З А К О Н У К Р А И Н Ы
О высшем образовании (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2002, N 20, ст.134) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 380-IV ( 380 -15 ) от 26.12.2002, ВВР, 2003, N 10-11, ст.86 N 1004-IV ( 1004-15 ) от 19.06.2003, ВВР, 2004, N 2, ст.9 N 1158-IV ( 1158 -15 ) от 11.09.2003, ВВР, 2004, N 8, ст.67 N 1344-IV ( 1344 - 15 ) от 27.11.2003, ВВР, 2004, N 17-18, ст.250} {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 14-рп/2004 ( v014p710-04 ) от 07.07.2004} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2229-IV ( 2229 -15 ) от 14.12.2004, ВВР, 2005, N 4, ст.103 N 2505-IV ( 2505 - 15 ) от 25.03.2005, ВВР, 2005, N 17, N 18-19, ст.267 N 3074-IV ( 3074-15 ) от 04.11.2005, ВВР, 2006, N 5-6, ст.72 N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, ВВР, 2007, N 7-8, ст.66 N 506-V ( 506-16 ) от 20.12.2006, ВВР, 2007, N 10, ст.83 N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007, ВВР, 2008, N 5-6, N 7-8, ст.78 - изменения действуют по 31 декабря 2008 года} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008} i > {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1024-VI ( 1024 -17 ) от 19.02.2009, ВВР, 2009, N 27, ст.352 N 1798-VI ( 1798 - 17 ) от 19.01.2010, ВВР, 2010, N 9, ст.89 N 4496-VI ( 4496-17 ) от 13.03.2012, ВВР, 2013, N 2, ст.4 N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012 N 5029-VI ( 5029-17 ) от 03.07.2012 N 5290-VI ( 5290-17 ) от 18.09.2012 N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} {В тексте Закона: слова "специально уполномоченный орган исполнительной власти в области образования" и "Высшая аттестационная комиссия Украина" в всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере образования" в соответствующем падеже; слова "специально уполномоченный орган исполнительной власти в области труда и социальной политики "во всех падежах заменены словами" центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере трудовых отношений "в соответствующем падеже; слова" специально уполномоченный орган исполнительной власти в отрасли экономики "во всех падежах заменены словами " центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирования государственной политики в сфере экономического и социального развития "в соответствующем падеже согласно Законом N 5460-VI (< a"/laws/show/5460-17" target = _blank> 5460-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон направлен на урегулирование общественных отношений в области обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан Украине. Он устанавливает правовые, организационные, финансовые и другие основы функционирования системы высшего образования, создает условия для самореализации личности, обеспечения потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные термины и их определения В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: высшее образование - уровень образования, который добывается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основывается на полной общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации; содержание высшего образования - обусловлена ??целями и потребностями общества система знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, должна быть сформирована в процессе обучения с учетом перспектив развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусства; содержание обучения - структура, содержание и объем учебной информации, усвоение которой обеспечивает лицу возможность получения высшего образования и определенной квалификации; государственная аттестация лиц, заканчивающих высшие учебные заведения - установление соответствия уровня качества полученной ими высшего образования требованиям стандартов высшего образования по окончании обучение по направлению, специальности ; нормативный срок обучения - срок обучения по дневной (очной) форме, необходимый для усвоения лицом нормативной и выборочной частей содержания обучения и установленный стандартом высшего образования; стандарт высшего образования - совокупность норм, которые определяют содержание высшего образования, содержание обучения, средства диагностики качества высшего образования и нормативный срок обучения; образовательный уровень высшего образования - характеристика высшего образования по признакам степени сформированности интеллектуальных качеств личности, достаточных для получения квалификации, которая соответствует определенному образовательно-квалификационному уровню; образовательно-квалификационный уровень высшего образования - характеристика высшего образования по признакам степени сформированности знаний, умений и навыков лица, обеспечивающие ее способность выполнять задания и обязанности вязки (работы) определенного уровня профессиональной деятельности; уровень профессиональной деятельности - характеристика профессиональной деятельности по признакам определенной совокупности профессиональных задач и обязанностей (работ), которые выполняет специалист; профессиональная подготовка - получение квалификации по соответствующим направлению подготовки или специальности; вуз - образовательный, образовательно-научное учреждение, которое основано и действует в соответствии с законодательством об образовании, реализует в соответствии с предоставленной лицензией образовательно-профессиональные программы высшего образования по определенным образовательным и образовательно-квалификационным уровням, обеспечивает обучение, воспитание и профессиональную подготовку лиц в соответствии с их призванием, интересов, способностей и нормативных требований в области высшего образования, а также осуществляет научную и научно-техническую деятельность; высшее учебное заведение государственной формы собственности - высший учебное заведение, основанное государством, финансируется из государственного бюджета и подчиняется