З А К О Н У К Р А И Н ЫО выборах Президента Украины (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1999, N 14, ст.81) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 740-XIV ( 740 -14 ) от 16.06.99, ВВР, 1999, N 28, ст.237 N 1021-XIV ( 1021 - 14 ) от 08.09.99, ВВР, 1999, N 44, ст.387 N 2171-III ( 2171-14 ) от 21.12.2000, ВВР, 2001, N 9, ст.38 N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003, ВВР, 2003, N 27, ст.209 - приобретает силу 01.08.2003 года N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 30, ст.247} {В редакции Закона N 1630-IV ( 1630-15 ) от 18.03.2004, ВВР, 2004, N 20-21, ст.291} {Официальное толкование к Закону см.. в Решении Конституционного Суда N 3-рп/2005 ( v003p710-05 ) от 24.03.2005} {С 01.10.2007 г. относительно составления и уточнения списков избирателей этот закон действует в части, не противоречащей Закону N 698-V (< a"/laws/show/698-16" target = _blank> 698-16 ) от 22.02.2007 на основании пункта 3 раздела VII Закона N 698-V ( 698-16 ) от 22.02.2007, ВВР, 2007, N 20, ст.282} {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 10-рп/2009 ( v010p710-09 ) от 12.05.2009} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1254-VI ( 1254 -17 ) от 14.04.2009, ВВР, 2009, N 36-37, ст.511 N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009, ВВР, 2009, N 50, ст.754} {Относительно признания конституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 26-рп/2009 ( v026p710-09 ) от 19.10.2009} {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 26-рп/2009 ( v026p710-09 ) от 19.10.2009} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1849-VI ( 1849 -17 ) от 03.02.2010, ВВР, 2010, N 13, ст.127 N 2756-VI ( 2756 - 17 ) от 02.12.2010, ВВР, 2011, N 23, ст.160 N 4661-VI ( 4661-17 ) от 24.04.2012, ВВР, 2013, N 7, ст.64 N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012 N 5029-VI ( 5029-17 ) от 03.07.2012 N 5314-VI ( 5314-17 ) от 02.10.2012 N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} {В тексте Закона слова "учреждения уголовно-исполнительной системы" во всех падежах заменены словами "учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы" в соответствующем падеже согласно Закону N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009} i > {В тексте Закона слова "территориальная избирательная комиссия" во всех падежах и числах заменено словами "окружная избирательная комиссия" в соответствующем падеже и числе согласно < br> с Законом N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов Президента Украины 1. Президент Украины избирается гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. 2. Срок полномочий Президента Украины определяется Конституции Украины ( 254к/96-ВР a >). Статья 2. Всеобщее избирательное право 1. Выборы Президента Украины являются общими. Право голоса на выборах Президента Украины имеют граждане Украины, которым на день выборов исполнилось восемнадцать лет. 2. Документом, который подтверждает гражданство Украины, являются: 1) паспорт гражданина Украины; 2) паспорт гражданина Украины для выезда за границу 3) дипломатический паспорт; 4) служебный паспорт; 5) удостоверение личности моряка; 6) удостоверение члена экипажа; 7) военный билет для военнослужащих срочной службы; 8) временное удостоверение гражданина Украины; 9) карточка (справка) учреждения исполнения наказаний и следственного изолятора, которая должна содержать: фамилию, имя, отчество, число, месяц, год рождения , гражданство, фотографию лица, подпись руководителя и печать учреждения, - для лиц, находящихся в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах. 3. Граждане Украины, имеющие право голоса, могут принимать участие в работе избирательных комиссий в качестве их членов, а также в проведении предвыборной агитации, осуществлении наблюдения за проведением выборов Президента Украины и других мероприятиях в порядке, определенном < br> этим и другими законами Украины. 4. Какие-либо прямые или косвенные привилегии или ограничения избирательных прав граждан Украины по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам запрещаются. Не допускаются ограничения участия граждан в избирательном процессе, кроме ограничений, предусмотренных Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) и настоящим Законом. 5. Не имеет права голоса гражданин, признанный судом недееспособным. {Положение части шестой статьи 2 утратил силу как такое, которое является неконституционным, в части определения пребывания на консульском учете граждан Украины условием реализации права < br> избирать на выборах Президента Украины на основании Решения Конституционного Суда N 26-рп/2009 ( v026p710-09 ) от 19.10 .2009} 6. Гражданин Украины, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами Украины и находится на консульском учете, реализует свое право голоса на выборах Президента Украины. {Часть шестая статьи 2 в редакции Закона N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 7. Граждане Украины, имеющие право голоса, являются избирателями. Статья 3. Равное избирательное право 1. Выборы Президента Украины являются равными: граждане Украины участвуют в выборах на равных основаниях. 2. Каждый гражданин Украины на выборах Президента Украины имеет один голос. Избиратель может использовать свой голос в день голосования только на одном избирательном участке. 3. Все кандидаты на пост Президента Украины имеют равные права и возможности участвовать в избирательном процессе. 