биржевом аукционе или дополнительный биржевой аукцион не был проведен, нереализованные объемы нефти сырой и газового конденсата на основании договора купли-продажи по стартовой цене дополнительного биржевого аукциона реализуются Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украина". Национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины" оплачивает отгруженные объемы нефти сырой и газового конденсата течение 30 дней с даты заключения договора купли-продажи. С целью соблюдения требований настоящей статьи передача нефти сырой, газового конденсата и сжиженного газа на условиях договоров комиссии, давальческой переработки, других договоров, не предусматривают передачи права собственности на них, не допускается. Действие этой статьи распространяется исключительно на тех участников договоров о совместной деятельности, согласно которым стоимость вклада предприятий, доля государства в уставном капитале которых 50 процентов и больше, хозяйственных обществ, 50 процентов и более акций (долей, паев) которых находятся в уставных капиталах других хозяйственных обществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций, а также дочерних предприятий, представительств и филиалов таких предприятий и обществ, составляет 50 процентов и более общей стоимости вкладов участников договоров о совместной деятельности. {Закон дополнен статьей 4-1 по закону N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010} Статья 5. Принципы государственной политики в нефтегазовой отрасли Государственная политика в нефтегазовой отрасли базируется на принципах: государственного управления в нефтегазовой отрасли; государственного регулирования деятельности в нефтегазовой отрасли; сохранение целостности и обеспечение надежности и эффективности функционирования Единой газотранспортной системы Украина, единого диспетчерского (оперативно-технологического) управления ею; создание условий для развития и повышения эффективности деятельности нефтегазовой отрасли; безопасности эксплуатации объектов нефтегазовой отрасли; рационального потребления газа, нефти и продуктов их переработки и внедрения энергосберегающих технологий, включая оборудования газопроводов газотурбинными и турбодетандерных установками; соблюдения единых государственных норм, правил и стандартов всеми субъектами отношений, связанных с добычей, транспортировкой, снабжением и использованием газа, нефти и продуктов их переработки ; обеспечение безопасного функционирования объектов нефтегазовой отрасли; обеспечение защиты прав и интересов всех субъектов отношений, возникающих в связи с геологическим изучением нефтегазоносности недр, разработкой месторождений нефти и газа, переработкой нефти и газа, хранением, транспортировкой и реализацией нефти, газа и продуктов их переработки, потребителей нефти и газа и работников отрасли; содействие развитию конкурентных отношений на рынке газа, нефти и продуктов их переработки; обеспечение подготовки кадров высокой квалификации для нефтегазовой отрасли; создание условий для поддержания стабильного финансового состояния нефтегазовой отрасли; взаимной ответственности поставщиков газа, нефти и продуктов их переработки и потребителей; создание условий для перспективных научных исследований; использованию недр в интересах Украинского народа и недропользователей; приоритетного использования отечественного научно-технического, технологического и кадрового потенциала. Раздел II ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ Статья 6. Государственное управление в нефтегазовой отрасли Верховная Рада Украины определяет основные направления государственной политики в нефтегазовой отрасли и осуществляет законодательное регулирование отношений в ней. Кабинет Министров Украины и другие уполномоченные на это органы исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом, реализуют государственную политику в нефтегазовой отрасли и осуществляют управления ею. Статья 7. Государственное регулирование деятельности в нефтегазовой области Государственное регулирование деятельности в нефтегазовой отрасли осуществляется путем установления общих правил осуществления этой деятельности субъектами предпринимательской деятельности, предоставление лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами и формирования тарифной политики и другими средствами, которые определяются законами. Основными задачами государственного регулирования нефтегазовой области являются: содействие конкуренции в нефтегазовом комплексе; обеспечение проведения ценовой и тарифной политики в нефтегазовом комплексе; защиту прав всех субъектов отношений, возникающих в связи с геологическим изучением нефтегазоносности недр, разработкой месторождений нефти и газа, переработкой нефти и газа, хранением , транспортировкой и реализацией нефти, газа и продуктов их переработки, потребителей нефти и газа и работников отрасли. Статья 8. Антимонопольные ограничения в нефтегазовой отрасли Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие добычу нефти и газа, транспортировки нефти по трубопроводам, транспортировку и распределение природного газа и признаны в установленном законодательством порядке монополистами на рынках нефти и газа, не могут прекращать свою деятельность или уменьшать ее объем с целью создания дефицита нефти или газа, если необходимость такого ограничения не установлена ??