З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об охране труда
(Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1992, N 49, ст.668) {Вводится в действие Постановлением ВР N 2695-XII ( 2695-12 ) от 14.10.92, ВВР, 1992, N 49, ст.669} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 196/96-ВР от 15.05.96, ВВР, 1996, N 31, ст. 145 N 783-XIV ( 783-14 ) от 30.06.99, ВВР, 1999, N 34, ст.274 - редакция вступает в силу одновременно с вступлением в силу Законом о Государственном бюджете Украины на 2000 год} {В редакции Закона N 229-IV ( 229-15 ) от 21.11.2002, ВВР, 2003, N 2, ст.10} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1331-IV ( 1331 -15 ) от 25.11.2003, ВВР, 2004, N 14, ст.205 N 1344-IV ( 1344 - 15 ) от 27.11.2003, ВВР, 2004, N 17-18, ст.250 N 2285-IV ( 2285 -15 ) от 23.12.2004, ВВР, 2005, N 7-8, ст.162 N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005, ВВР, 2005, N 17, N 18-19, ст.267 N 3108-IV ( 3108-15 ) от 17.11.2005, ВВР, 2006, N 1, ст.18 N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007, ВВР, 2007, N 34, ст.444 N 345-VI ( 345-17 ) от 02.09.2008, ВВР, 2008, N 42-43, ст.293 N 1454-VI ( 1454-17 ) от 04.06.2009, ВВР, 2009, N 44, ст.654 N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010, ВВР, 2010, N 28, ст.353 N 2367-VI ( 2367-17 ) от 29.06.2010, ВВР, 2010, N 34, ст.486 N 2562-VI ( 2562-17 ) от 23.09.2010, ВВР, 2011, N 6, ст.47 N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011, ВВР, 2011, N 34, ст.343 N 3395-VI ( 3395-17 ) от 19.05.2011, ВВР, 2011, N 50, ст.537 N 3458-VI ( 3458-17 ) от 02.06.2011, ВВР, 2011, N 50, ст.551 N 5459-VI ( 5459 -17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти" в соответствующем падеже согласно Закону N 1454-VI ( 1454-17 ) от 04.06.2009} {В тексте Закона слова "центральный орган исполнительной власти в здравоохранения" и "центральный орган исполнительной власти в области здравоохранения "во всех падежах заменены словами" центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирования государственной политики в сфере здравоохранения "в соответствующем падеже, а слова" центральный орган исполнительной власти в области образования и науки "во всех падежах - словами " центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере образования и науки "в соответствующем падеже, а слова" центральный орган исполнительной власти по надзора за охраной труда "во всех падежах - словами " центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда "в соответствующем падеже согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет основные положения по реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, регулирует при участии соответствующих органов государственной власти отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение понятий и терминов Охрана труда - это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранения жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Работодатель - владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган, независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйствования, и физическое лицо, использующее наемный труд. Работник - лицо, работающее на предприятии, в организации, учреждении и исполняющее обязанности или функции согласно трудовому договором (контрактом). Статья 2. Сфера действия Закона Действие настоящего Закона распространяется на всех юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, и на всех работающих. Статья 3. Законодательство об охране труда Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона, Кодекса законов о труде Украины ( 322 - 08 ), Закона Украины "О общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности" ( 1105-14 ) и принятых соответствии с ними нормативно-правовых актов. Если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные нормы, чем те, что предусмотренные законодательством Украины об охране труда, применяются нормы международного договора. Статья 4. Государственная политика в области охраны труда Государственная политика в области охраны труда определяется соответствии с Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) Верховной Радой Украины и направлена ??на создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеванием. Государственная политика в области охраны труда базируется на принципах: приоритета жизни и здоровья работников, полной ответственности работодателя за создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда; повышение уровня промышленной безопасности путем обеспечения сплошного технического контроля за состоянием производств, технологий и продукции, а также содействия предприятиям в создании безопасных и безвредных условий труда; комплексного решения задач охраны труда на основе общегосударственной, отраслевых, региональных программ по этому вопросу и с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники и охраны окружающей среды; социальной защиты работников, полного возмещения вреда лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление единых требований по охране труда для всех предприятий и субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и видов деятельности; адаптации трудовых процессов к возможностям работника с учетом его здоровья и психологического состояния; использование экономических методов управления охраной труда, участия государства в финансировании мероприятий по охране труда, привлечения добровольных взносов и других поступлений на эти цели, получение которых не противоречит законодательству; информирования населения, проведения обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда; обеспечение координации деятельности органов государственной власти, учреждений, организаций, объединений граждан, решающих проблемы здравоохранения, гигиены и безопасности труда, а также сотрудничества и проведения консультаций между работодателями и работниками (их представителями), между всеми социальными группами при принятии решений по охране труда на местном и государственном уровнях; использования мирового опыта организации работы по улучшения условий и повышения безопасности труда на основе международного сотрудничества.
