З А К О Н У К Р А И Н Ы
О транспорте
(Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1994, N 51, ст.446) {Вводится в действие Постановлением ВР N 233/94-ВР от 10.11.94, ВВР, 1994, N 51, ст.447} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 642/97-ВР от 18.11.97, ВВР, 1998, N 10, ст.36 N 650/97-ВР от 19.11.97, ВВР, 1998, N 11-12, ст.41 N 507-XIV ( 507-14 ) от 17.03.99, ВВР, 1999, N 18, ст.138 N 2171-III ( 2171-14 ) от 21.12.2000, ВВР, 2001, N 9, ст.38 N 2454-IV ( 2454-15 ) от 03.03.2005, ВВР, 2005, N 16, ст.259 N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.184 N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.199 N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007, ВВР, 2007, N 33, ст.440 N 885-VI ( 885-17 ) от 15.01.2009, ВВР, 2009, N 24, ст.299 N 2189-VI ( 2189-17 ) от 13.05.2010, ВВР, 2010, N 30, ст.394 N 2608-VI ( 2608-17 ) от 19.10.2010, ВВР, 2011, N 11, ст.69 N 5502-VI ( 5502-17 ) от 20.11.2012}
{В тексте Закона слова "пассажиров и грузов" и "пассажиров и грузов" заменены словами "пассажиров, грузов, багажа, почты" по Законом N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007} {В тексте Закона слова "Министерство транспорта Украины" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти в области транспорта" в соответствующем падеже согласно закону N 885-VI ( 885-17 ) от 15.01.2009} {В тексте Закона слова "центральный орган исполнительной власти в области транспорта" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры "в соответствующем падеже согласно закону N 5502-VI ( 5502-17 ) от 20.11.2012}
Этот Закон определяет правовые, экономические, организационные и социальные основы деятельности транспорта. Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Транспорт в системе общественного производства Транспорт является одной из важнейших отраслей общественного производства и призван удовлетворять потребности населения и общественного производства в перевозках. Развитие и совершенствование транспорта осуществляется в соответствии в государственных целевых программ с учетом его приоритета и на основе достижений научно-технического прогресса и обеспечивается государством. {Часть вторая статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Законом N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006 } Статья 2. Законодательство о транспорте Отношения, связанные с деятельностью транспорта, регулируются настоящим Законом, кодексами (уставами) отдельных видов транспорта, другими актами законодательства Украины. Нормативные акты, определяющие условия перевозок, порядок использования средств транспорта, путей сообщения, организации безопасности движения, охраны общественного порядка, пожарной безопасности, санитарные и экологические требования, действующие на транспорте, является обязательными для владельцев транспорта и граждан, пользуются услугами транспорта и путями сообщения. {Часть третья статьи 2 исключен на основании Закона N 5502-VI ( 5502-17 ) от 20.11.2012} Действие настоящего Закона не распространяется на транспорт, осуществляющий технологические перевозки только на территории предприятий. Статья 3. Цель и задачи государственного управления в области транспорта Государственное управление в области транспорта должна обеспечивать: своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения и общественного производства в перевозках и потребностей обороны Украины; защита прав граждан при их транспортного обслуживания; безопасное функционирование транспорта; соблюдение необходимых темпов и пропорций развития национальной транспортной системы; защита экономических интересов Украины и законных интересов предприятий и организаций транспорта и потребителей транспортных услуг; создание равных условий для развития хозяйственной деятельности предприятий транспорта; ограничении монополизма и развитие конкуренции; координацию работы различных видов транспорта; лицензировании отдельных видов деятельности в области транспорта; охране окружающей среды от вредного воздействия транспорта. Государственное управление деятельностью транспорта осуществляется путем проведения и реализации экономической (налоговой, финансово-кредитной, тарифной, инвестиционной) и социальной политики, включая предоставление дотаций на пассажирские перевозки. Место и роль транспорта в общественном производстве определяет необходимость его приоритетного развития, государственной поддержки в удовлетворении его потребностей в транспортных средствах, материально-технических и топливно- энергетических ресурсах. Статья 4. Органы, осуществляющие государственное управление в области транспорта Государственное управление в области транспорта осуществляют центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры, местные Советы народных депутатов и другие специально уполномоченные на то органы в соответствии к их компетенции. Статья 5. Отношения предприятий транспорта общего пользования с органами власти и самоуправления Отношения предприятий транспорта общего пользования с центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления строятся на основе налогов, налоговых льгот, установленных нормативов и других экономических средств соответствии с действующим