4. Равенство прав и возможностей участия в избирательном процессе обеспечивается: 1) запретом привилегий или ограничений кандидатов на пост Президента Украины по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам; 2) запретом вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в избирательный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом; 3) запретом использования для финансирования предвыборной агитации других средств, кроме средств Государственного бюджета Украины и средств избирательных фондов кандидатов на пост Президента Украины. Статья 4. Прямое избирательное право Выборы Президента Украины являются прямыми. Граждане Украины непосредственно избирают Президента Украины. Статья 5. Добровольность участия в выборах Участие граждан Украины в выборах Президента Украины является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или неучастию в выборах. Статья 6. Свободные выборы 1. Выборы Президента Украины являются свободными. Избирателям обеспечиваются условия для свободного формирования своей воли и ее свободного проявления при голосовании. 2. Применение насилия, угроз, обмана, подкупа или любых других действий, препятствующих свободному формированию и свободном выявлению воли избирателя, запрещается. 3. Военнослужащие голосуют на обычных избирательных участках, расположенных за пределами мест дислокации воинских частей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Для обеспечения свободного волеизъявления военнослужащим срочной службы предоставляется отпуск для участия в голосовании не менее чем на четыре часа. Статья 7. Тайное голосование Голосование на выборах Президента Украины является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей запрещается. Статья 8. Личное голосование Каждый избиратель голосует на выборах Президента Украины лично. Голосование за других лиц, а также передача избирателем права голоса любому другому лицу запрещается. Статья 9. Право быть избранным 1. Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, который на день выборов достиг тридцати пяти лет, имеющий право голоса, владеющий государственным языком и проживающий в Украине в течение десяти последних перед днем ??выборов лет. 2. Проживание в Украине по настоящему Закону означает: 1) проживание на территории в пределах государственной границы Украины; 2) пребывание на судне, находящемся в плавании под Государственным Флагом Украины; 3) пребывания граждан Украины в установленном законодательством порядке в командировке за пределами Украины, служба в дипломатических и других официальных представительствах и консульских учреждениях Украины, международных организациях и их органах; 4) пребывание на полярных станциях Украины; 5) пребывание в составе формирования Вооруженных Сил Украины, дислоцированного за пределами Украины; 6) пребывание граждан Украины за ее пределами в соответствии с действующих международных договоров Украины. 3. Проживание в Украине по настоящему Закону включает проживания вместе с лицами, указанными в пункте 3 части второй настоящей статьи, членов их семей. 4. Не может быть выдвинут кандидатом на пост Президента Украины гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке. 5. Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд. Лицо, дважды подряд избиралась на пост Президента Украины, не может быть выдвинут кандидатом на этот пост. 6. Лицо, полномочия которого на посту Президента Украины были прекращены досрочно в соответствии с Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), не может быть выдвинут кандидатом на пост Президента Украины на внеочередных выборах, назначенных в связи с указанным прекращением полномочий. Статья 10. Право выдвижения кандидата на пост Президента Украина 1. Право выдвижения кандидата на пост Президента Украины принадлежит гражданам Украины, которые имеют право голоса. Это право реализуется ими через политические партии и их избирательные блоки (далее - партии (блоки), а также самовыдвижением в порядке, определенном настоящим Законом. 2. Партия (блок) может выдвинуть только одного кандидата на пост Президента Украины. Статья 11. Избирательный процесс 1. Избирательный процесс - это осуществление субъектами, определенными статьей 12 настоящего Закона, избирательных процедур, предусмотренных настоящим Законом. 2. Избирательный процесс осуществляется на принципах: 1) законности и запрета незаконного вмешательства кого-либо в этот процесс; 2) политического плюрализма и многопартийности; 3) публичности и открытости избирательного процесса; 4) равенства всех кандидатов на пост Президента Украины; 5) равенства прав партий (блоков) - субъектов избирательного процесса; 6) свободы предвыборной агитации, равных возможностей доступа кандидатов на пост Президента Украины в массовой информации; 7) беспристрастности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, их руководителей, других должностных и служебных лиц к кандидатов на пост Президента Украины, партий (блоков). 3. Начало избирательного процесса определяется сроками, установленными Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) и настоящим Законом. 4. Избирательный процесс включает следующие этапы: 1) образование территориальных избирательных округов; 2) образование избирательных участков; 3) образование окружных и участковых избирательных комиссий; 4) формирование списков избирателей, их проверка и уточнение; 5) выдвижение и регистрация кандидатов; 6) проведение предвыборной агитации; 7) голосования в день выборов Президента Украины; 8) подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования и результатов выборов Президента Украины. 