Раздел II ГАРАНТИИ ПРАВ НА ОХРАНУ ТРУДА Статья 5. Права на охрану труда при заключении трудового договора Условия трудового договора не могут содержать положений, противоречащих законам и иным нормативно-правовым актам по охране труда. При заключении трудового договора работодатель должен проинформировать работника под расписку об условиях труда и о наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, возможных последствиях их влияния на здоровье и о правах работника на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с законодательством и коллективным договора. Работнику не может предлагаться работа, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья. К выполнению работ повышенной опасности и требующих профессионального отбора допускаются лица при наличии заключения психофизиологической экспертизы. Все работники согласно закону подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекших потерю трудоспособности.
Статья 6. Права работников на охрану труда во время работы Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия должны соответствовать требованиям законодательства. Работник вправе отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья или для людей, которые его окружают, или для производственного либо окружающей среды. Он обязан немедленно сообщить об этом непосредственного руководителя или работодателя. Факт наличия такой ситуации при необходимости подтверждается специалистами по охране труда предприятия с участием представителя профсоюза, членом которой он, или уполномоченного работниками лица по вопросам охраны труда (если профессиональный союз на предприятии не создавался ), а также страхового эксперта по охране труда. За период простоя по причинам, предусмотренным частью второй настоящей статьи, которые возникли не по вине работника, за ним сохраняется средний заработок. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если работодатель не выполняет законодательства об охране труда, не соблюдает условий коллективного договора по этим вопросам. В этом случае работнику выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее трехмесячного заработка. Работник, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением нуждается в предоставлении более легкой работы, работодатель должен перевести с согласия работника на такую ??работу на срок, указанный в медицинском заключении, и в случае необходимости установить сокращенный рабочий день и организовать проведение обучения работника по приобретению другой профессии в соответствии с законодательством. На время приостановления эксплуатации предприятия, цеха, участка, отдельного производства или оборудования органом государственного надзора за охраной труда или службой охраны труда за работником сохраняются место работы , а также средний заработок. Статья 7. Право работников на льготы и компенсации за тяжелые и вредные условия труда Работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, бесплатно обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, имеют право на оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращение продолжительности рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию, оплату труда в повышенном размере и другие льготы и компенсации, предоставляются в порядке, определенном законодательством. В случае разъездного характера работы работнику выплачивается денежная компенсация на приобретение лечебно-профилактического питания, молока или равноценных ему пищевых продуктов на условиях, предусмотренных коллективным договором. Работодатель может за свои средства дополнительно устанавливать по коллективным договором (соглашением, трудовым договором) работнику льготы и компенсации, не предусмотренные законодательством. В течение действия заключенного с работником трудового договора работодатель должен, не позднее чем за 2 месяца, письменно информировать работника об изменениях производственных условий и размеров льгот и компенсаций , с учетом тех, которые предоставляются ему дополнительно.