законодательством Украины. Вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий транспорта, отвлечение их эксплуатационного персонала на другие работы местными органами власти и самоуправления не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины. Органы управления транспортом содействие органам власти и самоуправления в выполнении ими своих полномочий по социальной и экономического развития транспорта, совместно с ними осуществляют программы защиты окружающей среды , разрабатывают и проводят согласованные меры для обеспечения бесперебойной работы транспорта в случае стихийного бедствия, аварий, катастроф и при ликвидации их последствий, координируют работу, связанную с предотвращением аварий и правонарушений на транспорте, а также организуют взаимодействие различных видов транспорта с целью более эффективного использования, повышения качества обслуживания. Органы власти и самоуправления в пределах своих полномочий оказывают помощь предприятиям и организациям транспорта в улучшении использования транспортных средств отправителями (получателями) грузов и развития (в том числе на долевых началах) строительной индустрии, объединяют средства предприятий, организаций, коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, кооперативов (с их согласия), а также бюджетные и внебюджетные средства для совершенствования транспортной сети, строительства вокзалов, путепроводов и других объектов транспорта; организуют взаимодействие различных видов транспорта с целью более эффективного их использования, повышения качества обслуживания. (Часть четвертая статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2454-IV ( 2454-15 ) от 03.03.2005 ) Строительство вокзалов, станций, портов, пристаней, аэропортов, пешеходных мостов, тоннелей, пассажирских платформ, метрополитенов, приобретение пассажирского подвижного состава, содержание и упорядочения путей сообщения и других объектов, связанных с обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов, осуществляются с использованием средств государственного и местных бюджетов и предприятий транспорта в порядке, установленном законодательством Украины, а также привлечением добровольных взносов предприятий и организаций всех форм собственности и граждан. Статья 6. Основы хозяйственной деятельности предприятий транспорта Перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, предоставление других транспортных услуг, эксплуатация и ремонт путей сообщения осуществляются железными дорогами, пароходствами, портами (пристанями), автомобильными, авиационными, дорожными предприятиями и организациями, если это предусмотрено их уставами. Предприятия транспорта осуществляют перевозки и предоставления услуг на основе государственных контрактов, государственных заказов и договоров на перевозку пассажиров, грузов, багажа, почты учетом экономической эффективности провозных и перерабатывающих возможностей транспорта. Транспортное экспедирование осуществляется в соответствии с законодательства. {Часть третья статьи 6 в редакции Закона N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007} Экономические отношения предприятий транспорта, возникающих в процессе перевозки, основанных на принципах взаимной выгоды, равной и полной ответственности. Статья 7. Тарифы и платежи на транспорте Тарифы на транспортные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Украины. Уровень тарифов на транспорте определяется согласно нормативных затрат на единицу транспортной работы, уровня рентабельности и оплаты налогов. Расчеты с потребителями услуг транспорта общего пользования проводятся на основе действующих тарифов в порядке, определенном кодексами (уставами) отдельных видов транспорта и другими актами законодательства Украины. Возмещение убытков от бесплатных перевозок льготных категорий граждан регулируется нормативными актами Кабинета Министров Украины. (Часть вторая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 642/97-ВР от 18.11.97) Сбор за пользование путями сообщения Украины транспортными средствами иностранных владельцев и плата за транзитные перевозки осуществляются в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украине. Статья 8. Лицензирование отдельных видов деятельности в области транспорта Лицензирование отдельных видов деятельности в области транспорта вводится с целью: обеспечение безопасности и надежности работы транспорта; ограничении монополизма и развития конкуренции; создание равных условий для развития хозяйственной деятельности предприятий транспорта. Лицензии на осуществление видов деятельности в области транспорта выдаются в соответствии с законодательством. (Часть вторая статьи 8 редакции Закона N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006) Вместе с лицензией на каждое автомобильное транспортное средство выдается лицензионная карточка установленного образца, которая подтверждает право на предоставление услуг по перевозке пассажиров, грузов, багажа автомобильным транспортным средством на основании полученной лицензии. {Статья 8 дополнена частью по закону N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006; с изменениями, внесенными согласно Законом N 2608-VI ( 2608-17 ) от 19.10.2010} Статья 