З А К О Н У К Р А И Н Ы
О третейских судах (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2004, N 35, ст.412) {С изменениями, внесенными согласно Кодексу N 1618-IV ( 1618 -15 ) от 18.03.2004, ВВР, 2004, N 40-41, 42, ст.492 Законом N 3541-IV ( 3541-15 ) от 15.03.2006, ВВР, 2006, N 35, ст.296} {Относительно признания конституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 1-рп ( v001p710-08 ) от 10.01.2008} {С изменениями, внесенными согласно Закону N 1076-VI ( 1076 -17 ) от 05.03.2009, ВВР, 2009, N 30, ст.421 Кодексом N 2755-VI ( 2755-17 ) от 02.12.2010, ВВР, 2011, N 13-14, N 15-16, N 17, ст.112 Законами N 2983-VI ( 2983-17 ) от 03.02.2011, ВВР, 2011, N 33, ст.334 N 3205-VI (< a"/laws/show/3205-17" target = _blank> 3205-17 ) от 07.04.2011, ВВР, 2011, N 41, ст.413 N 5410-VI ( 5410-17 ) от 02.10.2012 N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012}
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Сфера применения настоящего Закона Этот Закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов в Украине и устанавливает требования по третейскому рассмотрению с целью защиты имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц. В третейский суд по соглашению сторон может быть передан любой спор, возникающий из гражданских и хозяйственных правоотношений, кроме случаев, предусмотренных законом. Если действующим международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлен иной порядок организации, деятельности и разрешения споров третейским судом, чем то, что установлено настоящим Законом, то применяются нормы международного договора. Действие этого Закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж. Статья 2. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: третейский суд - негосударственный независимый орган, образуется по соглашению или соответствующему решению заинтересованных физических и / или юридических лиц в порядке, установленном настоящим Законом, для разрешения споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношений; третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами в согласованном сторонами порядке или назначенное соответствии с настоящим Законом для разрешения споров в третейском суде; третейское разбирательство - процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом; третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на решения третейским судом; регламент постоянно действующего третейского суда (далее - регламент третейского суда) - документ, которым определяются порядок и правила разрешения споров в третейском суде, правила обращения к третейский суд, порядок формирования состава третейского суда, другие вопросы, связанные с разрешением споров третейским судом; {Положения абзаца седьмого статьи 2 признаны конституционными согласно решению Конституционного Суда N 1-рп ( v001p710-08 ) от 10.01.2008} стороны третейского разбирательства (далее - стороны) - истец и ответчик. Истцами являются физические и юридические лица, которые предъявили иск о защите своих нарушенных или оспариваемых прав или охраняемых законом интересов. Ответчиками являются физические и юридические лица, которым предъявлены исковые требования; компетентный орган - орган управления юридического лица, соответствии с ее уставом или положением имеет право принимать решение об образовании постоянно действующего третейского суда, утверждать Положение о постоянно действующий третейский суд, регламент третейского суда и списки третейских судей; компетентный суд - местный общий суд либо местный хозяйственный суд по месту рассмотрения дела третейским судом; {Абзац части первой статьи 2 в редакции Закона N 3541-IV ( 3541-15 ) от 15.03.2006} состав третейского суда - персональный состав третейского суда, рассматривающего конкретное дело; {Положения абзаца одиннадцатого статьи 2 признано конституционными согласно решению Конституционного Суда N 1-рп ( v001p710-08 ) от 10.01.2008} Третейская палата Украины - постоянно действующий орган самоуправления третейских судей. Статья 3. Задача третейского суда {Положения статьи 3 признаны конституционными согласно Решением Конституционного Суда N 1-рп ( v001p710-08 ) от 10.01.2008} Задачей третейского суда является защита имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов физических или юридических лиц путем всестороннего рассмотрения и разрешения споров в соответствии с закона. {Статья 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1076-VI ( 1076-17 ) от 05.03.2009} Статья 4. Принципы организации и деятельности третейского суда Третейский суд создается и действует на принципах: 1) законности; 2) независимости третейских судей и подчинения их только закону; 3) равенства всех участников третейского разбирательства перед законом и третейским судом; 4) состязательности сторон, свободы в предоставлении ими третейскому суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности; 5) обязательности для сторон решений третейского суда; 6) добровольности образования третейского суда; 7) добровольного согласия третейских судей на их назначение или избрание в конкретном деле; 8) арбитража; {Положения пункта 9 статьи 4 признаны конституционными согласно решению Конституционного Суда N 1-рп ( v001p710-08 ) от 10.01.2008} 9) самоуправления третейских судей; 10) всесторонности, полноты и объективности решения споров; 11) содействия сторонам в достижении ими мирового соглашения на любой стадии третейского разбирательства. Статья 5. Право передачи спора на рассмотрение третейского суда Юридические и / или физические лица имеют право передать на рассмотрение третейского суда любой спор, возникающий из гражданских или хозяйственных правоотношений, кроме случаев, предусмотренных законом. Спор может быть передан на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами третейского соглашения, соответствующего требованиям настоящего Закона. Спор может быть передан на разрешение третейского суда в принятия компетентным судом решения по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям. Статья 6. Подведомственность дел третейским судам Третейские суды в порядке, предусмотренном настоящим Законом, могут рассматривать любые дела, возникающие из гражданских и хозяйственных правоотношений, за исключением: 1) дела по спорам о признании недействительными нормативно-правовых актов; 2) дела по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных нужд; 3) дел, связанных с государственной тайной; 4) дел в спорах, возникающих из семейных правоотношений, кроме дел в спорах, которые возникают из брачных контрактов (договоров); 5) дел о восстановлении платежеспособности должника или его банкротом; 6) дел, одной из сторон в которых является орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо, другой субъект при осуществлении им властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий, государственное учреждение или организация, казенное предприятие {Пункт 6 части первой статьи 6 с