З А К О Н У К Р А И Н Ы
{Часть шестая статьи 83 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616 -17 ) от 21.08.2009} 7. Кандидатам на пост Президента Украины, их доверенным лицам, официальным наблюдателям по их просьбе безотлагательно выдается копия протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования в пределах территориального избирательного округа и, по наличии, протокола о повторном подсчете голосов избирателей на соответствующем избирательном участке из расчета по одной копии каждого протокола для каждого кандидата и на каждого официального наблюдателя. 8. Окружная избирательная комиссия обязана установить итоги голосования в пределах территориального избирательного округа не позднее чем на пятый день со дня проведения выборов независимо от количества избирательных участков в соответствующем округе, по которым принято решение о признании голосования на избирательном участке недействительным. Признание голосования недействительным в пределах территориального избирательного округа запрещается. Протокол об итогах голосования в пределах территориального избирательного округа безотлагательно после подписания транспортируется в Центральную избирательную комиссию. {Статья 83 дополнена частью восьмой по закону N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} Статья 84. Установление результатов выборов Президента Украина 1. Центральная избирательная комиссия на своем заседании в течение десяти дней, но не позднее чем на третий день со дня получения всех протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования в пределах соответствующих территориальных избирательных округов устанавливает результаты голосования в день выборов Президента Украины, о чем составляет протокол. Центральная избирательная комиссия может продлить не более чем на один день указанный срок в случае необходимости предоставления окружной избирательной комиссии времени для подачи протокола с пометкой "Уточненный" . В случае непредставления в Центральной избирательной комиссии в сроки, предусмотренные Законом, протокола окружной избирательной комиссии о установления итогов голосования (в том числе уточненного) Центральная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов в этом округе на основании имеющихся протоколов участковых избирательных комиссий. В протокол о результатах голосования в день выборов Президента Украины заносятся прописью и цифрами следующие сведения: 1) количество изготовленных избирательных бюллетеней; 2) число избирательных бюллетеней, полученных окружными избирательными комиссиями; 3) число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями; 4) число избирателей, внесенных в списки избирателей на избирательных участках; 5) количество неиспользованных избирательных бюллетеней; 6) число избирателей, получивших избирательные бюллетени; 7) количество избирателей, принявших участие в голосовании; 8) количество избирательных бюллетеней, признанных недействительными; 9) количество голосов избирателей, поданных за каждого кандидата на пост Президента Украины; 10) процент голосов избирателей, поданных за каждого кандидата на пост Президента Украины, в отношении к количеству избирателей, принявших участие в голосовании; 11) количество избирателей, не поддержавших ни одного кандидата на пост Президента Украины; 12) процент голосов избирателей, не поддержавших ни одного кандидата на пост Президента Украины, в отношении количества избирателей, принявших участие в голосовании. {Часть первая статьи 84 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616 -17 ) от 21.08.2009} 2. Сведения об итогах голосования цифрами и прописью заносятся в протокол Центральной избирательной комиссии об итогах голосования в день выборов Президента Украины. Сведения, указанные в пунктах 2-12 части первой настоящей статьи, вносятся как по каждому территориальному избирательному округу, так и суммарно по общегосударственному округу. Протокол о результатах голосования в день выборов Президента Украины обязаны подписать председатель, заместители председателя, секретарь и другие члены Центральной избирательной комиссии, присутствующих на заседании комиссии. Указанный протокол заверяется печатью Центральной избирательной комиссии. В случае своей несогласия со сведениями, которые указаны в протоколе, член комиссии имеет право изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается в протокол. Неподписание или отказ в подписании протокола отдельными членами комиссии не имеет правовых последствий для действительности протокола. {Часть вторая статьи 84 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 3. Избранным в день выборов Президентом Украины считается кандидат, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Об избрании Президента Украины Центральная избирательная комиссия оформляет протокол. В протоколе Центральной избирательной комиссии об итогах голосования в день выборов Президента Украины при этом указываются фамилия и инициалы кандидата, который в соответствии с настоящим Законом избран Президентом Украины. {Часть третья статьи 84 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616 -17 ) от 21.08.2009} 4. Если в избирательный бюллетень для голосования в день выборов было включено не более двух кандидатов на пост Президента Украины и по результатам голосования в день выборов Президента Украины ни один кандидат не был избран в соответствии с требованиями части третьей настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия на основании пункта 1 части четвертой статьи 15 настоящего Закона принимает решение о обращение к Верховной Раде Украины с представлением о назначении повторных выборов Президента Украины, о чем указывается в протоколе об итогах голосования в день выборов Президента Украине. 