З А К О Н У К Р А И Н Ы
О теплоснабжении (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2005, N 28, ст.373) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2479-VI ( 2479 -17 ) от 09.07.2010, ВВР, 2010, N 49, ст.571 N 2592-VI ( 2592 - 17 ) от 07.10.2010, ВВР, 2011, N 10, ст.63 N 3569-VI ( 3569-17 ) от 05.07.2011, ВВР, 2012, N 12-13, ст.76 N 3610-VI ( 3610 - 17 ) от 07.07.2011, ВВР, 2012, N 7, ст.53 N 3830-VI ( 3830-17 ) от 06.10.2011, ВВР, 2012, N 22, ст.210 N 4222-VI ( 4222-17 ) от 22.12.2011, ВВР, 2012, N 36, ст.418 N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012, ВВР, 2012, N 42, ст.526 N 4521-VI ( 4521-17 a >) от 15.03.2011, ВВР, 2013, N 2, ст.7 N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона, кроме раздела VIII "Заключительные положения", слова "Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг Украины", "Национальная комиссия регулирования < br> электроэнергетики Украины "во всех падежах заменены словами" национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг ", " национальная комиссия, осуществляющим государственное регулирование в сфере энергетики "в соответствующем падеже согласно Законом N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} i > {В тексте Закона слова "центральный орган исполнительной власти в сфере теплоснабжения" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование < br> государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства " в соответствующем падеже согласно закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности на объектах сферы теплоснабжения и регулирует отношения, связанные с производством, транспортировкой, снабжением и использованием тепловой энергии в целях обеспечения энергетической безопасности Украины, повышение энергоэффективности функционирования систем теплоснабжения, создания и совершенствования рынка тепловой энергии и защиты прав потребителей и работников сферы теплоснабжения. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе основные термины употребляются в таком значении: балансодержатель (здания, группы зданий, жилищного комплекса) - собственник соответствующего имущества или юридическое лицо, которое по договору с собственником содержит на балансе соответствующее имущество и заключило договор купли-продажи тепловой энергии с теплогенерирующей или теплоснабжающей организацией, а также договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг с конечными потребителями; производство тепловой энергии - хозяйственная деятельность, связана с превращением энергетических ресурсов любого происхождения, в том числе альтернативных источников энергии, на тепловую энергию с помощью технических средств с целью ее продажи на основании договора; {Статья 1 дополнена термином согласно Закону N 3830-VI ( 3830 -17 ) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие со дня вступления силу Указа Президента Украины о создании соответствующего центрального органа исполнительной власти по государственному энергетическому надзора в системе центральных органов исполнительной власти} группа зданий (сооружений) - два или более зданий (сооружений), которые вместе с тепловыми сетями до места установки прибора коммерческого учета тепловой энергии имеют одну балансовую принадлежность; источник тепловой энергии - производственный объект, предназначенный для производства тепловой энергии; инвестиционная программа - комплекс мероприятий, утвержденный в установленном порядке, для повышения уровня надежности и обеспечения эффективной работы систем централизованного теплоснабжения, содержащий обязательства субъектов объекта хозяйствования в сфере централизованного теплоснабжения по строительству (реконструкции, модернизации) объектов в этой сфере, улучшение качества услуг, с соответствующими расчетами и обоснованиями, а также указанием источников финансирования и графика выполнения; {Статья 1 дополнена термином согласно Закону N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02. 2012} когенерационная установка - комплекс оборудования, работающего в способом комбинированного производства электрической и тепловой энергии или превращает сбросовый энергетический потенциал технологических процессов в электрическую и тепловую энергию; магистральная тепловая сеть - комплекс трубопроводов и сооружений, обеспечивающих транспортировку теплоносителя от источника тепловой энергии к местной (распределительной) тепловой сети; местная (распределительная) тепловая сеть - совокупность энергетических установок, оборудования и трубопроводов, которая обеспечивает транспортировку теплоносителя от источника тепловой энергии, центрального теплового пункта или магистральной тепловой сети к теплового ввода потребителя; нормативный документ - нормы, правила, инструкции и стандарты, принятые и зарегистрированные в порядке, установленном законодательством, по обеспечению надлежащего технического состояния тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей, их эксплуатации, проектирования и строительства; {Статья 1 дополнена термином согласно Закону N 3830-VI ( 3830 -17 ) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие со дня вступления силу Указа Президента Украины о создании соответствующего центрального органа исполнительной власти по государственному энергетическому надзора в системе центральных органов исполнительной власти} объекты в сфере теплоснабжения - теплогенерирующие станции или установки, тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали, котельные, когенерационные установки, тепловые сети, предназначенные для производства и транспортировку тепловой энергии, а также объекты и сооружения, основное и вспомогательное оборудование, используемые для обеспечения безопасной и надежной эксплуатации тепловых сетей; {Абзац восьмой статьи 1 с изменениями, внесенными Законом N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} охранная зона тепловых сетей - земли вдоль тепловых сетей для обеспечения нормальных условий их эксплуатации, предотвращения повреждения, а также для уменьшения их негативного влияния на людей, смежные земли, природные объекты и окружающую среду; поставки тепловой энергии (теплоснабжение) - хозяйственная деятельность, связанная с предоставлением тепловой энергии (теплоносителя) потребителям с помощью технических средств транспортировки и распределением тепловой энергии на основании договора; {Статья 1 дополнена термином согласно Закону N 3830-VI ( 3830 -17 ) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие со дня вступления силу Указа Президента Украины о создании соответствующего центрального органа исполнительной власти по государственному энергетическому надзора в системе центральных органов исполнительной власти} текущие счета со специальным режимом использования для проведения расчетов по инвестиционным программам (далее - специальные счета) - счета субъектов хозяйствования в сфере централизованного теплоснабжения, предназначены для накопления и использования исключительно для выполнения инвестиционных программ в указанной сфере {Статья 1 дополнена термином согласно Закону N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012} тариф (цена) на тепловую энергию - денежное выражение затрат на производство, транспортировку, снабжение единицы тепловой энергии (1 Гкал) с учетом рентабельности производства, инвестиционной и других составляющих, которые определяются в соответствии с методиками, разработанными национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирования в сфере коммунальных услуг {Абзац пятнадцатый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459 - VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} тепловая установка - оборудование, устройства, предназначенные для производства, преобразования и потребления тепловой энергии; {Статья 1 дополнена термином согласно Закону N 3830-VI ( 3830 -17 ) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие со дня вступления силу Указа Президента Украины о создании соответствующего центрального органа исполнительной власти по государственному энергетическому надзора в системе центральных органов исполнительной власти} теплоиспользуемого установка - комплекс оборудования (устройств), использующий тепловую энергию (теплоноситель) для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, технологических или коммунально-бытовых потребностей; {Статья 1 дополнена термином согласно Закону N 3830-VI ( 3830 -17 ) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие со дня вступления силу Указа Президента Украины о создании соответствующего центрального органа исполнительной власти по государственному энергетическому надзора в системе центральных органов исполнительной власти} теплогенерирующая установка - комплекс взаимосвязанного оборудования, производящего тепловую энергию, независимо от места его расположения; теплоноситель - жидкое или газообразное вещество, циркулирующей в трубах или каналах и передает тепловую энергию в системах теплоснабжения, отопления, вентиляции и технологических установках; технологический минимум потребления природного газа - минимальный уровень использования природного газа объектом в сфере теплоснабжения, обеспечивает номинальное функционирование предприятия, недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций < br> техногенного и естественного характера и определяется по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины {Статья 1 дополнена сроком согласно Закону N 4222-VI ( 4222-17 ) от 22.12.2011} сфера теплоснабжения - сфера деятельности по производству, транспортировку, поставку тепловой энергии потребителям {Абзац тринадцатой статьи 1 с изменениями, внесенными Законом N 2479 -VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} прибор коммерческого учета тепловой энергии - средство измерительной техники, имеющее нормированные метрологические характеристики и тип которого внесен в Государственный реестр средств измерительной техники, на основе показаний которого определяется объем потребленной тепловой энергии; рынок тепловой энергии - сфера обращения тепловой энергии как товара, на который имеется спрос и предложение; система автономного теплоснабжения - внутридомовая система отопления, которая используется для тепло отдельного многоквартирного дома {Абзац шестнадцатый статьи 1 в редакции Закона N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} система децентрализованного теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии мощностью от 1 до 3 Гкал / ч, местных (распределительных) тепловых сетей; система умеренно-централизованного теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии мощностью от 3 до 20 Гкал / ч, магистральных и / или местных (распределительных) тепловых сетей; система централизованного теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии, магистральных и местных (распределительных) тепловых сетей, объединенных между собой и используются для тепло потребителя , населенного пункта, которая включает системы децентрализованного и умеренно-централизованного теплоснабжения {Абзац девятнадцатый статьи 1 в редакции Закона N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} потребитель тепловой энергии - физическое или юридическое лицо, использует тепловую энергию на основании договора; субъекты отношений в сфере теплоснабжения - физические и юридические лица независимо от организационно-правовых форм и формы собственности, осуществляющих производство, транспортировку, поставку тепловой энергии, теплосервисные организации, потребители, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления; тепловая энергия - товарная продукция, которая производится на объектах сферы теплоснабжения для отопления, подогрева питьевой воды, других хозяйственных и технологических нужд потребителей, предназначена для купли-продажи; энергоносители - органическое топливо, электроэнергия, нетрадиционные и возобновляемые виды энергии, вторичные энергетические ресурсы; теплогенерирующая организация - субъект хозяйственной деятельности, имеющий в своей собственности или пользовании теплогенерирующее оборудование и производит тепловую энергию; теплотранспортирующая организация - субъект хозяйственной деятельности, осуществляющий транспортировку тепловой энергии; теплоснабжающая организация - субъект хозяйственной деятельности по снабжению потребителей тепловой энергии; теплосервисная организация - субъект хозяйственной деятельности по техническому обслуживанию средств производства, транспортировки и потребления тепловой энергии; транспортировку тепловой энергии - хозяйственная деятельность, связана с передачей тепловой энергии (теплоносителя) с помощью сетей на основании договора. {Статья 1 дополнена термином согласно Закону N 3830-VI ( 3830 -17 ) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие со дня вступления силу Указа Президента Украины о создании соответствующего центрального органа исполнительной власти по государственному энергетическому надзора в системе центральных органов исполнительной власти} Статья 2. Сфера действия Закона Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с производством, транспортировкой, поставкой и использованием тепловой энергии, государственным надзором (контролем) в сфере теплоснабжения, эксплуатацией теплоэнергетического оборудования и выполнением работ на объектах в сфере теплоснабжения субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности. {Статья 2 в редакции Закона N 3830-VI ( 3830-17 a >) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие со дня вступления в силу Указа Президента Украины о создании соответствующего центрального органа исполнительной власти по государственному энергетическому надзору в системе центральных органов исполнительной власти} Статья 3. Законодательство в сфере теплоснабжения Отношения между субъектами деятельности в сфере теплоснабжения регулируются настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами. Статья 4. Нормы, правила и стандарты в сфере теплоснабжения Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт, эксплуатация объектов теплоснабжения, производство, поставку тепловой энергии регламентируются нормативно-правовыми актами, которые являются обязательными для выполнения всеми субъектами отношений в сфере теплоснабжения. Статья 5. Особенности отношений в сфере теплоснабжения Регулирование отношений в сфере теплоснабжения имеет особенности, определенные настоящим Законом. Эти особенности вызваны следующими объективными условиями функционирования систем теплоснабжения: наличием деления хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии; существованием различных технологий производства тепловой энергии, в том числе технологий комбинированного производства электрической и тепловой энергии и с использованием нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; централизованным теплоснабжением потребителей от теплоэлектроцентралей и котельных, входящих в объединенную энергетической системы Украины; существованием объектов теплоснабжения различных форм собственности; существенным сезонным отличием режимов производства и потребления тепловой энергии в течение года; особым статусом субъектов естественных монополий, который имеют некоторые субъекты хозяйствования в сфере теплоснабжения. Раздел II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ Статья 6. Принципы государственной политики в сфере теплоснабжения Государственная политика в сфере теплоснабжения базируется на принципах: обеспечение энергетической безопасности государства; государственного управления и регулирования отношений в сфере теплоснабжения; оптимального сочетания систем централизованного и автономного теплоснабжения в соответствии с утвержденными местными органами исполнительной власти схемами теплоснабжения с периодом пересмотра пять лет {Абзац четвертый статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} государственной поддержки и стимулирования в сфере теплоснабжения; формирование ценовой и тарифной политики; приоритетного развития применения технологии комбинированного производства тепловой и электрической энергии (когенерации) и использование вторичных энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; обеспечение защиты прав и интересов потребителей; взаимной ответственности субъектов отношений в сфере теплоснабжения за качественное снабжение тепловой энергией и своевременную ее оплату; периодического пересмотра, совершенствования и технико-экономической оптимизации схем теплоснабжения, утверждаемых местными органами исполнительной власти; соблюдения стандартов, правил и норм всеми субъектами отношений в сфере теплоснабжения; запрещения ограничения энергоснабжения объектов в сфере теплоснабжения в отопительный период ниже технологического минимуму потребление природного газа. В случае неуплаты или внесения не в полном объеме платы за использованный природный газ и услуги по его транспортировке газоснабжающая организация вправе ограничить потребление природного газа субъектов хозяйствования в сфере теплоснабжения, для которых тарифы установлены на экономически обоснованном уровне, до технологического минимума потребления; {Абзац двенадцатый статьи 6 в редакции Закона N 4222-VI ( 4222-17 ) от 22.12.2011} создание условий для функционирования сферы теплоснабжения на принципах самоокупаемости; содействие развитию конкурентных отношений на рынке тепловой энергии; установление ответственности субъектов теплоснабжения за нарушение законодательства в сфере теплоснабжения; повышение экологической безопасности систем теплоснабжения; создание условий для внедрения энергосберегающих технологий; обеспечения внедрения средств учета и приборов регулирования потребления тепловой энергии. Статья 7. Направления развития систем теплоснабжения Основными направлениями развития систем теплоснабжения являются: планирование теплоснабжения, разработка и реализация схем теплоснабжения городов и других населенных пунктов Украины, срок действия которых должно быть не менее 5-7 лет на основе оптимального сочетания централизованных и автономных систем теплоснабжения {Абзац второй статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2479-VI ( 2479 - 17 ) от 09.07.2010} внедрение когенерационных установок, в том числе на базе действующих отопительных котельных; использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, в том числе энергии солнца, ветра, биогаза, геотермальных вод, отходов производства; внедрение высокоэффективного теплоэнергетического оборудования и материалов во вновь создаваемых и действующих системах теплоснабжения, частности, котлов с повышенным КПД, утилизаторов тепла уходящих газов, малогабаритных теплообменных аппаратов, унифицированных блочных горелочных устройств с автоматикой, приборов диспетчерского контроля и управления технологическими процессами; снижение потерь при транспортировке тепловой энергии в магистральных и местных (распределительных) тепловых сетях путем внедрения современных видов теплоизоляции {Абзац шестой статьи 7 в редакции Закона N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} повышение сроков эксплуатации трубопроводов методами внедрения новых видов антикоррозийных покрытий и средств электрохимической защиты, использования неметаллических трубопроводов внедрение предварительной диагностики (энергетического обследования) состояния систем теплоснабжения в процессе эксплуатации. Статья 8. Государственная поддержка и стимулирование в сфере теплоснабжения Государственная поддержка в сфере теплоснабжения предоставляется соответствии с объемами средств, предусмотренных законом о Государственном бюджет Украины и местными бюджетами на соответствующий год, а также средств на проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию систем теплоснабжения и энергосбережения. При осуществлении теплогенерирующими или теплоснабжающими организациями мер по энергосбережению, которые привели к экономии энергоносителей при производстве тепловой энергии, к уменьшению потерь при ее транспортировке и снабжении , орган исполнительной власти, согласно этому Закону регулирует тарифы на тепловую энергию, на три года оставляет тарифы на уровне, установленном до введения этих мероприятий. Если в течение срока окупаемости изменяются цены на энергоносители, то соответствующей мерой корректируется уровень тарифа. Раздел III ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ Статья 9. Основы государственного управления в сфере теплоснабжения Задачами государственного управления в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения как одного из необходимых элементов безопасности человека; создание механизмов функционирования эффективного рынка тепловой энергии; уменьшение вредного воздействия на окружающую среду; создание условий для привлечения инвестиций в развитие и техническое обновление систем теплоснабжения. Государственное управление в сфере теплоснабжения осуществляют: на общегосударственном уровне - Кабинет Министров Украины, центральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий; на местном уровне - Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации. Статья 10. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере теплоснабжения К полномочиям Кабинета Министров Украины относятся: разработка и реализация государственной политики в сфере теплоснабжения; координация деятельности министерств, других центральных органов исполнительной власти в сфере разработки государственных (межгосударственных, региональных) целевых программ развития систем теплоснабжения, долгосрочного прогнозирования потребления тепловой энергии , нормативно-правовых актов по формированию цен на тепловую энергию; организация осуществления контроля и учета в этой сфере;
{Абзац пятый статьи 10 исключен на основании Закона N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010}
решение других вопросов в сфере теплоснабжения в соответствии с законов Украины. Статья 11. Полномочия центральных органов исполнительной власти, обеспечивающие формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства {Название статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, относятся: обеспечение формирования государственной политики в сфере теплоснабжения; разработка государственных целевых программ развития систем теплоснабжения и контроль за их выполнением; разработка долгосрочных прогнозных балансов потребления тепловой энергии исходя из потребностей национальной экономики, учреждений и организаций и населения; разработка научно обоснованных нормативов расходов и потерь энергоносителей при производстве, транспортировке и поставке тепловой энергии; установление порядка ведения мониторинга в сфере теплоснабжения; координация деятельности местных органов исполнительной власти; разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в сфере теплоснабжения. {Часть первая статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010, в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства, относятся: реализация государственной политики в сфере теплоснабжения; обеспечение мониторинга в сфере теплоснабжения, а также использования результатов мониторинга для совершенствования систем теплоснабжения; согласование схем теплоснабжения населенных пунктов с количеством жителей более 20 тысяч человек и региональных программ модернизации систем теплоснабжения. {Часть статьи 11 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Министерства, другие центральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий принимают участие в формировании и реализации государственной политики в сфере теплоснабжения, разработке государственных целевых программ, долгосрочного прогнозирования потребления тепловой энергии с согласованием этих разработок с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. {Часть третья статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Статья 12. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в сфере теплоснабжения К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в сфере теплоснабжения относятся: разработка и реализация местных программ и участие в разработке и реализации государственных целевых программ в этой сфере; согласование деятельности в сфере теплоснабжения с органами местного самоуправления и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение выполнения правил и норм в сфере теплоснабжения; осуществление контроля за обеспечением потребителей городов и других населенных пунктов тепловой энергией. Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения К основным полномочиям органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения относятся: регулирование деятельности субъектов отношений в сфере теплоснабжения в пределах, отнесенных к ведению соответствующих советов; утверждение местных программ развития в сфере теплоснабжения, участие в разработке и внедрении государственных и региональных программ в этой сфере; утверждение с учетом требований законодательства в сфере теплоснабжения проектов градостроительных программ, генеральных планов застройки населенных пунктов, схем теплоснабжения и другой градостроительной документации; осуществление контроля за обеспечением потребителей тепловой энергией в соответствии с нормативными требованиями; согласование на размещение в пределах соответствующей административно-территориальной единицы новых или реконструкцию действующих объектов теплоснабжения и содействие развитию систем теплоснабжения на соответствующей территории; установление для соответствующей территориальной общины в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на тепловую энергию, которые предоставляются предприятиями и организациями коммунальной собственности, кроме тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую на установках комбинированного производства тепловой и электрической энергии; согласования инвестиционных программ по объектам теплоснабжения, находящихся в коммунальной собственности, кроме которые производят тепловую энергию на теплоэлектроцентралях, ТЭС, АЭС, когенерационных установках и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии {Статью 13 дополнен абзацем восьмым согласно Закону N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012} содействие осуществлению инвестиционной деятельности в сфере теплоснабжения. {Статья 13 дополнена абзацем