З А К О Н У К Р А И Н Ы
О жилищном фонде социального назначения (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2006, N 19-20, ст.159) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1343-VI ( 1343 -17 ) от 19.05.2009, ВВР, 2009, N 39, ст.550 N 2394-VI ( 2394 - 17 ) от 01.07.2010, ВВР, 2010, N 39, ст.513 N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет правовые, организационные и социальные принципы государственной политики по обеспечению конституционного права социально незащищенных слоев населения Украины на получение жилья. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение основных терминов и понятий В этом Законе основные термины и понятия употребляются в таком значении: жилищном фонде социального назначения - совокупность социального жилья предоставляется гражданам Украины, которые в соответствии с законом нуждаются в социальной защите; социальное жилье - жилье всех форм собственности (кроме социальных общежитий) из жилищного фонда социального назначения, бесплатно предоставляется гражданам Украины, которые нуждаются социальной защиты, на основании договора найма на определенный срок; социальное общежитие - социальное жилье, которое предоставляется гражданам Украины на время их пребывания на социальном квартирном учете при условии, что такое жилье является единственным местом их проживания ; социальный квартирный учет - учет граждан Украины, которые пользуются правом на социальное жилье и находятся в очереди на его получения; специализированный дом для ветеранов войны и труда, граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение социального обслуживания, кроме помещений для проживания включает комплекс служб социально-бытового назначения и медицинского обслуживания; специализированный дом для бедных и бездомных - учреждение социального обслуживания, которая создается с целью полного обеспечения бедных и беспризорных граждан помещениями для проживания, пищей, предусмотренной законодательством медицинской, правовой, социальной, психологической и бытовой помощью, помощью по трудоустройству; временный приют для взрослых - учреждение социального обслуживания, которая создается с целью бесплатного обеспечения граждан без определенного места жительства временным жильем, пищей, предусмотренной законодательством денежной, медицинской, правовой, социальной, психологической и бытовой помощью, а также содействие таким гражданам в установлении личности, восстановлении документов, паспортизации и трудоустройстве. Статья 2. Право на социальное жилье 1. Согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) каждый имеет право на жилье. Гражданам Украины, которые согласно закону нуждаются в социальной защите, социальное жилье предоставляется бесплатно. 2. Пользование социальным жильем является платным. Плата за социальное жилье, определена статьей 28 настоящего Закона, состоит из платы, которая вносится непосредственно нанимателем, и государственной помощи, предоставляемой в соответствии с законом. 3. Социальное жилье предоставляется органами местного самоуправления. Статья 3. Жилье из жилого фонда социального назначения 1. К жилья из жилого фонда социального назначения относятся: 1) квартиры в многоквартирных жилых домах, усадебные (одноквартирные) жилые дома, которые предоставляются гражданам в порядке очереди на получение социального жилья; 2) жилые помещения в социальных общежитиях, предоставляемых гражданам на время их пребывания на социальном квартирном учете при условии, что такое жилье является единственным местом их проживания. 2. Социальные общежития создаются органами местного самоуправления в соответствии с пунктами 1-4, 6, 8 части первой статьи 5 настоящего Закона и находятся в коммунальной собственности. Типовое положение о социальном общежитии ( 783-2007-п ) утверждается Кабинетом Министров Украины. 3. Социальное жилье используется только по назначению согласно правилам содержания жилых домов. 4. Социальное жилье должно соответствовать архитектурно-планировочным, техническим нормам и санитарно-гигиеническим требованиям, установленным государственными строительными нормами относительно такого жилья, и быть пригодным для проживания. 5. Социальное жилье не подлежит поднайма, бронированию, приватизации, продаже, дарению, выкупу и залогу. 6. Предоставления гражданам квартир, усадебных (одноквартирных) жилых домов из жилищного фонда социального назначения и жилых помещений в социальных общежитиях проводится по норме, установленной органом местного самоуправления, который предоставляет социальное жилье но не меньше минимальной нормы, которая устанавливается Кабинетом Министров Украины. Статья 4. Объекты и субъекты правоотношений, связанных с формированием и использованием жилищного фонда социального назначения 1. Объектами правоотношений по формированию и использованию социального жилья являются жилые помещения для предоставления гражданам Украине, нуждающихся в социальной защите, согласно этому Закона. 2. Субъектами правоотношений по формированию и использованию социального жилья являются: 1) граждане Украины, которые согласно законодательству признаны нуждающимися в социальной защите и имеют право на получение социального жилья; 2) органы исполнительной власти; 3) органы местного самоуправления; 4) юридические и физические лица. Статья 5. Формирование жилищного фонда социального назначения 1. Жилищный фонд социального назначения формируется органами местного самоуправления путем: 1) строительства нового жилья; 2) реконструкции существующих жилых домов, а также переоборудования нежилых домов в жилые; 3) получение жилья, переданного в дар органам местного самоуправления украинскими и иностранными юридическими и физическими лицами, международными общественными организациями; 4) передачи в коммунальную собственность жилья, изъятого на основании судебных решений или признанного в установленном законом порядке бесхозным или выморочным; 5) передачи застройщиками местным советам доли жилой площади в построенных домах на основаниях, предусмотренных законодательством; 6) передачи из государственной в коммунальную собственность социального жилья, построенного за счет средств государственного бюджета; 7) использование на договорных началах частного жилого фонда; 8) приобретения права собственности на жилье на других основаниях, не запрещенных законом. 2. Передача жилья из жилого фонда социального назначения в других жилищных фондов, определенных законом, не допускается. Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Украины в жилищной сфере относительно социального жилья 1. К полномочиям Кабинета Министров Украины в жилищной сфере относительно социального жилья относятся: 1) обеспечение реализации государственной политики в этой сфере; 2) разработка общегосударственной программы развития социального жилья и осуществления контроля за его выполнением; 3) координация деятельности центральных органов исполнительной власти и местных государственных администраций в этой сфере; 4) осуществление иных полномочий в этой сфере согласно закона. Статья 7. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства 1. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирования государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в жилищной сфере относительно социального жилья: 1) обеспечивает формирование государственной жилищной, научно-технической и экономической политики формирование и содержание жилищного фонда социального назначения; 2) организует в пределах своих полномочий разработку общегосударственной и местных программ развития социального жилья; 3) осуществляет нормативно-методическое обеспечение формирования и содержание социального жилья; 4) осуществляет иные полномочия в этой сфере согласно закона. 2. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в жилищной сфере относительно социального жилья: 1) реализует государственную жилищную политику относительно социального жилья; 2) организует в пределах своих полномочий реализацию общегосударственной и местных программ развития социального жилья; 3) осуществляет иные полномочия в этой сфере согласно закона. {Статья 7 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 a >) от 16.10.2012} Статья 8. Полномочия местных государственных администраций 1. Местные государственные администрации в соответствии с законом: 1) обеспечивают выполнение государственной политики по вопросам формирования и содержания жилищного фонда социального назначения и осуществляют контроль за ее реализацией; 2) участвуют в разработке общегосударственной программы развития социального жилья; 3) обеспечивают совместно с соответствующими органами местного самоуправления выполнение утвержденных общегосударственной и местных программ развития социального жилья; 4) осуществляют иные полномочия в этой сфере согласно закона. Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления в соответствии с законом: 1) создают за счет средств местных бюджетов, других источников финансирования жилищный фонд социального назначения; 2) осуществляют управление жилищным фондом социального назначения, организуют его надлежащее обслуживание и ремонт, составления и содержание придомовых территорий; 3) осуществляют контроль за использованием социального жилья по назначению, определяют исполнителя жилищных и коммунальных услуг в порядке, установленном законом, принимают меры по обеспечению сохранности жилищного фонда социального назначения независимо от формы собственности; 4) устанавливают плату за социальное жилье в соответствии со статьей 28 настоящего Закона; 5) принимают решение о проведении реконструкции, капитального ремонта, переоборудования нежилых домов в жилые или снос непригодных для проживания жилых домов из жилищного фонда социального назначения; 6) обеспечивают приспособление жилых домов к нуждам инвалидов и детей-инвалидов, проживающих в них, путем оборудования специальными средствами и приспособлениями подъездов, лестничных клеток и жилья, занимаемого инвалидами или семьями, в которых есть инвалиды и / или дети-инвалиды; 7) ведут учет граждан, имеющих право на получение квартир, усадебных (одноквартирных) жилых домов из жилищного фонда социального назначения, принимают решение о предоставлении этим гражданам социального жилья на основаниях и в порядке, определенных законом; 8) ведут ежегодный мониторинг совокупного дохода граждан, находятся на социальном квартирном учете или уже получили такое жилье; 9) заключают и расторгают договоры социального найма; 10) утверждают в пределах своих полномочий местные программы развития социального жилья, осуществляют контроль за их выполнением; 11) осуществляют иные полномочия в этой сфере согласно закона. Раздел II УЧЕТ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ Статья 10. Основания возникновения у гражданина права постановки на социальный квартирный учет 1. Социальный квартирный учет осуществляется соответствующими органами местного самоуправления по месту жительства граждан (для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, достигшие 16 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, - по месту происхождения или проживания детей такой категории до установления опеки, попечительства, устройства в приемные семьи, детские дома семейного типа, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительство), имеющих право на получение квартир, усадебных (одноквартирных) жилых домов из жилищного фонда социального назначения, после вступления полной гражданской дееспособности соответствии с законом. {Часть первая статьи 10 с изменениями, внесенными Законом N 2394-VI ( 2394-17 ) от 01.07.2010} 2. Правом взятия на социальный квартирный учет пользуются граждане Украины: а) для которых такое жилье является единственным местом проживания либо имеют право на улучшение жилищных условий в соответствии с законом; б) среднемесячный совокупный доход которых за предыдущий год с расчете на одного человека в сумме меньше величины опосредованной стоимости найма жилья в данном населенном пункте и прожиточного минимума, установленного законодательством. При определении среднемесячного совокупного дохода учитывается стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи на момент взятия на социальный квартирный учет. Порядок учета стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи, и порядок определения величины опосредованной стоимости найма жилья в населенном пункте ( 682-2008-п ) утверждаются Кабинетом Министров Украины. Правом взятия на социальный квартирный учет также пользуются жители временных приютов для взрослых, граждане, имеющие право на социальную защиту в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом. 3. Пребывание гражданина на социальном квартирном учете не является основанием для отказа ему в постановке на квартирный учет или снятия с квартирного учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или учета лиц, имеющих право на получение жилья < br> (льготных кредитов на строительство и приобретение жилья) за государственными жилищными программами для отдельных категорий граждан, определенных законодательством. 4. Порядок взятия граждан на социальный квартирный учет, их пребывания на таком учете и снятие с него ( 682-2008-п ) утверждается Кабинетом Министров Украины. 5. Предоставление гражданам жилья из жилищного фонда социального назначения осуществляется по решению соответствующего органа местного самоуправления. Такое решение является основанием для заключения соответствующего договора социального найма. Договор социального найма действует до момента возникновения обстоятельств, при которых наниматель социального жилья теряет право на пользования таким жильем. В договоре социального найма обязательно указывается исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия такого договора, определенных настоящим Законом. Статья 11. Право внеочередного получения квартир или усадебных (одноквартирных) жилых домов из жилищного фонда социального назначения 1. Право внеочередного получения квартир или усадебных (одноквартирных) жилых домов из жилищного фонда социального назначения, при наличии у них права на получение такого жилья, имеют: 1) инвалиды войны и лица, приравненные к ним законом, - течение двух лет со дня взятия на социальный квартирный учет, а из них инвалиды I группы из числа участников боевых действий на территории других государств - в течение года; 2) лица, на которых распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" ( 3551-12 ), - в течение двух лет со дня взятия на социальный квартирный учет; 3) бывшие малолетние (которым на момент заключения не исполнилось 14 лет) узники концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, признанных инвалидами от общего заболевания, трудового увечья и по другим причинам; 4) жены (мужья) умерших жертв нацистских преследований, признанных при жизни инвалидами от общего заболевания, трудового увечья и по другим причинам, которые не поженились вторично; 5) лица, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, категории 1 - в течение года со дня взятия на социальный квартирный учет; 6) лица, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, категории 2; 7) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, после завершения пребывания в соответствующих заведениях для таких детей, детском доме семейного типа, приемной семье или завершения срока опеки над такими детьми и в случае отсутствия у таких детей права на жилье, а также лица из их числа при завершении ими срочной службы в Вооруженных Силах Украины или при возвращении их из учреждений , исполняющих наказания в виде лишения свободы, - в течение месяца 8) дети-инвалиды, которые не имеют родителей или родители которых лишены родительских прав и проживающих в учреждениях социальной защиты населения, после достижения совершеннолетия; 9) граждане, незаконно осужденные и впоследствии реабилитированные, в случае невозможности возврата жилого помещения, занимаемого ими раньше; 10) граждане, жилье которых признано в установленном порядке непригодным для проживания или не подлежит ремонту и реконструкции; 11) граждане, с которыми органом местного самоуправления было расторгнут договор социального найма на основании, определенной частью шестой статьи 20 настоящего Закона, но в течение последующих трех лет со дня расторжения договора в них вновь возникло такое право; 12) семьи, имеющие пять и более детей, и в случае рождения у одной женщины одновременно трех и более детей. {Часть первая статьи 11 дополнена пунктом 12 согласно Законом N 1343-VI ( 1343-17 ) от 19.05 .2009} Статья 12. Право первоочередного получения квартир или усадебных (одноквартирных) жилых домов из жилищного фонда социального назначения 1. Право первоочередного получения квартир или усадебных (одноквартирных) жилых домов из жилищного фонда социального назначения, при наличии у них права на получение такого жилья, имеют: 1) участники боевых действий и лица, приравненные к ним законом, а из них участники боевых действий, получивших ранения, контузию или увечье во время участия в боевых действиях или при исполнении обязанностей военной службы, - в течение двух лет со дня принятия на социальный квартирный учет; 2) участники войны и лица, приравненные к ним законом; 3) инвалиды I и II групп; 4) лица, имеющие особые заслуги и особые трудовые заслуги перед Родиной; 5) Герои Украины, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, а также лица, награжденные орденами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР "всех трех степеней, четырьмя и более медалями" За отвагу "; 6) бывшие несовершеннолетние (которым на момент заключения не исполнилось 16 лет) узники концентрационных лагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, а также дети, которые родились в указанных местах принудительного содержания их родителей; 7) бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, лица, которые были насильственно вывезены на принудительные работы на территорию Германии или ее союзников, находились в состоянии войны с бывшим Союзом ССР, или на территории оккупированных Германией других государств, дети партизан, подпольщиков, других участников борьбы с национал- социалистическим режимом в тылу врага, которые в связи с патриотической деятельностью их родителей были подвергнуты репрессиям, физическим расправам, гонениям; 8) лица, реабилитированные согласно Закону Украины "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине" ( 962-12 ); 9) граждане, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний по перечню, который утверждается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере здравоохранения {Пункт 9 части первой статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} 10) семьи и одинокие матери и отцы, имеющие трех или четырех детей, а также в случае рождения у одной женщины одновременно двоих детей {Пункт 10 части первой статьи 12 в редакции Закона N 1343-VI ( 1343-17 ) от 19.05.2009} 11) семьи, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I или II группы; 12) уволенные в запас или в отставку офицеры и военнослужащие Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, создаются Верховной Радой Украины, которые проходили службу по контракту или находились на кадровой военной службе; 13) семьи лиц, погибших при исполнении служебных или общественных обязанностей (в том числе при спасении жизни человека) или на производстве; 14) лица, получившие на производстве травму или профессиональное заболевания, в связи с чем не могут проживать в одной комнате с другими лицами; 15) молодые семьи, где возраст супругов не превышает 35 лет, или неполные семьи, в которых мать (отец) в возрасте до 35 лет, одинокие молодые граждане в возрасте до 35 лет и молодежи ученые в возрасте до 35 лет; 16) семьи с несовершеннолетними детьми; 17) беременные женщины; 18) лица, которые потеряли работоспособность; 19) пенсионеры. Статья 13. Порядок взятия граждан на социальный квартирный учет 1. Взятия граждан на социальный квартирный учет осуществляется по решению органа местного самоуправления на основании их письменного заявления. 2. Взятия граждан на социальный квартирный учет может осуществляться по заявлению лиц, уполномоченных ими на основе письменного доверенности, заверенной в установленном законом порядке. Взятие на социальный квартирный учет недееспособных граждан осуществляется по заявлению опекуна или органа опеки и попечительства. Взятие на социальный квартирный учет детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, достигшие 16 лет, осуществляется по заявлению опекуна, приемных родителей, родителей -воспитателей, администрации учреждения, где проживает ребенок, или органа опеки и попечительства, а лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, - по их заявлению. {Часть вторая статьи 13 дополнена абзацем третьим согласно Законом N 2394-VI ( 2394-17 ) от 01.07 .2010} 3. К заявлению о взятии на социальный квартирный учет прилагаются документы, подтверждающие обоснованность признания в установленном порядке гражданина малообеспеченным и таким, что требует предоставления социального жилья. Исчерпывающий перечень таких документов устанавливается органом местного самоуправления, осуществляет взятия на социальный квартирный учет. 4. Гражданину, подавшему заявление о принятии на социальную квартирный учет, соответствующим органом местного самоуправления, осуществляет взятия на социальный квартирный учет, выдается расписка в получении документов с обязательным указанием их перечня и даты их получения. 5. Решение о взятии на социальный квартирный учет или о отказе в принятии на такой учет принимается органом местного самоуправления, осуществляет взятие на учет, по результатам рассмотрения заявления и других представленных в соответствии с частью третьей настоящей статьи документов не позднее тридцати рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. 6. Орган местного самоуправления, принявший решение о взятия на социальный квартирный учет гражданина, для которого социальное жилье является единственным местом проживания, одновременно, за письменному заявлению указанного гражданина, принимает решение о предоставление ему жилого помещения в социальном общежитии в течение всего срока его пребывания на социальном квартирном учете. 7. Орган местного самоуправления, осуществляющего взятие на социальный квартирный учет, не позднее семи рабочих дней со дня принятия решения о взятии на социальный квартирный учет направляет письменное уведомление с указанием даты постановки на учет, вида и номера очереди или основания отказа в удовлетворении заявления. Орган местного самоуправления заключает с гражданином, для которого социальное жилье является единственным местом проживания, договор найма жилого помещения в социальном общежитии с даты постановки его на учет . Отказ в принятии граждан на социальный квартирный учет может быть обжаловано в судебном порядке. Статья 14. Особенности взятия на социальный квартирный учет граждан без определенного места жительства, имеют право на получение социального жилья 1. Граждане без определенного места жительства обращаются для получение социального жилья в орган местного самоуправления по месту своего нахождения. 2. В день обращения в орган местного самоуправления граждане без определенного места жительства получают направление на безвозмездное временное (до шести месяцев) проживания в временном приюте для взрослых. Отсутствие у гражданина без определенного места жительства документов, удостоверяющих личность, не может быть основанием для отказа ему органом местного самоуправления в предоставлении места во временном приюте для взрослых. Статья 15. Временный приют для взрослых 1. Временные убежища для взрослых строятся (создаются) и содержатся за счет средств местных бюджетов и находятся в коммунальной собственности. 2. Архитектурно-планировочные, технические нормы и санитарно-гигиенические требования к временных приютов для взрослых определяются государственными строительными нормами. 3. В случае отсутствия у жителя временного убежища для взрослых документов, удостоверяющих личность, и актов гражданского состояния соответствующий орган местного самоуправления в течение двух месяцев со дня предоставления ему жилого помещения во временном приюте для взрослых обеспечивает восстановление утраченных гражданином документов за счет средств соответствующего местного бюджета. 4. Порядок восстановления документов для жителей временных приютов для взрослых утверждается Кабинетом Министров Украины ( 415-2007-п ). 5. После получения документов, удостоверяющих личность, и актов гражданского состояния житель временного убежища для взрослых обращается в орган местного самоуправления с заявлением о взятия его на социальный квартирный учет согласно статье 13 настоящего Закона. 6. Гражданин без определенного места жительства может быть выселен из временного убежища для взрослых: 1) по собственному желанию; 2) в случае получения жилого помещения в социальном общежитии или квартиры или усадебного (одноквартирного) жилого дома из жилого фонда социального назначения; 3) по решению суда. Статья 16. Порядок ведения органом местного самоуправления социального квартирного учета граждан 1. Списки граждан для получения социального жилья в порядке общей очереди, очередь или вне размещаются отдельно и подлежат обнародованию. 2. Наряду со списками, указанными в части первой настоящей статьи, размещается порядок предоставления социального жилья. 3. Орган местного самоуправления проводит ежегодный мониторинг доходов граждан, находящихся на социальном квартирном учете, и членов их семей за предыдущий год. Порядок проведения ежегодного мониторинга доходов граждан, находящихся на социальном квартирном учете, и членов их семей ( 682-2008-п ) утверждается Кабинетом Министров Украины. 4. В случае если среднемесячный совокупный доход гражданина, который находится на социальном квартирном учете, и членов его семьи за предыдущие два года подряд в расчете на одного человека изменился и стал выше величину опосредованной стоимости найма < br> жилья в данном населенном пункте, предусмотренную пунктом "б" части второй статьи 10 настоящего Закона, и прожиточный минимум, такое изменение является основанием для снятия указанного гражданина по социальному квартирного учета. Снятие с социального квартирного учета гражданина, который на основании договора найма проживает в социальном общежитии, является основанием для расторжения такого договора найма. 5. За гражданином, который находился на социальном квартирном учета и был снят с такого учета на основании, определенной частью четвертой настоящей статьи, в течение трех лет с дня снятия с учета сохраняется право восстановления в очереди за его < br> номером в этой очереди при условии восстановления права такого гражданина на получение социального жилья в соответствии с частью второй статьи 10 настоящего Закона. 6. Граждане, которые в соответствии с условиями, определенными частью второй статьи 10 настоящего Закона, потеряли право находиться на социальном квартирном учете, при их согласии могут быть включены в списки лиц на получение государственных целевых долгосрочных кредитов на строительство или приобретение жилья. Положение о государственных целевых долгосрочных кредитах на строительство или приобретение жилья утверждается Кабинетом Министров Украине. 7. Социальный квартирный учет граждан, установление очередности, а также распределение жилой площади осуществляются под общественным контролем в соответствии со статьей 17 настоящего Закона с соблюдением гласности. Статья 17. Общественный контроль за распределением социального жилья 1. Общественный контроль за распределением социального жилья осуществляется наблюдательным советом. 2. Наблюдательный совет формируется по принципу равного представительства от органа местного самоуправления, который ведет социальный квартирный учет и осуществляет предоставление социального жилья, общественных организаций, в уставной деятельности которых предусмотрено содействия гражданам, нуждающимся в социальной защите , и представителей предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности. 3. Порядок формирования и деятельности ( 23-2007-п ) наблюдательного совета определяется Кабинетом Министров Украины. Статья 18. Основания для отказа в постановке гражданина на социальный квартирный учет 1. Отказ в принятии гражданина на социальный квартирный учет допускается в случае: 1) непредставление необходимых документов в соответствии с части третьей статьи 13 настоящего Закона; 2) представления документов с поправками; 3) представление документов, которые не подтверждают возможность признание в установленном порядке соответствующего гражданина таким, что требует предоставления социального жилья; 4) представление документов с заведомо ложной информацией, что было установлено органом, который принимает на социальный квартирный учет. 2. Решение об отказе в постановке на социальный квартирный учет должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью первой настоящей статьи. 3. Письменный ответ с решением об отказе в постановке на социальный квартирный учет выдается (направляется) гражданину, подавшему соответствующее заявление, не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения. Статья 19. Снятие гражданина с социальной квартирного учета 1. Гражданин снимается с социальной квартирного учета в случае: 1) представление по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты оснований, определенных частью второй статьи 10 настоящего Закона, дающие право на получение социального жилья; 3) выезда на постоянное место жительства в другой населенный пункта; 4) получения им в установленном порядке кредитов на строительство или приобретение жилья; 5) предоставления ему в установленном порядке земельного участка для строительства частного жилого дома; 6) выявление в документах, которые предоставлялись им в орган, осуществляет взятия на социальный квартирный учет, сведений, не соответствуют действительности, но стали основанием для принятия на социальный квартирный учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего взятия на социальный квартирный учет, при решении вопроса о взятии на социальный квартирный учет. 2. Решение о снятии граждан с социальной квартирного учета принимается органом, по решению которого такой гражданин был взят на социальный квартирный учет, не позднее тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия решение о снятии с социальной квартирного учета. О снятии гражданина с социальной квартирного учета ему сообщается в письменной форме в течение тридцати рабочих дней со указанием причины снятия. Раздел III ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ С ЖИЛИЩНОГО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКИМ ЖИЛЬЕМ Статья 20. Договор социального найма 1. Основанием для заселения жилья из жилого фонда социального назначения является договор найма социального жилья. 2. Договор социального найма - соглашение, оформленное в письменной форме, по которому одна сторона - собственник жилья (наймодатель) передает или обязуется передать другой стороне (нанимателю) жилье для проживания в нем на определенный срок . 3. Договор социального найма заключается между органом местного самоуправления или уполномоченным им органом и нанимателем или уполномоченным им лицом. 4. В договоре социального найма должны быть указаны лица, которые будут проживать вместе с нанимателем. Эти лица приобретают равных с нанимателем права и обязанности по пользованию социальным жильем. Наниматель социального жилья вправе в установленном порядке за письменному согласию всех членов семьи, проживающих вместе с ним, вселить в занимаемое им жилое помещение свою жену, своих детей, родителей. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей указанного согласия не требуется. 5. Орган местного самоуправления, который предоставил социальное жилье, проводит ежегодный мониторинг доходов нанимателя и членов его семьи, проживающих вместе с ним, за предыдущий год. Порядок проведения ежегодного мониторинга доходов нанимателя социального жилья и членов его семьи, проживающих вместе с ним ( 682-2008-п ), утверждается Кабинетом Министров Украины. 6. В случае если среднемесячный совокупный доход нанимателя квартиры или усадебного (одноквартирного) жилого дома с жилищного фонда социального назначения и членов его семьи за предыдущие два года подряд в расчете на одного человека изменился и стал выше величину опосредованной стоимости найма жилья в данном населенном пункте, предусмотренную пунктом "б" части второй статьи 10 настоящего Закона, и прожиточный минимум, такое изменение является основанием для расторжения договора найма социального жилья. 7. В случае расторжения договора найма социального жилья наниматель и члены его семьи, проживающие вместе с ним, обязаны течение трех месяцев со дня расторжения такого договора добровольно освободить предоставленное жилое помещение. В случае несогласия добровольно освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи могут быть выселены по решению суда. 8. Гражданин, которому органом местного самоуправления было расторгнут договор найма квартиры или усадебного (одноквартирного) жилого дома из жилого фонда социального назначения на основании, определенном частью шестой настоящей статьи, в течение следующих трех лет с дня расторжения договора имеет право на включения его в списки на внеочередное получение квартиры или усадебного (одноквартирного) жилого дома из жилого фонда социального назначения при условии восстановления права такого гражданина на получение социального жилья. 9. Договор социального найма может быть расторгнут по требованию нанимателя. По требованию наймодателя договор найма социального жилья может быть расторгнут только по решению суда. 10. Форма типового договора социального найма ( 682-2008-п ) утверждается Кабинетом Министров Украины. Статья 21. Предмет договора найма жилого помещения по жилищного фонда социального назначения 1. Предметом договора найма социального жилья является квартира или усадебный (одноквартирный) жилой дом или жилое помещение в социальном общежитии, а также перечень жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых нанимателю согласно договору найма социального жилья . 2. Предметом договора найма социального жилья не могут быть вспомогательные помещения в многоквартирном жилом доме. 3. Наниматель может заключать отдельные договоры на получение дополнительных жилищно-коммунальных услуг, не включенных в договор социального найма. 4. Жителям временных приютов для взрослых с их согласия может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма жилья или помещения в специализированном доме для бедных и бездомных. Порядок создания специализированного дома для бедных и беспризорных и положения о такой дом утверждаются Кабинетом Министров Украины. 5. Инвалидам и пожилым людям с их согласия может быть предоставлена ??по договору найма квартира или усадебный (одноквартирный) жилой дом из жилищного фонда социального назначения или помещения в специализированном доме для ветеранов войны и труда, граждан пожилого возраста и инвалидов. Порядок создания специализированного дома для ветеранов войны и труда, граждан преклонного возраста и инвалидов, а также положения о такой дом утверждаются Кабинетом Министров Украине ( 76-2007-п ). Статья 22. Порядок предоставления гражданам квартир или усадебных (одноквартирных) жилых домов из жилищного фонда социального назначения 1. Квартиры или усадебные (одноквартирные) жилые дома с жилищного фонда социального назначения предоставляются гражданам, находятся на социальном квартирном учете, в порядке очередности, исходя из времени постановки таких граждан на учет. Право внеочередного и первоочередного получения квартир или усадебных (одноквартирных) жилых домов из жилищного фонда социального назначения имеют граждане, определенные статьями 11 и 12 настоящего Закона. 2. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения органа местного самоуправления. 3. Решение о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма. 4. При предоставлении квартиры или усадебного (одноквартирного) жилого дома из жилого фонда социального назначения гражданину, который имеет частное жилье, учитывается площадь жилого помещения, находящегося в частной собственности этого гражданина или членов его семьи 'й, проживающих вместе с ним. Порядок предоставления социального жилья, а также учета площади жилья, находящегося в частной собственности гражданина, получает квартиру или усадебный (одноквартирный) жилой дом с жилищного фонда социального назначения ( 682-2008-п ), утверждается Кабинетом Министров Украины. Статья 23. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договору социального найма жилья 1. При предоставлении жилых помещений по договору социального найма жилья заселение одной комнаты несовершеннолетними лицами разного пола, за исключением супругов, не допускается, а заселение одной комнаты совершеннолетними лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только при их согласии. 2. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено с превышением нормы жилой площади помещения, если оно представляет собой однокомнатную квартиру или усадебный (одноквартирный) жилой дом или предназначенное для вселения граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний по перечню, утвержденным центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере здравоохранения. {Часть вторая статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} 3. Лицам пожилого возраста, многодетным семьям с несовершеннолетними детьми и соответствующим категориям инвалидов и больных по заключению ЛПУ и по их просьбе жилые помещения предоставляются на нижних этажах или в домах с лифтами. 4. Социальное жилье должно быть оборудовано средствами беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями. Статья 24. Права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма 1. Наймодатель жилого помещения по договору найма социального жилья вправе требовать от нанимателя: 1) своевременного внесения платы за жилье и предоставленные жилищно-коммунальные услуги; 2) соблюдение требований правил эксплуатации жилых помещений и придомовой территории, санитарно-гигиенических и противопожарных правил и других нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунальных услуг; 3) своевременно принимать меры по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, возникли по вине потребителя; 4) доступа в помещения, здания и сооружения в порядке, определенном законом и договором, для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его < br> установки и замены, проведения технических и профилактических обзоров и т.п.. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма жилья имеет и другие права, определенные законодательством и договором социального найма. 2. Наймодатель жилого помещения по договору найма социального жилья, если иное не предусмотрено договором с собственником этого жилья, обязан: 1) предоставить нанимателю обитания жилое помещение, кроме жилых комнат в социальных общежитиях, предназначенных для проживания двух и более лиц; 2) обеспечивать своевременное и надлежащего качества предоставления жилищно-коммунальных услуг согласно законодательству и условиям договора; 3) осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт дома и внутридомовых инженерных сетей, принимать меры по ликвидации аварийных ситуаций, устранению нарушений качества услуг в сроки, установленные договором и / или законодательством; 4) осуществлять согласно законодательству и условиям договора капитальный ремонт дома, относится к жилищному фонду социального назначения, или в случае наличия в многоквартирном жилом доме жилых помещений, относящихся к жилищных фондов различного назначения, - осуществлять регулярные взносы на капитальный ремонт такого дома; 5) платить потребителю жилищно-коммунальных услуг возмещение в размере, определенном договором или законодательством, за превышение нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ; 6) вести учет и принимать меры для удовлетворения требований (претензий) потребителей жилищно-коммунальных услуг в связи с нарушением режима предоставления жилищно-коммунальных услуг, изменением их потребительских свойств и превышением сроков проведения аварийно-восстановительных работ; 7) предоставлять в установленном порядке необходимую информацию о перечень жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуру тарифов, нормы потребления, режим предоставление жилищно-коммунальных услуг, их потребительские свойства и т.п.; 8) своевременно проводить подготовку жилого дома и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период; 9) участвовать в надлежащем содержании и ремонте общего имущества многоквартирного жилого дома, в котором находится переданное внаем жилое помещение; 10) осуществлять приспособления жилых домов к нуждам инвалидов и детей-инвалидов, проживающих в них, путем оборудования специальными средствами и приспособлениями подъездов, лестничных клеток и жилья, занимаемого инвалидами или семьями, в которых есть инвалиды и / или дети-инвалиды. Наймодатель несет и другие обязанности, предусмотренные законодательством и договором социального найма. Статья 25. Права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма 1. Наниматель жилого помещения по договору социального найма жилья имеет право в установленном порядке: 1) осуществлять, с согласия совершеннолетних членов семьи, включая временно отсутствующих, обмен занимаемой квартиры или усадебного (одноквартирного) жилого дома из жилого фонда социального назначения с другим нанимателем квартиры или усадебного (одноквартирного) жилого дома из жилого фонда социального назначения с согласия владельцев этого жилья; 2) требовать от наймодателя надлежащего содержания и своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, участия в содержании и ремонте мест общего пользования многоквартирного жилого дома, предоставления коммунальных услуг, а также оборудование специальными средствами и приспособлениями подъездов, лестничных клеток и жилого помещения, если ему или члену его семьи, проживающего вместе с ним, установлен инвалидность; < br> |