5. Если в избирательный бюллетень для голосования в день выборов было включено более двух кандидатов на пост Президента Украины и по результатам голосования в день выборов Президента Украины ни один кандидат не был избран в соответствии с требованиями части третьей этой статьи, Центральная избирательная комиссия принимает решение о проведения повторного голосования, о чем указывается в протоколе об итогах голосования в день выборов Президента Украины. 6. Сообщение о результатах голосования в день выборов Президента Украины и о принятом Центральной избирательной комиссией по итогам голосования решение, предусмотренное частями третьей, четвертой или пятой настоящей статьи, публикуется ней в газетах "Голос Украина "и" Урядовый курьер "не позднее чем на третий день после подписания протокола о результатах голосования. {Положение части седьмой статьи 84 утратило силу как такое, которое является неконституционным на основании Решения Конституционного Суда N 26-рп/2009 ( v026p710-09 ) от 19.10.2009} 7. Жалобы, касающиеся подготовки и проведения выборов Президента Украины, на решения, действия или бездействие избирательных комиссий и их членов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, их «br> должностных и служебных лиц, акты и действия объединений граждан, кроме тех, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан относятся к их внутренней организационной деятельности или их исключительной компетенции , действия и бездействие средств массовой информации, их должностных и служебных лиц, а также других субъектов избирательного процесса в день голосования и следующие дни избирательного процесса в Центральную избирательную комиссию не подаются. В случае поступления указанные жалобы остаются Центральной избирательной комиссией без рассмотрения. Представление таких жалоб не препятствует установлению результатов выборов Президента Украины и их объявлению. {Статья 84 дополнена частью седьмой по закону N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} Статья 85. Повторное голосование 1. Повторное голосование назначается Центральной избирательной комиссией на третье воскресенье после дня выборов. 2. В избирательный бюллетень для повторного голосования включаются два кандидата на пост Президента Украины, в итоге голосования в день выборов получили наибольшее количество голосов. 3. Если один из кандидатов, включенных в избирательный бюллетень для повторного голосования, не позднее чем за десять дней до дня повторного голосования снял свою кандидатуру путем подачи письменного заявления в Центральную избирательную комиссию и Центральная избирательная комиссия приняла решение об отмене регистрации кандидата, включенного в избирательный бюллетень для повторного голосования, Центральная избирательная комиссия безотлагательно принимает решение о включении в избирательный бюллетень кандидата, следующего по количеству полученных в день выборов голосов. 4. Если кандидат подал в Центральную избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры с баллотирования и Центральная избирательная комиссия приняла решение об отмене регистрации кандидата, включенного в избирательный бюллетень для повторного голосования, позднее срока, указанного в части третьей настоящей статьи, или по другим причинам нет кандидатов, которые могли быть включенными в избирательный бюллетень для повторного голосования вместо выбывшего, повторное голосование проводится по одной кандидатуры. 5. Для проведения повторного голосования по выборам Президента Украины Центральная избирательная комиссия не позднее чем за десять дней до дня повторного голосования по представлению кандидатов на пост Президента Украины, включенных в избирательный бюллетень для повторного голосования, формирует новый состав окружных избирательных комиссий в количестве четырнадцати человек - по семь человек от каждого кандидата, включенного в избирательный бюллетень для повторного голосования. 6. Кандидаты на пост Президента Украины, которые включены в избирательный бюллетень для повторного голосования, не позднее чем за двенадцать дней до дня повторного голосования вносят в Центральной избирательной комиссии представление кандидатур в состав окружных избирательных комиссий по форме, установленной Центральной избирательной комиссией. 7. При распределении руководящих должностей в окружных избирательных комиссиях Центральная избирательная комиссия обеспечивает для каждого кандидата на пост Президента Украины равное количество должностей председателя и секретаря окружной избирательной комиссии (с возможным отклонением от равного количестве не более на одну должность соответственно председателя или секретаря комиссии). Председатель и секретарь окружной избирательной комиссии не могут быть представителями одного кандидата на пост Президента Украине. 8. Окружная избирательная комиссия не позднее чем за пять дней до дня повторного голосования по представлению кандидатов на пост Президента Украина, включенных в избирательный бюллетень для повторного голосования, формирует новый состав участковой избирательной комиссии в количества шестнадцати человек - по восемь человек от каждого кандидата, включенного в избирательный бюллетень для повторного голосования. 9. Кандидаты на пост Президента Украины, которые включены в избирательный бюллетень для повторного голосования, не позднее чем за восемь дней до дня повторного голосования вносят в окружной избирательную комиссию представления относительно кандидатур в состав участковых избирательных комиссий . 