девятым согласно Законом N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012} Статья 14. Государственный надзор (контроль) в сфере теплоснабжения Государственный надзор (контроль) в сфере теплоснабжения осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в сфере теплоснабжения. Предметом государственного надзора (контроля) в сфере теплоснабжения является хозяйственная деятельность, связанная с производством, транспортировкой, поставкой и использованием тепловой энергии в части технической эксплуатации тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей, энергетического оборудования субъектов отношений в сфере теплоснабжения, испытания и ремонта указанных установок и сетей, режимов потребления тепловой энергии, а также выполнение работ по проектированию тепловых , теплоиспользуемого установок и сетей. Способом осуществления государственного надзора (контроля) в сфере теплоснабжения является проведение центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в сфере теплоснабжения, соответствующих обследований, проверок, осмотров, инспекции тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей, энергетического оборудования субъектов отношений в сфере теплоснабжения в порядке, определенном Законом Украины "О основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности "( 877-16 ). Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в сфере теплоснабжения, осуществляет надзор за тепловыми, теплоиспользуемого установками и сетями суб объектов отношений в сфере теплоснабжения по соблюдения требований нормативно-правовых актов, нормативных документов по вопросам технического состояния тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей, их эксплуатации, проектирования, строительства, подтверждение готовности , пользования энергией в сфере теплоснабжения. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в сфере теплоснабжения, под при осуществлении государственного энергетического надзора (контроля) имеет право: требовать от субъектов отношений в сфере теплоснабжения устранения выявленных нарушений требований законодательства; требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного энергетического надзора (контроля); выдавать субъектам отношений в сфере теплоснабжения обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований нормативно-правовых актов, нормативных документов по вопросам технического состояния тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей, их эксплуатации, проектирования и строительства, пользования энергией в сфере теплоснабжения; останавливать эксплуатацию тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей из-за их неудовлетворительного технического состояния и / или организацию их эксплуатации путем издания потребителям тепловой энергии и субъектам в сфере теплоснабжения мотивированного письменного решения руководителя центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере надзора (контроля) в сфере теплоснабжения, или его заместителя о недопустимости продолжение такой эксплуатации. Основанием для такого приостановления является угроза жизни или здоровью работников и населения или наличие предпосылок для возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера; получать на письменный запрос бесплатно в соответствии с законодательства необходимые для выполнения возложенных на него задач информацию, объяснения, справки, документы, материалы, сведения по вопросам, возникающие при осуществлении государственного надзора (контроля). Указанный письменный запрос должен содержать исчерпывающий перечень информации, объяснений, справок и т.п., подлежащих предоставлению в ответ на запрос, и ссылки на нормативно-правовые акты, с целью выполнения которых осуществляется сбор информации; принимать решения об отборе образцов продукции (частей энергетического оборудования и др.) для проведения экспертизы; применять в соответствии с настоящим Законом штрафные санкции к субъектов хозяйствования за нарушение требований законодательства в сфере теплоснабжения; предоставлять субъектам отношений в сфере теплоснабжения консультативную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции, и рассматривать спорные вопросы, возникающие между субъектами в сфере теплоснабжения и потребителями энергии; фиксировать процесс проведения мероприятия или каждое отдельное действие с помощью средств аудио-и видеотехники. Инспекторы из государственного энергетического надзора имеют право: доступа в установленном законом порядке к тепловым, теплоиспользуемого установок и сетей субъектов отношений в сфере теплоснабжения; получать безвозмездно от субъектов отношений в сфере теплоснабжения информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач в соответствии с нормативно-правовых актов; издавать в пределах своих полномочий субъектам отношений в сфере теплоснабжения обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований нормативно-правовых актов, нормативных документов по вопросам технического состояния тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей, их эксплуатации, проектирования и строительства, пользования энергией в сфере теплоснабжения; выдавать субъектам отношений в сфере теплоснабжения предписания по приведению технического состояния тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей, средств учета, контроля и регулирования производства, поставки и потребления тепловой энергии, организации их эксплуатации в соответствии с требованиями нормативных документов с вопросов эксплуатации, проектирования и строительства энергооборудования и сетей в сфере теплоснабжения; вносить руководителям субъектов хозяйственной деятельности или их уполномоченным представителям представление об отстранении от исполнения обязанностей ответственного за тепловое хозяйство должностного лица теплотехнического профиля, действия или бездействие которого привели к нарушения требований нормативно-правовых актов, нормативных документов по вопросам эксплуатации, проектирования и строительства энергооборудования и сетей в сфере теплоснабжения или которая не прошла в установленном порядке проверку знаний правил технической эксплуатации тепловых установок и сетей; требовать от субъектов отношений в сфере теплоснабжения соблюдение установленных нормативно-правовыми актами режимов поставки и потребления тепловой энергии; составлять в установленном законом порядке протоколы о административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях; фиксировать процесс проведения мероприятия или каждое отдельное действие с помощью средств аудио-и видеотехники. {Статья 14 в редакции Закона N 3830-VI ( 3830-17 a >) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие со дня вступления в силу Указа Президента Украины о создании соответствующего центрального органа исполнительной власти по государственному энергетическому надзору в системе центральных органов исполнительной власти; текст статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Раздел IV ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ Статья 15. Основы государственного регулирования деятельности в сфере теплоснабжения Основными задачами государственного регулирования деятельности в сфере теплоснабжения являются: реализация государственной политики по функционированию рынка тепловой энергии; защите прав потребителей; обеспечение равных возможностей доступа субъектов отношений в сфере теплоснабжения на рынок тепловой энергии; предотвращение монополизации и создание условий для развития конкурентных отношений в сфере теплоснабжения. Государственное регулирование деятельности в сфере теплоснабжения ведется в форме: лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в этой сфере; регулирования тарифов на производство, транспортировку и поставки тепловой энергии с учетом изменений цен на энергоносители и других расходов; осуществление контроля за деятельностью субъектов отношений в сфере теплоснабжения и применения соответствующих санкций за нарушение ими условий и правил осуществления хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения. Государственное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется: Кабинетом Министров Украины; Национальной комиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, кроме субъектов хозяйственной деятельности по теплоснабжению, которые осуществляют комбинированное производство тепловой и электрической энергии и / или используют нетрадиционные или возобновляемые источники энергии {Абзац третий части третьей статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} Национальной комиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики, для субъектов хозяйствования в сфере теплоснабжения, которые осуществляют комбинированное производство тепловой и электрической энергии и / или используют нетрадиционные или возобновляемые источники энергии; Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями соответствии с законом. {Часть третья статьи 15 дополнена абзацем пятым согласно Закону N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07. 2010} Статья 16. Полномочия национальной комиссии, осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, в сфере теплоснабжения {Название статьи 16 в редакции Закона N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} К полномочиям национальной комиссии, осуществляющим государственное регулирования в сфере коммунальных услуг, при регулировании хозяйственной деятельности субъектов отношений в сфере теплоснабжения, кроме систем с теплоэлектроцентралями, ТЭС, АЭС, другими когенерационными установками и установками, используют нетрадиционные или возобновляемые источники энергии, относятся: {Абзац первый статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} разработка методик расчетов тарифов на производство тепловой энергии и платы за ее транспортировку и снабжение; обеспечение проведения единой тарифной политики в сфере теплоснабжения; лицензирования хозяйственной деятельности по производству тепловой энергии (кроме деятельности по производству тепловой энергии на теплоэлектроцентралях, теплоэлектростанциях, атомных электростанциях и когенерационных установках и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии), транспортировке ее магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями, поставки тепловой энергии в объемах, превышают уровень, устанавливаемый условиями и правилами осуществления хозяйственной деятельности (лицензионными условиями); {Статья 16 дополнена абзацем согласно Закону N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} утверждение