З А К О Н У К Р А И Н Ы
О туризме (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1995, N 31, ст.241) {Вводится в действие Постановлением ВР N 325/95-ВР от 15.09.95, ВВР, 1995, N 31, ст.242} {С изменениями, внесенными Законом N 2470-III ( 2470 -14 ) от 29.05.2001, ВВР, 2001, N 32, ст.172} {В редакции Закона N 1282-IV ( 1282-15 ) от 18.11.2003, ВВР, 2004, N 13, ст.180} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1276-VI ( 1276 -17 ) от 16.04.2009, ВВР, 2009, N 38, ст.535 N 2468-VI ( 2468 - 17 ) от 08.07.2010, ВВР, 2010, N 49, ст.567 N 2608-VI ( 2608-17 ) от 19.10.2010, ВВР, 2011, N 11, ст.69 N 3679-VI ( 3679-17 ) от 08.07.2011, ВВР, 2012, N 14, ст.89 N 4385-VI ( 4385-17 ) от 09.02.2012, ВВР, 2012, N 40, ст.477 N 5316-VI ( 5316-17 a >) от 02.10.2012}
Этот Закон определяет общие правовые, организационные и социально-экономические основы реализации государственной политики Украины в области туризма и направлен на обеспечение закрепленных Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) прав граждан на отдых, свободу передвижения, охрану здоровья, на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, удовлетворение духовных потребностей и других прав при осуществлении туристических путешествий. Он устанавливает принципы рационального использования туристических ресурсов и регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением туризма на территории Украины. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: туризм - временный выезд лица с места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или иных целях без осуществления оплачиваемой деятельности в месте, куда лицо отъезжает; {Абзац второй статьи 1 с изменениями, внесенными Законом N 1276-VI ( 1276-17 ) от 16.04.2009} турист - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страны с не запрещенной законом страны пребывания целью на срок от 24 часов до одного года без осуществления любой какой-либо оплачиваемой деятельности и с обязательством покинуть страну или место пребывания в указанный срок; туристический продукт - предварительно разработанный комплекс туристических услуг, объединяющий не менее двух таких услуг, который реализуется или предлагается для реализации по определенной цене, к состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т.д.); сопутствующие туристические услуги и товары - услуги и товары, предназначены для удовлетворения потребностей потребителей, предоставление и производство которых несущественно сократится без их реализации туристам; характерные туристические услуги и товары - услуги и товары, предназначены для удовлетворения потребностей потребителей, предоставление и производство которых существенно сократится без их реализации туристам; продвижение туристического продукта - комплекс мер, направленных на создание и подготовку к реализации туристического продукта или туристических услуг (организация рекламно-ознакомительных путешествий, участие в специализированных выставках, ярмарках, издание каталогов, буклетов); место продажи (реализации) туристических услуг - страна, в которой зарегистрирован соответствующий субъект хозяйствования, который реализует туристический продукт; место предоставления туристических услуг - страна, на территории которой непосредственно предоставляются туристические услуги; отель - предприятие любой организационно-правовой формы и формы собственности, состоящий из шести и более номеров и предоставляет гостиничные услуги по временному проживанию с обязательным обслуживанием. Порядок установления категорий гостиницам определяется Кабинетом Министров Украины {Статья 1 дополнена абзацем десятым согласно Закону N 2468-VI ( 2468-17 ) от 08.07.2010} гостиничная услуга - действия (операции) предприятия по размещению потребителя путем предоставления номера (места) для временного проживания в отеле, а также другая деятельность, связанная с размещением и временным проживанием. Гостиничная услуга состоит из основных и дополнительных услуг потребителю согласно категории отеля {Статья 1 дополнена абзацем одиннадцатым согласно Закону N 2468-VI ( 2468-17 ) от 08.07.2010} аналогичные средства размещения - предприятия любой организационно-правовой формы собственности, состоящие из номеров и предоставляют ограниченные гостиничные услуги, включая ежедневной заправкой коек , уборкой комнат и санузлов. {Статья 1 дополнена абзацем двенадцатым согласно Закону N 2468-VI ( 2468-17 ) от 08.07.2010 } Статья 2. Законодательство Украины о туризме Законодательство Украины о туризме состоит из Конституции Украине ( 254к/96-ВР ), настоящего Закона, других нормативно-правовых актов, изданных в соответствии с ним. Имущественные отношения в области туризма, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются Гражданским ( 435-15 ) и Хозяйственным кодексами Украины ( 436-15 ) с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, применяются правила международного договора. Статья 3. Туристические ресурсы Украины Туристическими ресурсами Украины являются предлагаемые или такие, что могут предлагаться, туристические предложения на основе и с использованием объектов государственной, коммунальной или частной собственности. Направления освоения и развития туристических ресурсов Украины определяются органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с программами развития туризма. Классификация и оценка туристических ресурсов Украины, режим их охраны, порядок использования с учетом предельно допустимых нагрузок на объекты культурного наследия и окружающей среды, порядок сохранения целостности туристических ресурсов Украины, меры по их восстановления определяются соответственно закону. Уникальные туристические ресурсы могут находиться на особом режиме охраны, что ограничивает доступ к ним. Ограничение доступа к туристическим ресурсам определяется их реальной пропускной способностью, уровнем допустимой антропогенной нагрузки, сезонными и другими условиями. При градостроительного планирования, проектирования, размещения, строительства и реконструкции объектов градостроительства на территориях рекреационных зон соответствующие органы исполнительной власти, владельцы объектов градостроительства должны предусматривать максимальную интеграцию строящихся объектов в местный социально-экономического, природного и историко-культурной среды. Статья 4. Организационные формы и виды туризма Организационными формами туризма являются международный и внутренний туризм. К международному туризму относятся: въездной туризм - путешествия в пределах Украины лиц, постоянно не проживающих на ее территории, и выездной туризм - путешествия граждан Украины и лиц, постоянно проживают на территории Украины, в другую страну. Внутренним туризмом являются путешествия в пределах территории Украины граждан Украины и лиц, постоянно проживающих на ее территории. зависимости от категорий лиц, осуществляющих туристические путешествия (поездки, посещения), их целей, объектов, используются или посещаются, или других признаков существуют такие виды туризма: детский; молодежный; семейный; для пожилых людей; для инвалидов культурно-познавательный; лечебно-оздоровительный; спортивный; религиозный; экологический (зеленый); сельский; подводный; горный; приключенческий; охотничий; автомобильный; самодеятельный т.д.. Особенности осуществления отдельных видов туризма устанавливаются законом. Статья 5. Участники отношений, возникающих при осуществлении туристической деятельности Участниками отношений, возникающих при осуществлении туристической деятельности, являются юридические и физические лица, которые создают туристический продукт, предоставляют туристические услуги (перевозки, временного размещения , питания, экскурсионного, курортного, спортивного, развлекательного и другого обслуживания) или осуществляют посредническую деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг, а также граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства (туристы, экскурсанты, посетители и другие), в интересах которых осуществляется туристическая деятельность. {Часть первая статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 1276-VI ( 1276-17 ) от 16.04.2009} Субъектами, осуществляющими и / или обеспечивающими туристическую деятельность (далее - субъекты туристической деятельности), являются: туристические операторы (далее - туроператоры) - юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, для которых исключительной деятельностью является организация и обеспечение создания туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг и которые в установленном порядке получили лицензию на туроператорскую деятельность; туристические агенты (далее - турагенты) - юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, а также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют посредническую < br> деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг {Абзац третий части второй статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 2608-VI ( 2608-17 ) от 19.10.2010} другие субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги по временному размещению (проживанию), питанию, экскурсионных, развлекательных и других туристических услуг гиды-переводчики, экскурсоводы, спортивные инструкторы, проводники и другие специалисты туристического сопровождения - физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с туристическим сопровождением и которые < br> в установленном порядке получили разрешение на право осуществления туристического сопровождения, кроме лиц, которые работают на соответствующих должностях предприятий, учреждений, организаций, которым принадлежат или которые обслуживают объекты посещения; физические лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности и предоставляют услуги по временному размещению (проживанию), питания и т.д.. Перечень должностей специалистов туристического сопровождения, квалификационные требования к ним и порядок выдачи разрешений на право осуществления туристического сопровождения определяются центральным органом исполнительной власти в области туризма. Раздел II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА Статья 6. Основные способы и цели государственного регулирования в области туризма. Основные приоритетные направления государственной политики в области туризма Государство провозглашает туризм одним из приоритетных направлений развития экономики и культуры и создает условия для туристической деятельности. Реализация государственной политики в области туризма осуществляется путем: определения и реализации основных направлений государственной политики в области туризма, приоритетных направлений развития туризма; определение порядка классификации и оценки туристических ресурсов Украины, их использования и охраны; направление бюджетных средств на разработку и реализацию программ развития туризма; определение основ безопасности туризма; нормативного регулирования отношений в области туризма (туристического, гостиничного, экскурсионного и других видов обслуживания граждан); лицензирования в области туризма, стандартизации и сертификации туристических услуг, определения квалификационных требований к должностям специалистов туристического сопровождения, выдачи разрешений на право осуществления туристического сопровождения; < br> установление системы статистического учета и отчетности в области туризма и курортно-рекреационного комплекса; организации и осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства в области туризма; определение приоритетных направлений и координации научных исследований и подготовки кадров в области туризма; участия в разработке и реализации международных программ по развития туризма. Государственное регулирование в области туризма осуществляется другими способами, определенными законом. Основными целями государственного регулирования в области туризма являются: обеспечение закрепленных Конституцией Украины ( 254к / 96-ВР ) прав граждан на отдых, свободу передвижения, восстановление и укрепления здоровья, на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, удовлетворение духовных потребностей и других прав; < br> безопасность туризма, защиту прав и законных интересов туристов, других субъектов туристической деятельности и их объединений, прав и законных интересов собственников или пользователей земельных участков, зданий и сооружений; сохранения целостности туристических ресурсов Украины, их рациональное использование, охрана культурного наследия и окружающей среды, учет государственных и общественных интересов при планировании и застройке территорий; создание благоприятных условий для развития индустрии туризма, поддержка приоритетных направлений туристической деятельности. Основными приоритетными направлениями государственной политики в области туризма являются: совершенствование правовых основ регулирования отношений в области туризма; обеспечение становления туризма как высокорентабельной отрасли экономики Украины, поощрение национальных и иностранных инвестиций в развитие индустрии туризма, создание новых рабочих мест; развитие въездного и внутреннего туризма, сельского, экологического (зеленого) туризма; расширение международного сотрудничества, утверждения Украины на мировом туристическом рынке; создание благоприятных для развития туризма условий путем упрощения и гармонизации налогового, валютного, таможенного, пограничного и других видов регулирования; обеспечение доступности туризма и экскурсионных посещений для детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и малообеспеченных граждан путем введения льгот по этим категорий лиц. Статья 7. Органы, осуществляющие регулирование в области туризма Регулирование в области туризма осуществляется Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, центральным органом исполнительной власти в области туризма, Верховной Радой Автономной Республики Крым и Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, а также другими органами в пределах их компетенции. Статья 8. Полномочия Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в области туризма 1. К исключительным полномочиям Верховной Рады Украины в области туризма относятся: определение основных направлений государственной политики в области туризма; определение правовых основ регулирования отношений в области туризма, их усовершенствование и адаптация с общепризнанными нормами международного права определение в законе о Государственном бюджете Украины объема финансового обеспечения туристической отрасли. Верховная Рада Украины согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) может принимать к своему рассмотрению и другие вопросы, касаются туризма. Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные и районные совета в соответствии с их полномочиями: утверждают региональные программы развития туризма, финансируются из бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов; определяют средства бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов для финансового обеспечения региональных программ развития туризма; контролируют финансирование региональных программ развития туризма за средства бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов. 2. Верховная Рада Автономной Республики Крым согласно Конституции ( 254к/96-ВР ) и законов Украины осуществляет другое нормативное регулирование по вопросам туризма, историко-культурных заповедников, музеев, других учреждений культуры, решает вопрос относительно организации и развития курортно-рекреационной сферы и туризма т.д. . 3. Представительные органы местного самоуправления - сельские, поселковые, городские советы в соответствии с их полномочиями: утверждают местные программы развития туризма; определяют средства местных бюджетов для финансового обеспечения местных программ развития туризма; поручают своим исполнительным органам финансирование местных программ развития туризма за счет средств местного бюджета; принимают меры для стимулирования субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по оказанию туристических услуг. Статья 9. Полномочия Кабинета Министров Украины в области туризма Кабинет Министров Украины согласно Конституции ( 254к/96-ВР ) и законами Украины: осуществляет государственное управление и обеспечивает реализацию государственной политики в области туризма; разрабатывает и утверждает программы развития туризма в Украине и финансирует их выполнение бюджетного законодательства; принимает нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в отрасли туристической деятельности; обеспечивает рациональное использование туристических ресурсов и принятие мер по их хранения; способствует развитию туристической индустрии и созданию эффективной туристической инфраструктуры; принимает меры по обеспечению безопасности туристов, защиты их прав, интересов и собственности; организует и обеспечивает реализацию государственной инвестиционной политики в области туристической деятельности; готовит и подает на рассмотрение Верховной Рады Украины как составную часть проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предложения по объемам бюджетных средств для финансовой поддержки проектов и программ по развитию туризма; информирует Верховную Раду Украины о выполнении программы развития туризма в Украине; определяет порядок организации спасательных команд и порядок принятия спасательных мероприятий; создает государственную систему научного обеспечения в области туристической деятельности; осуществляет международное сотрудничество в области туризма; решает другие вопросы, отнесенные Конституцией ( 254к/96-ВР ) и законами Украины к его полномочиям. Статья 10. Полномочия центральных органов исполнительной власти в области туризма 1. Центральный орган исполнительной власти в сфере туризма: организует и обеспечивает реализацию государственной политики в области туризма, выполнения этого Закона и других нормативно-правовых актов; участвует в подготовке проектов нормативно-правовых актов в области туризма, в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты, обобщает практику применения законодательства в области туризма, курортно-рекреационной сферы, вносит предложения по его совершенствованию; обеспечивает реализацию программ развития туризма в Украине; организует учет туристических ресурсов Украины, обеспечивает их рациональное использование и охрану; участвует в разработке стандартов, деятельности по метрологии и сертификации, в проведении работ по подтверждению соответствия в законодательно регулируемой сфере; организует осуществление контроля за качеством предоставленных туристических услуг; реализует государственную инвестиционную политику в области туризма и курортно-рекреационной сфере; участвует в разработке программ обустройства транспортных магистралей объектами туристической инфраструктуры; участвует в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, определении приоритетных направлений научных исследований в области туризма и проведении научно-исследовательских работ в этой области; проводит исследования туристического рынка, готовит и распространяет информацию об Украине и ее туристических возможностях на международном туристическом рынке и внутри государства; в пределах своей компетенции разрабатывает, заключает и выполняет международные договоры в области туристической деятельности, представляет страну в международных туристских организациях и на международных мероприятиях по туризму; принимает меры по расширению международного сотрудничества, утверждения Украины на мировом туристическом рынке; способствует координации деятельности органов исполнительной власти, субъектов предпринимательской деятельности, их объединений, осуществляющих деятельность в области туризма; предоставляет субъектам туристической деятельности методическую, консультативную и другую помощь; предлагает для совместного использования юридическими лицами и гражданами-предпринимателями, которые предоставляют туристические услуги, знаки для товаров и услуг; распространяет социальную рекламу в области туризма; для обеспечения реализации своих полномочий, согласования и учета интересов субъектов туристической деятельности образует координационно-совещательный орган. 2. Другие центральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий: обеспечивают реализацию государственной политики в области туризма; осуществляют подготовку предложений по реализации государственной политики в области туризма; участвуют в создании организационно-правовых и экономических механизмов реализации государственной политики в области туризма.
Статья 11. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, исполнительных органов местного самоуправления в области туризма < br> 1. Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации в пределах своих полномочий: осуществляют исполнительные и организационно-распорядительные функции по организации и развития курортно-рекреационной сферы и туризма; разрабатывают проекты региональных программ развития туризма и подают их для утверждения соответственно Верховной Раде Автономной Республики Крым, областным и районным советам; принимают меры по выполнению региональных программ развития туризма; способствуют туристической деятельности в своем регионе и созданию современной туристической инфраструктуры; разрабатывают и внедряют меры для защиты местных туристических ресурсов; выдают разрешения на право осуществления туристического сопровождения; анализируют рынок туристических услуг в пределах административно-территориальных единиц, представляют центральному органа исполнительной власти в области туризма необходимые сведения о развитии туризма в административно-территориальных единицах ; осуществляют социальную рекламу туристических ресурсов, образуют соответствующие информационные центры; способствуют детскому и молодежному туризму; участвуют в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в области туристической деятельности, финансируются за счет средств местного бюджета; предоставляют субъектам туристической деятельности методическую и консультативную помощь в организации их деятельности; привлекают предприятия, учреждения и организации, расположенные на подчиненной им территории, к решению проблем развития туризма в регионах; подают центральному органу исполнительной власти в области туризма предложения о включении мероприятий из региональных программ развития туризма в соответствующих программ; вносят в установленном порядке в центральный орган исполнительной власти в отрасли туризма предложения об аннулировании соответствующей лицензии; осуществляют иную деятельность в области туризма согласно законодательства. 2. Исполнительные органы местного самоуправления в пределах их полномочий: разрабатывают проекты местных программ развития туризма и подают их для утверждения соответствующим местным советам; принимают меры по выполнению местных программ развития туризма; привлекают на договорных началах предприятия, учреждения и организации, расположенные на соответствующей территории, к решению проблем развития местного туризма и поддержки туристических ресурсов; < br> организуют проведение инвентаризации туристических ресурсов местного значения; способствуют охране и сохранению туристических ресурсов; привлекают местное население к туристической деятельности, создавая новые рабочие места; способствуют развитию на соответствующей территории разных видов туризма. Статья 12. Программы развития туризма в Украине Для обеспечения охраны туристических ресурсов Украины, их сохранения и восстановления, рационального использования, обеспечения безопасности туризма, конституционных прав граждан на отдых и других прав граждан, патриотического воспитания органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий утверждаются государственные целевые, региональные и другие программы развития туризма. Программы развития туризма утверждаются с целью реализации долгосрочных приоритетов страны в области туризма и составляют комплекс взаимосвязанных правовых, экономических и организационных мероприятий, направленных на реализацию конституционных прав граждан, развитие туристической отрасли. Государственные целевые, региональные и другие программы развития туризма должны предусматривать меры по обеспечению безопасности в области туризма. Порядок формирования, финансирования и реализации региональных и местных программ развития туризма определяется законом.
Раздел III БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА Статья 13. Безопасность в области туризма Безопасность в области туризма - совокупность факторов, характеризующих социальное, экономическое, правовое и иное состояние обеспечения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в области туризма. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица в пределах своих полномочий принимают меры, направленных на: обеспечение закрепленных Конституцией Украины ( 254к / 96-ВР ) прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду при осуществлении туристических путешествий, защита граждан Украины за ее пределами; обеспечение личной безопасности туристов, сохранность их имущества, непричинение вреда окружающей среде; информирование субъектов туристической деятельности об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания; оказания необходимой помощи туристам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации; обеспечение туристам (экскурсантам) возможности беспрепятственного получения медицинской, правовой и других видов неотложной помощи, доступа к средствам связи; запрещение использования туризма в целях незаконной миграции, сексуальной, трудовой и других видов эксплуатации граждан; охрану туристических ресурсов Украины, установление предельно допустимых нагрузок на объекты культурного наследия и окружающей среды; обеспечение безопасности объектов туристических посещений с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций и т.п.. С целью обеспечения безопасности туристов субъекты туристической деятельности, осуществляя соответствующий вид деятельности, обязаны: информировать туристов о возможных опасностях во время путешествия, необходимость выполнения общеобязательных требований и предохранительных или предупредительных мер (медицинских прививок и т.п.); создавать безопасные условия в местах предоставления туристических услуг, обеспечивать надлежащее обустройство трасс походов, прогулок, экскурсий и т.п.; обеспечивать специальные требования безопасности во время предоставления туристических услуг с повышенным риском (автомобильный, горный, лыжный, велосипедный, водный, мотоциклетный, пешеходный туризм, спелеотуризм т.п.); обеспечивать туристов квалифицированными специалистами туристического сопровождения, специальным снаряжением и инвентарем; обеспечивать обучение туристов средствам профилактики и защиты от травм, предупреждения несчастных случаев и оказания первой медицинской помощи; обеспечивать предоставление оперативной помощи лицам, пострадали во время путешествия, транспортировку пострадавших; оперативно информировать органы местной власти и ответственных лиц о чрезвычайных ситуациях, в которых оказались туристы, предоставлять сведения об исчезнувших лицах. Лица, которые организуют эксплуатацию туристических ресурсов, обязаны обеспечивать выполнение требований по охране окружающей среды и охраны культурного наследия, а также принимать меры по обеспечения минимизации или прекращению вредного влияния на окружающей среды и социально-культурную среду и компенсировать нанесенный им при этом убытки. Предоставление необходимой помощи туристам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации в пределах территории Украины, осуществляется специализированными государственными, коммунальными и частными службами, а также спасательными командами, образующихся согласно законодательства. Организация спасательных команд и порядок осуществления спасательных мероприятий ( 507-2009 -п ) определяются Кабинетом Министров Украины. Государство обеспечивает защиту законных прав и интересов иностранных туристов в соответствии с законодательством и международными договоров Украины. Статья 14. Защита интересов украинских туристов за пределами Украины Государство гарантирует защиту законных прав и интересов граждан Украины, которые осуществляют туристические путешествия за границу. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает мер по защите интересов украинских туристов за пределами Украине, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания. Статья 15. Финансовое обеспечение ответственности туроператора и турагента С целью обеспечения прав и законных интересов граждан - потребителей туристических услуг туроператор и турагент обязаны осуществить финансовое обеспечение своей гражданской ответственности (гарантией банка или другого кредитного учреждения) перед туристами. Туроператор для покрытия своей ответственности за убытки, могут быть причинены туристу в случае возникновения обстоятельств его неплатежеспособности или в результате нарушения процесса о признании его банкротом, которые связанные с необходимостью покрытия расходов туриста по его возвращению в место жительства (пребывания), возмещения стоимости предоставленных услуг, предусмотренных договором, должен предоставить подтверждение финансового обеспечения своей ответственности (гарантию банка или другого кредитного учреждения) перед туристом, в установленном порядке. {Часть вторая статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 1276-VI ( 1276-17 ) от 16.04.2009} Турагент для покрытия своей ответственности за убытки, могут быть причинены туристу в случае возникновения обстоятельств его неплатежеспособности или в результате нарушения процесса о признании его банкротом, и связанные с необходимостью возмещения стоимости предоставленных услуг, предусмотренных договором, должен предоставить подтверждение финансового обеспечения своей ответственности (гарантию банка или другого кредитного учреждения) перед туристом, в установленном порядке. Минимальный размер финансового обеспечения туроператора должен составлять сумму, эквивалентную не менее 20000 евро. Размер финансового обеспечения туроператора, который предоставляет услуги исключительно по внутреннему и въездному туризму, должен составлять сумму, эквивалентную не менее 10000 евро. Минимальный размер финансового обеспечения турагента должен составлять сумму, эквивалентную не менее 2000 евро. Любые суммы, предоставление которых гарантируется финансовым обеспечением гражданской ответственности туроператора, используются исключительно для удовлетворения требований, предъявляемых на основании и при наличии обстоятельств, указанных в этой статье. Возмещение убытков, причиненных туристу в случае возникновения обстоятельств неплатежеспособности туроператора (турагента) или вследствие нарушения процесса о признании его банкротом, осуществляется соответствующим кредитным учреждением на основании заявления туриста, договора на туристическое обслуживание (ваучера) и документов, подтверждают невыполнение туроператором (турагентом) договорных обязательств. Статья 16. Страхование туристов при осуществлении туристических поездок Страхование туристов (медицинское и от несчастного случая) является обязательным и обеспечивается субъектами туристической деятельности на основе соглашений со страховщиками. Туристы вправе самостоятельно заключать договоры на такое страхование. В этом случае они обязаны заблаговременно подтвердить туроператору или турагенту наличие надлежащим образом заключенного договора страхования. Договором страхования должны предусматриваться оказание медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания. Информация об условиях обязательного страхования должна быть доведена до сведения туриста до заключения договора на туристическое обслуживания. Обязательное (медицинское и от несчастного случая) страхование осуществляется один раз на весь период туристического путешествия. По требованию туриста туроператор или турагент обеспечивают страхование других рисков, связанных с осуществлением путешествия. По желанию туриста с ним может быть заключено соглашение о страховании для покрытия расходов, связанных с аннулированием договора на туристическое обслуживание по инициативе туриста, или соглашение о < br> страховании для покрытия расходов, связанных с преждевременным возвращением к месту проживания при наступлении несчастного случая или болезни. {Часть шестая статьи 16 с изменениями, внесенными Законом N 1276-VI ( 1276-17 ) от 16.04.2009} Компенсация вреда, причиненного жизни или здоровью туриста или его имуществу, проводится в установленном порядке. Раздел IV ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 17. Лицензирование туристической деятельности С целью создания равных возможностей субъектам туристической деятельности на рынке туристических услуг и обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, защиты окружающей среды, повышения уровня туристического обслуживания осуществляется лицензирование туроператорской деятельности. {Часть первая статьи 17 с изменениями, внесенными Законом N 2608-VI ( 2608-17 ) от 19.10.2010} Субъект предпринимательской деятельности, который получил лицензию на туроператорскую деятельность, имеет исключительное право на предоставление услуг по оформления документов для выезда за пределы Украины. Туроператор может осуществлять также и турагентскую деятельность. {Часть вторая статьи 17 с изменениями, внесенными Законом N 2608-VI ( 2608-17 ) от 19.10.2010} Общий размер доли туроператора в уставных фондах других туроператоров Украины не может превышать 20 процентов их уставных фондов. Предприятие не имеет права в своем названии использовать слово "туроператор" без получения им лицензии на осуществления туроператорской деятельности. {Часть четвертая статьи 17 в редакции Закона N 2608-VI ( 2608 -17 ) от 19.10.2010} Не может быть выдана лицензия на туроператорскую деятельность субъекту предпринимательской деятельности с названием, тождественным названию другого субъекта предпринимательской деятельности, которому лицензия выдана ранее и информация о нем внесена в соответствующий реестр. {Часть пятая статьи 17 с изменениями, внесенными Законом N 2608-VI ( 2608-17 ) от 19.10.2010} Статья 18. Сертификация и стандартизация в сфере туристической деятельности Государственная система стандартизации в сфере туристической деятельности направлена ??на: защита интересов потребителей и государства по вопросам безопасности туризма, жизни и здоровья граждан, охраны имущества и окружающей среды; классификацию туристических ресурсов Украины, обеспечение их охраны, установление предельно допустимых нагрузок на объекты культурного наследия и окружающей среды; повышение качества товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями потребителей; обеспечение безопасности объектов туристических посещений с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; взаимозаменяемость и совместимость товаров, работ, услуг, их унификацию; создание нормативной базы функционирования систем стандартизации и сертификации товаров, работ, услуг. Сертификация товаров, работ, услуг в сфере туристической деятельности осуществляется с целью: предотвращения реализации товаров, работ, услуг, опасных для жизни, здоровья людей, имущества и окружающей среды; содействия потребителям в сознательном выборе товаров, работ, услуг; обеспечение соблюдения обязательных норм, правил, требований по охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности; гармонизации стандартов, норм и правил с международными стандартами, рекомендациями, нормами и правилами, касающимися требований к объектам посещения и туристических услуг, взаимодействия туроператоров, использования ограниченных туристических ресурсов, качества и видов туристических услуг. Перечень туристических услуг, подлежащих обязательной сертификации относительно безопасности для жизни и здоровья людей, защиты их имущества и охраны окружающей среды, порядок проведения сертификации услуг в сфере туристической деятельности определяются Кабинетом Министров Украины соответственно закону. Подтверждение соответствия туристических услуг осуществляется в установленном порядке. Статья 19. Установление категорий объектов туристической инфраструктуры С целью повышения уровня туристического обслуживания, содействия потребителям в сознательном выборе туристических услуг, обеспечения равных возможностей субъектам туристической деятельности на рынке туристических услуг, обеспечения защиты прав и законных интересов, жизни, здоровья и имущества граждан, повышение уровня экологической безопасности объектам туристической инфраструктуры присваиваются категории качества и уровня обслуживания. Установка объектам туристической инфраструктуры (гостиницам, другим объектам, предназначенным для предоставления услуг по размещению, заведениям питания, курортным заведениям и т.д.) соответствующей категории осуществляется по заявлению его владельца. Виды категорий объектов туристической инфраструктуры, порядок их установления и изменения, а также порядок доведения до потребителей информации о виде объекта туристической инфраструктуры и о виде < br> его категории определяются Кабинетом Министров Украины. {Часть третья статьи 19 в редакции Закона N 3679-VI ( 3679-17 ) от 08.07.2011} Статья 19-1. Информирование потребителей об условиях предоставления туристических услуг Любая информация, предоставленная туроператором (турагентом), должна содержать достоверные сведения об условиях договора на туристическое обслуживание. Информация об условиях предоставления туристических услуг, которую туроператор (турагент) распространяет к заключению договора на туристическое обслуживания, должен приходиться в доступной, наглядной форме, быть разборчивой, понятной и содержать сведения о: 1) место