Статья 8. Обеспечение работников спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами На работах с вредными и опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также моющие и обезвреживающие средства. Работники, привлекаемые к разовым работам, связанным с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий, не предусмотренные трудовым договором, должны быть обеспечены указанными средствами. Работодатель обязан обеспечить за свой счет приобретение, комплектование, выдачу и содержание средств индивидуальной защиты согласно нормативно-правовых актов по охране труда и коллективным договора. В случае преждевременного износа этих средств не по вине работника работодатель обязан заменить их за свой счет. При приобретения работником спецодежды, других средств индивидуальной защиты, моющих и обезвреживающих средств за свои средства работодатель обязан компенсировать все расходы на условиях, предусмотренных коллективным договором. Согласно коллективному договору работодатель может дополнительно, сверх установленных норм, выдавать работнику определенные средства индивидуальной защиты, если фактические условия труда этого работника требуют их применения. Статья 9. Возмещение ущерба в случае повреждения здоровья работников или в случае их смерти Возмещение вреда, причиненного работнику вследствие повреждения его здоровья или в случае смерти работника, осуществляется Фондом социального страхования от несчастных случаев соответствии с Законом Украины " Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности " ( 1105 -14 ). Работодатель может за счет собственных средств осуществлять пострадавшим и членам их семей дополнительные выплаты в соответствии с коллективного или трудового договора. За работниками, утратившими трудоспособность в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата на весь период до восстановления трудоспособности или до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности. В случае невозможности выполнения потерпевшим прежней работы проводятся его обучение и переквалификация, а также трудоустройство согласно медицинских рекомендаций. Время пребывания на инвалидности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием зачисляется в стаж работы для назначения пенсии по возрасту, а также в стаж работы с вредными условиями, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях и в льготных размерах в порядке, установленном законом. (Часть четвертая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3108-IV ( 3108-15 ) от 17.11.2005 )
Статья 10. Охрана труда женщин Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и ??на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ, < br> связанных с санитарным и бытовым обслуживанием), а также привлечение женщин к поднятию и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы, согласно перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, предельных норм подъема и перемещения тяжестей, что утверждаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере здравоохранения. Труд беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетнего ребенка, регулируется законодательством. Статья 11. Охрана труда несовершеннолетних Не допускается привлечение несовершеннолетних к труду на тяжелых работах и ??на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, к ночным, сверхурочным работам и работам в < br> выходные дни, а также к поднятию и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы, согласно перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, предельных норм подъема и перемещения тяжелых вещей, утверждаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере здравоохранения. Несовершеннолетние принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра. Порядок трудового и профессионального обучения несовершеннолетних профессий, связанных с тяжелыми работами и работами с вредными или опасными условиями труда, определяется положением, утверждается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере охраны труда. {Часть третья статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Возраст, с которого допускается прием на работу, продолжительность рабочего времени, отпусков и некоторые другие условия труда несовершеннолетних определяются законом. Статья 12. Охрана труда инвалидов Предприятия, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальных программ реабилитации, принимать дополнительные меры безопасности труда, отвечают специфическим особенностям этой категории работников. В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан организовать обучение, переквалификацию и трудоустройства инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время возможно только с их согласия и при условии, что это не противоречит рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии. (Часть третья статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1331-IV ( 1331-15 ) от 25.11.2003)
Раздел III ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 13. Управление охраной труда и обязанности работодателя Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда согласно нормативно-правовых актов, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области охраны труда. С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, а именно: создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции об их обязанностях, правах и ответственности за выполнения возложенных на них функций, а также контролирует их соблюдение; разрабатывает при участии сторон коллективного договора и реализует комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда; обеспечивает выполнение необходимых профилактических мер согласно обстоятельствами; внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требования эргономики, положительный опыт по охране труда и т.п.; обеспечивает надлежащее содержание зданий и сооружений, производственного оборудования, мониторинг за их техническим состоянием; обеспечивает устранение причин, вызывающих несчастные случаев, профессиональных заболеваний, и осуществление профилактических мероприятий, определенных комиссиями по итогам расследования этих причин; организует проведение аудита охраны труда, лабораторных исследований условий труда, оценку технического состояния производственного оборудования, аттестаций рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охраны труда в порядке и сроки, определяемые законодательством, и по их итогам принимает меры к устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов; разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие акты по охране труда, действующие в пределах предприятия (далее - акты предприятия), и устанавливающие правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках, рабочих местах в соответствии с нормативно-правовых актов по охране труда, обеспечивает бесплатно работников нормативно-правовыми актами и актами предприятия по охраны труда; осуществляет контроль за соблюдением работником технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ в соответствии с требованиями по охраны труда; организует пропаганду безопасных методов труда и сотрудничество с работниками в области охраны труда; принимает срочные меры для помощи потерпевшим, привлекает необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования при возникновения на предприятии аварий и несчастных случаев. Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушение указанных требований.
Статья 14. Обязанности работника по соблюдению требований нормативно-правовых актов по охране труда Работник обязан: заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ или во время пребывания на территории предприятия; знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты; проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры. Работник несет непосредственную ответственность за нарушение указанных требований. Статья 15. Служба охраны труда на предприятии На предприятии с количеством работающих 50 и более человек работодатель создает службу охраны труда в соответствии с типовым положения, утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны труда. {Часть первая статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} На предприятии с количеством работающих менее 50 человек функции службы охраны труда могут выполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку. На предприятии с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться специалисты на договорных началах, имеющие соответствующую подготовку. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб. Специалисты службы охраны труда в случае выявления нарушений охраны труда имеют право: выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда ; требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предусмотренных законодательством медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний и не имеют допуска к соответствующим работ или не выполняют требований нормативно-правовых актов по охране труда; приостанавливать работу производства, участка, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, создают угрозу жизни или здоровью работающих; направлять работодателю представление о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда. Предписание специалиста по охране труда может отменить только работодатель. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом. Статья 16. Комиссия по вопросам охраны труда предприятия На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда. Комиссия состоит из представителей работодателя и профессионального союза, а также уполномоченного наемными работниками лица, специалистов по безопасности, гигиене труда и других служб предприятия в соответствии с типовым положением, утверждаемым центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны труда. {Часть вторая статьи 16 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Решения комиссии имеют рекомендательный характер.
Статья 17. Обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий Работодатель обязан за свои средства обеспечить финансирование и организовать проведение предварительного (при принятия на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года. По результатам периодических медицинских осмотров в случае необходимости работодатель должен обеспечить проведение соответствующих оздоровительных мероприятий. Медицинские осмотры проводятся соответствующими учреждениями здравоохранения, работники которых несут ответственность согласно законодательству за соответствие медицинского заключения фактическому состоянию здоровья работника. Порядок проведения медицинских осмотров определяется центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере здравоохранения. Работодатель имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности, а также обязан отстранить его от работы без сохранения заработной платы. Работодатель обязан обеспечить за свой счет внеочередной медицинский осмотр работников: по заявлению работника, если он считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда; по своей инициативе, если состояние здоровья работника не позволяет ему выполнять свои трудовые обязанности. За время прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок. Статья 18. Обучение по вопросам охраны труда Работники при приеме на работу и в процессе работы должны проходить за счет работодателя инструктаж, обучение вопросам охраны труда, оказания первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев и правил поведения в случае возникновения аварии. Работники, занятые на работах с повышенной опасностью или там, где есть потребность в профессиональном отборе, должны ежегодно проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда. Перечень работ с повышенной опасностью утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны труда. {Часть третья статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, при приеме на работу и периодически, один раз в три года, проходят обучение, а также проверку знаний по вопросам охраны труда с участием профсоюзов. Порядок проведения обучения и проверки знаний должностных лиц по вопросам охраны труда определяется типовым положением, утверждается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере охраны труда. {Часть пятая статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Не допускаются к работе работники, в том числе должностные лица, не прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по охраны труда. В случае выявления у работников, в том числе должностных лиц, неудовлетворительных знаний по вопросам охраны труда, они должны в месячный срок пройти повторное обучение и проверку знаний. Изучение основ охраны труда, а также подготовка и повышения квалификации специалистов по охране труда с учетом особенностей производства соответствующих объектов экономики обеспечиваются центральным органом исполнительной власти , что обеспечивает формирования государственной политики в сфере образования и науки, во всех учебных заведениях по программам, согласованным с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда. Статья 19. Финансирование охраны труда Финансирование охраны труда осуществляется работодателем. Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается, наряду с другими источниками финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах. (Действие части второй статьи 19 остановлено на 2005 год в части выделения расходов на охрану труда отдельной строкой согласно Закону N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12.2004 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005) Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 процента < br> от фонда оплаты труда за предыдущий год. {Часть третья статьи 19 в редакции Закона N 3458-VI ( 3458-17 ) от 02.06.2011} (Действие части четвертой статьи 19 остановлено на 2004 год Закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюджетах и ?? составляют не менее 0 , 2 процента от фонда оплаты труда. Суммы расходов по охране труда, относятся к валовым расходам юридического или физического лица, в соответствии с законодательством использует наемный труд, определяются согласно перечню мероприятий и средств по охране труда, утверждается Кабинетом Министров Украины ( 994-2003-п ). Статья 20. Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении В коллективном договоре, соглашении стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышения существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирование указанных мероприятий.