в установленном порядке лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству (кроме производства тепловой энергии на теплоэлектроцентралях, теплоэлектростанциях, атомных электростанциях и когенерационных установках и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии), транспортировку и поставку тепловой энергии и порядка контроля за их соблюдением; {Статья 16 дополнена абзацем согласно Закону N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} разработка методологии (порядка) формирования тарифов на тепловую энергию в сфере теплоснабжения для субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках, лицензирования деятельности которых осуществляется Комиссией {Статья 16 дополнен абзацем согласно Закону N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} установление тарифов на тепловую энергию субъектам естественных монополий в сфере теплоснабжения, лицензирование которых осуществляется Комиссией {Статья 16 дополнена абзацем согласно Законом N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} осуществление общего контроля за соблюдением лицензионных условий; рассмотрение дел о нарушении лицензионных условий и по результатам рассмотрения принятие решений в пределах своих полномочий; защите прав потребителей; информирование общественности о своей работе, осуществление в установленном законодательством порядке издательской деятельности в сфере теплоснабжения. Статья 16-1. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций при регулировании деятельности в сфере теплоснабжения К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций при регулировании деятельности в сфере теплоснабжения относятся: лицензирования хозяйственной деятельности по производству тепловой энергии (кроме деятельности по производству тепловой энергии на теплоэлектроцентралях, теплоэлектростанциях, атомных электростанциях и когенерационных установках и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии), транспортировке ее магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями, поставки тепловой энергии в объемах, не превышают уровень, устанавливаемый условиями и правилами осуществления хозяйственной деятельности (лицензионными условиями); осуществление в рамках своей компетенции контроля за соблюдением лицензионных условий. {Закон дополнен статьей 16-1 согласно Закону N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} Статья 17. Полномочия национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, в сфере теплоснабжения К полномочиям национальной комиссии, осуществляющим государственное регулированию в области энергетики, в сфере теплоснабжения относятся: содействие созданию конкурентной среды в этой сфере; регулирование тарифов на тепловую энергию, производимую на теплоэлектроцентралях, ТЭС, АЭС и когенерационных установках и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии; лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения, если тепловая энергия производится на теплоэлектроцентралях, когенерационных установках и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии; < br> осуществление контроля за соблюдением лицензионных условий в пределах своих полномочий; рассмотрение дел о нарушении лицензионных условий и принятие решений в пределах своих полномочий. Статья 18. Антимонопольные ограничения Субъектам хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения запрещается злоупотреблять монопольным положением в любой форме. Субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие производство, поставку и транспортировку тепловой энергии и занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке тепловой энергии, не могут прекращать свою деятельность или уменьшать объем поставки тепловой энергии с целью создания дефицита тепловой энергии, если необходимость такого ограничения не установлена ?? законодательством Украины. Раздел V ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ Статья 19. Основные принципы хозяйствования Деятельность в сфере теплоснабжения может осуществляться субъектами хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения всех организационно-правовых форм и форм собственности, в частности, на основе договоров аренды , подряда, концессии, лизинга и других договоров. Теплогенерирующие организации, использующие различные технологии производства тепловой энергии, имеют равные права доступа на рынок тепловой энергии. Потребитель или субъект теплопотребления имеет право выбирать (менять) теплоснабжающую организацию, если это технически возможно. Теплогенерирующая организация имеет право поставлять произведенную тепловую энергию непосредственно потребителю согласно договору купли-продажи. В случае если такая организация не является теплотранспортирующей, то теплотранспортирующая организация не права отказать теплогенерирующей организации в транспортировке тепловой энергии, если это позволяют технические возможности системы. Теплотранспортирующая организация не имеет права отказать потребителю тепловой энергии в обеспечении его тепловой энергией при наличии технических возможностей на присоединение потребителя к тепловой сети. Потребитель должен ежемесячно осуществлять оплату теплоснабжающей организации за фактически полученную тепловую энергию.
|