10. В случае если количество предложенных в состав соответствующих избирательных комиссий кандидатур меньше установленной в настоящем Законе, соответствующая избирательная комиссия образуется в порядке, предусмотренном частью двенадцатой настоящей статьи. {Часть десятая статьи 85 с изменениями, внесенными Законом N 1849-VI ( 1849-17 ) от 03.02.2010} 11. При распределении руководящих должностей в участковых избирательных комиссиях окружная избирательная комиссия обеспечивает для каждого кандидата на пост Президента Украины равное количество должностей председателя и секретаря участковой избирательной комиссии (с возможным отклонением от равного количества не более на одну должность соответственно председателя или секретаря комиссии). Председатель и секретарь участковой избирательной комиссии не могут быть представителями одного кандидата на пост Президента Украины. 12. В случае если кандидат на пост Президента Украины не использовал возможность подать установленное количество кандидатур в состав соответствующей окружной избирательной комиссии в сроки, предусмотренные частью шестой настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия формирует состав окружной избирательной комиссии в количестве, определенном частью пятой настоящей статьи, по представлению председателя соответствующего областного совета. В случае если кандидат на пост Президента Украины не использовал возможность подать установленное количество кандидатур в состав соответствующей участковой избирательной комиссии в сроки, предусмотренные частью девятой настоящей статьи, окружная избирательная комиссия формирует состав участковой избирательной комиссии в количестве, определенном частью восьмой настоящей статьи, по представлению городского головы, председателя районного, районного совета. {Статья 85 дополнена новой частью согласно Закону N 1849-VI ( 1849-17 ) от 03.02.2010} 13. Решение о досрочном прекращении полномочий члена избирательной комиссии принимается одновременно с решением о включении в состав соответствующей избирательной комиссии другого члена комиссии, назначается комиссией высшего уровня по представлению председателя соответствующего совета или городского головы. {Часть тринадцатая статьи 85 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1849-VI ( 1849-17 ) от 03.02.2010} 14. Голосование, проведения подсчета голосов и установлении итогов голосования в случае повторного голосования осуществляются в порядке, установленном статьями 75-83 настоящего Закона. 15. Голосование избирателей на избирательных участках организуют и проводят участковые избирательные комиссии в том же составе, был по состоянию на день голосования. В случае выбытия отдельных членов из состава указанных комиссий новые кандидатуры в их состав не включаются. 16. Центральная избирательная комиссия на своем заседании на основании протоколов окружных избирательных комиссий об итогах повторного голосования в пределах соответствующих территориальных избирательных округов не позднее чем на десятый день со дня повторного голосования устанавливает и объявляет результаты повторного голосования по выборам Президента Украины, о чем составляет протокол. 17. Если в бюллетень для повторного голосования было внесено две кандидатуры, избранным Президентом Украины по итогам повторного голосования считается кандидат, который по итогам повторного голосования получил большее, чем другой кандидат, количество голосов избирателей, приняли участие в голосовании. 18. Если в избирательный бюллетень для повторного голосования были включены лишь одну кандидатуру, кандидат считается избранным Президентом Украины, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 19. Если в результате повторного голосования оба кандидаты, которые баллотировались, набрали одинаковое количество голосов или если голосование проводилось по одной кандидатуре и она не получила более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, выборы Президента Украины считаются, не состоялись. {Статья 85 в редакции Закона N 1616-VI ( 1616-17 a >) от 21.08.2009} Статья 86. Официальное объявление результатов выборов 1. Центральная избирательная комиссия на своем заседании объявляет результаты выборов Президента Украины, о чем указывается в протоколе заседания комиссии, с указанием фамилии, имени, отчество избранного Президента Украины, его года рождения, профессии, должности (занятия), места работы, места жительства, партийности, субъекта выдвижения. 2. Официальным объявлением результатов выборов Президента Украина является объявление председательствующим на заседании Центральной избирательной комиссии результатов выборов Президента Украины. Выписка из протокола заседание Центральной избирательной комиссии об официальном объявлении Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента Украины является основанием для увольнения с работы (должности), не совместимой с занятием поста Президента Украины, и принятия решения о прекращения действия представительского мандата лица, избранного Президентом Украине. {Статья 86 в редакции Закона N 1616-VI ( 1616-17 a >) от 21.08.2009} Статья 87. Приобретение полномочий Президентом Украины 1. Новоизбранный Президент Украины вступает на пост не позднее чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов. 2. Новоизбранный Президент Украины приобретает полномочия с момента принесения присяги Украинскому народу на торжественном заседании Верховной Рады Украины. 3. После принесения присяги Центральная избирательная комиссия вручает новоизбранному Президенту Украины удостоверение Президента Украины. Статья 88. Хранение избирательной и другой документации и материальных ценностей 1. Центральная избирательная комиссия после официального обнародования результатов выборов Президента Украины передает избирательную и другую документацию в соответствующее центральное государственное архивное учреждения, а окружные избирательные комиссии - в соответствующие местные государственных архивных учреждений. 