действующим законодательством. В случае возникновения споров между сторонами соглашения о транзите не допускается прекращение или сокращение транзита нефти, газа и продуктов их переработки предприятием трубопроводного транспорта в разрешения спора в суде, если иное не предусмотрено соответствующим соглашением. Раздел III ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления К полномочиям органов местного самоуправления в отношениях, связанных с геологическим изучением нефтегазоносности недр, разработкой месторождений нефти и газа, переработкой нефти и газа, хранением , транспортировкой и реализацией нефти, газа и продуктов их переработки, в пределах их компетенции относится: предоставление в соответствии с законодательством согласия на размещение на соответствующей подчиненной им территории объектов нефтегазового комплекса, сфера экологического влияния деятельности которых согласно действующими нормативами включает соответствующую территорию; (Абзац третий части первой статьи 9 исключен на основании Закона N 1578-IV ( 1578-15 ) от 04.03.2004) участие в разработке комплексных планов нафтогазопостачання потребителей на подчиненной им территории; участие в разработке и реализации системы мероприятий по работе объектов нефтегазовой отрасли в чрезвычайных условиях; другие полномочия, определенные законом. Органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов, осуществляющих геологическое изучения нефтегазоносности недр, разработку месторождений нефти и газа, переработку нефти и газа, хранения, транспортировки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством. Раздел IV ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ нефтегазоносных недр Статья 10. Право собственности на нефть и газ Право собственности на природные ресурсы нефти и газа, находятся в пределах территории Украины, ее территориальных вод и исключительной (морской) экономической зоны, принадлежит украинской народа. Нефть и газ, добытые пользователем нефтегазоносных недр и возвращены в недра для хранения, технологических целей или предотвращения их уничтожению, принадлежащих пользователю нефтегазоносными недрами, если иное не предусмотрено настоящим Законом или соглашением об условиях пользование нефтегазоносными недрами. По истечении срока действия специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами государственное имущество, предоставленное в пользование владельцу этого разрешения, возвращается государстве. Сооружения, оборудование и другие активы, которые были созданы владельцем специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами в процессе осуществления предпринимательской деятельности в нефтегазовой отрасли, является его собственностью и после окончания срока действия специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами могут использоваться им по своему усмотрению. Статья 11. Специальные разрешения на пользование нефтегазоносными недрами Использование нефтегазоносными недрами, поиск и разведка месторождений нефти и газа, их эксплуатация, сооружение и эксплуатация подземных хранилищ для хранения нефти и газа осуществляются только при наличии специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами, предоставляемых центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, на условиях, определенных действующим законодательством. Специальное разрешение на пользование нефтегазоносными недрами должен содержать частности: сведения о получателе специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами, вид работ, на проведение которых он выдается; определение границ участка нефтегазоносных недр, предоставляемых в пользования; срок действия специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами; перечень обязательных приложений, в том числе соглашение об условиях пользование нефтегазоносными недрами. Статья 12. Принципы предоставления специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами Предоставление специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами осуществляется с соблюдением принципов: открытости конкурсной системы при выборе победителя конкурса на получение специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами; наличии у заявителя соответствующей квалификации, материально-технических и финансовых возможностей для пользования нефтегазоносными недрами; обеспечение государством гарантий держателям специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами и защиту их интересов соответствии с законодательством в течение всего срока действия специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами; < br> обеспечение владельцами специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами взятых на себя обязательств, предусмотренных действующим