З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2010, N 1, ст.2) {С изменениями, внесенными Законом N 3613-VI ( 3613 -17 ) от 07.07.2011, ВВР, 2012, N 8, ст.61 N 5070-VI ( 5070 - 17 ) от 05.07.2012}
Этот Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы регулирования общественных отношений, возникающих в процессе отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, на них < br> размещенных, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов 1. В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении: выкуп земельных участков, других объектов недвижимого имущества для общественных потребностей - передача земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, которые находятся в собственности физических или юридических лиц, с их согласия в государственную или коммунальную собственность для удовлетворения общественных потребностей путем заключения договора купли-продажи или иной сделки в порядке, установленном законом; выкупная цена - стоимость земельного участка (его части), жилого дома, других зданий, сооружений, многолетних насаждений, размещенных на нем, с учетом убытков, причиненных владельцу вследствие выкупа земельного участка, в том числе убытков, будут причинены собственнику в связи с досрочным прекращением его обязательств перед третьими лицами, в частности упущенная выгода; отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости - переход права собственности на земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, размещенных на них, которые находятся в собственности физических или юридических лиц, за плату в государственную или коммунальную собственность путем их выкупа или принудительного отчуждения для нужд государства, территориальной общины, общества в целом; принудительное отчуждение земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, по мотивам общественной необходимости - переход права собственности на земельные участки, другие объекты недвижимого имущества, размещенных на них, которые находятся в собственности физических или юридических лиц, к государству или территориальной громады по мотивам общественной необходимости по решению суда; общественная необходимость - обусловленная общегосударственными интересами или интересами территориальной общины исключительная необходимость, для обеспечения которой допускается принудительное отчуждении земельного участка, других объектов недвижимого имущества, что на нем, в установленном законом порядке; общественная потребность - обусловленная общегосударственными интересами или интересами территориальной общины потребность в земельных участках, в том числе, на которых размещены объекты недвижимого имущества, выкуп которых осуществляется в порядке, установленном законом. Статья 2. Сфера действия настоящего Закона 1. Действие настоящего Закона распространяется на общественные отношения, связанные с выкупом земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для обеспечения общественных потребностей или связанные с принудительным отчуждением указанных объектов недвижимого имущества по мотивам общественной необходимости, если такие потребности не могут быть обеспечены путем использования земель государственной или коммунальной собственности. 2. Действие настоящего Закона не распространяется на общественные отношения, возникают в случае: обращение взыскания на земельный участок, другие объекты недвижимого имущества, размещенных на нем; изъятия (выкупа) земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в государственной и / или коммунальной собственности; возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при выкупе земельных участков для общественных потребностей; заключения других гражданско-правовых соглашений по другим причинам, чем определены статьей 7 настоящего Закона; принудительного отчуждения земельных участков в условиях военного или чрезвычайного положения (реквизиции) конфискации земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них; выкупа памятников истории и культуры, которым грозит повреждения или уничтожения в результате действий или бездействия их владельца; прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать. Статья 3. Объект отчуждения 1. Объектом отчуждения является земельный участок (его часть), жилой дом, другие здания, сооружения, многолетние насаждения, размещенных на нем, которые находятся в собственности физических или юридических лиц. 2. В случае если собственник земельного участка (его части), отчуждается, является также собственником жилого дома, других зданий, сооружений, многолетних насаждений, размещенных на нем, требование о отчуждения земельного участка рассматривается вместе с требованием о прекращения права собственности на указанные объекты. 3. В случае если земельный участок выкупается, и размещенные на нем жилой дом, другие здания, сооружения или многолетние насаждения находятся в собственности нескольких лиц, вопрос о выкупе решается с каждым собственником отдельно. 4. В случае если земельный участок (его часть), отчуждается, жилой дом, другие здания, сооружения, многолетние насаждения, размещенные на нем, находятся в собственности нескольких лиц, вопрос об отчуждении рассматривается с каждым из собственников. 5. В случае если отчуждается часть земельного участка, а остальные ее площади не может рационально использоваться по целевому назначению, по требованию собственника земельного участка отчуждению подлежит весь земельный участок. Статья 4. Принципы отчуждение объектов права частной собственности для общественных потребностей или по мотивам общественной необходимости 1. Физические или юридические лица не могут быть противоправно лишены права частной собственности на земельные участки, другие объекты недвижимого имущества, размещенных на них. 2. Выкуп или принудительное отчуждение земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, допускается на основании и в порядке, установленных настоящим Законом. 