2. Перечень избирательной и другой документации, подлежащей хранению в государственных архивных учреждениях, и порядок ее передачи в эти учреждения определяются Центральной избирательной комиссией по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архивного дела. {Часть вторая статьи 88 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 3. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления после прекращения полномочий участковых и окружных избирательных комиссий обязаны обеспечить сохранность избирательных урн, кабин для голосования, печатей, штампов этих комиссий, методической литературы, им предоставлялись на период избирательного процесса. 4. Протоколы избирательных комиссий о подсчете голосов избирателей на избирательных участках, об итогах голосования в территориальных избирательных округах, избирательные бюллетени, контрольные талоны избирательных бюллетеней, списки избирателей, акты, заявления, жалобы о нарушении требований настоящего Закона при проведении голосования и подсчета голосов избирателей, другие протоколы и решения избирательных комиссий хранятся в местных государственных архивных учреждениях в течение трех лет со дня официального обнародования результатов выборов Президента Украины, после чего уничтожаются в установленном порядке. 5. Государственные архивные учреждения обеспечивают доступ к избирательной документации выборов Президента Украины в порядке, установленном законодательством Украины. Раздел XI ПОВТОРНЫЕ И ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ Статья 89. Особенности подготовки и проведения повторных выборов 1. Основания, порядок назначения и сроки проведения повторных выборов Президента Украины определяются соответственно частью четвертой статьи 15, частью третьей статьи 16 и частями седьмой - девятой статьи 17 настоящего Закона. 2. Повторные выборы Президента Украины проводятся теми же окружными и участковыми избирательными комиссиями на тех же избирательных участках, которые действовали во время последних очередных (внеочередных) выборов. В случае необходимости изменения в составе избирательных комиссий осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Законом. 3. При проведении повторных выборов Президента Украины списки избирателей составляются с использованием списков избирателей, использовались на последних очередных (внеочередных) выборов Президента Украины. Уточнение списков избирателей проводится в порядке, предусмотренном настоящим Законом. 4. Выдвижение кандидатов начинается на следующий день после начала избирательного процесса и заканчивается за пятьдесят пять дней до дня повторных выборов. Представление документов в Центральную избирательную комиссию для регистрации кандидатов заканчивается за пятьдесят дней до дня повторных выборов. Повторное представление документов в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 52 этого Закона заканчивается за сорок пять дней до дня повторных выборов.
{Часть пятая статьи 89 исключен на основании Закона N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009}
6. Представления кандидатур в состав окружных избирательных комиссий завершается за восемьдесят дней до дня выборов, в участковые избирательных комиссий - за тридцать пять дней до дня выборов. окружные избирательные комиссии образуются не позднее чем за семьдесят дней до дня выборов, участковые избирательные комиссии (кроме исключительных случаев, указанных в части шестой статьи 24 настоящего Закона) - не позднее за тридцать три дня до дня выборов. Статья 90. Особенности подготовки и проведения внеочередных выборов Президента Украины 1. Основания, порядок назначения и сроки проведения внеочередных выборов Президента Украины определяются соответственно частью третьей статьи 15, частью второй статьи 16 и частями четвертой - шестой статьи 17 настоящего Закона. 2. Для проведения внеочередных выборов Президента Украины используются территориальные избирательные округа, созданные для проведения предварительных выборов Президента Украины. 3. Избирательные участки для проведения повторных выборов (кроме исключительных случаев, указанных в части десятой статьи 20 настоящего Закона) образуются не позднее чем за пятьдесят дней до дня выборов в порядке, установленном настоящим Законом. 4. Окружные избирательные комиссии образуются не позднее чем за семьдесят дней до дня выборов в порядке, установленном настоящим Законом, по представлениям партий (блоков), которые вносятся в Центральной избирательную комиссию не позднее чем за восемьдесят дней до дня выборов. 5. Участковые избирательные комиссии (кроме исключительных случаев, указанных в части шестой статьи 24 настоящего Закона) образуются не позднее чем за тридцать три дня до дня выборов в порядке, установленном настоящим Законом. Представление по кандидатурам в участковые избирательных комиссий вносятся в окружной избирательной комиссии по тридцать пять дней до дня выборов. 6. Выдвижение кандидатов начинается на следующий день после дня, указанного в пунктах 1-4 части четвертой статьи 17 настоящего Закона и заканчивается за пятьдесят пять дней до дня внеочередных выборов. Подача документов в ЦИК для регистрации кандидатов заканчивается за пятьдесят дней до дня внеочередных выборов. Повторное представление документов в соответствии с частей третьей и четвертой статьи 52 настоящего Закона заканчивается за сорок пять дней до дня повторных выборов.