предоставления туристических услуг, программе туристического обслуживания; 2) характеристику транспортных средств, осуществляющих перевозки, в частности их вид и категорию; 3) характеристику гостиниц и других объектов, предназначенных для предоставления услуг по временному размещению, в том числе место их расположения, категорию, сведения о подтверждении соответствия < br> услуг гостиницы установленным требованиям, сроки и порядок оплаты гостиничного обслуживания; 4) виды и способы обеспечения питания во время туристической путешествия; 5) минимальное количество туристов в группе, а также информирования туриста о том, что туристическая поездка не состоится из-за недобора группы, не позднее чем за три дня до начала туристической поездки; 6) цену туристических услуг. Туроператор (турагент) обязан соблюдать условия предоставление комплекса туристических услуг, о которых был проинформирован потребитель до заключения договора на туристическое обслуживание, кроме случаев, когда об изменении таких условий сообщено потребителя к заключения договора или если изменения внесены на основании соглашения, заключенного между сторонами договора. До заключения договора на туристическое обслуживание потребителю туристического продукта предоставляется информация о: 1) основные требования к оформлению въездных / выездных документов (паспорт, разрешение (виза) на въезд / выезд в страну временного пребывания), в том числе срок их оформления; 2) медицинских предостережениях относительно осуществления туристической поездки частности противопоказания через определенные заболевания, особенности физического состояния (физические недостатки) и возраста туристов, а также условия безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания; 3) туроператора (турагента), его местонахождение, почтовые реквизиты, контактный телефон, наличие лицензии на осуществление туристической деятельности, сертификатов соответствия и другие сведения в соответствии с законодательством о защите прав потребителей; 4) руководителя группы и средства связи с ним в случае осуществления туристической поездки за границу или пребывания за границей несовершеннолетнего и / или малолетнего лица с целью установления < br> законными представителями несовершеннолетнего или малолетнего лица прямой связи с ней; 5) время и место промежуточных остановок и транспортных сообщений и категорию места, которое потребитель занимать в определенном виде транспортного средства 6) виды и тематике экскурсионного обслуживания, порядок осуществления встреч и проводов, сопровождения туристов; 7) состояние окружающей среды, санитарного и эпидемиологического благополучия; 8) название, адрес и контактный телефон представительств туроператора или организации (организаций), уполномоченной туроператором на принятие жалоб и претензий туристов, а также адреса и телефоны дипломатических учреждений Украины в стране (месте) временного пребывания или местных служб, к которым можно обратиться в случае возникновения трудностей во время туристической путешествия; 9) порядок обеспечения туроператором обязательного и / или добровольного страхования туристов, размер, порядок и условия выплаты страхового возмещения, а также возможность и условия добровольного страхования расходов, связанных с расторжением договора на туристическое обслуживание по инициативе туриста, страхование имущества; 10) размер финансового обеспечения туроператора (турагента) на случай его неплатежеспособности (банкротства) и кредитном учреждение, которое предоставило такое обеспечение {Закон дополнен статьей 19-1 согласно Закону N 4385-VI ( 4385-17 ) от 09.02.2012} Статья 20. Договор на туристическое обслуживание По договору на туристическое обслуживание одна сторона (туроператор, который заключает договор непосредственно или через турагента) обязуется предоставить по заказу другой стороны (туриста) комплекс туристических услуг (туристический продукт), а турист обязуется оплатить его. К договору на туристическое обслуживание применяются общие положения договора о предоставлении услуг, если иное не предусмотрено законом. Договор на туристическое обслуживание заключается в письменной или электронной форме в соответствии с законом. В договоре на туристическое обслуживание указываются существенные условия договора: 1) срок пребывания в месте предоставления туристических услуг с указанием дат начала и окончания туристического обслуживания; 2) характеристика транспортных средств, осуществляющих перевозки, в частности их вид и категория, а также дата, время и место отправления и возвращения (если перевозка входит в состав туристического продукта); 3) гостиницы и другие аналогичные средства размещения, их место расположение, категория, а также сведения о подтверждении соответствия услуг гостиницы установленным требованиям, срок и порядок оплаты гостиничного обслуживания; 4) виды и способы обеспечения питания; 5) минимальное количество туристов в группе (в случае необходимости) и в связи трехдневный срок информирования туриста о том, что туристическая поездка не состоится из-за недобора группы; 6) программа туристического обслуживания; 7) виды экскурсионного обслуживания и другие услуги, включены в стоимость туристического продукта; 8) другие субъекты туристической деятельности (их местонахождение и реквизиты), которые предоставляют туристические услуги, включенные в туристического продукта;
|