З А К О Н У К Р А И Н Ы
7. Центральная избирательная комиссия обеспечивает размещение в государственных средствах массовой информации разъяснения относительно запрета предоставление денег или безвозмездно или на льготных условиях товаров, услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерей. Текст разъяснения утверждается Центральной избирательной комиссией и дважды на неделю печатается в газетах "Голос Украины" и "Урядовий курьер" на первой странице и транслируется телерадиоорганизациями, начиная за двадцать два дня до дня выборов. {Часть седьмая статьи 64 с изменениями, внесенными Законом N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 8. Региональные государственные и коммунальные телерадиоорганизации не должны перекрывать своими передачами предвыборные программы кандидатов на пост Президента Украины, которые транслируются на общенациональных каналах вещания за счет средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на подготовку и проведение < br> выборов. 9. Центральный орган исполнительной власти по вопросам информационной политики, телевидения и радиовещания вместе с подчиненными ему государственными телерадиоорганизациями обязан обеспечить порядок, по которому трансляция предвыборной агитационной программы одного кандидата на Первом Национальном канале Национальной < br> телекомпании Украины не должна совпадать по времени с трансляцией такой программы другого кандидата на первом канале Национальной радиокомпании Украины, если эфирное время для обеих программ предоставляется за счет средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на подготовку и проведение выборов. 10. Включение в информационные теле-, радиопрограмм предвыборных агитационных материалов кандидатов на пост Президента Украине или политической рекламы запрещается. Политическая реклама должна быть отделена от других материалов и обозначена как таковая. 11. Запрещается прерывать передачи предвыборных программ кандидатов на пост Президента Украины, партий (блоков), которые их выдвинули, рекламой товаров, работ, услуг и другими сообщениями. 12. Запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, действующих на территории Украине. 13. Средствам массовой информации всех форм собственности, действующих на территории Украины, запрещается в течение последних пятнадцати дней перед днем ??выборов распространять информацию о результатах опросов общественного мнения относительно кандидатов на пост Президента Украине. 14. Запрещается размещение печатных предвыборных агитационных материалов, политической рекламы и сообщений о ходе избирательного процесса на памятниках архитектуры, а также в местах, где они препятствуют безопасности дорожного движения. 15. Кандидатам на пост Президента Украины, которые занимают должности, в том числе по совместительству, в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, на государственных, коммунальных предприятиях, в заведениях, учреждениях, организациях, военных частях (формированиях), запрещается привлекать для предвыборной агитации или использовать для любой работы, связанной с проведением предвыборной агитации, подчиненных им лиц (в рабочее время), служебный транспорт, свя Связь, оборудование, помещения, другие объекты и ресурсы по месту работы, а также использовать служебные или производственные совещания, собрания коллектива для проведения предвыборной агитации. (Официальное толкование положений части пятнадцатой статьи 64 см.. в Решении Конституционного Суда N 3-рп/2005 ( v003p710-05 ) от 24.03.2005) 16. Запрещается изготовление и распространение печатных предвыборных агитационных материалов, не содержащих сведений о учреждение, осуществившей печать, их тираж, информацию о лицах, ответственных за выпуск. 17. Проведение активной агитации (публикация агитационных материалов в средствах массовой информации, распространение избирательных листовок, расклеивание избирательных плакатов, публичные призывы голосовать за или против кандидатов на пост Президента Украины) и распространение политической рекламы со времени прекращения предвыборной агитации запрещается. Предвыборные агитационные материалы снимаются с 24 часа последней пятницы, предшествующей дню выборов или дню повторного голосования, соответствующими службами местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. 18. Запрещается обнародование в день выборов результатов опроса избирателей относительно их волеизъявления во время голосования в его окончания. 19. В случае поступления в Центральную или окружной избирательной комиссии заявления, жалобы относительно нарушений требований частей третьей, шестой, десятой - восемнадцатый настоящей статьи соответствующая избирательная комиссия незамедлительно направляет это заявление или жалобу в соответствующие правоохранительные органов для проверки и реагирования в соответствии с законодательством Украине. О результатах проверки и принятых мерах правоохранительные органы сообщают соответствующую избирательную комиссию в трехдневный срок со дня поступления заявления или жалобы. {Часть девятнадцатая статьи 64 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616-17 ) от 21.08.2009} Раздел IX ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТОВ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ОФИЦИАЛЬНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ Статья 65. Гарантии деятельности кандидатов на пост Президента Украина 1. Кандидату на пост Президента Украины не может быть отказано в освобождении на период предвыборной агитации от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы с предоставлением неоплачиваемого отпуска. 2. Кандидат на пост Президента Украины со времени своего регистрации до окончания избирательного процесса не может быть уволен с работы по инициативе собственника предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа, командира военного формирования ( части). Кандидат без его согласия не может быть переведен на другую работу, направлен в командировку, а также призван на военную или альтернативную (невоенную) службу, учебные (проверочные) и специальные сборы военнообязанных. 