{Часть седьмая статьи 90 исключен на основании Закона N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009}
{Часть восьмую статьи 90 исключен на основании Закона N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009}
9. На специальных и заграничных избирательных участках списки избирателей составляются в порядке, предусмотренном статьями 36, 36-1 настоящего Закона. {Часть девятая статьи 90 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 10. Предвыборная агитация начинается за тридцать пять дней до дня внеочередных выборов и проводится в порядке, установленном настоящим Законом. 11. Форма и текст избирательного бюллетеня для голосования на внеочередных выборах утверждаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за тридцать дней до дня выборов. Раздел XII ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, действий или бездеятельности субъектов ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 91. Субъекты обращения с жалобой Субъектом обращения с жалобой в случаях, предусмотренных настоящим Законом, может быть кандидат на пост Президента Украины, партия (блок) - субъект избирательного процесса, избирательная комиссия, а также избиратель, избирательные права или охраняемые законом интересы которого относительно участия в избирательном процессе нарушены решением, действием или бездействием субъекта обжалования. От имени кандидата на пост Президента Украины субъектом обращения с жалобой может быть также его доверенное лицо. Статья 92. Предмет и субъекты обжалования Жалобы, касающиеся назначения, подготовки и проведения выборов Президента Украины, могут быть поданы на решения, действия или бездействие избирательных комиссий и их членов, действий кандидатов на < br> пост Президента Украины, их доверенных лиц. {Статья 92 в редакции Закона N 1616-VI ( 1616-17 a >) от 21.08.2009} {Положения статьи 92 признаны конституционными согласно решению Конституционного Суда N 26-рп/2009 ( v026p710-09 ) от 19.10.2009} Статья 93. Субъекты рассмотрения жалоб 1. Жалоба, указанная в статьях 91 и 92 настоящего Закона, рассматривается соответствующей избирательной комиссией согласно этим и другими законами Украины. 2. В случае принятия судом иска к рассмотрению по тому же вопросу и по тем же основаниям, что является предметом рассмотрения жалобы соответствующей избирательной комиссией, такая избирательная комиссия обязана остановить рассмотрение этой жалобы до вступления решения суда в законную силы. Суд должен уведомить соответствующую избирательную комиссию и комиссию высшего уровня о поступлении иска не позднее чем на следующий день со дня поступления жалобы. 3. Если избирательная комиссия при рассмотрении жалобы признает необходимым проведение проверки указанных в жалобе обстоятельств правоохранительными органами, соответствующие органы по обращению избирательной комиссии проверяют эти обстоятельства и принимают соответствующие меры по прекращении нарушения законодательства в трехдневный срок со дня получения обращения, а если обращение получено менее чем за три дня до дня голосования, в день голосования или в следующий за ним день - безотлагательно. {Статья 93 в редакции Закона N 1616-VI ( 1616-17 a >) от 21.08.2009} Статья 94. Сроки обжалования 1. Жалоба, указанная в статьях 91 и 92 настоящего Закона, может быть подана в течение пяти дней после дня принятия решения, совершения действия или бездействия, кроме случаев, указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи. {Часть первая статьи 94 с изменениями, внесенными Законом N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} 2. Бездействие, может быть обжаловано в соответствии с настоящим Закона, считается совершенным в последний день срока, в который должно быть, но не было совершено соответствующее действие. 3. Жалоба относительно нарушений, имевших место до дня голосования, может быть подана не позднее времени окончания дня, предшествующего дню начала голосования. 4. Жалоба относительно нарушений, имевших место в день голосования, может быть подана в избирательную комиссию, которая допустила нарушение, не позднее окончания голосования, а в избирательную комиссию высшего уровня или в суд - не позднее двадцати четырех часов дня, следующего за днем ??голосования, в порядке, установленном настоящим Законом. {Часть четвертая статьи 94 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616 -17 ) от 21.08.2009} 5. Срок подачи жалобы продлению или возобновлению не подлежит. Изменение или уточнение требований заявителя при рассмотрении жалобы в избирательной комиссии или в суде, вызванные выявлением обстоятельств, неизвестных ранее субъекту обращения с жалобой, не считается новой жалобой и не подлежит установленным ограничениям сроков. Статья 95. Форма и содержание жалобы 1. Жалоба в избирательную комиссию или в суд подается в письменной форме. 