5. В случае необходимости избирательный процесс может включать также следующие этапы: 1) повторное голосование; 2) подсчет голосов избирателей и установление итогов повторного голосования и результатов выборов Президента Украины. 6. Этапы, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, должны место лишь в случаях, предусмотренных настоящим Законом. 7. Избирательный процесс завершается официальным обнародованием Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента Украины или официальной публикацией представление Центральной избирательной комиссии Верховной Рады Украины о назначении повторных выборов Президента Украины. Статья 12. Субъекты избирательного процесса Субъектами избирательного процесса являются: 1) избиратель; 2) избирательные комиссии, образованные в соответствии с настоящим Законом и Закона Украины "О Центральной избирательной комиссии" ( 733/97-ВР ); 3) кандидаты на пост Президента Украины, зарегистрированных в порядке, установленном настоящим Законом; 4) партии (блоки), которые выдвинули кандидатов на пост Президента Украины; 5) уполномоченные представители, доверенные лица, официальные наблюдатели от партий (блоков) - субъектов избирательного процесса и от кандидатов на пост Президента Украины. Статья 13. Публичность и открытость избирательного процесса 1. Подготовка и проведение выборов Президента Украины осуществляются публично и открыто. 2. Для обеспечения публичности и открытости избирательного процесса избирательные комиссии в соответствии со своими полномочиями: 1) обнародуют сведения о своем составе, местонахождении и режим работы, об образовании территориальных избирательных округов и избирательных участков, о времени и месте проведения голосования, о основные права избирателей, в том числе о праве обжалования неправомерных решений, действий или бездеятельности избирательных комиссий, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, их руководителей, других должностных и должностных лиц, которые нарушают или ограничивают избирательные права; 2) обеспечивают возможность ознакомления граждан со списками избирателей, сведениями о кандидатах на пост Президента Украины, предвыборными программами кандидатов на пост Президента Украины, с порядком заполнения избирательных бюллетеней; {Пункт 2 части второй статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 3) обнародуют итоги голосования и результаты выборов Президента Украины; 4) дают другую информацию в случаях, предусмотренных настоящим Законом. 3. Решения избирательных комиссий доводятся до сведения граждан через печатные средства массовой информации или, в случае невозможности, обнародуются иным способом. 4. Средства массовой информации обязаны объективно освещать ход избирательного процесса. Их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все публичные мероприятия, связанные с выборами, а на заседания избирательных комиссий и на избирательные участки в день выборов и в день повторного голосования - на условиях, определенных в части девятой статьи 28 настоящего Закона. Избирательные комиссии, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, должностные и служебные лица этих органов обязаны в пределах своих полномочий и компетенции предоставлять представителям средств массовой информации необходимые им сведения по подготовке и проведению выборов. 5. Избирательные комиссии при дипломатических и других иностранных представительствах Украины в государствах, где проживает значительное количество избирателей, обеспечивают опубликование в местных средствах массовой информации сведений о времени и месте голосования и местонахождения соответствующих избирательных участков. Перечень таких государств определяется Центральной избирательной комиссией. Статья 14. Законодательство о выборах Президента Украины Подготовка и проведение выборов Президента Украины регулируются Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), настоящим Законом, Законом Украины" О Центральной избирательной комиссии "( 733/97-ВР ), другими законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины о назначение выборов Президента Украины, а также другими актами законодательства, принятыми соответствии с настоящим Законом. Раздел II ПОРЯДОК И СРОКИ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ Статья 15. Виды выборов Президента Украины 1. Выборы Президента Украины могут быть очередными, внеочередными и повторными. 2. Очередные выборы Президента Украины проводятся в связи с окончанием конституционного срока полномочий Президента Украины. 3. Внеочередные выборы Президента Украины проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий Президента Украины в случаях, предусмотренных Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ). 4. Повторные выборы Президента Украины проводятся в случаях: 1) если в избирательный бюллетень для голосования было включено не более двух кандидатов на пост Президента Украины и одного из них не был избран; 2) если все кандидаты на пост Президента Украины, включены в избирательного бюллетеня, до дня выборов или до дня повторного голосования сняли свои кандидатуры. Статья 16. Порядок назначения выборов Президента Украины 1. Выборы Президента Украины назначаются Верховной Радой Украине. О назначении выборов Президента Украины Верховная Рада Украины принимает постановление. 2. Верховная Рада Украины принимает постановление о назначении очередных или внеочередных выборов Президента Украины на основаниях, определенных Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) и настоящим Законом. 