законодательством и специальным разрешением на пользование нефтегазоносными недрами; обеспечение максимально эффективного и рационального использования нефтегазоносных недр; платности предоставления специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами; согласования центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр условий конкурсов по каждому участку нефтегазоносных недр с органами местного самоуправления , а на пользование нефтегазоносными недрами с целью промышленной разработки - и с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере промышленной безопасности и государственного горного надзора. {Абзац восьмой статьи 12 в редакции Закона N 1578-IV ( 1578-15 ) от 04.03.2004 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Статья 13. Виды специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами На пользование нефтегазоносными недрами предоставляются следующие виды специальных разрешений: на геологическое изучение нефтегазоносных недр, в том числе опытно-промышленную разработку месторождений; на геологическое изучение нефтегазоносных недр, в том числе опытно-промышленную разработку месторождений с дальнейшей добычей нефти и газа (промышленной разработкой месторождений) (Часть первая статьи 13 дополнен абзацем третьим согласно Закону N 1578-IV ( 1578-15 ) от 04.03.2004) на добычу нефти и газа (промышленную разработку месторождений); на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе подземных хранилищ нефти или газа и сооружений для захоронения отходов производства нефтегазовой отрасли и сопутствующих вод. Добыча не пригодных для бытового использования минерализованных подземных вод для нужд нефтегазовой отрасли и захоронения сопутствующих и сточных вод в нефтегазоносных пластах и ?? пластах, насыщенных минерализованными водами, не пригодные для хозяйственного и бытового использования, в пределах этого участка осуществляются пользователями нефтегазоносных недр без специального разрешения на водопользование. Пригодность минерализованных подземных вод для бытового и хозяйственного использования устанавливается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения. {Часть третья статьи 13 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Пользователь нефтегазоносными недрами, который имеет специальный разрешение на добычу нефти и газа, имеет право проводить в пределах предоставленного ему участка недр поиск и разведку новых залежей нефти и газа. Пользователь нефтегазоносными недрами, который имеет специальный разрешение на создание и использование подземных хранилищ газа, нефти и продуктов их переработки, может без заключения дополнительного соглашения осуществлять на полученной участке недр дополнительное геологическое изучения (доразведку) объектов, в которых планируется создать подземные хранилища. Статья 14. Порядок предоставления специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами Специальные разрешения на пользование нефтегазоносными недрами предоставляются победителям аукционов, кроме случаев, определенных Кабинетом Министров Украины, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр. Порядок проведения аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами ( 594-2011-п ) и порядок их предоставления ( 615-2011-п ) устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Владелец специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами не может дарить, продавать или иным способом отчуждать права, предоставленные ему специальным разрешением на пользование нефтегазоносными недрами, другой юридическому или физическому лицу, в том числе передавать их в уставные капиталы создаваемых за его участием субъектов хозяйствования, а также вноситься в качестве вклада в совместной деятельности. {Статья 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1578-IV ( 1578-15 ) от 04.03.2004, в редакции Закона N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010} {О приостановлении действия статьи 14 см.. Законы N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003, N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12.2004, N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005, N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005 , N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007, N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008, N 2154-VI ( 2154-17 ) от 27.04.2010, N 2774-VI ( 2774-17 ) от 03.12.2010}
{Статью 15 исключено на основании Закона N 2856-VI ( 2856 - 17 ) от 23.12.2010}
{Статью 16 исключено на основании Закона N 2856-VI ( 2856 - 17 ) от 23.12.2010}