3. Кандидат на пост Президента Украины имеет право на бесплатный проезд всеми видами пассажирского транспорта (за исключением такси) в пределах территории Украины за счет средств Государственного бюджета Украины, выделенных на проведение выборов Президента Украины. 4. Государство обеспечивает охрану кандидатов на пост Президента Украины во время избирательного процесса в соответствии с Законом Украины "О государственной охране органов государственной власти и должностных лиц" ( 160/98-ВР ). Статья 66. Уполномоченные представители кандидатов на пост Президента Украины 1. Кандидат на пост Президента Украины, зарегистрирован Центральной избирательной комиссией, имеет право делегировать одного уполномоченного представителя в Центральной избирательной комиссии по правом совещательного голоса, который представляет его интересы в Центральной избирательной комиссии во время избирательного процесса . 2. Уполномоченным представителем кандидата на пост Президента Украины в Центральной избирательной комиссии может быть гражданин Украины, имеющих право голоса. Не может быть уполномоченным представителем кандидата на пост Президента Украины член избирательной комиссии, должностное лицо органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, военнослужащий, служащий рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Украины, Службы < br> безопасности Украины, лицо рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, лицо, проходящее альтернативной (невоенной) службе. {Часть вторая статьи 66 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009} 3. Заявление о регистрации уполномоченного представителя кандидата на пост Президента Украины за подписью, заверенной в установленном законом порядке, лица, выдвинутого кандидатом на пост Президента Украины, подается в Центральную избирательную комиссию одновременно с заявлением о регистрации кандидата на пост Президента Украине. В заявлении о регистрации уполномоченного представителя кандидата на пост Президента Украины указываются фамилия, имя, отчество уполномоченного представителя, его гражданство, день, месяц и год рождения, место работы, занимаемая должность (занятие) , место жительства, номер телефона. К заявлению прилагается письменное согласие этого лица представлять интересы кандидата на пост Президента Украины в Центральной избирательной комиссии. 4. Центральная избирательная комиссия не позднее третьего дня после поступления документов, указанных в части третьей настоящей статьи, регистрирует уполномоченного представителя кандидата на пост Президента Украины в Центральной избирательной комиссии и выдает ему удостоверение по форме, установленной Центральной избирательной комиссией. При отказа в регистрации (отмены регистрации) кандидата на пост Президента Украины полномочия уполномоченного представителя кандидата в Центральной избирательной комиссии считаются прекращенными с момента наступления указанных обстоятельств. 5. Уполномоченный представитель кандидата на пост Президента Украины со дня его регистрации Центральной избирательной комиссией в прекращении своих полномочий или окончания избирательного процесса имеет право на освобождение от производственных или служебных обязанностей без сохранения заработной платы по согласованию с собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом. 6. Уполномоченный представитель кандидата на пост Президента Украины имеет право в любое время до дня выборов обратиться в Центральной избирательной комиссии с заявлением о сложении своих полномочий. 7. Кандидат на пост Президента Украины в любое время до дня выборов или дня повторного голосования может принять решение о отзыва уполномоченного представителя и о делегировании другой кандидатуры вместо выбывшей. Соответствующее заявление вместе с копией решения и другими документами подается в Центральную избирательную комиссии в порядке, установленном частью третьей настоящей статьи. 8. На основании заявления, поданного в соответствии с частью шестой или седьмой настоящей статьи, не позднее третьего дня после ее поступления, а поданной накануне и в день выборов - безотлагательно Центральная избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации уполномоченного представителя кандидата. Копия решения выдается уполномоченному представителю кандидата или направляется в адрес кандидата на пост Президента Украины. 9. Удостоверение уполномоченного представителя кандидата на пост Президента Украины, полномочия которого прекращены до окончания избирательного процесса, немедленно возвращается в Центральную избирательную комиссии. 10. Уполномоченный представитель кандидата на пост Президента Украины в Центральной избирательной комиссии имеет право: 1) присутствовать на всех заседаниях Центральной избирательной комиссии при обсуждении вопросов, связанных с выборами Президента Украины, и участвовать в их обсуждении с правом < br> совещательного голоса; 2) знакомиться с содержанием протоколов заседаний Центральной избирательной комиссии, ее решениями, документами и материалами, на основании которых эти решения принимались, получать копии этих решений; 3) знакомиться безотлагательно с протоколами, телефонограммами и другими официальными сообщениями, поступающие в Центральную избирательной комиссии от окружных избирательных комиссий, об итогах голосования в соответствующем территориальном избирательном округе, а также протоколами соответствующих участковых избирательных комиссий об подсчет голосов на избирательном участке; 4) на другие права, предусмотренные настоящим Законом. Статья 67. Доверенные лица кандидата на пост Президента Украина 1. Кандидат на пост Президента Украины может иметь не более пяти доверенных лиц в едином общегосударственном избирательном округе и по одной доверенному лицу в каждом территориальном округе. Доверенное лицо кандидата должна соответствовать требованиям, указанным в части второй статьи 66 настоящего Закона. 