3. Верховная Рада Украины принимает постановление о назначении повторных выборов Президента Украины на основании представления Центральной избирательной комиссии. Статья 17. Сроки назначения и проведения выборов {Положение части первой статьи 17 утратило силу как такое, что признано неконституционным на основании Решения Конституционного Суда N 10-рп/2009 ( v010p710-09 ) от 12.05.2009} 1. Очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Президента Украины. 2. Верховная Рада Украины назначает очередные выборы Президента Украины не позднее чем за девяносто дней до дня выборов. Верховная Рада Украины обеспечивает опубликования решения о назначении очередных выборов Президента Украины в средствах массовой информации. {Часть вторая статьи 17 с изменениями, внесенными Законом N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 3. Избирательный процесс очередных выборов Президента Украины начинается за девяносто дней до дня выборов. {Часть третья статьи 17 с изменениями, внесенными Законом N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 4. Внеочередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье девяностодневного срока со дня: 1) провозглашения Президентом Украины лично заявления о своей отставке на заседании Верховной Рады Украины; 2) опубликования решения Верховной Рады Украины о подтверждение невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья; 3) опубликования решения Верховной Рады Украины об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента; 4) принятие постановления Верховной Рады Украины о назначении внеочередных выборов в связи со смертью Президента Украины. 5. Постановление Верховной Рады Украины о назначении внеочередных выборов Президента Украины в случаях, предусмотренных пунктами 1-3 части четвертой настоящей статьи, принимается в соответствии в день провозглашения Президентом Украины заявления, указанного в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, принятия решений, предусмотренных пунктами 2, 3 части четвертой настоящей статьи. 6. Избирательный процесс внеочередных выборов Президента Украины начинается со дня, следующего за днем, указанным в пунктах 1-4 части четвертой настоящей статьи. 7. Повторные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье девяностодневного срока со дня принятия постановления Верховной Рады Украины о назначении повторных выборов. 8. Постановление Верховной Рады Украины о назначении повторных выборов принимается не позднее чем на пятнадцатый день после дня внесение в Верховную Раду Украины соответствующего представления Центральной избирательной комиссии. 9. Избирательный процесс повторных выборов Президента Украины начинается на следующий день после официального опубликования постановления Верховной Рады Украины об их назначении. Статья 18. Порядок исчисления сроков 1. Все сроки, определенные в настоящем Законе, исчисляются в календарных днях. 2. Первым днем ??срока, который согласно Закону должна начаться в связи с наступлением определенного события, является день, следующий после дня наступления указанного события. 3. Последним днем ??срока, который согласно Закону имеет закончиться в связи с наступлением определенного события, является день, предшествующий дню указанного события. Раздел III ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ Статья 19. Избирательные округа 1. Выборы Президента Украины проводятся по единому общегосударственному одномандатному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Украины. 2. Для проведения выборов территория Украины делится на 225 территориальных избирательных округов. Количество таких округов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе устанавливается Центральной избирательной комиссией с учетом их административно-территориального устройства и количества избирателей на основании данных центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере статистики. Территориальный избирательный округ включает в себя один или несколько районов, городов, районов в городах. {Часть вторая статьи 19 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 3. Решение об образовании территориальных избирательных округов принимается Центральной избирательной комиссией не позднее чем за восемьдесят три дня до дня выборов. Территориальные избирательные округа образуются Центральной избирательной комиссией с приблизительно равным количеством избирателей в каждом избирательном округе на всей территории Украины по предложениям соответственно Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских советов с учетом административно-территориального устройства. Ориентировочное количество избирателей в избирательном округе, номер, территориальные границы и центры избирательных округов определяет Центральная избирательная комиссия. {Часть третья статьи 19 в редакции Закона N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 4. Решение об образовании территориальных избирательных округов публикуется Центральной избирательной комиссией в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер" в трехдневный срок со дня принятия ею соответствующего решения, а также размещается на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Выдержки из решения о создании территориальных избирательных округов публикуется Центральной избирательной комиссией в региональных печатных средствах массовой информации в семидневный срок со дня принятия такого решения. При этом количество подъемников, указанных в настоящей статье, должна равняться количестве регионов, определенных частью второй статьи 133 Конституции Украины. {Часть четвертая статьи 19 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616 -17 ) от 21.08.2009} 5. Заграничный избирательный округ составляют все заграничные избирательные участки, образованные согласно статье 20 настоящего Закона. {Статья 19 дополнена частью пятой согласно Закону N 1616-V и ( 1616-17 ) от 21.08.2009} Статья 20. Избирательные участки 1. Для проведения голосования и подсчета голосов по выборах Президента Украины территория сел, поселков, городов, районов в городах, входящих в состав территориального избирательного округа, делится на избирательные участки. 