изменениями, внесенными Законом N 1076-VI ( 1076-17 ) от 05.03.2009} 7) дел в спорах относительно недвижимого имущества, включая земельные участка {Часть первая статьи 6 дополнена пунктом по Законом N 1076-VI ( 1076-17 ) от 05.03.2009} 8) дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение; {Часть первая статьи 6 дополнена пунктом по закону N 1076-VI ( 1076-17 ) от 05.03.2009} 9) дел по спорам, возникающим из трудовых отношений; {Часть первая статьи 6 дополнена пунктом по закону N 1076-VI ( 1076-17 ) от 05.03.2009} 10) дел, возникающих из корпоративных отношений в спорах между хозяйственным обществом и его участником (учредителем, акционером), в том числе участником, который выбыл, а также между участниками (учредителями, акционерами) хозяйственных обществ, связанных с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности этих обществ {Часть первая статьи 6 дополнена пунктом по закону N 1076 -VI ( 1076-17 ) от 05.03.2009} 11) других дел, которые в соответствии с законом подлежат решению исключительно судами общей юрисдикции или Конституционным Судом Украины; 12) дел, когда хотя бы одна из сторон спора является нерезидентом Украины; 13) дел, по результатам рассмотрения которых выполнение решения третейского суда потребует совершения соответствующих действий органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными или должностными лицами и другими субъектами при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий {Часть первую статьи 6 дополнена пунктом 13 согласно Закону N 1076-VI (< a"/laws/show/1076-17" target = _blank> 1076-17 ) от 05.03.2009} 14) дел по спорам о защите прав потребителей, в том числе потребителей услуг банка (кредитного союза). {Часть первую статьи 6 дополнена пунктом 14 согласно Закону N 2983-VI ( 2983-17 ) от 03.02 .2011} Статья 7. Виды третейских судов В Украине могут образовываться и действовать постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (суды ad hoc). Постоянно действующие третейские суды и третейские суды разрешения конкретного спора образуются без статуса юридического лица. Постоянно действующий третейский суд возглавляет председатель третейского суда, порядок избрания которого определяется Положением о постоянно действующий третейский суд. Статья 8. Порядок образования третейских судов Постоянно действующие третейские суды могут образовываться и действовать при зарегистрированных согласно действующему законодательству Украины: всеукраинских общественных организациях; всеукраинских организациях работодателей; фондовых и товарных биржах, саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг; торгово-промышленных палатах; всеукраинских ассоциациях кредитных союзов, Центральном союзе потребительских обществ Украины; объединениях, ассоциациях субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц, в том числе банков. Постоянно действующие третейские суды не могут образовываться и действовать при органах государственной власти и органах местного самоуправления. Образование постоянно действующего третейского суда компетентным органом субъектов, определенных в части первой настоящей статьи, требует: 1) принятие решения об образовании постоянно действующего третейского суда; 2) утверждение Положения о постоянно действующем третейском суд; 3) утверждение регламента третейского суда; 4) утверждения списка третейских судей. Списки третейских судей постоянно действующих третейских судов должны содержать следующие сведения о третейских судьях: дата , образование, полученная специальность, последнее место работы, общий трудовой стаж, стаж работы по специальности. Местонахождением постоянно действующего третейского суда местонахождение его учредителя, не ограничивает учредителя третейского суда в праве определять расположение третейских судей по административно-территориальному принципу. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется третейским соглашением, условия которого не могут противоречить положениям настоящего Закона. Статья 9. Государственная регистрация постоянно действующего третейского суда Постоянно действующий третейский суд подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация постоянно действующего третейского суда осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований, в течение пятнадцати дней со дня подачи его учредителем заявления. К заявлению прилагаются решение об образовании постоянно действующего третейского суда, утвержденные Положение и регламент этого суда и список третейских судей, копия устава заявителя. {Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3205-VI ( 3205-17 ) от 07.04.2011, N 5410-VI ( 5410-17 ) от 02.10.2012, N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} {Часть третья статьи 9 исключен на основании Закона N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} О государственной регистрации постоянно действующего третейского суда выдается свидетельство установленного образца. Постоянно действующий третейский суд признается образованным с момента его государственной регистрации. Основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление документов, предусмотренных частью второй настоящей статьи, несоответствие Положения о постоянно действующем третейском суде и его регламента требованиям настоящего Закона . В случае отказа в регистрации центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственной регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований направляет заявителю письменное мотивированное решение. {Часть шестая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Отказ в государственной регистрации постоянно действующего третейского суда может быть обжаловано в суд. {Часть седьмая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1076-VI ( 1076-17 ) от 05.03.2009} В случае внесения изменений в документы, указанные в пунктах 2-4 части третьей статьи 8 настоящего Закона, основатель постоянно действующего третейского суда должен в течение 15 дней представить в центральный органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований заявление в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи. {Часть восьмая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} При неисполнении учредителем постоянно действующего третейского суда требований части восьмой настоящей статьи или выявлении в течение трех лет со дня регистрации постоянно действующего третейского суда недостоверных сведений в представленных на государственную регистрацию документах орган, зарегистрировавший такой суд, должен обратиться в суд с заявлением об аннулировании регистрационного свидетельства. Решение суда об аннулировании регистрационного свидетельства постоянно действующего третейского суда влечет за собой прекращение его деятельности. {Часть девятая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1076-VI ( 1076-17 ) от 05.03.2009} Статья 10. Положение о постоянно действующем третейском суде и регламент третейского суда
|