9. Имущество предприятий транспорта Транспортные средства, сооружения финансовые ресурсы, оборудование транспорта, пути сообщения, закрепленные за предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями центрального органа исполнительной власти , что обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры, является общегосударственной собственностью и принадлежат к единой транспортной системы. В общегосударственной собственности могут также находиться транспортные средства, сооружения, оборудование транспорта, закрепленные за предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями других министерств и ведомств (ведомственный транспорт). Транспортные средства, сооружения финансовые ресурсы, оборудование транспорта и дорожного хозяйства, закрепленные за предприятиями, учреждениями и организациями местных Советов народных депутатов, относящихся к коммунальной собственности. Транспортные средства, сооружения, оборудование транспорта могут находиться в собственности предприятий, объединений, учреждений, организаций и граждан. Статья 10. Требования к транспортным средствам Транспортные средства должны отвечать требованиям безопасности, охраны труда и экологии, государственным стандартам, иметь соответствующий сертификат. Статья 11. Земли транспорта Землями транспорта признаются земли, предоставленные в пользование предприятиям и организациям транспорта в соответствии с Земельным кодексом Украины ( 561-12 ), для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, ремонту, совершенствованию и развитию объектов транспорта. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке норм или проектно-технической документации. Размещение сооружений и других объектов транспорта на землях, предоставленных в пользование предприятиям транспорта, осуществляется согласованию с местными органами власти и самоуправления. Предприятия транспорта обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки, не нарушать интересы других землепользователей (в том числе арендаторов), не допускать заболачивания, ухудшения качества земель и загрязнения их промышленными и другими отходами, неочищенными стоками, принимать меры для защиты почв от эрозии, осуществлять укрепление оврагов, крутых склонов, песков, а также соблюдать другие требования по охраны земель . Ответственность за содержание в надлежащем состоянии земель, предоставленных в пользование предприятиям и организациям транспорта и использования по целевому назначению возлагается на руководителей (собственников) этих предприятий, учреждений и организаций. В целях обеспечения надлежащей эксплуатации сооружений и других объектов транспорта, а также охраны земель от негативного влияния указанных объектов на землях, предоставленных в пользование предприятиям транспорта, могут устанавливаться охранные зоны с особыми условиями землепользования. Статья 12. Обязанности и права предприятий транспорта Предприятия транспорта обязаны обеспечивать: потребности граждан, предприятий и организаций в перевозках; обслуживания пассажиров во время длительных перевозок доброкачественной питьевой водой, питанием, возможность удовлетворения других биологических потребностей; качественное и своевременное перевозки пассажиров, грузов, багажа, почты выполнения государственных задач (контрактов) по обеспечению нужд обороны и безопасности Украины; безопасность перевозок; безопасные условия перевозок; предотвращения аварий и несчастных случаев, устранение причин производственного травматизма; охране окружающей среды от вредного воздействия транспорта; права на льготы граждан по пользованию транспортом. Предприятия транспорта имеют право: определять срок и график перевозок; назначать регулярные и дополнительные рейсы и маршруты перевозок; предлагать уровень комфорта на выбор самих пассажиров; требовать от пассажиров, отправителей и получателей грузов выполнения требований настоящего Закона, кодексами (уставами) отдельных видов транспорта и других нормативных актов Украины, регулирующих деятельность транспорта. Статья 13. Ответственность предприятий транспорта Ответственность предприятий транспорта за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке пассажиров, багажа, а также ответственность перед пассажиром за несвоевременное подачи транспорта определяется кодексами ( уставами) отдельных видов транспорта и другими законодательными актами Украины. Предприятие транспорта, деятельность которого связана с повышенной опасностью, несет материальную ответственность за ущерб, причиненный вследствие гибели или повреждения здоровья пассажира время пользование транспортом, в порядке, установленном действующим законодательством Украины. Предприятия транспорта отвечают за утрату, недостачу, порчу и повреждение принятых для перевозки груза, багажа, почты в размере фактического вреда, если они не докажут, что утрата, недостача, порча или повреждение произошли не по их вине. {Часть третья статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007} Предприятия транспорта несут ответственность за вред, причиненный окружающей среде, согласно действующему законодательством Украины. Статья 14. Охрана грузов и объектов транспорта Предприятия транспорта обеспечивают