З А К О Н У К Р А И Н Ы
О Государственной программе авиационной безопасности гражданской авиации (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2003, N 17, ст.140)
Верховная Рада Украины постановляет а н о в л я есть : Утвердить Государственную программу авиационной безопасности гражданской авиации (прилагается).
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 20 февраля 2003 N 545-IV
Утвержден Законом Украины от 20 февраля 2003 N 545-IV ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ гражданской авиации Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Государственная программа авиационной безопасности гражданской авиации (далее - Программа) разработана согласно конвенциям о международной гражданской авиации ( 995_038 ), о борьбе с незаконным захватом воздушных судов ( 995_167 ), о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации ( 995_165 ), о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов ( 995_244 ), и о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения ( 995_016 ) , а также других международных актов. Программа учитывает требования Совета Безопасности ООН о направлении совместных усилий на предупреждение и пресечение террористических актов, частности резолюции от 28 сентября 2001 года N 1373 ( 995_854 ). 2. Программа разработана на основании Приложения 17 к Конвенции о международной гражданской авиации "Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" и Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Раздел II Термины и их определения 3. Применяемые в этой Программе, употребляются в таком значении: авиационная безопасность - комплекс мероприятий, а также человеческие и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность; авиационное предприятие - авиатранспортное предприятие, предлагающее или эксплуатирующее воздушное сообщение; авиация общего назначения - гражданская авиация, деятельность которой не касается регулярных авиаперевозок и нерегулярных воздушных операций, выполняемых за плату или по найму; агент по организации обслуживания авиаперевозок (далее - агент авиаперевозок) - персонал службы пассажирского обслуживания, осуществляющий регистрацию пассажиров и оформление их багажа по правилам авиаперевозчика и действующими технологиями; аэродром, гидроаэродром - определен участок земной, водной поверхности, включая любые здания, сооружения и оборудование, предназначена полностью или частично для прибытия, отправления, движения, стоянки и обслуживания воздушных судов аэропорт - комплекс сооружений, предназначенный для приема / отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок, проведения авиационных работ и имеет для этих целей аэродром, аэровокзал , другие наземные сооружения и необходимое оборудования; акт незаконного вмешательства - это: насилие в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна во время полета, если такие действия могут угрожать безопасности этого воздушного судна; разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или его повреждения, что может вывести судно из строя или угрожает его безопасности во время полета; размещения или попытки размещения в воздушном судне, находится в эксплуатации, устройства или вещества, которые могут его разрушить или повредить, которое угрожает безопасности воздушного судна во время полета; разрушение или повреждение объектов радионавигационного обеспечения или вмешательства в их эксплуатацию, если любая указанное действие угрожает безопасности воздушного судна во время полета; сообщение заведомо ложных сведений, которые могут создать угрозу безопасности воздушного судна во время полета; незаконное и умышленное использование устройства, вещества или оружия: для совершения акта насилия в отношении лица в аэропорту, на аэродроме, наносит или может нанести ущерб его здоровью или причинить смерть; для разрушения или серьезного повреждения оборудования или сооружений аэропорта, аэродрома, его служб и расположенных в аэропорту, на аэродроме воздушных судов для угрозы безопасности полетов в аэропорту, на аэродроме; багаж - вещи пассажиров, членов экипажа, перевозимых на борту воздушного судна по соглашению с эксплуатантом; багажный контейнер - емкость, куда загружается багаж для перевозки на борту воздушного судна; багаж перевозится несколькими перевозчиками, - багаж пассажиров подлежит перегрузке из воздушного судна одного эксплуатанта на воздушное судно другого при перевозке пассажиров < br> бортовые припасы - предметы, предоставляемых эксплуатантом для использования или продажи на борту воздушного судна во время полета, в том числе продукты питания; груз - имущество, кроме бортовых припасов и багажа груза на борту воздушного судна; грузовая зона - участок земли, а также здания, оборудование, предназначены для обработки груза: перрон, грузовые склады и хранилища, места стоянки транспортных средств и связанные с ними пути сообщения и т.