2. Жалоба подается в избирательную комиссию или в суд, должна содержать: 1) название избирательной комиссии или суда, в которой (которого) она подается; 2) фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина Украины или точное название и местонахождение (официальный почтовый адрес) избирательной комиссии или партии (блока) - заявителя жалобы; 3) название субъекта обжалования и его почтовый адрес; 4) суть затронутого вопроса; 5) изложение обстоятельств и указание доказательств, которыми заявитель жалобы обосновывает свои требования; 6) четко сформулированные требования; 7) перечень документов и материалов, которые прилагаются; 8) указание заинтересованных лиц, которых субъект подачи жалобы считает необходимым привлечь к рассмотрению жалобы; 9) подпись заявителя жалобы (представителя юридического лица - заявителя) с указанием даты подписания. 3. Жалоба подписывается лицом, подающим ее. Если жалоба от имени кандидата на пост Президента Украины подается его доверенным лицом, то в заявлении указываются также фамилия, имя и отчество, место жительства или местонахождение (почтовый адрес), вид и номер средств связи кандидата, в интересах которого она подается, и заверенный в соответствии с требованиями законодательства документ, удостоверяющий полномочия лица, которое ее подает. Жалоба, подаваемого от имени избирательной комиссии или партии (блока), подписывается ее председателем (руководителем) или другим уполномоченным на то лицом с заверением подписи печатью избирательной комиссии или партии (партий, входящих в блок). 4. К жалобе прилагаются ее копии в количестве, равном количеству субъектов обжалования и заинтересованных лиц, указанных в жалобе. Статья 96. Порядок и сроки рассмотрения жалоб 1. Порядок рассмотрения жалобы избирательной комиссией устанавливается Центральной избирательной комиссией. Рассмотрение жалоб избирательными комиссиями осуществляется с приглашением субъекта обращения с жалобой и субъекта обжалования. 2. Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы субъектом рассмотрения жалобы. 3. Жалоба, оформленная без соблюдения требований статьи 95 настоящего Закона, возвращается субъекту подачи жалобы (представителю юридического лица - субъекта подачи жалобы) с соответствующими разъяснениями не позднее чем на следующий день после поступления жалобы, а поданная накануне, в день голосования или на следующий день - безотлагательно. 4. Жалоба рассматривается в двухдневный срок со дня ее получения, но относительно нарушений, имевших место до дня голосования, - не позднее окончания дня, предшествующего дню голосования, а о нарушениях, имели место в день голосования, - не позднее чем за один час до окончания голосования. 5. О времени и месте рассмотрения жалобы субъект обращения и другие заинтересованные лица могут сообщаться рекомендованными телеграммами, факсимильными сообщениями, по электронной почты. Допускается уведомление субъекта обращения и заинтересованных лиц о времени и месте рассмотрения жалобы по телефону с фиксированием такого действия служебным лицом субъекта рассмотрения жалобы отдельной письменной справкой, которая приобщается к делу (протокола). 6. Избирательные комиссии, суды и правоохранительные органы организуют свою работу во время избирательного процесса, в том числе в выходные дни и в день голосования, таким образом, чтобы обеспечить прием и рассмотрение жалоб в сроки и способом, установленные настоящим Законом. {Статья 96 в редакции Закона N 1616-VI ( 1616-17 a >) от 21.08.2009} Статья 97. Доказательства 1. Доказательствами, на основании которых избирательная комиссия при рассмотрении жалобы устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, на которых основываются требования субъекта обращения и возражения заинтересованных лиц, могут быть: 1) письменные документы и материалы, содержащие сведения о обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения жалобы; 2) письменные объяснения субъектов избирательного процесса, должностных и служебных лиц органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, полученные по требованию членов избирательной комиссии на выполнение полномочиям комиссии; 3) письменные и вещественные доказательства; 4) заключения экспертов. 2. Избирательная комиссия принимает к рассмотрению только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения жалобы. 3. Обстоятельства (факты), для доказательства которых законом установлены определенные средства доказывания, не могут доказываться другими средствами доказывания. 4. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в должной мере заверенной копии. Если представлена ??копия письменного доказательства, субъект рассмотрения жалобы вправе требовать представления оригинала. 5. Избирательная комиссия оценивает доказательства на основе исследования их в совокупности, руководствуясь законом. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, за исключением фактов, установленных судебным решением, вступившим в законную силу. Статья 98. Решение по итогам рассмотрения жалобы 1. Субъект рассмотрения жалобы, установив, что решение, действия или бездействие субъекта обжалования не соответствуют законодательству о выборах Президента Украины, удовлетворяет жалобу, отменяет решение полностью или частично, признает действие или бездействие неправомерными, обязывает субъекта обжалования удовлетворить требования заявителя или другим путем восстановить нарушенные избирательные права граждан, права и законные интересы субъекта избирательного процесса, обязывает субъекта обжалования и (или) иной орган, партию (блок), средство массовой информации, должностное или служебное лицо осуществить предусмотренные законодательством, регулирующим организацию и порядок проведения выборов Президента Украины, действия, вытекающие с факта отмены решения, признания обжалованных действий или бездействия неправомерными. 