Статья 21. Соблюдение требований по охране труда при проектирования, строительства (изготовления) и реконструкции предприятий, объектов и средств производства Производственные здания, сооружения, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, которые вводятся в действие после строительства (изготовления) или реконструкции, капитального ремонта и т.п., и < br> технологические процессы должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов по охране труда. Проектирование производственных объектов, разработка новых технологий, средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты работающих должны производиться с учетом требований по охране труда. Не допускается изготовление и внедрение новых для данного предприятия технологий и указанных средств без предварительной экспертизы рабочего проекта или рабочей документации на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда. Финансирование этих работ может осуществляться только после получения положительных результатов экспертизы. Экспертиза проектов строительства проводится в соответствии со статьей 31 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" ( 3038-17 ). {Часть вторая статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007, N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Работодатель должен получить разрешение на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (далее - разрешение). Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, выдает разрешения на безвозмездной основе на основании заключения экспертизы состояния охраны труда и безопасности промышленного производства субъекта хозяйствования, проведенной экспертно-техническими центрами, которые принадлежат к сфере управления центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда или независимыми экспертными организациями, которые обеспечивают научно-техническую поддержку государственного надзора в сфере промышленной безопасности и охраны труда. На применение машин, механизмов, оборудования повышенной опасности производитель или поставщик оборудования повышенной опасности получает разрешение до принятия обязательств на поставку. {Часть статьи 21 в редакции Закона N 1454-VI ( 1454-17 ) от 04.06.2009, N 3395-VI ( 3395-17 ) от 19.05.2011 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Порядок ( 1107-2011-п ) выдачи разрешений или отказа в их выдачи, переоформления, выдачи дубликатов, аннулирования разрешений центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, перечни видов работ, машин, механизмов и оборудования повышенной опасности, проведения или эксплуатация (применение) которых требует получения разрешения, и предельные размеры тарифов на проведение экспертизы состояния охраны труда и безопасности промышленного производства субъекта хозяйствования, заключение которой является основанием для выдачи разрешений, устанавливаются Кабинетом Министров Украины. {Часть статьи 21 в редакции Закона N 3395-VI ( 3395-17 ) от 19.05.2011, N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Срок действия разрешения составляет: на выполнение работ или на эксплуатацию машин, механизмов и оборудования повышенной опасности - пять лет (с последующим его продолжением) на применение машин, механизмов и оборудования повышенной опасности - бессрочно. {Часть статьи 21 в редакции Закона N 3395-VI ( 3395-17 ) от 19.05.2011} Основанием для переоформления документа разрешительного характера являются: изменение наименования субъекта хозяйствования - юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица - предпринимателя; изменение местонахождения субъекта хозяйствования. {Часть статьи 21 в редакции Закона N 3395-VI ( 3395-17 ) от 19.05.2011} Основанием для отказа в переоформлении, выдаче дубликата разрешения являются: представления работодателем неполного пакета документов, необходимых для переоформления, выдачи дубликата разрешения согласно установленным законодательством исчерпывающему перечню; выявление в документах, представленных работодателем, недостоверных сведений; изменение идентификационного кода по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) юридического лица или регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика из Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков, указанного в разрешении. {Часть статьи 21 в редакции Закона N 3395-VI ( 3395-17 ) от 19.05.2011} Переоформление, выдача дубликата разрешения осуществляются на безвозмездной основе. {Часть статьи 21 в редакции Закона N 3395-VI ( 3395-17 ) от 19.05.2011} Приобретение права на выполнение работ повышенной опасности и эксплуатации (применения) машин, механизмов и оборудования повышенной опасности может осуществляться на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по охраны труда. Перечни видов работ, машин, механизмов и оборудования повышенной опасности, выполнения или эксплуатация (применение) которых может осуществляться на основании такой декларации, устанавливаются Кабинетом Министров Украины. {Статья 21 дополнена новой частью согласно Закону N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010 с изменениями, внесенными согласно Законом N 3395-VI ( 3395-17 ) от 19.05.2011} Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления на получение разрешения и необходимых документов принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче с указанием оснований, определенных настоящей статьей. {Часть статьи 21 в редакции Закона N 1454-VI ( 1454-17 ) от 04.06.2009} Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, принимает решение об отказе в выдаче разрешения в случае: непредставление работодателем необходимых документов и (или) их оформления с нарушением установленных требований; представление недостоверных сведений или заключения по результатам экспертизы, утвержденного или составлен более чем за год до дня подачи заявления; установление согласно заключению по результатам экспертизы несоответствия объекта экспертизы требованиям законов и других нормативно-правовых актов по охране труда. {Часть статьи 21 в редакции Закона N 1454-VI ( 1454-17 ) от 04.06.2009} Основанием для аннулирования разрешения являются: заявление работодателя или уполномоченного им лица об аннулировании разрешения; прекращения юридического лица (слияние, присоединение, разделение, преобразования или ликвидация) или предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем; выявление в представленных работодателем документах недостоверных сведений о выполнении работ повышенной опасности или эксплуатации (применения) оборудования повышенной опасности, на которые выдано разрешение; повторное нарушение требований законодательства об охране труда время выполнения работ повышенной опасности или эксплуатации (применения) оборудования повышенной опасности, на которые выданы разрешение; возникновения аварии, взрыва, пожара, несчастного случая, если в акте расследования установлено, что причиной такого события стало несоблюдения требований законодательства об охране труда при выполнение работ повышенной опасности или эксплуатации (применения) оборудования повышенной опасности, на которые выданы разрешение; создание препятствий при проведении должностными лицами центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда или его территориального органа проверки соблюдения требований законодательства об охране труда при выполнения работ повышенной опасности или эксплуатации (применения) оборудования повышенной опасности, на которые выданы разрешение. {Статья 21 дополнена новой частью согласно Закону N 3395-VI ( 3395-17 ) от 19.05.2011} Перечень оснований для аннулирования разрешения, приведен в части двенадцатой настоящей статьи, является исчерпывающим. {Статья 21 дополнена новой частью согласно Закону N 3395-VI ( 3395-17 ) от 19.05.2011} Об аннулировании разрешения работодатель сообщается в письменной форме с указанием оснований для аннулирования этого разрешения в течение пяти дней со дня принятия решения органом, который выдал разрешение {Статья 21 дополнена новой частью согласно Закону N 3395-VI ( 3395-17 ) от 19.05.2011}
{Часть статьи 21 исключен на основании Закона N 2367-VI ( 2367 -17 ) от 29.06.2010}
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, публикует информацию обо всех выданных и аннулированных разрешениях в средствах массовой информации. {Часть статьи 21 в редакции Закона N 1454-VI ( 1454-17 ) от 04.06.2009} Экспертиза проектной и другой документации на изготовление и внедрение новых технологий и средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты, регистрация, обзоры, испытания и т.п. производственных объектов объектов, инженерных инфраструктур объектов социально-культурного назначения осуществляются в порядке ( 687-2004-п ), который определяется Кабинетом Министров Украины. {Часть статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Законом N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} В случае если работодатель не получил указанного разрешения, местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, по представлению центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, принимает меры к отмене государственной регистрации этого предприятия в установленном законом порядке при условии, если в течение месяца со времени выявления указанных недостатков работодатель не провел надлежащих мероприятий по их устранению. Технологические процессы, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, химические вещества и их соединения и другая опасная продукция, приобретенные за границей, допускаются в эксплуатацию (к применению) только при условии проведения экспертизы на соответствие их нормативно-правовым актам по охране труда, действующие на территории Украины.
{Часть статьи 21 исключен на основании Закона N 3038-VI ( 3038 -17 ) от 17.02.2011}
Не допускается применение в производстве вредных веществ в случае отсутствия их гигиенической регламентации и государственной регистрации. Все разрешения, предусмотренные настоящей статьей, при осуществлении деятельности в пределах территории исключительной (морской) экономической зоны Украине и на континентальном шельфе на условиях соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции" ( 1039-14 ), предоставляются инвестору в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. {Статья 21 дополнена частью по закону N 2562-VI ( 2562 -17 ) от 23.09.2010 с изменениями, внесенными согласно Законом N 3395-VI ( 3395-17 ) от 19.05.2011} Статья 22. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий Работодатель должен организовывать расследование и вести учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий соответствии с положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины по согласованию с всеукраинскими ' объединениями профсоюзов. По итогам расследования несчастного случая, профессионального заболевания или аварии работодатель составляет акт по установленной форме, один экземпляр которого он обязан выдать пострадавшему или другому заинтересованному лицу не позднее трех дней с момента окончания расследования. В случае отказа работодателя составить акт о несчастном случае или несогласия потерпевшего с его содержанием вопросы решаются должностным лицом органа государственного надзора за охраной труда, решения которой обязательным для работодателя. Решение должностного лица органа государственного надзора за охраной труда может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 23. Информация и отчетность о состоянии охраны труда Работодатель обязан информировать работников или лиц, уполномоченных на осуществление общественного контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов по охране труда, и Фонд социального страхования от несчастных случаев о состоянии охраны труда, причине аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний и о мерах, принятых для их устранения и для обеспечения на предприятии условий и безопасности труда на уровне нормативных требований.
|