Статья 17. {Приостановление действия по Закону N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 (ст.67) исключен на основании Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008} {Действие статьи 17 остановлено на 2008 год в части условий предоставления специальных разрешений на пользование недрами согласно Закону N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - пункт о приостановлении действия признано неконституционным согласно решению Конституционного Суда N 10 -рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008} {Действие статьи 17 остановлено на 2007 год в части условий предоставления специальных разрешений на пользование недрами согласно Закону N 489-V ( 489-16 a >) от 19.12.2006} {Действие статьи 17 остановлено на 2006 год в части условий предоставления специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами согласно Закону N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005} {Действие статьи 17 остановлено на 2005 год относительно условий предоставления специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами согласно Законам N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12.2004, N 2505 -IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005} {Действие статьи 17 остановлено на 2004 год относительно условий предоставления специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами согласно Закону N 1344-IV ( 1344-15 a >) от 27.11.2003} Срок действия специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами Специальное разрешение на пользование нефтегазоносными недрами предоставляется на такой срок для: геологического изучения нефтегазоносных недр, в том числе опытно-промышленной разработки месторождений на суше - не более чем на 5 лет, на континентальном шельфе и в пределах исключительной (морской ) экономической зоны Украины - 10 лет (Абзац второй части первой статьи 17 в редакции Закона N 1578-IV ( 1578-15 ) от 04.03.2004) добычи нефти и газа (промышленной разработки месторождений) на суше - не более чем на 20 лет, на континентальном шельфе и в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины - не более чем на 30 лет (Абзац третий части первой статьи 17 в редакции Закона N 1578-IV ( 1578-15 ) от 04.03.2004) геологического изучения нефтегазоносных недр с последующей промышленной разработкой выявленных месторождений - на срок, охватывающий бы период действия отдельных специальных разрешений на геологическое изучение нефтегазоносных недр и на добычи нефти и газа (промышленной разработку месторождений), но не более чем на 20 лет на суше и не более чем на 30 лет на континентальном шельфе и в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины; ( абзац четвертый части первой статьи 17 в редакции Закона N 1578-IV ( 1578-15 ) от 04.03.2004 ) сооружения и эксплуатации подземных хранилищ нефти или газа - не более чем на 50 лет. (Абзац пятый части первой статьи 17 в редакции Закона N 1578-IV ( 1578-15 ) от 04.03.2004 ) Пользователь нефтегазоносными недрами, надлежащим образом исполнявший требования и условия, предусмотренные специальным разрешением на пользование нефтегазоносными недрами и соглашением о пользовании нефтегазоносными недрами, имеет право на продление срока действия этого разрешения. Срок действия специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами начинается со дня получения специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами, если в нем не предусмотрено иное. Пользователь нефтегазоносными недрами обязан приступить к проведению работ на определенном участке нефтегазоносных недр не позднее 180 календарных дней с момента начала срока действия специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами. Статья 18. Предоставление земельных участков для нужд нефтегазовой области Предоставление земельных участков в пользование для нужд нефтегазовой отрасли осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством Украины. Статья 19. Требования к участкам, на которые предоставляются специальные разрешения на пользование нефтегазоносными недрами Участки, на которые предоставляются специальные разрешения на пользование нефтегазоносными недрами, должны ограничиваться соответствующей площадью и глубиной. Полное или частичное совпадение участков для одинаковых видов пользование нефтегазоносными недрами (кроме геологического изучения нефтегазоносных недр) не допускается. Для добычи и хранения нефти и газа участки нефтегазоносных недр должны полностью охватывать обнаружено месторождение нефти или газа или созданное подземное хранилище. Размеры участка нефтегазоносных недр, предоставляется для добычи нефти и газа, должны соответствовать размеру месторождения. Размеры и границы участков, предоставляемых в пользование, устанавливаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр в соответствии законодательству. Максимальная площадь участков, предоставляемых для геологического изучение нефтегазоносных недр, не может превышать 500 квадратных километров, для участков Черного моря не может превышать 1000 квадратных километров . На условиях соглашений о разделе продукции площадь участков может определяться Кабинетом Министров Украины. (Часть пятая статьи 19 в редакции Закона N 1578-IV ( 1578-15 ) от 04.03. 2004) Если обнаружено месторождение или созданное подземное хранилище получается за пределы участка нефтегазоносных недр, предоставленного в пользование с целью геологического изучения, по заявке пользователя нефтегазоносными недрами размер этой участка может быть увеличен для этой же цели без проведения конкурса, если смежная участок нефтегазоносных недр не предоставлена ??