2. В случае отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, в том числе по вопросу признания голосования на избирательном участке недействительным, установления итогов и результатов голосования, решение по этому вопросу принимает избирательная комиссия, решение которой было отменен или избирательная комиссия высшего уровня на основании решения суда. При этом избирательная комиссия не может принять решение, которое по сути повторяет решение, отмененное судом. 3. Избирательная комиссия высшего уровня на основании жалобы, решение суда может отменить решение избирательной комиссии низшего уровня и принять решение по существу вопроса или обязать избирательную комиссию низшего уровня повторно рассмотреть затронутый вопрос. 4. Субъект рассмотрения отказывает в удовлетворении жалобы, если установит, что обжалуемые решение, действия или бездеятельность совершенные соответствии с законом и в пределах полномочий, предусмотренных законом. 5. Копия решения субъекта рассмотрения жалобы выдается субъекту обращения, субъекту обжалования и другим присутствующим заинтересованным лицам, а также направляется соответствующим избирательным комиссиям и другим лицам в день принятия (провозглашения) такого решения. 6. Решение суда первой инстанции вступает в законную силу после истечения срока на апелляционное обжалование. Статья 99. Обжалование в судебном порядке 1. Производства по отдельным категориям дел в судах, а также порядок рассмотрения и обжалования решений определяются Кодексом административного судопроизводства Украины ( 2747-15 ) с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом. 2. В суд могут быть обжалованы: 1) решения, действия или бездействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, заведений и организаций, их должностных и служебных лиц - за «br > местонахождению соответствующего органа, предприятия, учреждения, учреждения, организации, должностного (служебного) лица, решения, действия или бездействие которых обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 174 Кодекса административного судопроизводства Украины ( 2747-15 ); 2) акты или действия партий (блоков) - субъектов избирательного процесса, объединений граждан, кроме тех, которые согласно закону, уставу (положение ) объединения граждан относятся к их внутренней организационной деятельности или их исключительной компетенции - за местонахождению органа объединения граждан, избирательного блока, акты или действия обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 175 Кодекса административного судопроизводства Украины ( 2747-15 ); 3) действия или бездействие средств массовой информации, их владельцев, должностных и служебных лиц, творческих работников - за местонахождению средства массовой информации, действия или бездействие обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 174 Кодекса административного судопроизводства Украины ( 2747-15 ); 4) решения, действия или бездействие избирательных комиссий, в том числе решения Центральной избирательной комиссии по установлению результатов выборов в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса административного судопроизводства Украины ( 2747-15 ). 3. Действиях кандидатов на пост Президента Украины, партий (блоков) - субъектов избирательного процесса, их доверенных лиц обжалуются в Киевского апелляционного административного суда. {Положение части четвертой статьи 99 утратило силу как такое, которое является неконституционным на основании Решения Конституционного Суда N 26-рп/2009 ( v026p710-09 ) от 19.10.2009} 4. Полномочия суда, установленные статьей 117 Кодекса административного судопроизводства Украины ( 2747-15 ), не могут быть применены судами по споров, касающихся назначения, подготовки и проведения выборов Президента Украины. 5. Суд рассматривает и решает административные дела, определенные настоящим Законом в течение двух дней со времени окончания голосования на избирательных участках. {Положение части шестой статьи 99 утратило силу как такое, которое является неконституционным на основании Решения Конституционного Суда N 26-рп/2009 ( v026p710-09 ) от 19.10.2009} 6. Иски, не рассмотренные судом в течение срока, определенного в части пятой этой статьи, остаются без рассмотрения. {Статья 99 в редакции Закона N 1616-VI ( 1616-17 a >) от 21.08.2009} Статья 100. Субъекты обращения с иском в суд по отдельным категориям дел 1. Избирательная комиссия, кандидат на пост Президента Украины, партия (блок) - субъект избирательного процесса, избиратель, законные права или охраняемые законом интересы которых нарушены, имеют право обжаловать решения или действия объединения граждан , избирательного блока, его должностного лица или уполномоченного представителя, касающиеся избирательного процесса, кроме тех решений или действий, которые согласно законом, уставом (положением) объединения граждан относятся к его внутренней организационной деятельности или его исключительной компетенции. 