2. Избирательные участки делятся на обычные, специальные и зарубежные. 3. Обычные избирательные участки образуются для организации голосования избирателей по месту их проживания. 4. Специальные избирательные участки образуются в стационарных лечебных учреждениях, на судах, находящихся в день выборов в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярных станциях Украине, в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах и других местах временного пребывания избирателей с ограниченными возможностями передвижения. Как исключение, специальные избирательные участки могут образовываться Центральной избирательной комиссией по представлению соответствующей окружной избирательной комиссии на территории военных частей (формирований), дислоцированных на значительном расстоянии от населенных пунктов. 5. Зарубежные избирательные участки образуются при дипломатических и других официальных представительствах и консульских учреждениях Украины за границей, в военных частях (формированиях), дислоцированных за пределами Украины. 6. Обычные избирательные участки образуются окружными избирательными комиссиями по представлению исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских (городов, где нет районных советов), районных в городах советов, а в случае отсутствия таких органов - по предложению соответственно < br> сельских, поселковых, городских голов, председателей районных в городах советов или должностных лиц, которые в соответствии с законом осуществляют их полномочия. Указанные представления вносятся не позднее чем за шестьдесят дней до дня выборов. Окружная избирательная комиссия своим решением определяет границы каждого обычного избирательного участка и перечень домов, входящих в нее, а также местонахождение участковой избирательной комиссии. {Часть шестая статьи 20 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616 -17 ) от 21.08.2009} 7. Специальные избирательные участки образуются окружными избирательными комиссиями по месту расположения соответствующих учреждений или учреждений или по месту приписки судна или полярной станции. 8. Зарубежные избирательные участки образуются Центральной избирательной комиссией по представлению Министерства иностранных дел Украине. Зарубежные избирательные участки составляют отдельный заграничный избирательный округ. 9. Избирательные участки образуются с числом избирателей от пятидесяти до трех тысяч человек. Избирательные участки по размеру делятся на: 1) малые - с ориентировочным количеством избирателей от 50 до 500 лиц; 2) средние - с ориентировочным количеством избирателей от 500 до 1500 лиц; 3) большие - с ориентировочным количеством избирателей от 1500 до 3000 человек. Если на соответствующей территории, в соответствующем учреждении или учреждении насчитывается меньше или больше указанной численности избирателей и их (или их излишек) невозможно отнести к другому избирательного участка или невозможно образовать дополнительный избирательный участок на этой территории, в соответствующем учреждении или учреждении, избирательный участок может быть образован с меньшей или большей численностью избирателей. {Часть девятая статьи 20 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 10. Избирательные участки образуются не позднее чем за тридцать восемь дней до дня выборов. В исключительном случае специальный или заграничный избирательный участок может образовываться Центральной избирательной комиссией не позднее чем за семь дней до дня выборов по представлению соответствующей окружной избирательной комиссии или Министерства иностранных дел Украины. {Часть десятая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 11. Окружная избирательная комиссия своим решением устанавливает единую нумерацию избирательных участков в пределах территориального избирательного округа, представляет предложения Центральной избирательной комиссии относительно номера избирательного участка в случае образования специального избирательного участка соответствии с частями четвертой и десятой настоящей статьи. 12. Решение окружной избирательной комиссии об образовании избирательных участков с указанием их номеров, границ, ориентировочного количества избирателей, местонахождения соответствующих участковых избирательных комиссий публикуется в печатных средствах массовой информации не позднее чем на пятый день после дня принятия этого решения. При образования специальной или заграничного избирательного участка в соответствии части десятой настоящей статьи решения Центральной избирательной комиссии обнародуется в том же порядке не позднее чем за пять дней до дня выборов. Раздел IV ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 21. Система избирательных комиссий 1. Выборы Президента Украины организуют и проводят: 1) Центральная избирательная комиссия; 2) окружные избирательные комиссии; 3) участковые избирательные комиссии. 2. Полномочия избирательных комиссий по подготовке и проведения выборов Президента Украины распространяются: 1) Центральной избирательной комиссии - на всю территорию Украины; 2) окружной избирательной комиссии - на территорию соответствующего территориального избирательного округа; 3) участковой избирательной комиссии - на территорию соответствующего избирательного участка. 3. Центральная избирательная комиссия осуществляет также полномочия окружной избирательной комиссии в отдельном заграничном избирательном округе. Статья 22. Статус избирательных комиссий 1. Избирательные комиссии являются специальными коллегиальными государственными органами, уполномоченными организовывать подготовку и проведение выборов Президента Украины и обеспечивать полное и единообразное соблюдения законодательства Украины о выборах Президента Украины. 2. Статус Центральной избирательной комиссии определяется Конституции Украины ( 254к/96-ВР a >), Законом Украины "О Центральную избирательную комиссию" ( 733/97-ВР a >), этим и другими законами. Центральная избирательная комиссия возглавляет систему избирательных комиссий, которые организуют подготовку и проведение выборов Президента Украины, и является комиссией высшего уровня относительно всех окружных и участковых избирательных комиссий, предусмотренных настоящим Законом. 3. Статус окружных и участковых избирательных комиссий определяется настоящим Законом. 4. Окружная избирательная комиссия является юридическим лицом. Окружная избирательная комиссия является комиссией высшего уровня относительно всех участковых избирательных комиссий на территории соответствующего территориального избирательного округа по выборам Президента Украины. 5. Участковая избирательная комиссия не является юридическим лицом. Участковая избирательная комиссия является субъектом соответствующего избирательного процесса, имеет право обращения в пределах своих полномочий в органы государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, учреждений и организаций, их должностных и должностных лиц. Участковая избирательная комиссия имеет собственную печать, образец которой утверждается Центральной избирательной комиссией. Статья 23. Образование Центральной избирательной комиссии и окружных избирательных комиссий 1. Центральная избирательная комиссия образуется в соответствии с Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и Закона Украины "О Центральную избирательную комиссию" ( 733/97-ВР ). 2. Окружная избирательная комиссия образуется Центральной избирательной комиссией не позднее чем за пятьдесят дней до дня выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии в количестве не менее двенадцати человек. {Часть вторая статьи 23 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616 -17 ) от 21.08.2009} 3. Представление относительно кандидатур в состав окружных избирательных комиссий (по два человека в одну избирательную комиссию от одного кандидата) вносятся кандидатами на пост Президента Украины, зарегистрированы в Центральной избирательной комиссии. Представления о кандидатур в состав окружных избирательных комиссий вносится в Центральной избирательной комиссии не позднее чем за пятьдесят четыре дня до дня выборов за подписью кандидата на пост Президента Украины или его уполномоченного представителя в Центральной избирательной комиссии. Форма представления в состав окружных избирательных комиссий утверждается Центральной избирательной комиссией не позднее чем за шестьдесят шесть дней до дня выборов. В представлении указываются: 1) фамилия, имя и отчество лица; 2) дата рождения; 3) гражданство; 4) место жительства и адрес проживания лица, а также ее контактные телефоны; 5) владение государственным языком; 6) образование; 7) место работы и занимаемая должность лица; 8) наличие опыта участия в работе избирательных комиссий; 9) наличие соответствующего образования или подготовки; 10) должность в комиссии, на которую предлагается кандидатура. К представлению прилагаются заявления лиц, предложенных в состав соответствующей окружной избирательной комиссии, о согласии на участие в ее работе. Кандидатуры в состав окружной избирательной комиссии могут быть отклонены только на основании нарушения требований частей третьей, шестой, седьмой настоящей статьи, части третьей статьи 29 настоящего Закона. {Часть третья статьи 23 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616 -17 ) от 21.08.2009} 4. Технические описки и неточности, допущенные в представлении, не является основанием для отклонения внесенных кандидатур. О выявлении таких описок и неточностей Центральная избирательная комиссия безотлагательно сообщает соответственно кандидата на пост Президента Украины или его уполномоченного представителя в Центральной избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Указанные описки и неточности могут быть исправлены путем внесения уточненного представления о соответствующих кандидатур не позднее следующего дня после дня получения субъектом представления кандидатур в состав окружной избирательной комиссии уведомления. Если уточненное представление не поступило в установленный срок, соответствующие кандидатуры отклоняются. {Часть четвертая статьи 23 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616 -17 ) от 21.08.2009} 5. В случае если в установленный частью третьей настоящей статьи срок не поступили представления по составу окружной избирательной комиссии или если количество предложенных в состав