2. Доверенные лица кандидата ведут агитацию за избрание его Президентом Украины, способствуют кандидату на пост Президента Украины в проведении избирательного процесса, представляют интересы кандидата в отношениях с избирательными комиссиями, другими государственными органами и органами местного самоуправления , средствами массовой информации, объединениями граждан, избирателями. 3. Заявление о регистрации доверенных лиц кандидата за подписью кандидата на пост Президента Украины, заверенным в установленном законом порядке, подается в Центральную избирательную комиссию в любое время после регистрации кандидата. В заявлении о регистрации доверенных лиц указываются фамилия, имя, отчество каждого доверенного лица, соответствующий избирательный округ, гражданство доверенного лица, день, месяц и год рождения, место работы, занимаемая должность (занятие), место жительства, номер телефона. К заявлению прилагаются письменные согласия этих лиц представлять интересы кандидата на пост Президента Украины в соответствующем избирательном округе. Подписи указанных лиц удостоверяются в установленном законом порядке. 4. Центральная избирательная комиссия не позднее третьего дня после поступления документов, указанных в части третьей настоящей статьи, регистрирует доверенных лиц кандидата на пост Президента Украины и выдает уполномоченному представителю кандидата на пост Президента Украине их удостоверения по форме, установленной Центральной избирательной комиссией. 5. Доверенное лицо кандидата со дня регистрации Центральной избирательной комиссией до прекращения ее полномочий или окончания избирательного процесса имеет право на освобождение от производственных или служебных обязанностей без сохранения заработной платы по согласованию с собственником предприятия , учреждения, организации или уполномоченным им органом. 6. В случае отмены регистрации кандидата на пост Президента Украины полномочия доверенных лиц кандидата считаются прекращенными со дня принятия решения об отмене регистрации кандидата. 7. Доверенное лицо кандидата имеет право в любое время до дня выборов обратиться в Центральную избирательную комиссию с заявлением о сложении своих полномочий. 8. Кандидат на пост Президента Украины в любое время до дня выборов может принять решение об отзыве доверенного лица и о внесении другой кандидатуры вместо выбывшей. Соответствующее заявление вместе с письменным согласием внесенной кандидатуры подается в Центральной избирательной комиссии в порядке, установленном в части третьей настоящей статьи. 9. На основании заявления, поданного в соответствии с частью седьмой или восьмой настоящей статьи, не позднее третьего дня после ее поступления, а поданной накануне и в день выборов - безотлагательно Центральная избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации доверенного лица кандидата. Копия решения выдается уполномоченному представителю кандидата или направляется по его адрес. 10. Удостоверение доверенного лица кандидата, полномочия которого прекращены до окончания избирательного процесса, немедленно возвращается в Центральной избирательной комиссии. Статья 68. Официальные наблюдатели 1. В избирательном процессе могут принимать участие официальные наблюдатели от кандидатов на пост Президента Украины, партий (блоков), выдвинувших кандидатов. Официальные наблюдатели от иностранных государств и международных организаций могут вести наблюдения за ходом избирательного процесса. 2. Полномочия официальных наблюдателей начинаются со дня их регистрации соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном этим Законом, и прекращаются после установления Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента Украины. 3. Избирательная комиссия, которая зарегистрировала официального наблюдателя, может досрочно прекратить его полномочия в случае установления фактов грубого или систематического нарушения им Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и законов Украины. О прекращении полномочий официального наблюдателя принимается мотивированное решение. Статья 69. Официальные наблюдатели от кандидатов на пост Президента Украины, партий (блоков), выдвинувших кандидата 1. Официальным наблюдателем от кандидата на пост Президента Украине, от партии (блока), выдвинувшей кандидата, зарегистрированного Центральной избирательной комиссией, может быть гражданин Украины, имеющий право голоса и не является членом избирательной комиссии. Не может быть официальным наблюдателем член избирательной комиссии, должностное или служебное лицо органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, военнослужащий, служащий рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Службы безопасности Украины, лицо рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и лицо, проходящее альтернативной (невоенной) службе. {Часть первая статьи 69 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009} 2. Официальный наблюдатель от кандидата на пост Президента Украине регистрируется окружной избирательной комиссией по представлению доверенного лица кандидата в соответствующем территориальном округе по подписью этого доверенного лица. 3. Официальный наблюдатель от партии (блока), выдвинувшей кандидата на пост Президента Украины, регистрируется окружной избирательной комиссией по представлению соответственно республиканской в ?? Автономной Республике Крым, областной, Киевской и Севастопольской городской организации партии ( организаций партий, входящих в блок), которая выдвинула кандидата, при условии, что эти организации зарегистрированы в установленном законом порядке, за подписью руководителя соответствующей организации партии (организаций партий, входящих в блока), заверенным печатью организации партии (печатями соответствующих организаций партий, входящих в блок). 