З А К О Н У К Р А И Н Ы
О правовом режиме военного положения (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2000, N 28, ст. 224) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 662-IV ( 662 -15 ) от 03.04.2003, ВВР, 2003, N 27, ст.209 N 803-VI ( 803 - 17 ) от 25.12.2008, ВВР, 2009, N 19, ст.258 N 1836-VI ( 1836-17 ) от 21.01.2010, ВВР, 2010, N 12, ст.119 N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010, ВВР, 2011, N 10, ст.63 N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012 N 4765-VI ( 4765-17 ) от 17.05.2012} < br> Этот Закон определяет содержание правового режима военного положения (порядок его введения и отмены, правовые основы деятельности органов государственной власти, военного командования, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях военного положения, гарантии прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц) и ответственность за нарушение требований или невыполнение мер правового режима военного положения. Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение военного положения Военное положение - это особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, ее < br> территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловлено угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений. Статья 2. Цель введения военного положения Целью введения военного положения является создание условий для осуществления органами государственной власти, военным командованием, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями предоставленных им полномочий в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности. Статья 3. Правовая основа введения военного положения Правовой основой введения военного положения является Конституция Украине ( 254к/96-ВР ), этот Закон, другие законы Украины и Указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины. Статья 4. Военное командование Военным командованием, которому этим Законом предоставляется право совместно с органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления вводить и осуществлять меры правового режима военного состояния, являются: Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины; командования видов Вооруженных Сил Украины {Абзац третий части первой статьи 4 в редакции Закона N 803-VI ( 803-17 ) от 25.12.2008} объединенное оперативное командование, управления оперативных командований, территориальные управления, командования военных соединений, частей Вооруженных Сил Украины и других образованных соответствии с законами Украина военных формирований. {Абзац четвертый части первой статьи 4 в редакции Закона N 803-VI ( 803-17 ) от 25.12. 2008}
{Часть вторая статьи 4 исключен на основании Закона N 803-VI ( 803-17 ) от 25.12.2008}
Р а з д е л II ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ И ОТМЕНЫ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Статья 5. Порядок введения военного положения Военное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украине. Указ Президента Украины о введении военного положения, утвержденный Верховной Радой Украины, немедленно объявляется через средства массовой информации. Предложения по введению военного положения в Украине или в отдельных ее местностях Президенте Украины подает Совет национальной безопасности и обороны Украины. Статья 6. Указ Президента Украины о введении военного состояния В Указе Президента Украины о введении военного положения указываются: 1) обоснование необходимости введения военного положения; 2) границы территории, на которой вводится военное положение, время введения и срок, на который оно вводится; 3) задания военного командования, органов государственной власти и органов местного самоуправления относительно внедрения и осуществления мер правового режима военного положения; 4) исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением военного положения, а также перечень временных ограничений прав и < br> законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений; 5) другие вопросы, вытекающие из настоящего Закона. Статья 7. Отмена военного положения Военное положение на всей территории Украины или в отдельных ее местностях отменяется Указом Президента Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины в случае устранения угрозы нападения или опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, о чем немедленно объявляется через средства массовой информации. С предложением об отмене военного положения к Президенту Украина может обратиться Верховная Рада Украины. Р а з д е л III ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Статья 8. Осуществление органами государственной власти полномочий в условиях военного положения В условиях военного положения Президент Украины, Верховная Рада Украине, органы государственной власти, военное командование, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым , органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией Украины и законами Украины, и обеспечивают выполнение мероприятий, предусмотренных этим Законом. {Статья 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 803-VI ( 803-17 ) от 25.12.2008} Статья 9. Руководство Вооруженными Силами Украины и другими воинскими формированиями в условиях военного положения Президент Украины как Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины в условиях военного положения осуществляет руководство стратегическим планированием применения Вооруженных Сил Украины и других образованных соответствии с законами Украины воинских формирований , введением и осуществлением мер правового режима военного положения через рабочий орган Ставку Верховного Главнокомандующего - Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины. {Часть первая статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 803-VI ( 803-17 ) от 25.12.2008} Министерство обороны Украины в связи с введением военного состояния действует в соответствии с Положением о Министерстве обороны Украины, которое утверждается Президентом Украины. {Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 803-VI ( 803-17 ) от 25.12.2008, N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010} Статья 10. Недопустимость прекращение полномочий органов государственной власти в условиях военного положения В период военного положения не могут быть прекращены полномочия Верховной Рады Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по прав человека, Верховной Рады Автономной Республики Крым, министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также судов, органов прокуратуры Украины, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование. {Статья 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Статья 11. Деятельность Верховной Рады Украины в условиях военного положения Верховная Рада Украины в случае введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях собирается в двухдневный срок без созыва и работает в сессионном режиме. Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны содействовать немедленному прибытию народных депутатов Украины на заседание Верховной Рады Украины и осуществлению полномочий. В случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного положения ее полномочия продолжаются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного положения. Полномочия Верховной Рады Украины, предусмотренные Конституцией Украина, в период военного положения не могут быть ограничены. Статья 12. Особенности действия нормативно-правовых актов в условиях военного положения Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, решение Совета министров Автономной Республики Крым, решение местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, что ограничиваются в связи с введением военного положения, временно не применяются. Статья 13. Деятельность военного командования в условиях военного положения В Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное состояние, руководство в сфере обороны и обеспечения общественного порядка и безопасности, во внедрении мероприятий, предусмотренных статьей 15 настоящего Закона, осуществляется соответствующим военным командованием в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления. В местностях, где ведутся боевые действия, внедрения и осуществления мер правового режима военного положения возлагается непосредственно на военное командование. Военное командование во время действия военного положения принимает все меры для обеспечения защиты безопасности населения и интересов государства и несет ответственность за их внедрение на соответствующей территории. Статья 14. Правовые акты в условиях военного положения Органы, указанные в статье 10 настоящего Закона, и военное командования имеют право издавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения, в том числе совместные, решение, распоряжения, приказы и директивы по вопросам внедрения и осуществления мер правового режима военного положения. Р а з д е л IV МЕРОПРИЯТИЯ правового режима военного положения, ЧТО вводятся в условиях военного положения Статья 15. Содержание мер правового режима военного положения В Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное состояние, военному командованию предоставляется право вместе с органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления, а если это невозможно, - самостоятельно вводить и осуществлять такие меры правового режима военного положения: 1) вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, которые возникли в период действия военного положения, и их «br > последствий, и привлекать их в условиях военного положения к общественно полезных работ, выполняемых для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и сил гражданской защиты, обеспечения функционирования национальной экономики и системы обеспечения жизнедеятельности населения и не нуждаются, как правило, специальной профессиональной подготовки лиц. Работникам, привлеченным к выполнению общественно полезных работ, по окончании таких работ предоставляется предыдущая работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же или, за согласия работника, на другом предприятии, в учреждении, организации. Порядок привлечения трудоспособных лиц в условиях военного положения к общественно полезным работам ( 753-2011-п ) с определению ориентировочного перечня таких работ и механизма предоставления компенсации (вознаграждения) за их выполнение устанавливается Кабинетом Министров Украины; {Пункт 1 части первой статьи 15 в редакции Закона N 1836-VI ( 1836-17 ) от 21.01.2010} 2) использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности , а также условий труда в соответствии с законодательством о труд; 3) изымать для временного использования необходимое для нужд обороны имущество министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных общин, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и граждан, в том числе по Положением о военно-транспортный обязанность - транспортные средства, сооружения, машины, механизмы, оборудование и другие объекты, связанные с обслуживанием транспорта, и выдавать об этом соответствующие документы установленного образца; 4) устанавливать охрану важных объектов национальной экономики Украины, которые обеспечивают жизнедеятельность населения; 5) вводить комендантский час (запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также устанавливать специальный режим светомаскировки; 6) устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств; 7) проверять документы у граждан, а в случае необходимости проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), < br> 8) в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, ставить вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных организаций, если она угрожает суверенитету, национальной безопасности Украина, его государственной независимости и территориальной целостности, жизни граждан; 9) осуществлять контроль за работой предприятий связи, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, театральных, концертно-зрелищных и других предприятий, учреждений и организаций культуры, использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; регулировать работу гражданских телерадиоцентра, запрещать работу любительских приемо-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачу информации через компьютерные сети; 10) в случае нарушения требований или невыполнения мер правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан радиопередающего оборудования, телевизионную, видео-и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также в случае необходимости другие технические средства связи; 11) запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе; 12) изымать у граждан огнестрельное оружие и боеприпасы, холодное оружие, а у предприятий, учреждений и организаций также учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и < br> материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества; 13) запрещать призывникам и военнообязанным изменять место жительства без ведома военного командования; 14) устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность с расквартирования военнослужащих и размещения воинских частей, подразделений и учреждений; 15) устанавливать порядок использования хранилищ, сооружений и других объектов для защиты населения, а также для удовлетворения нужд обороны; 16) проводить эвакуацию населения из мест и районов, опасных для проживания, а также предприятий, учреждений, организаций и материальных ценностей, имеющих важное государственное, хозяйственное и культурное значение; 17) вводить в случае необходимости нормированное обеспечение населения основными продовольственными и непродовольственными товарами, лекарствами; 18) отстранять от должностей руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, назначать исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций; 19) принудительно отчуждать или изымать имущество у юридических и физических лиц для нужд обороны. {Часть первая статьи 15 дополнена пунктом 19 согласно Закону N 4765-VI ( 4765-17 ) от 17.05.2012} Порядок установления ограничений прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц в условиях военного положения определяется законами Украины. Статья 16. Содействие деятельности военного командования Органы государственной власти Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объект объединения граждан, а также граждане обязаны способствовать военному командованию во внедрении и осуществлении мер правового режима военного положения на соответствующей территории. Статья 17. Привлечение военных формирований к осуществлению мер правового режима военного положения По решению Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенным в действие в установленном порядке Указом Президента Украины, образованные в соответствии с законами Украины воинские формирования привлекаются к решению задач, связанных с внедрением и осуществлением мер правового режима военного положения в соответствии с их назначения и специфики деятельности. (Статья 17 с изменениями, внесенными согласно Законам N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003, N 803-VI ( 803-17 ) от 25.12.2008} Статья 18. Взаимодействие военного управления органами государственной власти в условиях военного положения В условиях военного положения военное командование выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со Службой безопасности Украины, другими образованными в соответствии с законами Украины военными формированиями и органами внутренних дел , а также может принимать подчинения или в оперативное подчинение другие военные формирования или их соединения, воинские части, учреждения и организации. Порядок взаимодействия военного командования с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти по обеспечению соблюдение правового режима военного положения, защиты безопасности граждан и интересов государства, а также подчинения или оперативного подчинения ему других образованных соответственно законами Украины воинских формирований или их соединений, военных частей, учреждений и организаций определяется Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины. Р а з д е л V ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН И ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Статья 19. Гарантии законности в условиях военного положения В условиях военного положения запрещаются: изменение Конституции Украины; изменение Конституции Автономной Республики Крым; проведения выборов Президента Украины, а также выборов в Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления; проведения всеукраинских и местных референдумов; проведение забастовок. Статья 20. Правовой статус и ограничения прав и свобод граждан и прав и законных интересов юридических лиц в условиях военного положения Правовой статус и ограничения прав и свобод граждан и прав и законных интересов юридических лиц в условиях военного положения определяются в соответствии с Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), настоящего Закона и других законов Украины. В условиях военного положения не могут быть ограниченные права и свободы человека и гражданина, предусмотренных частью второй статьи 64 Конституции Украины. В процессе трудовой деятельности лиц, в отношении которых введена трудовая повинность, обеспечивается соблюдение таких стандартов, как минимальная заработная плата, минимальный срок отпуска и время отдыха между сменами, максимальное рабочее время, учет состояния здоровья человека и тому подобное. На время привлечения работающего лица к выполнению трудовой повинности вне места его работы по трудовому договору за ней после окончания выполнения таких работ сохраняется соответствующая работа (должность). {Статья 20 дополнена частью третьей согласно Закону N 1836-VI ( 1836-17 ) от 21.01.2010} Статья 21. Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц иностранных государств в условиях военного положения Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, юридических лиц иностранных государств, находящихся на территории Украины во время действия военного положения, определяется Конституцией и законами Украине , международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Статья 22. Недопустимость использования правового режима военного положения для захвата власти и нарушения прав и свобод граждан и прав и законных интересов юридических лиц Введение военного положения не может быть основанием для применения пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Любые попытки использовать введение военного положения для захвата власти влекут ответственность согласно закону. Статья 23. Возмещение убытков, причиненных при введении военного положения или возврат имущества, сохранилось Принудительное отчуждение объектов права собственности у юридических и физических лиц в связи с внедрением и осуществлением мероприятий правового режима военного положения влечет возмещение их «br > стоимости в порядке, определенном законом. Если имущество, принудительно отчуждено у юридических и физических лиц, после отмены правового режима военного положения сохранилось, бывший собственник или уполномоченное им лицо имеет право требовать возврата такого имущества в судебном порядке. Бывший владелец принудительно отчужденного в связи с внедрением и осуществлением мероприятий правового режима военного состояния имущества может требовать взамен предоставления ему другого имущества, если это возможно . {Статья 23 в редакции Закона N 4765-VI ( 4765-17 a >) от 17.05.2012} Статья 24. Информирование Генерального секретаря ООН и государств Украина соответствии с Международным пактом о гражданских и политические права в случае введения военного положения незамедлительно сообщает через Генерального секретаря ООН государствам, участвующим в этом пакте , об ограничении прав и свобод человека и гражданина, является отклонением от обязательств по Международным пактом, и о границе этих отклонений и причинах принятия такого решения. В сообщении отмечается также дата прекращения действия соответствующих отклонений от обязательств, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах. Об изменениях границы отклонений от обязательств по Международным пактом о гражданских и политических правах или срока действия ограничений прав и свобод и причин принятия такого решения Украина уведомляет Генерального секретаря ООН в порядке, определенном частями первой и второй настоящей статьи. Р а з д е л VI ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ИЛИ невыполнение мероприятий правового режима военного положения Статья 25. Ответственность за нарушение правового режима военного положения Лица, виновные в нарушении требований или невыполнении мер правового режима военного положения, привлекаются к ответственности по закону. Статья 26. Правосудие в условиях военного положения Правосудие на территории, где введено военное положение, осуществляется только судами. На этой территории действуют суды, созданные соответствии с Конституцией Украины ( 254к/96- ВР ). Создание чрезвычайных и особых судов не допускается. Сокращение или ускорения любых форм судопроизводства запрещается. Статья 27. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти Контроль за деятельностью органов исполнительной власти в условиях военного положения осуществляет Совет национальной безопасности и обороны Украине. Статья 28. Надзор за соблюдением законов в условиях военного состояния Надзор за соблюдением законов Украины в условиях военного положения осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Украины. Р а з д е л VII Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Кабинету Министров Украины: в шестимесячный срок подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законодательные акты, вытекающих из настоящего Закона; привести свои решения в соответствие с настоящим Законом; обеспечить приведение министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом их нормативно-правовых актов.
Президент Украины Л.Кучма г.Киев, 6 апреля 2000 N 1647-III
|
|