соответствующему центральному органа исполнительной власти; высшее учебное заведение, которое находится в собственности Автономной Республики Крым, - высшее учебное заведение, основанное органами власти Автономной Республики Крым, финансируемой из бюджета Автономной Республики Крым и подчинен органам власти Автономной Республики Крым; вуз коммунальной формы собственности - высший учебное заведение, основанное местными органами власти, финансируется из местного бюджета и подчинен местным органам власти; высшее учебное заведение частной формы собственности - высший учебное заведение, основанное на частной собственности и подчинен владельцу (владельцам) образовательная деятельность - деятельность, связанная с предоставлением услуг для получения высшего образования, с выдачей соответствующего документа; лицензирования - процедура признания возможности высшего учебного заведения определенного типа начать образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в соответствии с требований стандартов высшего образования, а также в государственных требований кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения; лицензированный направление - направление, по которому вуз типа признан способным осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации; лицензирована специальность - специальность соответствующего образовательно-квалификационного уровня, по которой вуз типа признан способным осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации; аккредитация - процедура предоставления высшему учебному заведению типа права осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в соответствии с требованиями стандартов высшего образования, а также в государственных требований кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения; уровень аккредитации - уровень способности высшего учебного заведения определенного типа осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации; аккредитован направление - направление, по которому высшее учебное заведение определенного типа получил право осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации; аккредитована специальность - специальность соответствующего образовательно-квалификационного уровня, по которой вуз типа получил право осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации; аккредитованный вуз - высшее учебное заведение, признан способным осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, по направлениям и специальностям соответствующих образовательно-квалификационных уровней, не менее двух третей из которых являются аккредитованными; качество высшего образования - совокупность качеств лица с высшим образованием, которое отображает ее профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность и обусловливает способность удовлетворять как личные духовные и материальные потребности, так и потребности общества; качество образовательной деятельности - совокупность характеристик системы высшего образования и ее составляющих, которая определяет ее способность удовлетворять установленные и предусмотренные потребности отдельного лица или (и) общества . профессиональный стандарт - утвержденные в установленном порядке {Изменения к статье 1 см. в Законе N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} Статья 2. Законодательство Украины о высшем образовании Законодательство Украины о высшем образовании базируется на Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и состоит из законов Украины " Об образовании "( 1060-12 ), "О научной и научно-технической деятельности" ( 1977-12 ), настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ним. Если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о высшем образовании, то < br> применяются правила международных договоров. Статья 3. Государственная политика в области высшего образования 1. Государственная политика в области высшего образования определяется Верховной Радой Украины. 2. Государственная политика в области высшего образования основывается на принципах: доступности и конкурсности получения высшего образования каждым гражданином Украины независимости получения высшего образования от влияния политических партий, общественных и религиозных организаций; интеграции системы высшего образования Украины в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций украинской высшей школы; преемственности процесса получения высшего образования государственной поддержки подготовки специалистов для приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований; гласности при формировании структуры и объемов образовательной и профессиональной подготовки специалистов. 3. Реализация государственной политики в области высшего образования обеспечивается путем: сохранения и развития системы высшего образования и повышения его качества; повышение уровня образованности граждан Украины, расширения их возможностей для получения высшего образования создание и обеспечение равных условий доступности высшего образования; предоставления целевых, льготных государственных кредитов лицам для получения высшего порядка ( 916-2003-п ), определенном Кабинетом Министров Украины; обеспечение сбалансированной структуры и объемов подготовки специалистов с высшим образованием, осуществляется в высших учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности, за средства соответствующих бюджетов, физических и юридических лиц, с учетом потребностей личности, а также интересов государства и территориальных общин; предоставления лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, льгот и социальных гарантий в порядке, установленном законодательством; надлежащей поддержки подготовки специалистов из числа инвалидов на основе специальных образовательных технологий. Статья 4. Право граждан на высшее образование 1. Граждане Украины имеют право на получение высшего образования. Граждане Украины имеют право бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных высших учебных заведениях на конкурсной основе в пределах стандартов высшего образования, если определенный образовательно-квалификационный уровень гражданин получает впервые. Они свободны в выборе формы получения высшего образования, высшего учебного заведения, направления подготовки и специальности. 2. Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение высшего образования, кроме права на получение высшего образования за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, если иное не < br> установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. 3. Лицо, признанное беженцем или лицом, которое нуждается дополнительной защиты, имеет равное с гражданами Украины право на получения высшего образования. {Статья 4 дополнена частью третьей согласно Закону N 5290-VI ( 5290-17 ) от 18.09.2012} Статья 5. Язык обучения в высших учебных заведениях Язык обучения в высших учебных заведениях определяется статьей 20 Закона Украины "Об основах государственной языковой политики" ( 5029-17 ). {Статья 5 в редакции Закона N 5029-VI ( 5029-17 a >) от 03.07.2012} Раздел II СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Статья 6. Структура высшего образования 1. В структуру высшего образования входят образовательные и образовательно-квалификационные уровни: 1) образовательные уровни: высшее образование высшее образование высшее образование 2) образовательно-квалификационные уровни: младший специалист; бакалавр специалист, магистр. 2. В высших учебных заведениях подготовка по направлениям и специальностям специалистов всех образовательных и образовательно-квалификационных уровней осуществляется по соответствующим образовательно-профессиональным программами ступенчато или непрерывно в зависимости от требований к уровню овладения определенной совокупностью умений и навыков , необходимых для будущей профессиональной деятельности. Статья 7. Образовательные уровни высшего образования 1. Высшее образование - образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность ее интеллектуальных качеств, определяют развитие личности как личности и являются достаточными для получения ею квалификаций по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста. 2. Высшее образование - образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность ее интеллектуальных качеств, определяют развитие личности как личности и являются достаточными для получения ею квалификаций по образовательно-квалификационному уровню бакалавра. 3. Высшее образование - образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность ее интеллектуальных качеств, определяют развитие личности как личности и являются достаточными для получения ею квалификаций по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра . 4. Высшее образование имеют лица, которые закончили обучение в высших учебных заведениях, успешно прошли государственную аттестацию в соответствии стандартам высшего образования и получили соответствующий документ о высшем образовании государственного образца. Государственная аттестация лиц, заканчивающих высшие учебные заведения всех форм собственности, осуществляется государственной экзаменационной комиссией. Положение о государственной экзаменационной комиссии утверждается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере образования. Статья 8. Образовательно-квалификационные уровни высшего образования 1. Младший специалист - образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило неполное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для осуществления производственных функций определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Лицам, завершившим обучение в аккредитованном высшем профессиональном училище, центре профессионально-технического образования, может присваиваться образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста по соответствующему направлению ( специальности), из которого также осуществляется подготовка рабочих высокого уровня квалификации. (Часть первая статьи 8 дополнена абзацем вторым по Законом N 1158-IV ( 1158-15 ) от 11.09 .2003) Лица, которые имеют базовое общее среднее образование, могут одновременно учиться по образовательно-профессиональной программе подготовки младшего специалиста и получать полное среднее образование. 2. Бакалавр - образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило базовое высшее образование, фундаментальные и специальные умения и знания относительно обобщенного объекта труда (деятельности), достаточные для < br> выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавра может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста. Лица, которые в период обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки бакалавра в высших учебных заведениях другой - четвертого уровней аккредитации прекратили дальнейшее обучения, имеют право по индивидуальной программе получить образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста по одной из специальностей, соответствующих направлению подготовки бакалавра, в том же или другом аккредитованном высшем учебном заведении. 3. Специалист - образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получил полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. 4. Магистр - образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получил полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работ) < br> инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня магистра может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня специалиста. Лица, которые в период обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки магистра прекратили дальнейшее обучение, имеют право по индивидуальной программе получить образовательно-квалификационный уровень специалиста по такой же или родственной специальности в том же или другом аккредитованном высшем учебном заведении. 5. Подготовка специалистов образовательно-квалификационных уровней специалиста и магистра медицинского и ветеринарно-медицинского направлений может осуществляться на основе полного общего среднего образования. Статья 9. Документы о высшем образовании 1. Устанавливаются следующие виды документов, удостоверяющих получения лицом высшего образования и квалификации по определенным образовательно-квалификационным уровням: диплом младшего специалиста; диплом бакалавра; диплом специалиста; диплом магистра. Образцы документов о высшем образовании утверждаются Кабинетом Министров Украины. Высшее учебное заведение, высшее профессиональное училище, центр профессионально-технического образования имеют право выдавать документ о высшем образовании государственного образца только с аккредитованного направления (специальности) . (Абзац седьмой части первой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1158-IV ( 1158-15 ) от < br> 11.09.2003) Для лиц, которые учились за средства государственного бюджета, документы о высшем образовании изготовляются и выдаются за счет средств Государственного бюджета Украины. (Установить, что в 2004 году положения и нормы, предусмотренные абзацем восьмым части первой статьи 9 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины, в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2004 год согласно Закону N 1344-IV ( 1344 -15 ) от 27.11.2003) 2. Лица, отчисленные из высшего учебного заведения в завершения обучения по образовательно-профессиональным программам, получают академические справки установленного центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере образования, образца. Статья 10. Последипломное образование 1. Последипломное образование - специализированное усовершенствование образования и профессиональной подготовки лица путем углубления, расширения и обновления ее профессиональных знаний, умений и навыков или получения другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта . Последипломное образование создает условия для непрерывности и преемственности образования и включает: переподготовку - получение другой специальности на основе добытого ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта; специализацию - приобретение лицом способностей выполнять отдельные задачи и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности; расширение профиля (повышение квалификации) - приобретение лицом способностей выполнять дополнительные задания и обязанности в пределах специальности; стажировка - приобретение лицом опыта выполнения задач и обязанностей определенной специальности. Лицо, прошла переподготовку и успешно прошла государственную аттестацию, получает соответствующий документ о высшем образовании. Лицо, которое успешно прошло стажировку или специализацию или расширило профиль (повысило квалификацию), получает соответствующий документ о последипломном образовании. Образцы документов о последипломном образовании утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования. 2. Последипломное образование осуществляется высшими учебными заведениями последипломного образования или структурными подразделениями высших учебных заведений соответствующего уровня аккредитации, в том числе на основании заключенных договоров. Раздел III СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 11. Система стандартов высшего образования 1. Система стандартов высшего образования составляют государственный стандарт высшего образования, отраслевые стандарты высшего образования и стандарты высшего образования высших учебных заведений. Стандарты высшего образования является основой оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также качества образовательной деятельности высших учебных заведений независимо от их типов, уровней аккредитации и форм обучения. 2. Государственный стандарт высшего образования включает составляющие: перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; требования к образовательным уровней высшего образования требования к образовательно-квалификационных уровней высшего образования. 3. Отраслевые стандарты высшего образования содержат составляющие: образовательно-квалификационные характеристики или профессиональные стандарты выпускников высших учебных заведений {Абзац второй части третьей статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 5026 - VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} образовательно-профессиональные программы подготовки; средства диагностики качества высшего образования. 4. Стандарты высшего образования высших учебных заведений содержат составляющие: перечень специализаций по специальностям вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников высших учебных заведений; вариативные части образовательно-профессиональных программ подготовки; вариативные части средств диагностики качества высшего образования учебные планы; программы учебных дисциплин. 5. Порядок разработки стандартов высшего образования и внесения изменений в них ( 847-2012-п ), а также осуществление контроля за их соблюдением определяется Кабинетом Министров Украины. Статья 12. Государственный стандарт высшего образования 1. Перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням содержит перечень названий квалификаций, которые определяются через профессиональные названия работ, должны выполнять специалисты определенного образовательно-квалификационного уровня на первичных должностях. 2. Перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, содержит перечень названий направлений, отражающих родственный содержание высшего образования и профессиональной подготовки, и перечень названий специальностей, отражают неповторимы обобщенные объекты деятельности или производственные функции и предметы деятельности ( 1719-2006 -п , 787-2010-п ). 3. Требования к образовательным уровней высшего образования содержат требования к уровня сформированности у лица социальных и гражданских качеств с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности, а также требования к формированию у нее патриотизма к Украине и к знание украинского языка. 4. Требования к образовательно-квалификационных уровней высшего образования содержат требования к профессиональной подготовке специалистов с учетом общественного разделения труда. 5. Перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, требования к образовательным и образовательно-квалификационных уровней высшего образования утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере образования, согласованным с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере трудовых отношений. Перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням ( 787-2010-п ), утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере образования. Статья 13. Отраслевые стандарты высшего образования 1. Образовательно-квалификационная характеристика выпускника высшего учебного заведения отражает цели высшего образования и профессиональной подготовки, определяет место специалиста в структуре отраслей экономики государства и требования к его компетентности, других социально важных качеств, систему производственных функций и типовых задач деятельности и умений для их реализации. Профессиональный стандарт определяет компетентность выпускника вуза, систему производственных функций и типовых задач деятельности, знаний, умений и навыков, необходимых для их реализации. {Часть первая статьи 13 дополнена новым абзацем вторым по закону N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012 } Образовательно-квалификационные характеристики выпускников высших учебных заведений утверждаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере образования, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере трудовых отношений. 2. Образовательно-профессиональная программа подготовки определяет нормативный срок и нормативную часть содержания обучения по определенному направлению или специальности соответствующего образовательно-квалификационного уровня, устанавливает требования к содержанию, объему и уровню образования и профессиональной подготовки специалиста. Образовательно-профессиональные программы подготовки утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования. Нормативный срок обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки устанавливается в соответствии с определенного уровня профессиональной деятельности. Нормативный срок обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки младшего специалиста для лиц, которые имеют полное среднее образование и образовательно-квалификационный уровень квалифицированного рабочего за родственной профессии, уменьшается на один год. Нормативный срок обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки бакалавра для лиц, которые имеют образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста по соответствующей профессиональное бакалавра специальности, может уменьшаться до двух лет. Нормативный срок обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки магистра для лиц, которые имеют образовательно-квалификационный уровень специалиста по соответствующей специальности, не может превышать одного года . Нормативный срок обучения специалистов образовательно-квалификационных уровней специалиста и магистра медицинского и ветеринарно-медицинского направлений определяется соответствующим центральным органом исполнительной власти, который имеет в своем подчинении высшие учебные заведения, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере образования. Если высшее учебное заведение имеет соответствующие соглашения с учебными заведениями иностранных государств, предусматривающие взаимном признании документов о высшем образовании при других терминов обучения, такие сроки могут быть установлены соответствующим центральным органом исполнительной власти, который имеет в своем подчинении высшие учебные заведения, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования. 3. Средства диагностики качества высшего образования определяют стандартизированные методики, предназначенные для количественного и качественной оценки достигнутого лицом уровня сформированности знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств. Средства диагностики качества высшего образования используются для установления соответствия уровня качества высшего образования требованиям стандартов высшего образования и утверждаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере образования. Статья 14. Стандарты высшего образования высших учебных заведений 1. Высшие учебные заведения определяют специализации специальностям, по которым осуществляется подготовка специалистов образовательно-квалификационных уровней младшего специалиста, специалиста и магистра. Названия специализаций по специальностям отражают различия в средствах, условиях и продуктах деятельности в пределах специальности. 2. Вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников высших учебных заведений, образовательно-профессиональных программ подготовки и средств диагностики качества высшего образования обеспечивают подготовку специалистов по специализациям по специальностям с учетом особенностей общественного разделения труда в Украине и мобильности системы образования по удовлетворению требованиям рынка труда. Содержание вариативных частей образовательно-квалификационных характеристик выпускников высших учебных заведений, образовательно-профессиональных программ подготовки, средств диагностики качества высшего образования, учебных планов, программ учебных 3. Учебные планы определяют график учебного процесса, перечень, последовательность и время изучения учебных дисциплин, формы учебных занятий и сроки их проведения, а также формы проведения итогового контроля. 4. Программы учебных дисциплин определяют их информационный объем, уровень сформированности умений и знаний, перечень рекомендуемых учебников, других методических и дидактических материалов, критерии успешности обучения и средства диагностики успешности обучения. 5. Учебные планы и программы учебных дисциплин разрабатываются высшим учебным заведением в соответствии с образовательно-профессиональных программ подготовки и утверждаются руководителем высшего учебного заведения. Статья 15. Научно-методическое обеспечение высшего образования Научно-методическое обеспечение высшего образования осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования, другими центральными органами исполнительной власти, имеющих в своем подчинении высшие учебные заведения, научно-методическими учреждениями и высшими учебными заведениями. {Часть первая статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Научно-методическое обеспечение высшего образования включает подготовку учебной и научной литературы и обеспечения ею высших учебных заведений. Подготовка и обеспечение высших учебных заведений учебно-методической документацией должна соответствовать содержанию обучения, определенном стандартами высшего образования. Раздел IV УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 16. Система высшего образования Систему высшего образования составляют: высшие учебные заведения всех форм собственности; другие юридические лица, предоставляющие образовательные услуги в области высшего образования органы, осуществляющие управление в сфере высшего образования. Статья 17. Управление в области высшего образования Кабинет Министров Украины через систему органов исполнительной власти: обеспечивает проведение государственной политики в сфере образования; {Абзац второй части первой статьи 17 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} обеспечивает разработку и выполнение соответствующих общегосударственных и других программ {Абзац третий части первой статьи 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} в пределах своих полномочий издает нормативно-правовые акты по вопросам высшего образования; осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере высшего образования органами исполнительной власти, их должностными лицами. {Абзац пятый части первой статьи 17 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Управление в области высшего образования в пределах их компетенции осуществляется: центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере образования; центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования {Часть вторая статьи 17 дополнена новым абзацем согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} другими центральными органами исполнительной власти, имеющие в своем подчинении высшие учебные заведения;
{Абзац пятый части второй статьи 17 исключен на основании Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012}
органами власти Автономной Республики Крым; органами местного самоуправления; владельцами высших учебных заведений; органами общественного самоуправления. Статья 18. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере образования, центрального органа исполнительной власти , который реализует государственную политику в сфере образования, других центральных органов исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения {Название статьи 18 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 1. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирования государственной политики в сфере образования: осуществляет аналитико-прогностическую деятельность в области высшего образования, определяет тенденции ее развития, влияние демографической, этнической, социально-экономической ситуации, инфраструктуры производственной и непроизводственной сфер, рынка труда на состояние высшего образования, формирует направления взаимодействия с другими звеньями образования, стратегические направления развития высшего образования в соответствии с научно-технического прогресса и других факторов, обобщает мировой и отечественный опыт развития высшего образования разрабатывает программы развития высшего образования, стандарты высшего образования; определяет нормативы материально-технического, финансового обеспечения высших учебных заведений; осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к его компетенции; формирует и размещает государственный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием; утверждает условия приема на обучение в высшие учебные заведений; формирует сеть специализированных ученых советов и осуществляет нормативное и методическое обеспечение основ их деятельности; разрабатывает и утверждает требования к уровню научной квалификации соискателей научных степеней, ученого звания старшего научного сотрудника и устанавливает критерии аттестации научных кадров высшей квалификации; обеспечивает единство требований к уровню научной квалификации лиц, получающих соответствии научную степень кандидата или доктора наук или ученое звание старшего научного сотрудника; формирует сеть экспертных советов; осуществляет другие полномочия, определенные законом и положены на него актами Президента Украины. {Часть первая статьи 18 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 2. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования: осуществляет учебно-методическое руководство, контроль за соблюдением требований стандартов высшего образования, государственное инспектирование; осуществляет лицензирование и аккредитацию высших учебных заведений независимо от форм собственности и подчинения, выдает им лицензии, сертификаты; осуществляет установление соответствия документов о высшем образовании и ученых званиях; способствует трудоустройству выпускников высших учебных заведений; утверждает уставы подчиненных ему высших учебных заведений и высших учебных заведений частной формы собственности; согласовывает уставы высших учебных заведений государственной формы собственности, подчиненных другим центральным органам исполнительной власти, высших учебных заведений, находящихся в собственности Автономной Республики Крым и высших учебных заведений коммунальной формы собственности; организует выборы, утверждает и освобождает от должностей руководителей подчиненных ему высших учебных заведений; согласовывает утверждения на должность руководителей высших учебных заведений коммунальной и частной форм собственности; организует аттестацию педагогических и научно-педагогических работников относительно присвоения им квалификационных категорий, педагогических и ученых званий; проводит экспертизу диссертаций для получения научных степеней и аттестационных дел о присвоении ученого звания старшего научного сотрудника; утверждает решения специализированных ученых советов о присуждении научных степеней и решения ученых (научных, научно-технических, технических) советов о присвоении ученого звания старшего научного сотрудника , а также отменяет их в случае невыполнения государственных требований при аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; решает в установленном порядке вопрос переаттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, лишения научных степеней, ученого звания старшего научного сотрудника, оформления и выдачи дипломов и аттестатов, а также рассматривает апелляции; решает в установленном порядке вопрос взаимном документов о присуждении ученых степеней и присвоения ученого звание старшего научного сотрудника; вместе с другими центральными органами исполнительной власти, имеют в своем подчинении высшие учебные заведения, органами власти Автономной Республики Крым, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения коммунальной формы собственности, реализует государственную политику в области высшего образования и осуществляет контроль за проведением государственной политики в области высшего образования, соблюдением нормативно-правовых актов о высшем образовании в всех высших учебных заведениях независимо от формы собственности и подчинения; осуществляет другие полномочия, определенные законом и положены на него актами Президента Украины. {Часть вторая статьи 18 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 3. Другие центральные органы исполнительной власти, имеющие в своем подчинении высшие учебные заведения, совместно с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования: принимают участие в осуществлении государственной политики в области высшего образования, науки, профессиональной подготовки кадров; участвуют в осуществлении лицензирования и аккредитации подчиненных им высших учебных заведений {Абзац третий части третьей статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 5460 -VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} способствуют трудоустройству выпускников подчиненных им высших учебных заведений; осуществляющими контрольные функции за соблюдением требований по качества высшего образования; организуют выборы, утверждают и освобождают от должности руководителей высших учебных заведений; утверждают по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования, уставы подчиненных им высших учебных заведений; осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом. {Часть третья статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 4. Акты центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирования государственной политики в сфере образования, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для других центральных органов исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения, органов власти Автономной Республики Крым, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, высших учебных заведений независимо от форм собственности. Статья 19. Государственный надзор (контроль) в сфере высшего образования 1. Государственный надзор (контроль) в сфере высшего образования осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования, и местными органами управления образованием. 2. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере образования, определяются Законом Украины "Об образовании" ( 1060-12 ). {Статья 19 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 a >) от 16.10.2012} Статья 20. Полномочия органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения Органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения, в пределах своей компетенции: обеспечивают выполнение государственных программ в области высшего образования; изучают потребность в специалистах на местах и ??вносят центральным органам исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, экономического и социального развития, образования , и другим центральным органам исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения, предложения относительно объемов государственного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов {Абзац третий статьи 20 с изменениями , внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} подают в центральный орган исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере образования предложения по формированию сети высших учебных заведений; утверждают по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования, уставы подчиненных им высших учебных заведений {Абзац пятый статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} способствуют трудоустройству выпускников подчиненных им высших учебных заведений, их социальной защите; привлекают в порядке, предусмотренном законом, предприятия, учреждения, организации (с их согласия) к решению проблем развития высшего образования.
|