сохранность грузов и багажа со времени их принятия для перевозки и до выдачи их получателям, если иное не предусмотрено договором. Охрана грузов и объектов транспорта, а также проведение противопожарной профилактической работы и контроль за выполнением установленных требований пожарной безопасности, ликвидация пожаров на транспорте осуществляются работниками предприятий транспорта в установленном порядке. Перечень грузов, подлежащих специальной охране и сопровождения, утверждается Кабинетом Министров Украины. Порядок охраны и сопровождения таких грузов устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры. Список военных грузов, порядок охраны и сопровождения их караулами устанавливаются Министерством обороны Украины по согласованию с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры. Перечень грузов, которые должны сопровождаться личным составом ведомственной военизированной охраны на железнодорожном транспорте на всем пути следования железными дорогами Украины, утверждается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования и реализует государственную политику в сфере транспорта. {Статья 14 дополнена новой частью согласно Закону N 5502-VI ( 5502-17 ) от 20.11.2012} Охрана и сопровождение опасных и ценных грузов по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины, обеспечиваются отправителями или получателями грузов в течение всего пути движения. Порядок охраны и сопровождения грузов, скоропортящихся определяется отправителями (получателями) грузов самостоятельно и согласуется с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры. Охрана общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав, свобод и законных интересов, предотвращения правонарушений и их пресечение, выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших, защита собственности от преступных посягательств, государственный пожарный надзор на транспорте обеспечиваются органами Министерства внутренних дел Украины при содействии предприятий транспорта. Статья 15. Организация работы транспорта в чрезвычайных условиях Предприятия и организации транспорта принимают неотложные меры для ликвидации последствий стихийного бедствия (наводнение, пожар, заносы и т.д.), аварий и катастроф, повлекших нарушение работы транспорта. Центральные и местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, органы внутренних дел на транспорте и другие подразделения Министерства внутренних дел Украины, Гражданской обороны Украины, Вооруженных Сил Украины подают немедленную помощь в ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф на транспорте и прекращении противозаконного вмешательства в деятельность транспорта, которое угрожает безопасности жизни или здоровью людей, безопасности эксплуатации транспортных средств и сохранению грузов. (Часть вторая статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2171-III ( 2171-14 ) от 21.12.2000 ) Убытки, причиненные транспорта результате умышленного блокирования транспортных коммуникаций и других незаконных действий, направленных на нарушения беспрепятственной и непрерывной работы транспортных средств, возмещаются транспортным предприятиям, учреждениям и организациям виновными лицами в установленном законом порядке. Статья 16. Безопасность на транспорте Предприятия транспорта обязаны обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, безопасность эксплуатации транспортных средств, охране окружающей природной среды. Работники, непосредственно обеспечивающих безопасность движения транспортных средств, должны иметь соответствующую профессиональную подготовку и по состоянию здоровья быть способными качественно выполнять свои обязанности . Эти работники, а также работники, которые испытывают влияния вредных и опасных условий труда, должны проходить в установленном порядке медицинские обследования. Части территории предприятий, вокзалов, станций, портов, пристаней, аэродромов и путей сообщения, где осуществляется движение транспортных средств, проводятся маневровые и погрузочно-разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности. Пребывание граждан в этих зонах запрещается. Правила пребывания в зоне повышенной опасности и выполнение в ней работ устанавливаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры с учетом предложений заинтересованных организаций и по согласованию с местными органами власти и самоуправления. Не допускается размещение объектов, связанных с производством, хранением, погрузкой, транспортировкой и разгрузкой взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных и ядовитых веществ вблизи мест общего пользования, сооружений, жилых массивов, природных территорий и объектов, подлежащих особой охране. Минимальное расстояние от таких объектов определяется соответствующими строительными нормами и правилами, согласованными с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры , соответствующими законодательными актами. Переоборудование всех коммуникаций, связано с реконструкцией и ремонтом сооружений транспорта, расположенных в полосе отвода дорог сообщения, осуществляется владельцами коммуникаций за их счет. Ответственность за соблюдение установленных нормативов при строительстве и эксплуатации