3. Выкуп земельных участков для общественных нужд, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, которые находятся в собственности физических или юридических лиц, может осуществляться при условии возмещения их стоимости в соответствии с законом. Принудительное отчуждение земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости при условии предварительного и полного возмещения их стоимости на основании и в порядке, установленных законом. 4. Выкуп земельных участков для общественных нужд, принудительное отчуждения земельных участков по мотивам общественной необходимости осуществляются как исключение с соблюдением требований экологической безопасности, с обеспечением дальнейшего рационального использования земельных участков, в случае если объекты , определенные в статьях 8 и 9 настоящего Закона, можно разместить исключительно на земельных участках, отчуждаются, или если размещение таких объектов на других земельных участках непосредственно нанесет значительные материальные убытков или повлечет негативные экологические последствия соответствующей комитет, обществу или государству в целом. 5. Выкуплена или принудительно отчужден земельный участок не может быть передан в пользование или в собственность физическому или юридическому лицу для целей, не связанных с обеспечением общественных нужд или общественной необходимости, определенных в решении органа государственной власти или органа местного самоуправления об отчуждении указанного земельного участка. 6. Принудительное отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости осуществляется при условии предоставления его владельцу соответственно другого равноценного земельного участка, если иное не согласовано с собственником отчуждаемого земельного участка. 7. Принудительное отчуждение жилого дома (части дома, жилого помещения) в связи с выкупом или принудительным отчуждением земельного участка осуществляется при условии предоставления его владельцу (владельцам) в собственность другого благоустроенного жилого дома ( части дома, жилого помещения) с соблюдением требований, предусмотренных жилищным законодательством, если иное не согласовано с владельцем (владельцами) отчуждаемого жилого дома (части дома, жилого помещения). Статья 5. Порядок определения выкупной цены 1. Выкупная цена включает стоимость земельного участка (его части), жилого дома, других зданий, сооружений, многолетних насаждений, размещенных на нем, с учетом убытков, причиненных собственнику вследствие выкупа земельного участка, в том числе убытков, что будут причинены собственнику в связи с досрочным прекращением его обязательств перед третьими лицами, в частности упущенная выгода, в полном объеме. Размер выкупной цены утверждается решением органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляет выкуп земельного участка, или устанавливается по решению суда. {Абзац первый части первой статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5070-VI ( 5070-17 ) от 05.07.2012} В случае предоставления владельцу другого земельного участка вместо отчужденного в выкупную цену включается стоимость изготовления документации по землеустройству, разработки которой необходимо для получение в собственность такого земельного участка , а также расходы, связанные с государственной регистрацией прав на нее. {Часть вторая статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 5070-VI ( 5070-17 ) от 05.07.2012} 2. Стоимость земельного участка, который отчуждается или передается в собственность вместо отчужденного, определяется на основании его экспертной денежной оценки, проведенной в соответствии с закона. 3. Отчеты по экспертной денежной оценке земельных участков, отчуждаются, подлежат рецензированию, государственной экспертизе землеустроительной документации в случаях и в порядке, определенных законом. 4. Субъекты оценочной деятельности для проведения такой оценки определяются органом исполнительной власти или органом местного самоуправления или лицом, инициировала отчуждения объектов недвижимого имущества в порядке, определенном законом, а стоимость предоставления услуг по рецензированию или проведения государственной экспертизы отчетов по экспертной денежной оценке оплачивается за счет средств соответствующих бюджетов. {Часть четвертая статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5070-VI ( 5070-17 ) от 05.07.2012} 5. В случае если собственник выступает против отчуждения своего недвижимого имущества по оценке, проведенной субъектом оценочной деятельности, определенным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, он может привлечь другого субъекта оценочной деятельности для определения стоимости недвижимого имущества или проведения рецензирования отчета по оценке такого имущества. В этом случае расходы на выполнение таких услуг несет собственник имущества. Статья 6. Финансирование мероприятий по отчуждению земельных участков, других объектов недвижимого имущества, на них размещены, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости 1. Мероприятия по отчуждению земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости осуществляются за счет средств соответствующих < br> бюджетов и средств юридических лиц, инициировавших отчуждения земельного участка, других объектов недвижимого имущества для общественных потребностей. {Часть первая статьи 6 с изменениями, внесенными Законом N 5070-VI ( 5070-17 ) от 05.07.2012} Раздел II ВЫКУП ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА НА НИХ РАЗМЕЩЕННЫХ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД < br> Статья 7. Выкуп земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, для общественных нужд 1. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления соответствии со своими полномочиями и в порядке, определенных настоящим Законом, имеют право выкупа земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для следующих общественных нужд: обеспечение национальной безопасности и обороны; строительство, капитальный ремонт, реконструкция и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, мостов, эстакад, нефте-, газо-и водопроводов, линий электропередачи, связи, аэропортов, нефтяных и газовых терминалов, электростанций) и объектов, необходимых для их эксплуатации; размещения иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств международных организаций в Украины согласно международным договорам Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины ; размещения и обслуживания объектов, связанных с добычей полезных ископаемых; строительство защитных гидротехнических сооружений; строительство и обслуживание нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, необходимых для их эксплуатации, сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства; создание городских парков, строительство дошкольных учебных заведений, площадок отдыха, стадионов и кладбищ; расположения объектов природно-заповедного фонда. 2. Решение о выкупе земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, для общественных нужд, определенных частью первой настоящей статьи, органы исполнительной власти или органы местного самоуправления принимают на основании генеральных планами населенных пунктов и другой градостроительной документации, материалов согласования места расположения таких объектов проектов землеустройства по отводу земельного участка и другой документации по землеустройству, утвержденными в установленном законодательством порядке. {Абзац первый части второй статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5070-VI ( 5070-17 ) от 05.07.2012} Местоположение объекта, под размещение которого осуществляется выкупе земельного участка, других объектов недвижимого имущества, на нем, соглашается в порядке, установленном статьей 151 Земельного кодекса Украины ( 2768-14 ). В случае принятия решения о выкупе или принудительном отчуждении части земельного участка для общественных нужд выделения такой части в отдельный земельный участок осуществляется по соответствующей технической документацией по землеустройству , основанием для разработки которой является нотариально удостоверенное согласие собственника земельного участка на разделение земельного участка или решения суда. {Часть вторая статьи 7 дополнена абзацем третьим согласно Законом N 5070-VI ( 5070-17 ) от 05.07.2012} Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти по выкупу земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, для общественных потребностей 1. Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями и в порядке, определенных настоящим Законом, принимают решения о выкупе земельных участков, других объектов недвижимого имущества, на них размещены (кроме объектов, выкуп которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления), для следующих общественных нужд: обеспечение национальной безопасности и обороны; строительство, капитальный ремонт, реконструкция и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, мостов, эстакад, нефте-, газо-и водопроводов, линий электропередачи, связи, аэропортов, нефтяных и газовых терминалов, электростанций) и объектов, необходимых для их эксплуатации; размещения иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств международных организаций в Украины согласно международным договорам Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины ; размещения и обслуживания объектов, связанных с добычей полезных ископаемых; строительство защитных гидротехнических сооружений; строительство и обслуживание нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, необходимых для их эксплуатации, сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства; расположения объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения. 2. Кабинет Министров Украины принимает решение о выкупе земельных участков, других объектов недвижимого имущества, на них размещены, для обеспечения национальной безопасности и обороны, размещения иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств международных организаций в Украине согласно международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а также для других общественных потребностей, определенных настоящим Законом, если предусматривается место расположение объект объекта на территории Автономной Республики Крым и смежной области или на территории двух и более областей. Совет министров Автономной Республики Крым, областные государственные администрации принимают решения о выкупе земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, для общественных потребностей, если предусматривается место расположения объекта на территории двух или более районов. Районная государственная администрация принимает решение о выкупе земельных участков, других объектов недвижимого имущества, на них размещены, для общественных нужд, если предусматривается место расположения объекта в пределах территории района. Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления по выкупа земельных участков и других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, для общественных потребностей 1. Сельские, поселковые, городские советы, Киевская и Севастопольская городские советы в пределах территории осуществления их полномочий принимают решение о выкупе земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, в порядке, определенном настоящим Законом, для следующих общественных нужд: строительство, капитальный ремонт, реконструкция и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, связанных с обслуживанием соответствии территориальной громады села, поселка, города (дорог, мостов, эстакад, газо-и водопроводов, линий электропередачи, связи, аэропортов, нефтяных и газовых терминалов, электростанций), и объектов, необходимых для их эксплуатации расположения объектов природно-заповедного фонда местного значения; создание городских парков, строительство дошкольных учебных заведений, площадок отдыха, стадионов и кладбищ. Статья 10. Порядок и условия принятия решения о выкупе земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, для общественных нужд 1. Инициатива выкупа земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, для общественных потребностей может принадлежать лишь органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, специальным администрациям по управлению территориями и объектами природно-заповедного фонда, лицам, получили специальное разрешение (лицензию) на пользование недрами, и предприятиям, осуществляющим строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, эксплуатацию объектов транспортной и энергетической < br> инфраструктуры, защитных гидротехнических сооружений и которые согласовали место расположения таких объектов в случаях и в порядке, определенных статьей 151 Земельного кодекса Украины ( 2768-14 ). По результатам рассмотрения предложений субъектов, указанных в абзаце первом части первой настоящей статьи, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в месячный срок с дня поступления такого предложения принимает решение о выкупе земельного участка, других объектов недвижимого имущества, на ней размещены, для общественных потребностей.
{Абзац третий части первой статьи 10 исключен на основании Закона N 3613-VI ( 3613-17 ) от 07.07.2011}
2. Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявший решение о выкупе земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, обязан письменно сообщить об этом их владельца (владельцев) в течение пяти дней со дня принятия такого решения, но не позднее чем за три месяца до их выкупа. Этот срок распространяется также на лиц, которые станут владельцами таких объектов в течение трех месяцев со дня поступления уведомления. 3. Информация (письменное уведомление) направляется владельцу (владельцам) земельного участка, других объектов недвижимого имущества, на нем, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается ему (им) лично под расписку. В случае если место жительства (пребывания или работы) или местонахождение лиц, указанных в части второй настоящей статьи, остается неизвестным, даже после обращения в адресное бюро и < br> органов внутренних дел, о принятом решении о выкупе земельного участка, других объектов недвижимого имущества, на ней размещенных эти лица уведомляются путем размещения соответствующего объявления: в официальном печатном издании, учредителем которого является Кабинет Министров Украины, в случае если такое решение принимает Кабинет Министров Украины; в печатных средствах массовой информации, учредителями которых являются Совет министров Автономной Республики Крым, областная, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, на территории осуществления полномочий которых находится земельный участок выкупается органом местного самоуправления или соответствующим органом исполнительной власти. Владелец (владельцы) земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, считается уведомленным о такой выкуп со дня опубликования указанного объявления. 4. Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязан обеспечить получение владельцем (владельцами) земельного участка, других объектов недвижимого имущества, на ней размещенных отношении которых принято решение об их выкупе, письменного < br> сообщение в объеме, предусмотренном настоящей статьей. 5. В письменном уведомлении, которое направляется владельцу (владельцам) земельного участка, других объектов недвижимого имущества, на нем, подлежащих выкупу для общественных нужд, указывается информация об: объектов выкупа, их местонахождение, а для земельных участков дополнительно - площади, кадастрового номера (при наличии), категории земель; цели выкупа; условий выкупа (ориентировочная выкупная цена, срок выкупа, источник финансирование расходов, связанных с выкупом), а также сведений о земельный участок, другие объекты недвижимого имущества, которые могут быть предоставлены взамен выкупленных; прав и обязанностей собственника (собственников) земельного участка, другого недвижимого имущества, на ней размещены, возникшие в связи с их выкупом согласно закона; сведений о жилой дом, жилое помещение (местонахождение, площадь), предоставляемой взамен выкупленных. К информации (письменного сообщения) прилагается план земельного участка (его части), подлежащего выкупу, и удостоверенная в установленном законом порядке копия решения о его выкупе. Статья 11. Проведение переговоров об условиях выкупа земельного участка, других объектов недвижимого имущества, на нем, для общественных потребностей 1. Владелец (владельцы) земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем в течение одного месяца с дня получения информации (письменного уведомления) по статьей 10 настоящего Закона письменно уведомляет соответствующий орган < br> исполнительной власти или орган местного самоуправления о предоставлении согласия на проведение переговоров об условиях выкупа или отказе от такого выкупа. 2. В случае если на момент принятия решения о выкупе земельный участок, другие объекты недвижимого имущества, размещенных на нем, переданы в аренду и / или залог или владелец земельного участка, подлежит выкупу, не является владельцем других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, к участию в переговорах привлекаются владельцы этих объектов, арендаторы и / или залогодержатели. 3. В случае предоставления владельцем (владельцами) земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, согласия на проведение переговоров об условиях их выкупа представители органа, принявший решение об их выкупе, после получения владельцем (владельцами) этих объектов информации (письменного уведомления) проводят переговоры с собственником (собственниками) земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, по выкупной цены, сроков и других условий выкупа. Статья 12. Порядок выкупа земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, для общественных потребностей 1. Выкуп земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, осуществляется путем заключения договора купли-продажи, который подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. В случае предоставления лицу в собственность земельного участка или иного имущества взамен выкупленного может заключаться договор мены. 2. Выкуп земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, может осуществляться только с согласия их владельцев. В случае достижения согласия относительно выкупа земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, стороны заключают договор купли-продажи (другой сделки, предусматривает передачу права собственности). 