д.; грузовой состав - здание, где находится груз на этапе между воздушным и наземным перевозками и где находятся средства обработки груза или хранится груз до его воздушного или наземного перевозки; военизированная охрана - специальное подразделение службы авиационной безопасности аэропорта с особыми уставными задачами, созданный для охраны воздушных судов, объектов государственной собственности и размещенного на них имущества предприятий гражданской авиации, а также для поддержания необходимого внутреннего объектового режима; эксплуатант - юридическое лицо, которое эксплуатирует воздушные суда или предлагает свои услуги в этой области; угроза взрыва - угроза, сообщение о которой поступило анонимно или другими каналами и которая содержит правдивую или непроверенную информацию о том, что безопасности воздушного судна в полете или на земле, аэропорта, средства гражданской авиации или лицу может угрожать взрыв от применения взрывчатого вещества или других предметов или устройств; зал вылета - пространство между местом регистрации и местом ожидания контролируемой зоны; зарегистрированный агент, экспедитор груза - зарегистрированная соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти юридическое лицо, осуществляющего коммерческую деятельность с эксплуатантом и обеспечивает контроль на безопасность, относительно груза , курьерских и почтовых отправлений; засланный багаж - багаж, нечаянно или по невнимательности отделен от пассажиров или экипажа; обратные действия - определены стандартами, нормами, правилами мероприятия, осуществляемые для предотвращения и / или урегулирования кризисной ситуации, прекращения акта незаконного вмешательства, другой противоправного посягательство на нормальную, регулярную, безопасную деятельность гражданской авиации; зона ограниченного доступа - зона аэропорта, сооружения и средства, доступ к которым ограничен или контролируется с целью обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов; зона технического обслуживания воздушных судов - участок земли, а также средства и оборудование, предусмотренные для технического обслуживания судов: перроны, ангары, здания и мастерские, места стоянки наземных автотранспортных средств и связанные с ними пути сообщения; инвалид - лицо, возможность передвижения которого ограничена через физические недостатки, умственную отсталость, возраст или заболевания и которая требует особого внимания со стороны соответствующих служб; контролируемая зона - рабочая площадь авиапредприятия, аэропорта, прилегающая к ней территория, а также близлежащие них помещения, доступ к которым контролируется; контроль на безопасность - специальные мероприятия по предотвращению внесению в контролируемую зону и на борт воздушного судна оружия, взрывчатых веществ и других опасных предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства; кризисная ситуация - ситуация, которая сложилась в результате совершения противоправных и умышленных действий, связанных с посягательством на нормальную, регулярную и безопасную деятельность гражданской авиации, повлекли несчастные случаи с людьми, имущественный ущерб, акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации либо создали реальную угрозу наступления таких последствий; курьерские отправления - перевозка пассажиром-курьером багажа на борту воздушного судна, которое выполняет регулярные авиаперевозки; международный аэропорт - аэропорт, определенный государством на ее территории для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, в котором осуществляются таможенные, иммиграционные , санитарные, карантинные отношению к животным и растений и другие процедуры, предусмотренные законодательством; хранение багажа - место, где хранится зарегистрированный багаж до его отправки на воздушные суда, а также сослан, невостребованный, неопознанный багаж до его отправления по назначению, вопрос, уничтожения или изъятия; место сортировки багажа - место, где сортируется багаж, подлежит отправке, для его распределения по рейсами; место стоянки воздушного судна - участок на перроне, предназначена для стоянки воздушных судов; место ожидания пассажирами в контролируемой зоне - пространство между залом вылета и выходом из аэровокзала к контролируемой зоны; опасный груз - изделия или вещества, которые при воздушной перевозки могут повлечь угрозу здоровью людей, безопасности полета или имуществу; неопознанный багаж - багаж, который прибыл в аэропорт с багажной биркой или без нее и не был получен или опознан пассажиром; невостребованный багаж - багаж, который прибыл в аэропорт и не был востребован пассажиром; неконтролируемая зона - зона аэропорта и сооружения со свободным доступом к ним; несопровождаемый багаж - багаж, перевозимый как груз на другом или на том же воздушном судне, где находится его владелец; объект радионавигационного обеспечения - совокупность инженерно-технических сооружений, наземного радионавигационного оборудование, оборудование электроснабжения, обеспечивает радионавигационной информации воздушные суда и органы управления < br> воздушным движением; оборудование для обеспечения безопасности - специальные устройства, предназначены для самостоятельного использования или использования в качестве части любой системы для обеспечения защиты от актов незаконного вмешательства; < br> обзор - процедура контроля на безопасность с применением технических или иных средств, предназначенная для обнаружения оружия, взрывчатых веществ, предметов или устройств, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства; арендаторы аэропорта - юридические и физические лица: концессионеры, предприятия общественного питания, ремонтно-технические и другие службы, которые в установленном законодательством порядке арендуют помещения аэропорта для осуществления своей деятельности; основной (стационарный) аварийный оперативный центр - специально оборудованное помещение в контролируемой зоне аэропорта, предназначенное для размещения штаба руководства операцией при урегулирования кризисной ситуации; < br> лицо без права на въезд - лицо, которому соответствующими уполномоченными органами государства отказано в праве на въезд в этой страны; пассажирская зона - участок земли, а также средства и оборудование, предназначенные для работы с пассажирскими потоками: перрон, здания аэровокзала, места стоянки автотранспортных средств и связанные с ними пути сообщения; пропуск - документ, выдаваемый лицам, работающим в аэропортах, или