4. В представлении о регистрации официальных наблюдателей указываются их фамилии, имена и отчества, гражданство, адрес места жительства, номера телефонов. К представлению прилагаются заявления о согласии этих лиц быть официальными наблюдателями от подходящего кандидата, соответствующей партии (блока). 5. Представление о регистрации наблюдателя от кандидата на пост Президента Украины, партии (блока), выдвинувшей кандидата, указанное в частях третьей и четвертой настоящей статьи, вносится в соответствующей окружной избирательной комиссии не позднее чем за п ' пять дней до дня выборов. 6. Соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее следующего дня после внесения представления выдает официальным наблюдателям удостоверение по форме, установленной Центральной избирательной комиссией. 7. Официальный наблюдатель имеет право: 1) находиться на избирательных участках во время голосования, наблюдать с любого расстояния за действиями членов комиссии, в том числе при выдаче бюллетеней избирателям и подсчета голосов , не мешая членам комиссии физически; 2) делать фото-, киносъемки, аудио-и видеозаписи; 3) присутствовать при выдаче избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для организации голосования избирателей вне помещения для голосования и при проведении такого голосования; 4) присутствовать с соблюдением требований настоящего Закона на заседаниях участковых и окружной избирательных комиссий соответствующего территориального избирательного округа с учетом положений, установленных частью девятой статьи 28 настоящего Закона, в том числе при подсчете голосов избирателей на избирательном участке, установления итогов голосования в территориальном избирательном округе; 5) обращаться в соответствующую избирательную комиссию с жалобой по нарушений этого Закона в случае их; 6) составлять акты о выявленных нарушениях настоящего Закона, подписываются им и не менее чем двумя избирателями, удостоверяющими факт этого нарушения, с указанием их фамилий, имен , по отчества, адреса места жительства, и представлять их в соответствующую избирательной комиссии в сроки, предусмотренные статьей 94 настоящего Закона; 7) получать копии протоколов о передаче избирательных бюллетеней, о подсчете голосов и установлении результатов голосования, а также других документов в случаях, предусмотренных настоящим Законом; 8) иметь иные права, предусмотренные настоящим Законом. 8. Официальный наблюдатель не имеет права: 1) противоправно вмешиваться в работу избирательной комиссии, совершать действия, нарушающие ход избирательного процесса или мешают членам избирательной комиссии осуществлять свои полномочия; 2) заполнять вместо избирателя (в том числе и на его просьбе) избирательный бюллетень; 3) присутствовать при заполнении избирателем избирательного бюллетеня в кабине (комнате) для тайного голосования. 9. В случае грубого или систематического нарушения официальным наблюдателем требований части восьмой настоящей статьи избирательная комиссия своим решением, принятым в порядке, предусмотренном частью одиннадцатой статьи 28 настоящего Закона, может лишить его права присутствовать на заседании избирательной комиссии. 10. Руководящий орган республиканской в ??Автономной Республике Крым, областной, Киевской, Севастопольской городской организации партии (организаций партий, входящих в блок), доверенное лицо кандидата на пост Президента Украины от имени кандидата должны право отозвать своего официального наблюдателя путем обращения с письменным заявлением в соответствующую окружную избирательную комиссию о прекращения его полномочий и подать документы для регистрации другого лица в порядке, установленном настоящим Законом. 11. Официальный наблюдатель имеет право в любое время обратиться в окружную избирательную комиссию с заявлением о сложении своих полномочий. На основании такого заявления окружной избирательной комиссией принимается решение, копия которого предоставляется доверенному лицу кандидата или направляется соответствующей организации партии (блока). Статья 70. Официальные наблюдатели от иностранных государств, международных организаций 1. Официальные наблюдатели от иностранных государств, международных организаций регистрируются Центральной избирательной комиссией. Предложения относительно их регистрации представляются в Центральную избирательную комиссию не позднее чем за семь дней до дня выборов непосредственно или через Министерство иностранных дел Украины. {Часть первая статьи 70 с изменениями, внесенными Законом N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 2. Решение о регистрации официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций принимается не позднее чем за пять дней до дня выборов Центральной избирательной комиссией. 3. Центральная избирательная комиссия выдает официальным наблюдателям от иностранных государств, международных организаций удостоверения по установленной ею форме. 4. Официальные наблюдатели от иностранных государств, международных организаций осуществляют свои полномочия на территории Украины. 5. Официальный наблюдатель от иностранного государства, международной организации вправе: 1) присутствовать на встречах кандидатов на пост Президента Украины, их доверенных лиц, представителей партий (блоков), выдвинувших кандидатов, с избирателями, на предвыборных собраниях , митингах, заседаниях избирательных комиссий; 2) знакомиться с материалами предвыборной агитации; 3) присутствовать на избирательных участках во время голосования и подсчета голосов избирателей и при установлении итогов голосования окружными избирательными комиссиями; 4) делать фото-, киносъемки, аудио-и видеозаписи; 5) высказывать свои предложения по организации проведения выборов Президента Украины и усовершенствования законодательства Украины с учетом международного опыта, проводить пресс-конференции с соблюдением требований законодательства Украины ; 6) образовывать вместе с другими наблюдателями от иностранных государств, международных организаций по согласованию с Центральной избирательной комиссией временные группы наблюдателей для координации их деятельности в пределах полномочий , предусмотренных настоящим Законом. 