3. В случае если в течение одного года со дня принятия решения о выкупе земельного участка, других объектов недвижимого имущества, на нем, для общественных нужд (кроме случаев, когда допускается принудительное отчуждение этих объект объектов по мотивам общественной необходимости) договор купли-продажи (другой сделки, предусматривающей передачу права собственности) с владельцем земельного участка, других объектов недвижимого имущества, на ней размещены, не заключен, такое решение теряет силу. Решение о выкупе земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, для общественных потребностей с оснований, которые допускают принудительное отчуждение этих объектов с мотивам общественной необходимости, теряет силу в случае, если течение одного года со дня принятия решения соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не обратился к суд с иском о принудительном отчуждении этих объект объектов или если решение суда об отказе в удовлетворении этого иска вступило законную силу. В случае прекращения действия решения о выкупе земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, по основаниям, допускающим принудительное отчуждение этих объект объектов по мотивам общественной необходимости, принятие решения о выкупе таких объектов по этим же основаниям допускается не ранее чем через два года. {Абзац третий части третьей статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5070-VI ( 5070-17 ) от 05.07.2012} 4. Собственник земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, по которым органом исполнительной власти или органом местного самоуправления принято решение о выкупе с оснований, допускающим принудительное отчуждение такого имущества мотивам общественной необходимости, обязан содействовать представителям указанных органов и субъектам, уполномоченным на проведение экспертной денежной оценки стоимости такого земельного участка и оценки жилого дома, других зданий, сооружений, многолетних насаждений, размещенных на нем, в определении размера убытков, подлежащих возмещению, доступе к объектам оценки и имеющейся у владельца информации о них. 5. Вместо выкупной цены земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, владельцу таких объектов по его желанию могут быть переданы в собственность другой равноценный земельный участок в пределах территории, на которую распространяются полномочия соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявший решение о выкупе, или другое недвижимое имущество, стоимость которых учитывается при определении выкупной цены. Статья 13. Права собственника земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, по которым принято решение о выкупе для общественных потребностей 1. Собственник земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, по которым органом исполнительной власти или органом местного самоуправления принято решение о выкупе для общественных потребностей, со дня получения информации (письменного сообщение) о выкупе до дня нотариального удостоверения договора купли-продажи (другой сделки, предусматривающей передачу права собственности) и его государственной регистрации имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этими объектами по своему усмотрению , получать доходы и осуществлять расходы, связанные с использованием земельного участка по целевому назначению. 2. Расходы собственника земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, по которым органом исполнительной власти или органом местного самоуправления принято решение о выкупе для общественных потребностей, связанных с новым строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом зданий и сооружений, передачей их в пользование, залог (ипотеку), закладкой многолетних насаждений и проведением других мероприятий, значительно повышающих выкупную цену, при условии, что такие действия совершаются после получения собственником объектов письменного сообщения об их выкупе, не возмещаются. 3. Собственник земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, получивший письменное уведомление о их выкупе для общественных нужд, в случае отчуждения этих объектов на пользу другого лица обязан предупредить такое лицо о выкупе указанных объектов для общественных нужд и уведомить орган, принявший решение об отчуждении. Решение о выкупе земельного участка для общественных нужд сохраняет силу для нового собственника земельного участка. Информирование нового собственника о выкупе соответствующих объектов органом, принявшим решение об их выкупе, в порядке, определенном статьей 10 настоящего Закона, не требуется. Статья 14. Возмещение стоимости земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, которые выкупаются для общественных нужд 1. В случае выкупа земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, для общественных нужд владельцу (владельцам) этого имущества стоимость таких объектов может быть возмещен в денежной форме или может быть предоставлено в собственность другую равноценную земельный участок или объекты недвижимого имущества, стоимость которых учитывается при определении выкупной цены. С согласия собственника (собственников) ему может быть передано в собственность другой земельный участок, другие объекты недвижимого имущества большей стоимости (но не более чем на 10 процентов от их экспертной оценки), предусматривающий выплату владельцем разницы в стоимости такого имущества, или меньшей стоимости, предусматривающий выплату владельцу разницы в стоимости такого имущества. 2. Орган, принявший решение о выкупе земельного участка для общественных нужд, обязан возместить физическим и юридическим лицам - собственникам и пользователям смежных земельных участков убытки, им причиненные вследствие выкупа земельного участка для общественных нужд. