З А К О Н У К Р А И Н Ы
О защите экономической конкуренции (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2001, N 12, ст.64) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 380-IV ( 380 -15 ) от 26.12.2002, ВВР, 2003, N 10-11, ст.86 N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 30, ст.247 N 1344-IV ( 1344 -15 ) от 27.11.2003, ВВР, 2004, N 17-18, ст.250 N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12.2004, ВВР, 2005, N 7-8, ст.162 N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005, ВВР, 2005, N 17, N 18-19, ст.267 N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005, ВВР, 2005, N 26, ст.348 N 3486-IV ( 3486-15 ) от 23.02.2006, ВВР, 2006, N 31, ст.269 N 1276-VI ( 1276-17 ) от 16.04.2009, ВВР, 2009, N 38, ст.535 N 2850-VI ( 2850-17 ) от 22.12.2010, ВВР, 2011, N 28, ст.252 N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010, ВВР, 2011, N 29, ст.272 N 3567-VI ( 3567-17 ) от 05.07.2011, ВВР, 2012, N 5, ст.36}
{В тексте Закона слова "арбитражный суд" во всех падежах исключено на основании Закона N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003} {В тексте Закона слово "суд" во всех падежах заменены словами "хозяйственный суд" в соответствующем падеже согласно Закону N 2596-IV (< a"/laws/show/2596-15" target = _blank> 2596-15 ) от 31.05.2005}
Этот Закон определяет правовые основы поддержки и защиты экономической конкуренции, ограничение монополизма в хозяйственной деятельности и направлен на обеспечение эффективного функционирования экономики Украины на основе развития конкурентных < br> отношений. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов Термины, используемые в настоящем Законе, имеют следующее значение: экономическая конкуренция (конкуренция) - соревнование между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, результате чего потребители , субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке; информация - сведения в любой форме и виде и сохранены на любых носителях (в том числе переписка, книги, пометки, иллюстрации (карты, диаграммы , органиграммы, рисунки, схемы т.п.), фотографии, голограммы, кино-, видео-, микрофильмы, звуковые записи, базы данных компьютерных систем или полное или частичное воспроизведение их элементов), объяснения лиц и любые другие публично объявленные или документированные сведения; контроль - решающее влияние одной или нескольких связанных юридических и / или физических лиц на хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования или его части, осуществляется непосредственно или через других лиц, в частности благодаря: праву владения или пользования всеми активами или их значительной частью; праву, обеспечивает решающее влияние на формирование состава, результаты голосования и решения органов управления субъекта хозяйствования; заключению договоров и контрактов, которые дают возможность определять условия хозяйственной деятельности, давать обязательные к выполнению указания или выполнять функции органа управления субъекта хозяйствования; замещению должности руководителя, заместителя руководителя наблюдательного совета, правления, другого наблюдательного или исполнительного органа субъекта хозяйствования лицом, которое уже занимает одну или несколько из указанных должностей в других субъектах хозяйствования; занятию более половины должностей членов наблюдательного совета, правления, других наблюдательных или исполнительных органов субъекта хозяйствования лицами, которые уже занимают одну или несколько из указанных должностей в другом субъекте хозяйствования. Связанными лицами являются юридические и / или физические лица, которые совместно или согласованно осуществляют хозяйственную деятельность, в том числе совместно или согласованно оказывают влияние на хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования. В частности, связанными физическими лицами считаются такие, которые являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами; (Абзац четвертый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005) малый и средний предприниматель - субъект хозяйствования, доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний финансовый год или стоимость активов которого не превышает суммы, эквивалентной 500 тысячам евро, определенной по курсу Национального банка Украины, который действовал в последний день финансового года, если на рынках, на которых действует этот предприниматель, есть конкуренты с значительно большей рыночной долей; монополизация - достижение предприятием монопольного (доминирующего) положения на рынке товара, поддержание или усиление положения; органы - министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым и органы исполнительной власти Автономной Республики Крым, государственные органы, осуществляющие регулирования деятельности субъектов естественных монополий, рынка ценных бумаг, государственные органы приватизации, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, местные органы исполнительной власти; объединение - объединение юридических и (или) физических лиц, в том числе объединение предприятий, а также общественные организации; органы административно-хозяйственного управления и контроля - субъекты хозяйствования, объединения, другие лица в части выполнения ими функций управления или контроля в пределах делегированных им полномочий органов власти или органов местного самоуправления; органы Антимонопольного комитета Украины - Антимонопольный комитет Украины, постоянно действующие и временные административные коллегии Антимонопольного комитета Украины, государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины, административные коллегии территориальных отделений Антимонопольного комитета Украины; рынок товара (товарный рынок) - сфера обращения товара (взаимозаменяемых товаров), на который в течение определенного времени и в пределах определенной территории есть спрос и предложение; предприятие - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, осуществляющего деятельность по производству, реализации, приобретению товаров, другую хозяйственную деятельность, в том числе осуществляющего контроль над другим юридическим или физическим лицом; группа субъектов хозяйствования, если один или несколько из них осуществляют контроль над другими. Субъектами хозяйствования признаются также органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы административно-хозяйственного управления и контроля в части их деятельности по производству, реализации, приобретению товаров или другой хозяйственной деятельности . Хозяйственной деятельностью не считается деятельность физического лица по приобретению товаров народного потребления для конечного потребления; товар - любой предмет хозяйственного оборота, в том числе продукция, работы, услуги, документы, подтверждающие обязательства и права (в частности ценные бумаги) . Статья 2. Сфера применения Закона 1. Этим Законом регулируются отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля с субъектами хозяйствования; субъектов хозяйствования с другими субъектами хозяйствования, с потребителями , другими юридическими и физическими лицами в связи с экономической конкуренцией. 2. Настоящий Закон применяется к отношениям, которые влияют или могут повлиять на экономическую конкуренцию на территории Украины. Статья 3. Законодательство о защите экономической конкуренции 1. Законодательство о защите экономической конкуренции основывается на нормах, установленных Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), и состоит из настоящего Закона, законов Украины "Об Антимонопольном комитете Украины" ( 3659-12 ), "О защите от недобросовестной конкуренции" ( 236/96-ВР ), других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с этими законами. 2. Если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, содержащиеся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. 3. Особенности применения законодательства о защите экономической конкуренции, в частности относительно определенных отраслей промышленности, могут быть установлены исключительно путем внесения изменений в настоящий Закон. Статья 4. Государственная политика в сфере развития экономической конкуренции и ограничения монополизма 1. Государственная политика в сфере развития экономической конкуренции и ограничения монополизма в хозяйственной деятельности, осуществление меры по демонополизации экономики, финансовой, материально-технической, информационной, консультативной и иной поддержки субъектов хозяйствования, способствуют развитию конкуренции, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами административно-хозяйственного управления и контроля. 2. Субъекты хозяйствования, органы власти, органы местного самоуправления, а также органы административно-хозяйственного управления и контроля обязаны содействовать развитию конкуренции и не совершать каких-либо неправомерных действий, которые могут иметь негативное < br> влияние на конкуренцию. 3. Органы государственной власти, к компетенции которых относится обеспечения государственного регулирования и управления в соответствующих отраслях экономики, проводят мониторинг рынков этих отраслей с целью анализа и прогнозирования их развития. (Статья 4 дополнена частью по закону N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005) 4. Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, защита интересов субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений осуществляются органами Антимонопольного комитета Украины. 5. Органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля обязаны содействовать Антимонопольному комитету Украины в осуществлении полномочий в сфере поддержки и защиты экономической конкуренции, ограничения монополизма и контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции. 6. С целью одинакового применения норм законодательства о защите экономической конкуренции, в том числе законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, Антимонопольный комитет Украины дает рекомендательные разъяснения по вопросам применения этого законодательства. Раздел II антиконкурентные согласованные действия СУБЪЕКТОВ хозяйствования, злоупотребления монопольным (доминирующее) положение на рынке Статья 5. Согласованные действия 1. Согласованными действиями являются заключение субъектами хозяйствования соглашений в любой форме, принятие объединениями решений в любой форме, а также любое другое согласованное конкурентное поведение (деятельность, бездеятельность) субъектов объектов хозяйствования. Согласованными действиями являются также создание субъекта хозяйствования, объединения, целью или следствием создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали < br> указанный субъект хозяйствования, объединения, или между ними и новообразованным субъектом хозяйствования, или вступление в такое объединения. (Абзац второй части первой статьи 5 в редакции Закона N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005) < br> 2. Лица, которые оказывают или намерены оказывать согласованные действия, является участниками согласованных действий. Статья 6. Антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования 1. Антиконкурентными согласованными действиями являются согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции. 2. Антиконкурентными согласованными действиями, в частности, признаются согласованные действия, касающиеся: 1) установление цен или других условий приобретения или реализации товаров; 2) ограничение производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установления контроля над ними; 3) распределения рынков или источников снабжения по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов, покупателей или потребителей или другим признакам; 4) искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров 5) устранение с рынка или ограничение доступа на рынок (выход из рынка) других субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов; 6) применение разных условий к равнозначным соглашениям с другими субъектами хозяйствования, ставит последних в невыгодное положение в конкуренции; 7) заключение соглашений при условии принятия другими субъектами хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской < br> деятельности не касаются предмета этих соглашений; 8) существенного ограничения конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин. 3. Антиконкурентными согласованными действиями считается также совершение субъектами хозяйствования похожих действий (бездеятельности) на рынке товара, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции в случае, если анализ ситуации на рынке товара опровергает наличие объективных причин для совершения таких действий (бездействия). (Статья 6 дополнена частью согласно Законом N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005) 4. Совершение антиконкурентных согласованных действий запрещается и влечет ответственность по закону. 5. Лицо, совершившее антиконкурентные согласованные действия, но раньше других участников этих действий добровольно сообщило об этом Антимонопольный комитет Украины или его территориальное отделение и предоставила информацию, которая имеет существенное значение для принятия решения в делу, освобождается от ответственности за совершение антиконкурентных согласованных действий, предусмотренной статьей 52 настоящего Закона. Органы Антимонопольного комитета Украины на основании мотивированного ходатайства в интересах расследования дела о нарушения законодательства о защите экономической конкуренции обеспечивают конфиденциальность информации о личности. (Часть пятую статьи 6 дополнена абзацем согласно Закону N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005) Не может быть освобождена от ответственности лицо, определенное в этой части, если она: не приняла эффективных мер относительно прекращения ею антиконкурентных согласованных действий после сообщения о них Антимонопольному комитету Украины; была инициатором или обеспечивала руководство антиконкурентными согласованными действиями; не предоставила всех доказательств или информации относительно совершения им нарушения, о которых ей было известно, и она могла беспрепятственно получить. Статья 7. Согласованные действия малых или средних предпринимателей Положения статьи 6 этого Закона не применяются к любых добровольных согласованных действий малых и средних предпринимателей относительно совместного приобретения товаров, которые не приводят к существенного ограничения конкуренции и способствуют повышению конкурентоспособности малых и средних предпринимателей. Статья 8. Согласованные действия относительно поставки и использования товаров 1. Положения статьи 6 этого Закона не применяются к согласованных действий по поставкам или использования, если участник согласованных действий в отношении другого участника согласованных действий устанавливает ограничения на: использование поставленных им товаров или товаров других поставщиков; приобретение у других субъектов хозяйствования или продажа другим субъектам хозяйствования или потребителям других товаров; приобретение товаров, которые по своей природе или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не относятся к предмету договора; формирование цен или других условий договора о продаже поставленного товара другим субъектам хозяйствования или потребителям. 2. К согласованным действиям, предусмотренных частью первой настоящей статьи, применяются положения статьи 6 настоящего Закона, если такие согласованные действия приводят к существенному ограничению конкуренции на всем рынке или в значительной его части, в том числе монополизации соответствующих рынков; ограничивают доступ на рынок других субъектов хозяйствования; приводят к экономически необоснованному повышению цен или дефицита товаров. Статья 9. Согласованные действия относительно прав интеллектуальной собственности 1. Положения статьи 6 этого Закона не применяются к сделкам о передаче прав интеллектуальной собственности или об использовании объекта права интеллектуальной собственности в той части, в которой они ограничивают в осуществлении хозяйственной деятельности сторону соглашения, которой передается право, если эти ограничения не выходят за пределы законных прав субъекта права интеллектуальной собственности. 2. Считается, что не выходят за пределы прав, указанных в части первой настоящей статьи, ограничения относительно объема прав, передаются, срока и территории действия разрешения на использование объекта права интеллектуальной собственности, а также вида деятельности, сферы использования, минимального объема производства. Статья 10. Согласованные действия, которые могут быть разрешены 1. Согласованные действия, предусмотренные статьей 6 настоящего Закона, могут быть разрешены соответствующими органами Антимонопольного комитета Украине, если их участники докажут, что эти действия способствуют: совершенствованию производства, приобретению или реализации товара; технико-технологическому, экономическому развитию; развития малых и средних предпринимателей; оптимизации экспорта или импорта товаров; разработке и применению унифицированных технических условий или стандартов на товары; рационализации производства. 2. Согласованные действия, предусмотренные в части первой настоящей статьи, не могут быть разрешены органами Антимонопольного комитета Украине, если конкуренция существенно ограничивается на всем рынке или в значительной его части. 3. Кабинет Министров Украины может разрешить согласованные действия, на которые Антимонопольным комитетом Украины не было предоставлено разрешение соответствии с частью второй настоящей статьи, если участники согласованных действий докажут, что положительный эффект для общественных интересов преобладает негативные последствия ограничения конкуренции. 4. Разрешение согласно с частью третьей этой статьи не может быть предоставлен, если: участники согласованных действий применяют ограничения, которые не являются необходимыми для реализации согласованных действий; ограничение конкуренции составляет угрозу системе рыночной экономики. 5. Совершение согласованных действий, предусмотренных настоящей статьей, запрещается до получения разрешения органов Антимонопольного комитета Украины или Кабинета Министров Украины. (Часть пятая статьи 10 в редакции Закона N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005) < br> Статья 11. Типовые требования к согласованным действиям 1. Антимонопольный комитет Украины может определять типичные требования к согласованным действиям, предусмотренных в статьях 7, 8, 9 и 10 настоящего Закона. 2. Согласованные действия, которые отвечают типичным требованиям к определенным видам согласованных действий, установленных Антимонопольным комитетом Украина, разрешаются и не требуют разрешения органов Антимонопольного комитета Украины в соответствии с частью первой статьи 10 настоящего Закона, если о это прямо указано в решении Антимонопольного комитета Украины об установлении типичных требований. (Часть вторая статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005) Статья 12. Монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования 1. Предприятие занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если: на этом рынке у него нет ни одного конкурента; не испытывает значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или иных обстоятельств. 2. Монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если не докажет, что испытывает значительную конкуренцию. 3. Монопольным (доминирующим) также может быть признано положение предприятия, если его доля на рынке товара составляет 35 или меньше процентов, но он не испытывает значительной конкуренции, в частности вследствие сравнительно небольшого размера частиц рынке, принадлежащих конкурентам. 4. Считается, что каждый из двух или более субъектов хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если в отношении определенного вида товара между ними нет конкуренции или есть незначительная конкуренция и относительно них, вместе взятых , выполняется одно из условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи. 5. Монопольным (доминирующим) считается также положение каждого из нескольких субъектов хозяйствования, если в отношении них выполняются следующие условия: совокупная доля не более чем трех субъектов, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 50 процентов; совокупная доля не более чем пяти субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 70 процентов - и при этом они не докажут, что относительно них не выполняются условия части четвертой настоящей статьи. Статья 13. Злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке 1. Злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке являются действия или бездеятельность субъекта хозяйствования, который занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей, которые были бы невозможными при условиях существования значительной конкуренции на рынке. (Часть первая статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005 ) 2. Злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, частности, признается: 1) установление таких цен или других условий приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке; 2) применение разных цен или разных других условий к равнозначным соглашениям с субъектами хозяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных на то причин; 3) обусловливание заключения соглашений принятием субъектом хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своей природе или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не касаются предмета договора; 4) ограничение производства, рынков или технического развития, нанесло или может нанести вред другим субъектам хозяйствования, покупателям, продавцам; 5) частичный или полный отказ от приобретения или реализации товара при отсутствии альтернативных источников реализации или приобретения; 6) существенное ограничение конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин; 7) создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) или устранения с рынка продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования. 3. Злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке запрещается и влечет ответственность по закону. Статья 14. Выводы относительно квалификации действий С целью предотвращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, повышения предсказуемости его применения Антимонопольный комитет Украины или административная коллегия Антимонопольного комитета Украины может предоставлять субъектам < br> хозяйствования на основании предоставленной ими информации выводы в форме рекомендательных разъяснений относительно соответствия действий субъектов хозяйствования положениям статей 6, 10 и 13 настоящего Закона и статьи 15-1 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции "( 236/96-ВР ). {Статья 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3567-VI ( 3567-17 ) от 05.07.2011} Раздел III антиконкурентные действия органов ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ административно-хозяйственного управления и КОНТРОЛЯ Статья 15. Антиконкурентные действия органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля 1. Антиконкурентными действиями органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля является принятие любых актов (решений, приказов, распоряжений, постановлений и т.п.), предоставление письменных или устных указаний, заключение соглашений или любые другие действия или бездеятельность органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля (коллегиального органа или должностного лица), которые привели или могут привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции. 2. Антиконкурентными действиями органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, в частности, признаются: запрет или препятствование созданию новых предприятий или осуществления предпринимательства в других организационных формах в любой сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности , на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров; прямое или косвенное принуждение субъектов хозяйствования к вступлению в ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие формы объединений или осуществление согласованных действий концентрации субъектов хозяйствования в других формах; (Абзац третий части второй статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005) прямое или косвенное принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей или первоочередного их приобретения в определенных продавцов; любое действие, направленное на централизованное распределение товаров, а также распределение рынков между субъектами хозяйствования по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок или по кругу потребителей или продавцов; установление запрета на реализацию определенных товаров из одного региона страны в другом или предоставление разрешения на реализацию товаров из одного региона в другом в определенном объеме или при выполнении определенных условий; предоставление отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, что приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции; действие, в результате которого отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами; действие, которым устанавливаются не предусмотренные законами Украины запреты и ограничения самостоятельности предприятий, в том числе по приобретения или реализации товаров, ценообразования, формирования программ деятельности и развития, распоряжения прибылью. 3. Совершение антиконкурентных действий органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля запрещается и влечет ответственность согласно закону. Статья 16. Запрет делегирования полномочий органов власти и органов местного самоуправления Органам власти и органам местного самоуправления запрещается делегирование отдельных властных полномочий объединением, предприятиям и другим субъектам хозяйствования, если это приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажения конкуренции. Статья 17. Запрет склонения к нарушениям законодательства о защите экономической конкуренции и их легитимации Запрещаются действия или бездеятельность органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля (коллегиального органа или должностного лица), заключающиеся в склонении субъектов, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля к нарушениям законодательства о защите экономической конкуренции, создании условий для совершения таких нарушений или их легитимации. Раздел IV ограничительные и дискриминационные ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ субъектов хозяйствования, объединений Статья 18. Ограничительная деятельность субъектов хозяйствования, объединений 1. Субъектам хозяйствования, объединениям запрещается склонять других субъектов хозяйствования к совершению нарушений законодательства о защите экономической конкуренции или способствовать совершению таких нарушений. 2. Субъектам хозяйствования, объединениям запрещается заставлять других субъектов хозяйствования: к антиконкурентных согласованных действий, определенных статьей 6 настоящего Закона; в согласованных действий, определенных статьями 7, 8, 9 и 10 этого Закона; к участию в концентрации субъектов хозяйствования, определенной статьей 22 настоящего Закона. Статья 19. Неправомерное использование субъектом хозяйствования рыночного положения 1. Субъектам хозяйствования, которые получили разрешение соответствующих органов Антимонопольного комитета Украины на согласованные действия соответствии с частью первой статьи 10 настоящего Закона, субъектам хозяйствования, согласованные действия которых разрешены согласно статьям 7, 8 и 9 настоящего Закона, запрещается устанавливать относительно хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования ограничения, которые, как правило, не применяются к другим субъектам хозяйствования, или применять без объективно оправданных причин разный подход к различных субъектов хозяйствования. 2. Субъектам хозяйствования, которые согласно части третьей статьи 10 настоящего Закона получили разрешение Кабинета Министров Украины на согласованные действия независимо от наличия в них монопольного положения, запрещается совершать действия, которые считаются злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, соответствии со статьей 13 настоящего Закона. 3. Субъектам хозяйствования, указанным в части первой настоящей статьи, запрещается склонять других субъектов хозяйствования к предоставление любым субъектам хозяйствования без объективных причин преимущественных условий в хозяйственной деятельности. 4. Положения частей первой и третьей настоящей статьи применяются к субъектам хозяйствования, если от них из-за отсутствия альтернативных источников получения или поставки определенного вида товаров зависят малые или средние предприниматели. Продавец определенного вида товаров считается зависит от покупателя, если этот покупатель получает от такого продавца, кроме традиционных торговых скидок или вознаграждений в другой форме, особое вознаграждение, которую получают другие подобные покупатели. Статья 20. Дискриминация конкурентов субъектами хозяйствования Субъектам хозяйствования, которые имеют значительно больший рыночный влияние сравнительно с малыми или средними предпринимателями, которые являются их конкурентами, запрещается создание препятствий в хозяйственной деятельности малым или средним предпринимателям, в частности совершение действий, запрещенных согласно частям первой и третьей статьи 19 настоящего Закона. Статья 21. Ограничительная деятельность объединений 1. Не допускается ограничительная деятельность объединений путем отказа предприятию в принятии к такому объединения, которая ставит его в невыгодное положение в конкуренции, если такой отказ необоснованным и неоправданным. 2. Часть первая этой статьи применяется к объединениям, если относительно них выполняются следующие условия: объединение может объединить всех участников определенного рынка или территории; объединение создается ли для достижения целей, не предусматривают получение прибыли; создания и деятельности объединения не приводит к экономической концентрации и антиконкурентных согласованных действий согласно этим. Раздел V контроль за концентрацией СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Статья 22. Концентрация субъектов 1. С целью предотвращения монополизации товарных рынков, злоупотребления монопольным (доминирующим) положением, ограничения конкуренции органы Антимонопольного комитета Украины осуществляют государственный контроль за концентрацией субъектов хозяйствования (далее - концентрация). 2. Концентрацией признается: 1) слияние субъектов хозяйствования или присоединение одного субъекта хозяйствования к другому; 2) приобретение непосредственно или через других лиц контроля одним или несколькими субъектами хозяйствования над одним или несколькими субъектами хозяйствования или частями субъектов хозяйствования, < br> частности, путем: а) непосредственного или опосредствованного приобретения, приобретение в собственность иным способом активов в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, получение в управление , аренду, лизинг, концессию или приобретение в другим способом права пользования активами в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, в том числе приобретения активов субъекта хозяйствования, ликвидируется б) назначение или избрание на должность руководителя, заместителя руководителя наблюдательного совета, правления, другого наблюдательного или исполнительного органа субъекта хозяйствования лица, уже занимает одну или несколько из перечисленных должностей в других субъектах хозяйствования, или создание ситуации, при которой более половины должностей членов наблюдательного совета, правления, других наблюдательных или исполнительных органов двух или более субъектов хозяйствования занимают одни и те же лица;
(Подпункт "в" пункта 2 части второй статьи 22 исключен на основании Закона N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005)
3) создание субъекта хозяйствования двумя и более субъектами хозяйствования, который в течение длительного периода будет самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, но при этом такое создание не приводит к координации конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали этот субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования; (Часть вторую статьи 22 дополнена пунктом по закону N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005) 4) непосредственное или опосредствованное приобретение, приобретение в собственность иным способом или получение в управление долей (акций, паев), что обеспечивает достижение или превышение 25 или 50 процентов голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования. 3. Не считаются концентрацией: 1) создание субъекта хозяйствования, целью или вследствие создание которого осуществляется координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали указанный субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования. Такие действия рассматриваются как согласованные действия в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 5 настоящего Закона; 2) приобретение долей (акций, паев) субъекта хозяйствования лицом, основным видом деятельности которой является проведение финансовых операций или операций с ценными бумагами, если это приобретение осуществляется с целью их последующей перепродажи при условии, что указанное лицо не принимает участия в голосовании в высшем органе или других органах управления субъекта хозяйствования. В таком случае последующая перепродажа должна быть осуществлена ??в течение одного года с дня приобретения долей (акций, паев). По ходатайству указанных лиц с обоснованием о невозможности осуществления следующего перепродажи органы Антимонопольного комитета Украины могут принять решение о продлении этого срока; 3) действия, которые осуществляются между субъектами хозяйствования, связанными отношениями контроля, в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, кроме случаев приобретения такого контроля без получения разрешения Антимонопольного комитета Украины, если необходимость получения такого разрешения предусмотрена законом; 4) приобретение контроля над субъектом хозяйствования или его частью, в том числе благодаря праву управления и распоряжения его имуществом арбитражным управляющим, служебной или должностным лицом органа государственной власти. Статья 23. Участники концентрации субъектов хозяйствования Участниками концентрации признаются: субъекты хозяйствования, относительно которых осуществляется или имеет осуществиться слияние, присоединение; субъекты хозяйствования, которые приобретают или намерены приобрести контроль над предприятием, и субъекты хозяйствования, по которым приобретается или имеет набутися контроль; (Абзац третий статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005) субъекты хозяйствования, активы (имущество), доли (акции, паи) которых приобретаются в собственность, получаемые в управление (пользования), аренду, лизинг, концессию или имеют набутися, и их покупатели (получатели), приобретатели; субъекты хозяйствования, которые являются или намерены стать учредителями (участниками) вновь создаваемого субъекта хозяйствования. В случае если одним из учредителей является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, орган административно-хозяйственного управления и контроля, участником концентрации считается также предприятие, активы (имущество), доли (акции, паи) которого вносятся в уставный капитала вновь создаваемого субъекта хозяйствования {Абзац пятый части первой статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 2850-VI ( 2850-17 ) от 22.12.2010} физические и юридические лица, связанные с участниками концентрации, указанными в абзацах втором - пятом настоящей статьи, отношениями контроля, что дает основания признать соответствующую группу лиц согласно статье 1 настоящего Закона единственным субъектом хозяйствования. Статья 24. Случаи, в которых необходимо получение разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования 1. Концентрация может быть осуществлена ??только при условии предварительного получения разрешения Антимонопольного комитета Украины или административной коллегии Антимонопольного комитета Украины: 1) в случаях, предусмотренных частью второй статьи 22 настоящего Закона и другими нормативно-правовыми актами, когда совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров участников концентрации, с учетом отношений контроля, за последний финансовый год, в том числе за границей, превышает сумму, эквивалентную 12 миллионам евро, определенную по официальному валютному курсу, установленному Национальным банком Украины, который действовал в < br> последний день финансового года, и при этом: (Абзац второй части первой статьи 24 в редакции Закона N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005) стоимость (совокупная стоимость) активов или объем (совокупный объем) реализации товаров, в том числе за границей, не менее чем в двух участников концентрации, с учетом отношений контроля, превышает сумму, эквивалентную 1 миллиону евро, определенную за курсом Национального банка Украины, который действовал в последний день финансового года у каждого, и стоимость (совокупная стоимость) активов или объем (совокупный объем) реализации товаров в Украине хотя бы одного участника концентрации, с учетом отношений контроля, превышает сумму, эквивалентную 1 миллиону евро, определенную по курсу Национального банка Украины, который действовал в последний день финансового года; 2) в случаях, предусмотренных частью второй статьи 22 настоящего Закона и другими нормативно-правовыми актами, независимо от совокупной стоимости активов или совокупного объема реализации товаров участников концентрации, когда: доля на определенном рынке товара любого участника концентрации или совокупная доля участников концентрации, с учетом отношений контроля, превышает 35 процентов, и концентрация происходит на том или смежном с ним рынке товара. (Часть первая статьи 24 дополнена пунктом 2 в соответствии с Законом N 2596-IV ( 2596-15 ) от 31.05.2005) 2. При расчете объемов реализации товаров участников концентрации используется сумма дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за вычетом суммы налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других налогов или сборов, базой для налогообложения в которых оборот, за последний финансовый отчетный год, предшествовавший подаче заявления. Средства, полученные от реализации товаров в пределах одной группы субъектов хозяйствования, связанных отношениями контроля, если такой учет ведется, не учитываются. {Часть вторая статьи 24 с изменениями, внесенными Законом N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010} 3. Если участниками концентрации выступают коммерческие банки, для расчета стоимости активов и объемов реализации используется десятая часть стоимости активов коммерческого банка. В случаях, когда участниками концентрации являются страховщики, для расчета стоимости активов страховщика используется сумма неттоактивив, а для расчета объемов реализации товаров - сумма доходов от страховой деятельности, определенных в соответствии с законодательства Украины о страховой деятельность. 4. Порядок исчисления пороговых показателей, используются для целей настоящей статьи, а также его особенности отношении отдельных категорий субъектов хозяйствования устанавливаются Антимонопольным комитетом Украины. 5. Концентрация, которая требует разрешения в соответствии с частью первой настоящей статьи, запрещается до предоставления разрешения на ее осуществления. До предоставления такого разрешения участники концентрации обязаны воздерживаться от действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и невозможности возобновления начального состояния. Статья 25. Основания предоставления разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования 1. Антимонопольный комитет Украины или административная коллегия Антимонопольного комитета Украины предоставляют разрешение на концентрацию в случае, если она не приводит к монополизации или существенному ограничению конкуренции на всем рынке или в значительной его части. 2. Кабинет Министров Украины может разрешить концентрацию, на осуществление которой Антимонопольный комитет Украины не предоставил разрешения как на такую, которая не отвечает условиям части первой настоящей статьи, если положительный эффект для общественных интересов указанной концентрации преобладает негативные последствия ограничения конкуренции. 3. Разрешение согласно части второй настоящей статьи не может быть предоставлен, если ограничение конкуренции, обусловленные концентрацией: не являются необходимыми для достижения цели концентрации; представляют угрозу системе рыночной экономики. Раздел VI РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ И ДЕЛ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАЗРЕШЕНИЯ на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствования Статья 26. Подача заявления о предоставлении разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствования 1. Участники согласованных действий, участники концентрации, органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля в порядке, установленном Антимонопольным комитетом Украины, обращаются: с заявлением о предоставлении разрешения на согласованные действия - до Антимонопольного комитета Украины или его территориальных отделений; с заявлением о предоставлении разрешения на концентрацию - до Антимонопольного комитета Украины. Участники согласованных действий, концентрации, органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля подают совместное заявление. Информация по ограниченным доступом, необходимая для рассмотрения заявления, может подаваться в соответствующие органы Антимонопольного комитета Украины этими лицами отдельно. Указанные лица могут определить лицо, представляющее их интересы и подает заявление. Заявление и приложенные к нему документы должны содержать полную и достоверную информацию. В случае представления недостоверной информации заявители несут ответственность согласно статье 52 настоящего Закона. 2. Заявление считается принятым к рассмотрению после 15 дней со дня ее поступления, если в течение этого времени государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины, председатель его территориального отделения не вернули заявителю заявление с сообщением, что она и другие документы не отвечают установленным Антимонопольным комитетом Украины требованиям и это препятствует его рассмотрению.
|