тем, кому по иным причинам необходим отдельный допуск в аэропорт или любую зону ограниченного доступа , а также документ на транспортные средства; перрон - часть территории аэродрома, предназначенная для расположение воздушных судов с целью посадки или высадки пассажиров, погрузки или разгрузки курьерских и почтовых отправлений, груза , заправки, стоянки или технического обслуживание воздушных судов; воздушное судно - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной поверхности; почтовые отправления - корреспонденция и другие вещи, отправлены соответствии с законодательством; программа авиационной безопасности - меры, принимаемые для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства; прямая пересадка - пересадка трансферных пассажиров с одного рейса на другой в одном и том же аэропорту; регистрация пассажиров, груза, багажа - процесс оформления эксплуатантом перевозок на определенный рейс; рабочая площадь аэродрома - часть аэродрома, предназначенная для взлета, посадки, движения и размещения воздушных судов, состоит из площадки маневрирования и перрона; подвижной аварийный оперативный центр - прицеп или самоходный транспортное средство, оборудован необходимыми средствами связи для работы штаба руководства при урегулировании кризисной ситуации; ручная кладь - вещи пассажира, находящиеся при перевозки под его наблюдением; сертификация аэропорта, аэродрома, авиапредприятия, эксплуатанта - процедура подтверждения соответствия аэропорта, аэродрома, авиапредприятия, эксплуатанта установленным требованиям обеспечения авиационной безопасности; сертификация персонала - подтверждение соответствия персонала квалификационным требованиям по авиационной безопасности; стерильная зона - зона между пунктом контроля на безопасность и воздушным судном, доступ к которой контролируется; сопровождаемый багаж - предметы, оформленные как груз принадлежит пассажирам воздушного судна, перевозимых в багажном отделении этого воздушного судна; транзитные пассажиры - пассажиры, которые отправляются из аэропорта тем же рейсом, которым они прибыли; трансферный багаж - багаж, который перегружается с одного рейса на другой; трансферные пассажиры - пассажиры, осуществляющие пересадку с одного рейса на другой; тревога, связанная с угрозой взрыва, - состояние тревоги, объявлен уполномоченным органом с целью нейтрализации возможных последствий, связанных с поступлением угрозы от анонимного источники, или обусловлен выявлением подозрительного устройства или предмета на борту воздушного судна, в аэропорту или в пределах расположения любого объекта, средства или службы гражданской авиации; уязвимая точка - средство, сооружение или оборудование, повреждения или уничтожение которых может привести к нарушению деятельности аэропорта; физический контроль - процедура осуществления контроля на безопасность уполномоченными лицами путем физического досмотра ручной клади и багажа без использования технических средств контроля на безопасность; член экипажа - лицо, назначенное эксплуатантом для выполнения определенных обязанностей на борту воздушного судна во время полета. В целях Программы термины "авиационное предприятие", "аэропорт (аэродром)", "эксплуатант" определяются далее как "авиационный субъект". Раздел III ЦЕЛЬ И ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРОГРАММЫ 4. Целью Программы является создание организационно-правовых основ по обеспечению авиационной безопасности и эффективности деятельности гражданской авиации. 5. Основной задачей Программы является осуществление мероприятий по обеспечения защиты, охраны и безопасности пассажиров, членов экипажа, авиационного персонала, воздушных судов, объектов аэропорта и объектов радионавигационного обеспечения независимо от их форм собственности и подчиненности. 6. Поддержание соответствующего уровня авиационной безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: ни воздушное судно, занесенное в государственный реестр гражданских воздушных судов, не может вылетать при отсутствии документов, дающих право на осуществление хозяйственной и коммерческой деятельности в области гражданской авиации; ни одно лицо или транспортное средство не может войти или заехать в контролируемую, стерильную зоны и зону ограниченного доступа без пропуска и прохождения контроля на безопасность; никто не может быть допущена на борт воздушного судна без соответствующего разрешения; предметы и оборудование, а также ручная кладь, багаж, груз, курьерские и почтовые отправления, бортовые припасы не могут быть взятые на борт воздушного судна без прохождения контроля на безопасность; при выполнении авиационных работ на временных аэродромах обеспечения авиационной безопасности возлагается на командира воздушного судна или лицо, назначенное руководителем эксплуатанта; юридические лица, деятельность которых связана с обеспечением авиационной безопасности, должны иметь соответствующее свидетельство (сертификат); авиационный персонал и другие специалисты (лица), работа которых касается авиационной безопасности, могут быть допущены к выполнению такой работы только на основании свидетельства (сертификата) международные соглашения о воздушном сообщении, заключенные Украиной с другими государствами, должны содержать требования по авиационной безопасности соответствии со стандартами и рекомендациями Международной организации гражданской авиации; < br> сотрудничество Украины с другими государствами по вопросам предотвращения, предупреждения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Украины за пределами ее государственной границы осуществляется на основании соглашений о сотрудничестве в сфере авиационной безопасности. Раздел IV ОРГАНЫ, обеспечивают выполнение программы 7. Выполнения определенных пунктом 8 настоящей Программы мероприятий обеспечивает специально уполномоченный орган по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации - правительственный орган государственного управления деятельностью гражданской авиации в составе центрального органа исполнительной власти по вопросам транспорта. 