6. Официальные наблюдатели от иностранных государств, международных организаций осуществляют наблюдение самостоятельно и независимо. 7. Министерство иностранных дел Украины, другие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и избирательные комиссии должны способствовать официальным наблюдателям от иностранных государств, международных организаций в осуществлении ими их полномочий. 8. Финансовое и материальное обеспечение деятельности официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций осуществляется за счет средств государств или организаций, которые направили их в Украину, или за собственные средства этих наблюдателей. 9. Официальные наблюдатели от иностранных государств, международных организаций не имеют права использовать свой статус в деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательного процесса, а также вмешиваться в работу избирательных комиссий. Раздел X ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ Статья 71. Избирательный бюллетень 1. Форма и текст избирательного бюллетеня для голосования в день выборов Президента Украины, а также форма избирательного бюллетеня для повторного голосования утверждаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за двадцать два дня до дня выборов. Текст избирательный бюллетень для повторного голосования утверждается Центральной избирательной комиссией не позднее чем за десять дней до дня повторного голосования. {Часть первая статьи 71 с изменениями, внесенными Законом N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 2. Избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности. 3. Избирательный бюллетень должен содержать название и дату проведения выборов (бюллетень для повторного голосования - дату повторного голосования), номер территориального избирательного округа, номер избирательного участка, кроме специальных избирательных участков, образованные в соответствии с части десятой статьи 20, а также обозначенные места для печати участковой избирательной комиссии, фамилии, инициалов и подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавать избирательный бюллетень. 4. В избирательный бюллетень для голосования в день выборов вносятся сведения в алфавитном порядке по фамилиям зарегистрированных кандидатов на пост Президента Украины с указанием фамилий, имен, отчеств, года рождения, места жительства, места работы (занятий), партийности кандидата, субъекта выдвижения кандидата. Справа напротив сведений о каждом кандидата помещается пустой квадрат. После фамилий всех кандидатов в избирательном бюллетене указывается: "Не поддерживаю ни одного кандидата на пост Президента Украины" и справа от этих слов помещается пустой квадрат. 5. Избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения избирателем во время голосования. 6. Избирательный бюллетень имеет контрольный талон, отделенный линией отрыва. Контрольный талон должен содержать название и дату выборов (дату повторного голосования), номер территориального избирательного округа, номер избирательного участка, а также обозначенные места номер, под которым избиратель внесен в список избирателей на участка, подписи избирателя, получает избирательный бюллетень, фамилии, инициалов и подписи члена участковой избирательной комиссии, который будет выдавать избирательный бюллетень. 7. Избирательные бюллетени для каждого избирательного участка изготавливаются в количестве, на 0,5 процента превышает количество избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке. {Статью 71 дополнена частью седьмой по закону N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 8. Контроль за изготовлением избирательных бюллетеней на предприятии-изготовителе, соблюдением требований по уничтожению печатных форм, технических отходов, полиграфического брака осуществляется контрольной комиссией, которая образуется Центральной избирательной комиссией по представлениям партий (блоков), которые в текущем составе Верховной Рады Украины имеют свои партийные фракции (фракции блоков), и кандидатов в Президенты Украины не позднее чем в день утверждении формы избирательного бюллетеня. {Статью 71 дополнена частью восьмой по закону N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} Статья 72. Порядок изготовления избирательных бюллетеней 1. Центральная избирательная комиссия обеспечивает изготовление в централизованном порядке избирательных бюллетеней для голосования в день выборов государственными полиграфическими предприятиями не позднее чем за семь дней до дня выборов на основании соглашений, заключенных ею с этими предприятиями. Избирательные бюллетени для повторного голосования должны быть изготовлены в том же порядке не позднее чем за шесть дней до дня повторного голосования. {Часть первая статьи 72 с изменениями, внесенными Законом N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 2. Технические отходы, полиграфический брак, а также печатные формы уничтожаются в порядке и сроки, определенные соглашением на изготовления избирательных бюллетеней. 3. Избирательные бюллетени Центральная избирательная комиссия получает в упаковке предприятия-изготовителя. 4. Избирательные бюллетени для голосования в день выборов или в день повторного голосования соответственно печатаются на одинаковой бумаге по форме и тексту, утвержденными Центральной избирательной комиссией, и должны быть одинаковыми по размеру, цвету и содержанию. 5. Избирательный бюллетень печатается на государственном языке на одном листе с текстовой частью только с одной стороны. 6. На специальном избирательном участке, образованном на судне, находится в день выборов Президента Украины в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярной станции Украины, избирательные бюллетени могут быть изготовлены, как исключение, с разрешения Центральной избирательной комиссии непосредственно участковой избирательной комиссией. 