газопроводов, нефтепроводов и других коммуникаций, пересекающих железнодорожные пути и автомобильные дороги или граничат с этими путями и дорогами, несут владельцы таких коммуникаций. Предприятия, учреждения и организации - отправители опасных грузов обязаны подать перевозчику достоверную информацию о грузе с целью обеспечения безопасности его перевозки и информацию о мерах на случай аварий во время перевозки опасных грузов. Предприятия, учреждения и организации - отправители, перевозчики и получатели опасных грузов должны выполнять требования законодательства по обеспечению безопасности их перевозки и иметь средства и мобильные подразделения для предотвращения возникновения аварийных ситуаций при перевозке таких грузов или ликвидации последствий аварии. {Часть седьмая статьи 16 в редакции Закона N 2189-VI ( 2189-17 ) от 13.05.2010} {Часть восьмая статьи 16 исключен на основании Закона N 5502-VI ( 5502-17 ) от 20.11.2012} Вопросы безопасности движения транспортных средств на территории Украине, связанные с деятельностью транспорта других государств, регулируются на основе норм, принятых в Украине, международных договоров Украины. Перевозки пассажиров, грузов, багажа воздушным, а в отдельных случаях и другими видами транспорта, подлежат обязательному контролю на соответствие их требованиям безопасности в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры соответствии с действующим законодательством Украины. Статья 16-1. Государственный надзор (контроль) за деятельностью субъектов хозяйствования, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (в том числе опасных), юридических и физических лиц Государственный надзор (контроль) за деятельностью субъектов хозяйствования, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (в том числе опасных), юридических и физических лиц проводится путем плановых, внеплановых, рейдовых проверок (проверка на дороге). Плановые и внеплановые проверки по соблюдению субъектами хозяйствования, физическими лицами (на автомобильном транспорте - также физическими лицами - субъектами хозяйствования) и юридическими лицами требований законодательства о транспорте проводятся на основании перечня вопросов, утвержденного центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте, или центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте. Для проведения мероприятия государственного надзора (контроля) оформляется удостоверение (направление). Должностные лица центрального органа исполнительной власти, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере безопасности на наземном транспорте и центрального органа исполнительной власти, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте, имеют право: беспрепятственного доступа ко всем транспортных средств и объектов субъектов хозяйствования, юридических и физических лиц (на автомобильном транспорте - также физических лиц - субъектов < br> хозяйствования) с целью проверки соблюдения требований законодательства и международных договоров Украины по вопросам безопасности на транспорте проверять рабочее время субъектов, юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции; предъявлять субъектам хозяйствования, физическим и юридическим лицам требования относительно осуществления предусмотренных законодательством мероприятий по вопросам безопасности на транспорте получать от субъектов хозяйствования, юридических и физических лиц письменные или устные объяснения, заключения экспертных обследований, аудита, материалы и информацию по соответствующим вопросам; составлять акты проверок субъектов хозяйствования, юридических и физических лиц; выдавать в установленном порядке обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и недостатков, связанных с нарушением правил безопасности на транспорте; запрещать эксплуатацию транспортных средств (кроме автомобильного транспорта), выполнение работ и оказание услуг; направлять в установленном законодательством порядке материалы о нарушении требований нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности движения в соответствующие органы для решения вопроса о привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности; привлекать к проверкам представителей центральных и местных органов исполнительной власти, общественных организаций, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных учреждений, экспертных организаций и т.д. ( по согласию); осуществлять иные полномочия, определенные законами и возложены на центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте, или на центральный орган исполнительной власти, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте, Президентом Украины. {Закон дополнен статьей 16-1 согласно Закону N 5502-VI ( 5502-17 ) от 20.11.2012} Статья 16-2. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте: ведет учет и осуществляет анализ причин катастроф, аварий, ДТП на автомобильном, городском электрическом, железнодорожном транспорте; разрабатывает профилактические мероприятия по предотвращению возникновения катастроф, аварий, дорожно-транспортных происшествий на автомобильном, городском электрическом, железнодорожном транспорте и контролирует их выполнения; ведет учет пожаров на автомобильном, городском электрическом, железнодорожном транспорте; осуществляет надзор за соблюдением требований по предотвращению загрязнения окружающей среды автомобильным, железнодорожным транспортом; осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением требований законодательства, норм и стандартов на автомобильном, городском электрическом, железнодорожном транспорте; готовит предложения по назначению органов по оценке соответствия проведения работ по подтверждению соответствия в сфере автомобильного, городского электрического, железнодорожного транспорта, участвует в разработке проектов технических регламентов и других нормативно-правовых актов по вопросам технического регулирования в этой сфере, организует подготовку и повышение квалификации специалистов по подтверждению соответствия; проводит техническое расследование дорожно-транспортных приключений, катастроф, аварий, происшествий на автомобильном, городском электрическом, железнодорожном транспорте; осуществляет другие полномочия, определенные законами и положены на него Президентом Украины. {Закон дополнен статьей 16-2 согласно Закону N 5502-VI ( 5502-17 ) от 20.11.2012} Статья 16-3. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте: ведет учет и осуществляет анализ причин катастроф, аварий, происшествий на морском и речном транспорте разрабатывает профилактические мероприятия по предотвращению возникновения катастроф, аварий, происшествий на морском и речном транспорте и контролирует их выполнение; ведет учет пожаров на морском и речном транспорте осуществляет контроль за заключением договоров обязательного страхование ответственности субъектов перевозки опасных грузов морским и речным транспортом; осуществляет надзор за соблюдением требований по предотвращению загрязнения окружающей среды морским и речным транспортом; осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением требований законодательства и стандартов на морском и речном транспорте готовит предложения по назначению органов по оценке соответствия на проведение работ по подтверждению соответствия в сфере морского и речного транспорта, принимает участие в разработке проектов технических регламентов и других нормативно-правовых актов по вопросам технического регулирования в этой сфере, организует подготовку и повышение квалификации специалистов по подтверждению соответствия; ведет журнал учета судов (кроме рыболовных судов), зарегистрированных в Государственном судовом реестре Украины и Судовой книге Украины, размещает указанные данные на своем официальном веб- сайте; осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о судоходстве на судах, в морских и речных портах, территориальных и внутренних водах, на внутренних водных дорогах Украины ; осуществляет контроль за обеспечением безопасности перевозки грузов, пассажиров и багажа на морских и речных судах; осуществляет контроль и надзор за соблюдением правил пользования средствами морского и речного транспорта, охраны порядка и безопасности движения на морском и речном транспорте, содержание и эксплуатации баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, а также за соблюдением правил по обеспечению безопасности эксплуатации судов на внутренних водных путях и по обеспечению сохранности грузов на морском и речном транспорте осуществляет контроль навигационно-гидрографического обеспечения судоходства в территориальном море, внутренних морских водах и на внутренних водных путях Украины; регистрирует суда в Государственном судовом реестре Украины по выдачей свидетельства о праве плавания под Государственным Флагом Украины (судовой патент) и регистрирует суда в Судовой книге Украины по выдачей судового билета и выдает свидетельства о исключения соответствующих судов из Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины (кроме рыболовных судов) в порядке, определенном законодательством; осуществляет контроль за выполнением международных договоров Украины по безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, плавающих под Государственным Флагом Украине, независимо от формы собственности (кроме рыболовных судов); осуществляет контроль государства порта за соответствием судов, заходят в порты Украины, территориальное море и внутренние воды, независимо от их флага, стандартам безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды с судов; проверяет готовность аварийно-спасательных служб, служб общей безопасности ведомственной пожарной охраны на морском и речном транспорте к проведению работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий, пожаров , актов терроризма, пиратства, катастроф и других происшествий; осуществляет контроль за проведением подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведения дипломирования плавсостава морских, речных и маломерных судов, работников береговых предприятий морского и речного транспорта, работа которых связана с обеспечением безопасности судоходства и предотвращением загрязнения окружающей среды с судов; осуществляет выдачу удостоверения судоводителя малого / маломерного судна, торгового судна, которое допущено к плаванию судоходными речными внутренним водным путям Украины, удостоверение лоцмана, удостоверение государственного речного лоцмана, удостоверение лоцмана - оператора службы регулирования движения судов; согласовывает правила плавания маломерными судами на водных объектах; организует обучение и проверку знаний должностных лиц, к функциональные обязанности которых относятся организация работы с обеспечения безопасности судоходства на морском и речном транспорте и государственный надзор ; осуществляет регистрацию баз для стоянки маломерных (малых) судов с размещением информации на своем официальном веб-сайте; осуществляет надзор за функционированием службы регулирования движения судов и лоцманской проводки; осуществляет государственный надзор за соблюдением правил регистрации операций с вредными веществами на судах, морских установках; осуществляет выдачу синопсиса судна; осуществляет контроль за функционированием систем радионавигации и наблюдения морской подвижной службы, в том числе Глобальной морской системы связи в случае бедствия и для обеспечения безопасности; осуществляет контроль за проведением аварийно-спасательных работ, поиска и спасания на море в зоне ответственности Украины; осуществляет контроль и надзор за обеспечением функционирования системы дальней идентификации и контроля за местонахождением судов под Государственным Флагом Украины; осуществляет общее руководство и контроль за дипломирования специалистов морского флота; регистрирует линии загранплавания и размещает соответствующую информацию на своем официальном веб-сайте; выдает в соответствии с законодательством судовые документы; выполняет функции экспертной организации по вопросам безопасности судоходства, предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, предоставляет экспертные заключения по указанным вопросам по проектам правил, норм, стандартов, планов и проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов морского и речного транспорта, в том числе судоходных путей, портов, гидротехнических сооружений воднотранспортного комплекса различного функционального назначения, которые используются с целью обеспечения безопасности судоходства, судоходных шлюзов, мостов, подводных и надводных переходов, баз для стоянок судов, береговых объектов связи, навигации, наблюдения и др.; выдает разрешения судам на заход в речных портов Украины во флагами государств, с которыми не заключены международные договоры Украины о судоходстве на внутренних водных путях Украины; осуществляет другие полномочия, определенные законами и положены на него Президентом Украины. {Закон дополнен статьей 16-3 согласно Закону N 5502-VI ( 5502-17 ) от 20.11.2012} Статья 17. Трудовые отношения, социальная защита и дисциплина работников транспорта Трудовые отношения, социальная защита и дисциплина работников транспорта регулируются Кодексом законов о труде Украины ( 322-08 ), другими законодательными актами Украины, уставами (положениями) о дисциплине работников отдельных видов транспорта, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины по согласованию с соответствующими профсоюзами. Статья 18. Забастовки на транспорте Прекращение работы (забастовка) на предприятиях транспорта может быть в случае невыполнения администрацией предприятия условий тарифных соглашений, кроме случаев, связанных с перевозкой пассажиров, обслуживанием непрерывно действующих производств, а также, когда забастовка представляет угрозу жизни и здоровью человека. Статья 19. Страхование работников, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, а также пассажиров, багажа и грузов на транспорте Условия и порядок страхования работников, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, пассажиров, багажа и грузов на транспорте определяются действующим законодательством Украины. Статья 20. Отчетно-учетный время на транспорте На предприятиях транспорта, непосредственно участвующих в перевозках, устанавливается единый отчетно-учетную время - киевский. Р а з д е л II ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ Статья 21. Единая транспортная система Украины Единую транспортную систему Украины составляют: транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, а также городской электротранспорт, в том числе метрополитен); промышленный железнодорожный транспорт; ведомственный транспорт; трубопроводный транспорт; пути сообщения общего пользования. Единая транспортная система должна соответствовать требованиям общественного производства и национальной безопасности, иметь разветвленную инфраструктуру для предоставления всего комплекса транспортных услуг, в том числе для складирования и технологической подготовки грузов к транспортировки, обеспечивать внешнеэкономические связи Украине. Статья 22. Железнодорожный транспорт и его состав В состав железнодорожного транспорта входят предприятия железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов, багажа, подвижной состав железнодорожного транспорта, железнодорожные пути сообщения, а также промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия, учебные заведения, технические школы, детские дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения здоровья, физической культуры и спорта, культуры, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, предприятия промышленного железнодорожного