8. К полномочиям специально уполномоченного органа по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации относится: подготовка совместно с другими центральными органами исполнительной власти проектов нормативно-правовых актов, касающихся реализации государственной политики в сфере авиационной безопасности; реализация единой государственной политики в сфере авиационной безопасности, защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства; организация выполнения центральными органами исполнительной власти, учреждениями, организациями, предприятиями, а также авиационными субъектами требований в сфере авиационной безопасности; проведение регистрации и сертификации субъектов обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации, а также оценки по авиационной безопасности подразделений, занимающихся авиационной деятельностью; разработка требований к уровню квалификации и профессиональной подготовки авиационного персонала по авиационной безопасности; проведение сертификации учебных заведений гражданской авиации и участие в сертификации других учебных заведений по подготовке специалистов гражданской авиации, имеющих отношение к обеспечения авиационной безопасности; участие в служебных расследованиях авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами на территории Украины и в установленном законодательством порядке - с гражданскими воздушными судами других государств, а также актов незаконного вмешательства; осуществление контроля за состоянием обеспечения авиационной безопасности; проведение экспертизы проектов строительства новых и реконструкции действующих аэропортов по соблюдению требований авиационной безопасности. 9. Министерство внутренних дел Украины обеспечивает руководство линейными подразделениями органов внутренних дел в аэропортах и ??координацию их деятельности по обеспечению безопасности гражданской авиации, граждан, общественного порядка, предотвращения, выявления и пресечения преступлений на объектах авиационных субъектов и на прилегающей территории, выявления лиц, которые могут представлять угрозу для гражданской авиации, и контроль за ситуацией в случае возникновения правонарушений и чрезвычайных ситуаций. 10. Министерство обороны Украины обеспечивает осуществление мероприятий по предотвращению или ликвидации последствий актов незаконного вмешательства в военных секторах аэродромов совместного использования и принимает меры по выявлению и обезвреживанию взрывных устройств. 11. Центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны здоровья осуществляет меры по предотвращению занесения в Украину воздушным транспортом особо опасных болезней. 12. Центральный орган исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы оказывает на заказ авиационных субъектов или специально уполномоченного органа по вопросам авиационной безопасности услуги по выявлению и обезвреживанию взрывных устройств. 13. Центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны государственной границы обеспечивает осуществление пограничного контроля в международных аэропортах и ??аэропортах, открытых для международных полетов. 14. Центральный орган исполнительной власти по вопросам таможенной службы осуществляет таможенный контроль, оказывает помощь службам авиационной безопасности международных аэропортов в предотвращении незаконного размещению на воздушных судах, выполняющих международные рейсы, оружия, взрывчатых, ядовитых, радиоактивных и других опасных веществ и предметов, а также перевозке запрещенных грузов. 15. Служба безопасности Украины осуществляет согласно закону мероприятия по выявлению и пресечению актов незаконного вмешательства на воздушном транспорте, в предусмотренных законом случаях использует вооруженные подразделения для предотвращения таких актов или ликвидации их последствий. 16. Межведомственная комиссия по вопросам урегулирования кризисных ситуаций в случае совершения актов незаконного вмешательства и обеспечения авиационной безопасности в деятельности гражданской авиации (далее - Комиссия) координирует действия по авиационной безопасности. 17. Полномочия Комиссии определяются положением, утверждается Кабинетом Министров Украины. 18. Обеспечение авиационной безопасности в авиационном субъекте возлагается на службу авиационной безопасности. Порядок организации, структура, задачи и функции указанной службы, а также правила ее сертификации ( z0716-06 ) определяются нормативно-правовыми актами, утвержденными специально уполномоченным органом по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации. 19. Ответственность за выполнение этой Программы в аэропорту возлагается на руководителя аэропорта, непосредственно отчитывается перед специально уполномоченным органом по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации о разработке и осуществлении мер авиационной безопасности. 20. В аэропортах, на аэродромах совместного использования разработки программы авиационной безопасности обеспечивает руководитель аэропорта по согласованию с командиром воинской части. 