7. В случае отмены решения о регистрации кандидата на пост Президента Украины Центральная избирательная комиссия принимает решение о внесении изменений в избирательный бюллетень. Такие изменения вносятся в избирательных бюллетеней членами участковых избирательных комиссий с использованием соответствующего штампа. Об изменениях, внесенных в избирательный бюллетень, сообщается каждому избирателю при выдаче избирательного бюллетеня. 8. Избирательный бюллетень, в который не внесены изменения, предусмотренные в части седьмой настоящей статьи, считается недействительным. Избирательный бюллетень, в который внесены изменения без решения Центральной избирательной комиссии или не по такого решения, считается недействительным. Статья 73. Порядок передачи избирательных бюллетеней избирательным комиссиям 1. Окружная избирательная комиссия принимает избирательные бюллетени от Центральной избирательной комиссии на своем заседании. О принятии избирательных бюллетеней окружная избирательная комиссия составляет протокол по форме, установленной Центральной избирательной комиссией. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами окружной избирательной комиссии и представителями Центральной избирательной комиссии, которые осуществляют передачу избирательных бюллетеней, а также кандидатами на пост Президента Украины, их доверенными лицами, официальными наблюдателями от кандидатов и партий (блоков), присутствующие на заседании комиссии. Первый экземпляр протокола передается в Центральную избирательную комиссию, второй - хранится в окружной избирательной комиссии, третий - безотлагательно вывешивается в помещении окружной избирательной комиссии для всеобщего ознакомления. 2. Окружная избирательная комиссия обеспечивает сохранение и охрану избирательных бюллетеней, полученных от Центральной избирательной комиссии. Избирательные бюллетени хранятся в помещении окружной избирательной комиссии в сейфе (металлическом шкафу), который опечатывается лентой с проставлением на ней подписей всех присутствующих на заседании комиссии и печати комиссии и постоянно (до дня голосования) находится под охраной работника органов внутренних дел Украины. 3. Окружная избирательная комиссия не ранее чем за три дня до дня выборов или дня повторного голосования на своем заседании передает избирательные бюллетени участковым избирательным комиссиям. Имя каждого участковой избирательной комиссии бюллетени принимают не менее трех члены этой комиссии, которые должны быть представителями разных кандидатов на пост Президента Украины. 4. О передаче участковым избирательным комиссиям избирательных бюллетеней окружной избирательной комиссией составляется протокол по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, в котором указываются: 1) номер территориального избирательного округа; 2) номер избирательного участка; 3) число избирателей на избирательном участке согласно списку избирателей на день составления протокола; 4) число переданных на избирательный участок избирательных бюллетеней для голосования; 5) фамилии и подписи членов участковой избирательной комиссии, принявших избирательные бюллетени; 6) число избирательных бюллетеней, которые остаются на хранении в окружной избирательной комиссии. 5. Протокол о передаче участковым избирательным комиссиям избирательных бюллетеней составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими на заседании членами окружной избирательной комиссии, а также кандидатами на пост Президента Украины, их доверенными лицами, официальными наблюдателями от кандидатов и партий (блоков), которые присутствуют на заседании комиссии. Первый экземпляр протокола направляется в Центральную избирательную комиссию, второй - хранится в окружной избирательной комиссии, третий - безотлагательно вывешивается в помещении окружной избирательной комиссии для всеобщего ознакомления. Выписка из протокола с указанием сведений, к соответствующей избирательного участка, предоставляется вместе с избирательными бюллетенями представителям каждой участковой избирательной комиссии, получивших избирательные бюллетени. 6. Участковым избирательным комиссиям зарубежных избирательных участков избирательные бюллетени передаются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. 7. Все избирательные бюллетени с указанными номерами избирательных участков передаются соответствующим участковым избирательным комиссиям. Избирательным комиссиям участков, образованных в соответствии с частью десятой статьи 20 настоящего Закона, передаются избирательные бюллетени без указания номера избирательного участка в количестве, равном количества граждан, включенных в список избирателей на избирательном участки в день получения бюллетеней, с резервом, объем которого устанавливается Центральной избирательной комиссией. 8. Каждый член окружной избирательной комиссии, кандидат на пост Президента Украины, его доверенное лицо, официальный наблюдатель от кандидата, партии (блока), которые присутствовали при передаче избирательных бюллетеней, имеют право по их просьбе безотлагательно < br> получить копии указанных в частях первой и пятой настоящей статьи протоколов, заверенные председателем и секретарем окружной избирательной комиссии и печатью комиссии, из расчета не более чем по одной копии протокола для каждого члена комиссии и каждого кандидата на пост Президента Украины. 9. Члены участковой избирательной комиссии транспортируют полученные избирательные бюллетени в помещение участковой избирательной комиссии в сопровождении работника органов внутренних дел. 10. Прием избирательных бюллетеней происходит безотлагательно по прибытии членов комиссии, получивших бюллетени, на заседании участковой избирательной комиссии. При этом члены участковой избирательной комиссии пересчитывают полученные бюллетени, проставляют в определенных местах каждого избирательного бюллетеня печать участковой избирательной комиссии. На избирательных участках, образованных в соответствии с частью десятой статьи 20 настоящего Закона, в определенных местах избирательного бюллетеня и контрольного талона проставляется также номер избирательного участка. В случае несоответствия установленной пересчетом количества бюллетеней и количества, указанного в выписки из протокола окружной избирательной комиссии о передаче бюллетеней, участковая избирательная комиссия составляет в двух экземплярах акт об этом по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, с указанием установленной решением участковой избирательной комиссии причины расхождения. Один экземпляр акта передается в окружной избирательной комиссии, а второй хранится в участковой избирательной комиссии. При наличии указанных различий количеством бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, считается количество, установленное на заседании участковой комиссии и зафиксирована в акте о различиях. 11. Избирательные бюллетени хранятся в помещении участковой избирательной комиссии в сейфе (металлическом шкафу), который опечатывается лентой с проставлением на ней подписей всех присутствующих на заседании комиссии и печати комиссии и постоянно (до дня голосования) находится под охраной работника органов внутренних дел Украины. Статья 74. Помещение для голосования 1. Голосование проводится в специально отведенных и обустроенных помещениях, в которых оборудуются кабины (комнаты) для тайного голосования и определяются места выдачи избирательных бюллетеней и установления избирательных урн. Оборудование помещения для голосования возлагается на участковую избирательную комиссию. 2. Исполнительные органы местного самоуправления и другие органы (должностные лица), которые в соответствии с законом осуществляют их полномочия, обеспечивают избирательные участки необходимыми помещениями для голосования, которые пригодны для обустройства соответствии с требованиями настоящего Закона и нормативов, установленных Центральной избирательной комиссией. Помещение для голосования для малой избирательного участка (с количеством избирателей до 500 человек) должно иметь площадь не менее 50 квадратных метров, средней (от 500 до 1500 избирателей) - не менее 75 квадратных метров, большой ( более 1500 избирателей) - не менее 90 квадратных метров. 3. Помещение для голосования должно быть оборудовано достаточным количеством кабин (комнат) для тайного голосования. Для малых избирательных участков количество таких кабин (комнат) должна быть не менее двух, для средних - не менее четырех, для больших - не менее шести. Размещение оборудования в помещении для голосования планируется таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, вход и выход из кабин (комнат) для тайного голосования, избирательные урны были в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и лиц, которые в соответствии с настоящим Законом имеют право присутствовать в помещении для голосования. 4. Каждый избирательный участок обеспечивается необходимым количеством избирательных урн - больших (стационарных) и малых (переносных). Избирательные ящики имеют размеры и изготавливаются из прозрачного материала, которые определяются Центральной избирательной комиссией. Малая избирательный участок должен иметь не менее двух больших и двух малых избирательных урн, средняя - не менее трех больших и двух малых ящиков, большой - не менее четырех больших и трех малых ящиков. Избирательные ящики устанавливаются в помещении для голосования так, чтобы избиратели при подходе к ним имели возможность проходить через кабины (комнаты) для тайного голосования. 5. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия в обязательном порядке размещает плакаты, разъясняющие порядок голосования и ответственность за нарушение законодательства о выборах Президента Украины, информационные плакаты кандидатов на пост Президента Украины, размещаются в алфавитном порядке (в порядке размещения кандидатов в избирательном бюллетене). Статья 75. Подготовка к голосованию в день выборов (день повторного голосования) 1. Голосование проводится в день выборов и в день повторного голосования с 8 до 20 часов. На избирательных участках голосование проводится по местному времени страны, где образованные эти участки. 2. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия сообщает избирателей не позднее чем за семь дней до дня его проведения, а в исключительных случаях образования избирательных участков соответствии с частью десятой статьи 20 настоящего Закона - накануне дня выборов. 3. Организация проведения голосования и поддержания надлежащего порядка в помещении для голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей во время голосования возлагаются на участковую избирательную комиссию. 4. Участковая избирательная комиссия не ранее чем за сорок пять минут до начала голосования проводит заседание, на котором открывается сейф (металлический шкаф) с избирательными бюллетенями. Председатель участковой избирательной комиссии на основании выписки из протокола окружной избирательной комиссии о передаче избирательных бюллетеней участковой избирательной комиссии или акта, указанного в части десятой статьи 73 настоящего Закона, объявляет количество избирательных бюллетеней , полученных участковой избирательной комиссией. Эти сведения секретарь комиссии заносит в протокол участковой избирательной комиссии о подсчете голосов избирателей на избирательном участке. 5. В случае выявления повреждения ленты, которой был опечатан сейф (металлический шкаф), или несоответствия подписей или печати на ней участковая избирательная комиссия немедленно извещает об этом органы внутренних дел и окружную избирательную комиссию. После этого члены участковой избирательной комиссии пересчитывают бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими при этом на заседании участковой избирательной комиссии и скрепляется печатью комиссии. Количество избирательных бюллетеней, указанная в указанном акте, считается количеством бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.