транспорта и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые обеспечивают его деятельность и развитие. Статья 23. Земли железнодорожного транспорта К землям железнодорожного транспорта относятся земли, предоставленные в пользование предприятиям и организациям железнодорожного транспорта соответствии с действующим законодательством Украины. В состав этих земель входят земли, которые являются полосой отвода железных дорог, а именно земли, предоставленные под железнодорожное полотно и его обустройство, станции с всеми постройками и сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого , грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водоснабжения, канализации, защитные и укрепляющие насаждения, служебные, культурно-бытовые помещения и другие сооружения, необходимые для обеспечения работы железнодорожного транспорта. (Часть первая статьи 23 в редакции Закона N 507-XIV ( 507-14 ) от 17.03.99) Вдоль земель железнодорожного транспорта могут устанавливаться охранные зоны. (Часть вторая статьи 23 в редакции Закона N 507-XIV ( 507-14 ) от 17.03.99) Земли железнодорожного транспорта должны содержаться в надлежащем санитарном состоянии и использоваться для выращивания древесины, в том числе деловой, и кормов для животноводства. Статья 24. Морской транспорт и его состав В состав морского транспорта входят предприятия морского транспорта, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов, багажа, почты, порты и пристани, судна, судоремонтные заводы, морские пути сообщения, а также предприятия связи, промышленные, торговые, строительные и снабженческие предприятия, учебные заведения, учреждения здравоохранения, физической культуры, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу морского транспорта. Статья 25. Земли морского транспорта К землям морского транспорта относятся земли, предоставленные в пользование под: морские порты с набережными, площадками, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями, оборудованием, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота; гидротехнические сооружения и средства навигационной обстановки, судоремонтные заводы, мастерские, базы, склады, радиоцентры, служебные и культурно-бытовые помещения и другие сооружения, обслуживающими морской транспорт. К землям морского транспорта не относятся территории, насыпаны или намытые в акватории за средства портов. Сооружения на подходах к портам (каналам) мостовых, кабельных и воздушных переходов, водозаборных и других объектов, а также сооружение радиосистем в зоне радионавигационных объектов соглашается с администрацией портов. Статья 26. Технический надзор за судами Технический надзор за судами и их классификация независимо от форм собственности судна и его владельца осуществляются классификационным обществом, избранным по предложению судовладельца и при согласованию с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте. {Статья 26 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5502-VI ( 5502-17 ) от 20.11.2012} Статья 27. Речной транспорт и его состав В состав речного транспорта входят предприятия речного транспорта, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов, багажа, почты, порты и пристани, судна, судостроительно-судоремонтные заводы, < br> ремонтно-эксплуатационные базы, предприятия дорожного хозяйства, а также предприятия связи, промышленные, торговые, строительные и снабженческие предприятия, учебные заведения, учреждения здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, проектно-конструкторские организации и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающими работу речного транспорта. Статья 28. Земли речного транспорта К землям речного транспорта относятся земли, предоставленные в пользование под: порты, специализированные причалы, пристани и заводи со всеми техническими сооружениями и оборудованием, обслуживающими речной транспорт; пассажирские вокзалы, павильоны и причалы; судоходные каналы, судоходные, энергетические и гидротехнические сооружения, служебно-технические здания; берегоукрепительные сооружения и насаждения; специальные насаждения для выращивания древесины, в том числе деловой; узлы связи, радиоцентры и радиостанции; здания, береговые навигационные знаки и другие сооружения для обслуживания водных путей, судоремонтные заводы, ремонтно-эксплуатационные базы, мастерские, судоверфи, отстойной-ремонтные пункты , склады, материально-технические базы, инженерные сети, служебные и культурно-бытовые помещения, другие объекты, обеспечивающие работу речного транспорта. Для работ, связанных с судоходством и сплавом на внутренних водных путях, вне населенных пунктов выделяется в установленном порядке береговая полоса. Земли береговой полосы не изымаются у землепользователей и используются согласно действующим законодательством Украины. Статья 29. Технический, классификационный и судоходный надзор за речными судами Технический и классификационный надзор за речными судами осуществляется классификационным обществом в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Государственный надзор за безопасностью судоходства речных судов осуществляется центральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте. |