21. В обязанности руководителя аэропорта в рамках этой Программы относится: разработка и выполнение программы авиационной безопасности аэропорта; назначения по согласованию со специально уполномоченным органом по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации должностного лица, имеющего статус его заместителя и на которую возлагаются обязанности по выполнения программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта; образования аэропортового комитета по авиационной безопасности соответствии с требованиями настоящей Программы; внесение специально уполномоченному органу по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации предложений относительно принятия нормативно-правовых актов по вопросам авиационной безопасности; доведения до сведения юридических и физических лиц, находятся в аэропорту и которым необходим доступ к контролируемой зоны или зоны ограниченного доступа, соответствующих инструкций, положений и схем расположения и назначение этих зон; доведение до сведения всех заинтересованных юридических и физических лицами требований программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта в части, их касающейся, и контроль за выполнением этих требований; немедленное информирование специально уполномоченного органа по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации и других центральных органов исполнительной власти об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; ежегодное представление в специально уполномоченный орган по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации обобщенной информации о акты незаконного вмешательства, приняты меры, результаты их анализа. 22. Эксплуатанты, выполняющие полеты в / из Украины, а также внутренние рейсы в пределах государства, разрабатывают и выполняют программу авиационной безопасности в соответствии с требованиями этой программы. Программа авиационной безопасности эксплуатанта соглашается с специально уполномоченным органом по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации. Иностранные эксплуатанты по вопросам авиационной безопасности руководствуются требованиями этой программы, своей национальной программы, программы авиационной безопасности аэропорта, а также положениями соглашений о воздушное сообщение и двустороннее сотрудничество в области авиационной безопасности, заключенных с Украиной. Специально уполномоченный орган по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации может запросить у иностранного эксплуатанта, который осуществляет хозяйственную и коммерческую деятельность в Украине, программу его авиационной безопасности ознакомления. 23. В программе авиационной безопасности авиационного субъекта определяются меры по защите пассажиров, членов экипажа, багажа, груза, курьерских и почтовых отправлений, бортовых припасов, наземного персонала, воздушных судов и служб обеспечение деятельности эксплуатанта от актов незаконного вмешательства. Штатной структуры авиационного субъекта вводится должность заместителя руководителя по авиационной безопасности, кандидатура которого соглашается со специально уполномоченным органом по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации. 24. Взаимоотношения эксплуатанта с заказчиком, арендатором воздушного судна и аэропортом, аэродромом регулируются соответствующим договором (соглашением), которым предусматривается ответственность сторон за соблюдение авиационной безопасности относительно пассажиров, членов экипажа воздушного судна, ручной клади, багажа, груза, бортовых припасов, курьерских и почтовых отправлений и т.п.. 25. Арендаторы аэропорта, осуществляющих деятельность в контролируемой зоне аэропорта, должны быть ознакомлены с этой Программой под роспись. 26. Арендаторы аэропорта отвечают за выполнение условий доступа через помещения, принадлежащие им в контролируемой зоны аэропорта. 27. Обязанности и ответственность арендаторов аэропорта в сфере авиационной безопасности включаются в программы авиационной безопасности соответствующего аэропорта. Арендаторы аэропорта несут ответственность по закону за выполнение такой программы в части их касается. 28. Аэропортовый комитет по авиационной безопасности создается в каждом аэропорту. 29. Основной целью аэропортового комитета по авиационной безопасности является разработка, координация и осуществление мероприятий по обеспечения безопасности в аэропорту. 30. Положение о аэропортовый комитет по авиационной безопасности утверждается руководителем аэропорта. 31. К полномочиям аэропортового комитета по авиационной безопасности относится: координация мероприятий по реализации этой программы в аэропорта; осуществление надзора за реализацией программы авиационной безопасности аэропорта, в том числе за выполнением мер, принимаемых руководством авиационных субъектов; определение и систематический пересмотр уязвимых точек в аэропорта, разработка мероприятий по их надежной защиты; обеспечение адекватности мер авиационной безопасности уровню угрозы; обеспечение выполнения рекомендаций по осуществлению мер авиационной безопасности; информирование ежеквартально специально уполномоченного органа по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации о мерах, принятых для обеспечения безопасности в аэропорту, планируемые изменения, а также проблемы по защите аэропорта и его служб, которые не могут быть решены на местном уровне; организация обучения и подготовки авиаперсонала по авиационной безопасности; контроль за учетом требований авиационной безопасности при расширения и реконструкции аэропорта. 32. В состав аэропортового комитета по обеспечению авиационной безопасности входят: руководитель и заместитель руководителя аэропорта по авиационной безопасности; представители: подразделения территориального органа Министерства внутренних дел Украины; подразделения территориального органа центрального органа исполнительной власти по вопросам таможенной службы; подразделения территориального органа центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны государственной границы; воинской части (в случае совместного использования аэродрома) медицинской части; подразделения территориального органа Службы безопасности Украины; эксплуатантов. В случае необходимости в состав аэропортового комитета могут быть включены представители других юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в аэропорту. 33. Председателем аэропортового комитета по обеспечению авиационной безопасности является руководитель аэропорта, а при его отсутствии обязанности председателя выполняет заместитель руководителя аэропорта по авиационной безопасности. Сотрудничество с иностранными государствами и международными организациями 34. По вопросам авиационной безопасности Украина сотрудничает с иностранными государствами и международными организациями. 35. В рамках сотрудничества Украины предоставляет по запросу иностранного государства информацию относительно требований этой программы. 36. Запросы иностранных государств по введению специальных мероприятий по авиационной безопасности относительно рейсов, выполняемых эксплуатантами этих государств в / из Украины, должны осуществляться счет средств государства-заказчика. Такие запросы подаются в специально уполномоченного органа по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации. 37. Решение об удовлетворении запроса иностранного государства о оказания помощи в преодолении кризисной ситуации и ликвидации ее последствий принимается Кабинетом Министров Украины. 38. При необходимости оказания помощи иностранным государством Украина по ликвидации акта незаконного вмешательства такой запрос подается от имени Кабинета Министров Украины в адрес правительства соответствующего государства, если запросы специально уполномоченного органа по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации или Министерства иностранных дел Украины не были удовлетворены. 39. Специально уполномоченный орган по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации может назначать своего представителя в государствах с высокой интенсивностью авиационных перевозок и работ и в регионах с высоким риском для безопасности гражданской авиации зарегистрированных в Украине эксплуатантов. Положение о представителе специально уполномоченного органа по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации в другой стране утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам транспорта. 40. В случае получения информации о наличии угрозы авиационной безопасности иностранного государства специально уполномоченный орган по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации сообщает соответствующий уполномоченный орган этого государства. 41. Украина сотрудничает с иностранными государствами и международными организациями по вопросам разработки программ подготовки персонала в сфере авиационной безопасности и обмена информацией, касающейся этих программ. 42. Двусторонние международные соглашения о воздушном сообщении между Украиной и другими государствами должны содержать требования по авиационной безопасности согласно рекомендациям типовой статьи, принятой на дополнение к резолюции Совета Международной организации гражданской авиации от 25 июня 1986 . 43. При заключении Украиной соглашений с другими государствами в сотрудничества в сфере авиационной безопасности учитываются рекомендации Международной организации гражданской авиации LE3/32-89/76 от 15 августа 1989 года. 44. Украина сотрудничает с иностранными государствами и международными организациями в сфере научно-исследовательской деятельности по вопросам разработки новых образцов и технологий по производству оборудования для обеспечения безопасности гражданской авиации. 45. Сотрудничество специально уполномоченного органа по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации с международными организациями гражданской авиации осуществляется по следующим направлениям: участие в разработке проектов международных конвенций и многосторонних соглашений в сфере авиационной безопасности; представление предложений по совершенствованию международных нормативно-правовых актов, касающихся авиационной безопасности; разработка предложений по повышению авиационной безопасности; участие на постоянной или временной основе в работе органов международных организаций гражданской авиации (советов, комитетов, групп экспертов), в задачи которых отнесены вопросы обеспечения авиационной безопасности. 46. Специально уполномоченный орган по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации сотрудничает с международными организациями гражданской авиации, в том числе в рамках механизма предоставления государствам технической, финансовой, материальной помощи в сфере авиационной безопасности, с целью: приведения законодательства по авиационной безопасности в соответствие с международными стандартами; получение от международных организаций гражданской авиации консультаций относительно организации и методов работы в сфере авиационной безопасности; проведение на конфиденциальной основе под эгидой международных организаций гражданской авиации обследования и оценки состояния авиационной безопасности; получение от международных организаций гражданской авиации рекомендаций относительно учебных программ в сфере авиационной безопасности, практического обучения и участия авиаперсонала в практикумах, региональных и субрегиональных учебных семинарах, что проводимых международными организациями гражданской авиации; приобретение через международные организации гражданской авиации оборудование для обеспечения авиационной безопасности, учебных средств и другого оборудования, применение которого повышает уровень авиационной безопасности. 47. Специально уполномоченный орган по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации представляет в международные организации гражданской авиации письменные отчеты об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. 48. С целью обмена информацией по вопросам авиационной безопасности с международными организациями гражданской авиации и другими организациями специально уполномоченный орган по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации на основе локальной информативной сети создает автоматизированную информационную систему управления "Авиационная безопасность" с базой данных, которая способствует оперативному решению вопросов безопасного функционирования гражданской авиации и используется при возникновении кризисной ситуации. 49. При создании автоматизированной информационной системы управления "Авиационная безопасность" разрабатывается комплекс мер по обеспечения конфиденциальности информации и ее защиты от несанкционированного доступа. Такая информация предоставляется по запросу другому заинтересованному государству, с которой Украина заключила соответствующее соглашение. Защита аэропортов, воздушных судов, аэронавигационных средств и служб 50. Руководители аэропортов совместно с заинтересованными арендаторами аэропорта определяют контролируемые и стерильные зоны и зоны ограниченного доступа, где выполняются важные работы для обеспечения безопасной деятельности гражданской авиации в аэропорту. Размещение этих зон сказывается на плане-схеме аэропорта, является частью программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта. Руководители каждой из сторон подают руководителю аэропорта список лиц для оформления пропусков, по которым предоставляется разрешение на пребывание в соответствующей зоне аэропорта. 51. Допуск к контролируемой территории регламентируется пропускным и внутренним объектовым режимами в авиационных субъектах и ??на объектах радионавигационного обеспечения. 52. В аэропортах, где открыты пункты пропуска через государственную границу или которым предоставлены разрешения на осуществление международных полетов, введение пропускного и внутреннего объектового режимов согласуется с центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны государственной границы Украины и центральным органом исполнительной власти по вопросам таможенной службы. 53. Лицо, которое задержано на контролируемой территории, а также на объектах радионавигационного обеспечения, которые находятся за пределами авиационных субъектов, которые доступны контролируемым и ограниченным, несет ответственность согласно закону. 54. Сведения о зонах, находящихся за пределами аэропорта и определены как контролируемые зоны, излагаются в программе авиационной безопасности аэропорта. К таким зонам могут относиться: местоположения радиолокационных средств; местоположения навигационных средств; антенные поля; склады горюче-смазочных материалов и т.п.. Ответственность за обеспечение контроля за доступом к таких зон возлагается на юридических лиц, которым принадлежат эти зоны. 55. Защита контролируемых, стерильных зон и зон ограниченного доступа осуществляется подразделениями военизированной охраны с применением технических средств охраны. 56. В каждом аэропорту устанавливается пропускная система, утверждается руководителем аэропорта. Персонал эксплуатантов, арендаторов аэропорта, других организаций, имеющий допуск к контролируемой территории, обязан иметь специальные пропуска с определением зон, в которых он может находиться. 57. Управление пропускной системой, изготовление и выдачу пропусков в контролируемой территории осуществляет уполномоченное руководителем аэропорта лицо. 58. Порядок доступа к зон пограничного и таможенного контроля в международных аэропортах (на аэродромах) определяется подразделениями территориального органа центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны государственной границы Украины и центрального органа исполнительной власти по вопросам таможенной службы , находящихся в аэропорта, по согласованию с руководителем аэропорта. 59. Ответственность за доступ лиц к контролируемой зоны аэропорта несет служба авиационной безопасности. 60. Руководитель аэропорта определяет количество и места расположения контрольно-пропускных пунктов по периметру контролируемой территории аэропорта. 61. Пассажиры направляются на посадку в воздушное судно только через зал вылета стерильной зоны в случае предъявления документа, удостоверяющий личность, и оформленного проездного документа, а от места ожидания стерильной зоны до воздушного судна - в сопровождении сотрудника службы авиационной безопасности агента авиаперевозок. 62. Пропуск установленного образца в контролируемой зоны выдается персонала аэропорта на основании приказа руководителя аэропорта о приеме на работу или тем, кому по иным причинам необходим санкционированный допуск. Персоналу арендатора аэропорта, осуществляет свою деятельность на территории аэропорта, пропуска выдаются на основании письменного заявления. 63. Члены экипажа направляются в своего воздушного судна после предъявления задания на полет и документа, удостоверяющего личность, с обязательным прохождением осмотра. 64. Руководители аэропорта устанавливают систему мер по порядок пропускного и внутреннего объектового режимов, изготовления, выдачи, учета и контроля за использованием пропусков для допуска транспортных средств к контролируемым территорий. 65. С целью соблюдения авиационной безопасности воздушные суда должны иметь: конструкцию двери и перегородки в кабины летного экипажа, которые надежно защищают летный экипаж от проникновения посторонних лиц; систему внутренней связи между салоном, грузовым отсеком и кабиной экипажа пассажирские воздушные суда, кроме того, - отлаженную систему сигнализации "опасность"; засов на двери с внутренней стороны кабины экипажа и смотровой глазок; штатные устройства против угона; поворотное зеркало, маркеры для маркировки проверенных мест, фонари и другие приборы. 66. Эксплуатанты несут ответственность за обеспечение безопасности своих воздушных судов. 67. Если воздушные суда не используются и не обслуживаемых их двери должны быть закрыты, а оборудование для посадки убрано. В случае, если воздушное судно не сдано под охрану службе авиационной безопасности аэропорта, эксплуатант назначает лицо, которое несет ответственность за доступ к нему посторонних человек. 68. Перед началом подготовки воздушного судна к вылету эксплуатант должен осуществить его предполетную проверку с целью обнаружения оружия, взрывчатых или других опасных предметов и устройств. 69. Эксплуатанты должны принимать меры для исключения возможности оставления пассажирами каких-либо предметов и вещей на борту воздушного судна, в том числе во время транзитных остановок. 70. В случае поступления сообщения об угрозе осуществления акта незаконного вмешательства лицо, получившее такую ??информацию, обязана уведомить все заинтересованные стороны согласно схеме оповещения, разрабатывается для таких случаев в каждом авиационном суб "объекте. 71. Эксплуатант в случае необходимости проводит проверку воздушного судна с участием соответствующих специалистов. Для выполнения таких проверок эксплуатант разрабатывает соответствующие инструкции, утверждаются руководителем аэропорта. 72. В аэропорту принимаются надлежащие меры для охраны воздушного судна, в том числе воздушных судов авиации общего назначения, согласно соответствующей инструкции, утвержденной руководителем аэропорта. 73. Специально уполномоченный орган по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации имеет право в случае получения информации о нахождении на борту воздушного судна опасных предметов и веществ поручить руководителю аэропорта с целью обеспечения безопасности полета осуществить проверку пассажиров, ручной клади, багажа, груза, курьерских и почтовых отправлений, прибывающих из аэропортов, расположенных в регионах с повышенным уровнем угрозы, или тех, где контроль на безопасность не выполнялся должным образом. 74. В случае получения перед вылетом информации о нахождения на борту воздушного судна опасных предметов и веществ это воздушное судно должно быть разгружено, а пассажиры и экипаж с ручной кладью и багажом по поручению руководителя аэропорту должны быть взорваны. Загрузка и продолжение полета такого воздушного судна может быть разрешено только после повторной проверки и составления соответствующего акта. 75. С целью охраны объектов радионавигационного обеспечения средств и служб от актов незаконного вмешательства руководитель Украинского государственного предприятия по обслуживанию воздушного движения (далее - Украэрорух) обеспечивает разработку и согласовывает с специально уполномоченным органом по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации программу безопасности своих объектов и несет ответственность за ее реализацию. Защита объектов радионавигационного обеспечения средств и служб осуществляется путем: установление ограждения по периметру объектов радионавигации; введение пропускного режима на объектах радионавигации; использование технических средств охраны осуществление охраны работниками службы охраны; использование служебных собак. Руководитель Украэроруха: определяет перечень объектов радионавигационного обеспечения, подлежат охране; определяет дублирующие объекты радионавигационного обеспечения на случай выхода из строя основных; отвечает за состояние дорог в удаленных объектов радионавигации для быстрого прибытия реагирования в случае поступления информации о попытке проникновения посторонних лиц к этим объект объектов. Раздел V КОНТРОЛЬ НА БЕЗОПАСНОСТЬ 76. Контроль на безопасность осуществляется в отношении членов экипажа, пассажиров, их ручной клади и багажа, груза, курьерских и почтовых отправлений, бортприпасив, включая бортовое питание. 77. Контроль на безопасность осуществляется по технологии, утвержденной руководителем аэропорта, разработанной в соответствии с требованиями инструкции ( z1555-04 ) с организации и осуществления контроля на безопасность в аэропортах, утверждается специально уполномоченным органом по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации. Минимальные требования к обеспечению контроля на безопасность должны включать осмотр членов экипажа, пассажиров, их ручной клади и багажа, но не ограничиваться этим. 78. Пассажиры должны пройти контроль на безопасность до получения разрешения подняться на борт воздушного судна или до того, как пройти в стерильную зоны. 79. Ручная кладь и багаж, которые члены экипажа и пассажиры имеют при себе, должны быть предъявлены для прохождения контроля на безопасность. 80. Стерильные зоны, в которых проходят пассажиры после контроля на безопасность, оснащаются надежными запорами и средствами контроля за всеми доступами к стерильной зоны. Перед пропуском пассажиров в стерильной зоны служба авиационной безопасности аэропорта должна осуществить ее тщательную проверку. Контроль за входом и выходом из стерильной зоны возлагается на старшего смены подразделения контроля на безопасность службы авиационной безопасности аэропорта, а из зон паспортного контроля в международных аэропортах - на старшего смены подразделения территориального органа центрального органа по вопросам охраны государственной границы.
|