2. Кандидат на пост Президента Украины, партия (блок) - субъект избирательного процесса или окружная избирательная комиссия вправе обжаловать в суд или в соответствующую избирательную комиссию действия или бездействие средств массовой информации, их владельцев, должностных и служебных лиц, нарушающих установленный законом порядок деятельности средств массовой информации во время избирательного процесса, в том числе относительно предвыборной агитации, в частности относительно требования опровержения опубликованных ими ложных сведений о кандидата или партию (блок), которые выдвинули кандидата. 3. Кандидат на пост Президента Украины, партия (блок) - субъект избирательного процесса имеют право обжаловать действия другого кандидата на пост Президента Украины, его доверенного лица, если эти действия направлены на нарушение установленного законом порядка < br> выдвижении кандидата, проведения предвыборной агитации, другие нарушения их прав или избирательных прав граждан. Избиратель имеет право обжаловать действия кандидата на пост Президента Украины, его доверенного лица, если эти действия нарушают его избирательные права. 4. Субъект избирательного процесса имеет право обжаловать решения, действия или бездействие избирательной комиссии, отдельного члена избирательной комиссии. {Статья 100 в редакции Закона N 1616-VI ( 1616-17 a >) от 21.08.2009} {Положения статьи 100 признаны конституционными согласно решению Конституционного Суда N 26-рп/2009 ( v026p710-09 ) от 19.10.2009} {Статью 101 исключено на основании Закона N 1616-V и ( 1616 - 17 ) от 21.08.2009}
{Статья 102 исключена на основании Закона N 1616-V и ( 1616 - 17 ) от 21.08.2009}
Статья 103. Особенности обжалования действий кандидатов на пост Президента Украины, их доверенных лиц 1. Кандидат на пост Президента Украины, партия (блок) - субъект избирательного процесса имеют право обжаловать действия другого кандидата на пост Президента Украины, его доверенного лица, если эти действия направлены на нарушение установленного законом порядка < br> выдвижении кандидата, проведения предвыборной агитации, другие нарушения их прав или избирательных прав граждан. 2. Избиратель имеет право обжаловать действия кандидата на пост Президента Украины, его доверенного лица, если эти действия нарушают его избирательные права.
{Часть третья статьи 103 исключено на основании Закона N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009}
Статья 104. Особенности обжалования решений, действий или бездеятельности избирательных комиссий 1. Субъект избирательного процесса имеет право обжаловать решения, действия или бездействие избирательной комиссии, отдельного члена избирательной комиссии. 2. Решения, действия или бездействие участковой избирательной комиссии и ее членов обжалуются в окружной избирательной комиссии или в административного суда по местонахождению участковой избирательной комиссии. {Часть вторая статьи 104 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616 -17 ) от 21.08.2009} 3. Решения, действия или бездействие окружной избирательной комиссии или члена такой комиссии обжалуются в Центральную избирательную комиссию или в окружной административный суд по местонахождению окружной избирательной комиссии в порядке, установленном настоящим Законом. {Часть третья статьи 104 в редакции Закона N 1616-V и ( 1616 -17 ) от 21.08.2009} 4. Рассмотрение жалобы на решения, действия или бездействие избирательной комиссии или ее членов не исключает привлечения отдельных ее членов в административной или уголовной ответственности в порядке, предусмотренном законом. 5. Решение апелляционной инстанции по избирательным спорам является окончательным и обжалованию не подлежит. Решение Высшего административного суда Украины относительно жалобы на результаты выборов являются окончательным и не подлежит пересмотру в апелляционном или кассационном порядке. {Статья 104 дополнена частью пятой по закону N 1616-VI ( 1616-17 ) от 21.08.2009} Статья 105. Ответственность за нарушение законодательства о выборах Президента Украины Лица, виновные в нарушении законодательства о выборах Президента Украина, привлекаются к уголовной, административной или иной ответственности в порядке, установленном законом. Раздел XIII Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Для целей настоящего Закона место жительства определяется соответствии с Законом Украины "О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине" ( 1382 -15 ). 3. До приведения законодательства Украины в соответствие с этим Законом законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. 4. Кабинету Министров Украины в месячный срок после опубликования настоящего Закона: подготовить и подать в Верховную Раду Украины предложения относительно приведения законов Украины в соответствие с настоящим Законом; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом; обеспечить пересмотр или отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону. 5. Центральной избирательной комиссии: привести в месячный срок после опубликования настоящего Закона свои акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить принятие актов, предусмотренных этим Законом. Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 5 марта 1999 N 474-XIV
|