избирательной комиссии лиц составляет менее десяти человек, окружная избирательная комиссия образуется Центральной избирательной комиссией по представлению ее председателя в количестве девяти человек с обязательным учетом представленных кандидатур от кандидатов на пост Президента Украины, внесенных в соответствии с части третьей настоящей статьи. {Часть пятая статьи 23 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616-17 ) от 21.08.2009} {Положение части шестой статьи 23 утратило силу как такое, которое является неконституционным на основании Решения Конституционного Суда N 26-рп/2009 ( v026p710-09 ) от 19.10.2009} 6. В состав окружной избирательной комиссии могут входить граждане Украины, которые имеют право голоса и проживающих в пределах соответствующего территориального округа или города, на территории которого расположен этот округ. Лицо может одновременно входить в состав только одной избирательной комиссии. 7. В состав окружной избирательной комиссии не могут входить кандидаты на пост Президента Украины, их уполномоченные представители, доверенные лица, должностные и служебные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также граждане, содержатся в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах или имеющие судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке. В случае если одновременно с выборами Президента Украины проводятся другие выборы, в состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты, которые баллотируются на этих выборах, их доверенные лица, уполномоченные лица партий (блоков) - субъектов соответствующих избирательных процессов. 8. Каждый субъект представления кандидатур в состав окружных избирательных комиссий имеет право на пропорциональную долю должностей председателя, заместителя председателя и секретаря окружной избирательной комиссии. Доли таких должностей для каждого субъекта представления определяются Центральной избирательной комиссией в соответствии с количеством лиц, включенных от соответствующего субъекта в состав окружных избирательных комиссий, в отношении к общему количеству лиц, включенных в состав окружных избирательных комиссий. {Часть восьмая статьи 23 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616 -17 ) от 21.08.2009} 9. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии не могут быть представителями одного субъекта представления. {Часть девятая статьи 23 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 10. Секретарь окружной избирательной комиссии должен обладать государственном языке. 11. Решение о создании окружной избирательной комиссии и о ее состав, а также решения об изменениях в ее составе, принятые в соответствии с требованиями настоящего Закона, подлежат обнародованию в средствах массовой информации в соответствующем регионе не позднее чем на третий день с дня их принятия. Статья 24. Образование участковых избирательных комиссий 1. Участковая избирательная комиссия образуется соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее чем за двадцать шесть дней до дня выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии в количестве не менее двенадцати человек. 2. Право представления кандидатур в состав участковых избирательных комиссий (по два человека в одну избирательную комиссию от одного кандидата) обычных избирательных участков, а также специальных избирательных участков, образованных в стационарных лечебных учреждениях, учреждениях уголовно -исполнительной системы, имеют кандидаты на пост Президента Украины. Представление по кандидатурам в состав участковых избирательных комиссий вносится в окружную избирательную комиссию не позднее чем за тридцать четыре дня до дня выборов за подписью доверенного лица кандидата на пост Президента Украины в общегосударственном или соответствующем территориальном избирательном округе, заверенным председателем соответствующей окружной избирательной комиссии. 3. Участковая избирательная комиссия специального избирательного участка, образованной на судне, которое в день выборов находится в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярной станции Украины, образуется окружной избирательной комиссией по месту приписки судна, полярной станции по представлению капитана судна, руководителя станции, которое может направляться техническими средствами связи в срок, установленный частью второй настоящей статьи. 4. Участковая избирательная комиссия зарубежной избирательного участка образуется Центральной избирательной комиссией по представлению субъектов, определенных частью третьей статьи 23 настоящего Закона, в случае их наличия и представления Министерства иностранных дел Украины. Указанные представления вносятся в срок, установленный частью второй настоящей статьи. Каждый субъект представления, определенный частью третьей статьи 23 настоящего Закона, имеет право подать по одной кандидатуре в состав каждой участковой избирательной комиссии заграничного избирательного участка. Министерство иностранных дел Украины вносит кандидатуры в состав каждой участковой избирательной комиссии зарубежного избирательного участка в таком количестве, чтобы обеспечить образования каждой комиссии в составе, определенном частью первой настоящей статьи. 