в пользование. Статья 20. Основные права и обязанности пользователей нефтегазоносными недрами Владелец специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами имеет право: использовать предоставленную ему участок нефтегазоносных недр для осуществление исключительно того вида деятельности, который указан в специальном разрешении на пользование нефтегазоносными недрами; привлекать на подрядных условиях исполнителей отдельных видов работ, связанных с пользованием нефтегазоносными недрами, имеющих технические возможности, соответствующие требованиям действующего законодательства, за условии принятия ими ответственности за нарушение экологических стандартов и требований; вести, прекращать свою деятельность на участке нефтегазоносных недр на условиях, определенных настоящим Законом и соглашением об условиях пользование нефтегазоносными недрами. Владелец специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами обязан: обеспечить полноту геологического изучения, рациональное комплексное использование и охрану нефтегазоносных недр согласно соглашением об условиях пользования нефтегазоносными недрами и программой работ; соблюдать требования законодательства Украины, действующих стандартов, правил, норм выполнения работ, связанных с пользованием нефтегазоносными недрами; создать безопасные для работников и населения условия проведения работ, связанных с пользованием нефтегазоносными недрами; возмещать убытки, причиненные предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и окружающей среде. Дополнительный перечень прав и обязанностей владельца специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами определяется соглашением об условиях пользования нефтегазоносными недрами. Статья 21. Предоставление специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами для создания и использования подземных хранилищ нефти, газа и продуктов их переработки Предоставление специальных разрешений на создание и использование подземных хранилищ осуществляется на основании технико-экономического обоснование целесообразности их создания в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Статья 22. Особенности предоставления специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами в пределах территориальных вод и исключительной (морской) экономической зоны Украина На участках нефтегазоносных недр, находящихся в пределах территориальных вод и исключительной (морской) экономической зоны Украине и на использование которых получено специальное разрешение, ведения работ осуществляется в соответствии с особого режима, который устанавливается владельцем специального разрешения по согласованию с центральными органами исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в сферах защиты государственной границы и охраны суверенных прав Украины в ее исключительной ( морской) экономической зоне, безопасности на морском и речном транспорте, рыбного хозяйства и центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды. {Часть первая статьи 22 в редакции Закона N 1578-IV ( 1578-15 ) от 04.03.2004 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Предоставление в пользование нефтегазоносных недр в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины осуществляется с учетом правового режима морских пространств. Получение специального разрешения на пользование участком нефтегазоносных недр, находящийся в пределах территориальных вод или исключительной (морской) экономической зоны Украины, означает одновременное приобретение права на пользование акваторией в пределах этой участка для проведения работ, предусмотренных специальным разрешением на пользование нефтегазоносными недрами. В случае невозможности разместить соответствующие технологические сооружения для пользования нефтегазоносными недрами в пределах акватории участка нефтегазоносных недр эти сооружения размещаются в акватории за пределами участка нефтегазоносных недр. Размещение любых технологических сооружений для пользования нефтегазоносными недрами в течение всего срока действия специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами в пределах территориальных вод и исключительной (морской) экономической зоны Украины соглашаются центральными органами исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в сферах защиты государственной границы и охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне, безопасности на морском и речном транспорте, рыбного хозяйства и центральным органом < br> исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды. {Часть третья статьи 22 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} В соглашении об условиях пользования участком нефтегазоносных недр относительно пользования участком нефтегазоносных недр, находящихся в пределах территориальных вод или исключительной (морской) экономической зоны Украине, могут устанавливаться дополнительные требования, которые не противоречат действующему законодательству.
|