{Часть шестая статьи 75 исключен на основании Закона N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009}
{Часть седьмая статьи 75 исключен на основании Закона N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009}
{Часть восьмую статьи 75 исключен на основании Закона N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009}
{Часть девятую статьи 75 исключен на основании Закона N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009}
10. Председатель участковой избирательной комиссии на заседании комиссии перед началом голосования предоставляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, присутствующим кандидатам на пост Президента Украины, их доверенным лицам, официальным наблюдателям, представителям средств массовой информации по очереди все имеющиеся на избирательном участке избирательные урны. После осмотра каждого ящика она пломбируется или опечатывается печатью участковой избирательной комиссии, после чего в нее опускается контрольный лист, в котором указываются номер территориального округа, номер избирательного участка, время его вбрасывания в избирательный ящик , подписи председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, кандидатов, их доверенных лиц, официальных наблюдателей, которые присутствуют при этом. Контрольный лист подписывается этими лицами, их подписи скрепляются печатью комиссии. После вбрасывания контрольного листа председатель комиссии предоставляет для осмотра следующую избирательную урну и проводит с ней ту же процедуру. После опечатывания последнего избирательного ящика и вбрасывания в нее контрольного листа и установления больших (стационарных) избирательных ящиков на отведенные для них места избирательный участок считается готовой к проведению голосования. Малые (переносные) избирательные ящики размещаются в помещении для голосования отверстиями для бюллетеней вниз в поле зрения членов комиссии и других лиц, присутствующих на избирательном участке во время голосования в соответствии с требованиями настоящего Закона. Статья 76. Организация и порядок голосования 1. При проведении голосования на избирательном участке член участковой избирательной комиссии на основании списка избирателей по соответствующем избирательном участке при предъявлении избирателем одного из документов, указанных в части второй статьи 2 настоящего Закона, удостоверяющего его личность и гражданство, выдает избирателю один избирательный бюллетень для голосования. Избиратель расписывается за получение избирательного бюллетеня в определенном месте на контрольном талоне избирательного бюллетеня и в списке избирателей. Член участковой избирательной комиссии, который выдает избирательный бюллетень, вписывает свои фамилию и инициалы и расписывается в определенном месте на избирательном бюллетене и контрольном талоне. Делать на избирательных бюллетенях любые пометки запрещается.
{Часть вторая статьи 76 исключен на основании Закона N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009}
3. Избиратель может находиться в помещении для голосования течение времени, необходимого для голосования. 4. Избирательные бюллетени заполняются избирателем лично в кабине (комнате) для тайного голосования. При заполнении избирательных бюллетеней запрещается присутствие других лиц. Избиратель, вследствие физических недостатков не может самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе с согласия председателя или другого члена участковой избирательной комиссии воспользоваться помощью другого избирателя, кроме членов избирательной комиссии, кандидатов на пост Президента Украина, их доверенных лиц, официальных наблюдателей. 5. Избиратель не имеет права передавать свой избирательный бюллетень другим лицам. Получение избирательного бюллетеня от других лиц (кроме уполномоченного члена избирательной комиссии, который выдает бюллетени), поощрение или принуждение путем подкупа, угроз или иным способом избирателей к передаче бюллетеня другим лицам запрещается. 6. В избирательном бюллетене для голосования избиратель делает отметку "плюс" ("+") или другую, удостоверяющую его волеизъявление, в квадрате напротив фамилии кандидата на пост Президента Украины, за которого он голосует. Избиратель может голосовать только за одного кандидата или не поддержать ни одного кандидата на пост Президента Украине. В случае неподдержки ни одного кандидата избиратель делает отметку "плюс" ("+") или другую, удостоверяющую его волеизъявление, в квадрате напротив слов: "Не поддерживаю ни одного кандидата на пост Президента Украины". 7. Избиратель опускает заполненный избирательный бюллетень в избирательную ящик. Избиратель, который не может вследствие физических недостатков самостоятельно опустить их в избирательную урну, имеет право с ведома председателя или другого члена участковой избирательной комиссии поручить сделать это другому лицу в своем присутствии, кроме членов избирательной комиссии, < br> кандидатов на пост Президента Украины, их доверенных лиц, официальных наблюдателей. 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 «предыдущая страница | следующая страница» |
|