5. В случае образования специального избирательного участка в исключительном случае в соответствии с частью десятой статьи 20 настоящего Закона участковая избирательная комиссия образуется Центральной избирательной комиссией одновременно с образованием избирательного участка по представлению окружной избирательной комиссии. О подготовке представления в Центральную избирательной комиссии о создании специального избирательного участка окружная избирательная комиссия уведомляет лиц, определенных частью второй настоящей статьи, и предлагает в сроки, определенные окружной избирательной комиссией, сделать представление по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии в порядке, установленном настоящей статьей. 6. Форма представления в состав участковой избирательной комиссии утверждается Центральной избирательной комиссией не позднее чем за семьдесят дней до дня выборов. В представлении указываются: 1) фамилия, имя и отчество лица; 2) дата рождения; 3) гражданство; 4) место жительства и адрес проживания лица, а также ее контактные телефоны; 5) владение государственным языком; 6) образование; 7) место работы и занимаемая должность лица; 8) наличие опыта участия в работе избирательных комиссий; 9) наличие соответствующего образования или подготовки; 10) должность в комиссии, на которую предлагается кандидатура. К представлению прилагаются заявления лиц, предложенных в состав соответствующей участковой избирательной комиссии, о согласии на участие в ее работе. Кандидатуры в состав участковой избирательной комиссии могут быть отклонены только на основании нарушения требований частей шестой, девятой, десятой настоящей статьи, части третьей статьи 29 настоящего Закона. 7. Технические описки и неточности, допущенные в представлении, не является основанием для отклонения внесенных кандидатур. О выявлении таких описок и неточностей уведомляет: Центральная избирательная комиссия (по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии заграничного избирательного участка) - уполномоченного представителя кандидата на пост Президента Украины в Центральной избирательной комиссии с правом совещательного голоса; окружная избирательная комиссия (по обычных избирательных участков, а также специальных избирательных участков, образованных в стационарных лечебных учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы) - доверенное лицо кандидата на пост Президента Украины в соответствующем территориальном избирательном округе. Указанные описки и неточности могут быть исправлены путем внесения уточненного представления о соответствующих кандидатур не позднее следующего дня после дня получения субъектом представления кандидатур в состав участковой избирательной комиссии указанного сообщения. Если уточненное представление не поступило в установленный срок, соответствующие кандидатуры отклоняются. 8. В случае если в установленный частью второй настоящей статьи срок не поступили представления по составу участковой избирательной комиссии или если количество предложенных в состав избирательной комиссии лиц составляет менее десяти человек, участковая избирательная комиссия образуется окружной избирательной комиссией по представлению ее председателя в количестве девяти человек, с обязательным учетом всех представленных кандидатур от кандидатов на пост Президента Украины. Кандидатуры в состав участковой избирательной комиссии в этом случае могут быть предложенные голове окружной избирательной комиссии другими членами этой комиссии. {Положение части девятой статьи 24 утратило силу как такое, которое является неконституционным, в части требования к кандидату в члены окружной, участковой избирательной комиссии проживать в пределах соответствующего территориального округа или города, на территории которого расположен этот округ на основании Решения Конституционного Суда N 26-рп/2009 ( v026p710-09 ) от 19.10.2009} 9. В состав участковой избирательной комиссии могут входить избиратели, проживающие в пределах соответствующего территориального округа или города, на территории которого расположен этот округ. Избиратель может одновременно входить в состав только одной избирательной комиссии. 10. В состав участковой избирательной комиссии не могут входить кандидаты на пост Президента Украины, их уполномоченные представители, доверенные лица, должностные и служебные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также граждане, содержатся в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах или имеющие судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке. В случае если одновременно с выборами Президента Украины проводятся другие выборы, в состав участковой избирательной комиссии не могут входить кандидаты, которые баллотируются на этих выборах, их доверенные лица, уполномоченные лица партий (блоков) - субъектов соответствующих избирательных процессов. 11. Субъекты внесения представления (кроме Министерства иностранных дел Украины) имеют право на пропорциональную долю должностей председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии. Доли таких должностей для каждого субъекта внесения представления в пределах каждого территориального округа определяются соответствующими окружными избирательными комиссиями (для зарубежных избирательных участков - Центральной избирательной комиссией) в соответствии с количеством лиц, включенных от такого субъекта в состав участковых избирательных комиссий, в отношении к общему количеству лиц, включенных в состав участковых избирательных комиссий. Лицо, включенное в состав участковой избирательной комиссии заграничного избирательного участка по представлению Министерства иностранных дел Украины, может быть назначена на руководящую должность в этой комиссии только в случае отсутствии кандидатур на такую ??должность от кандидатов на пост Президента Украины.
|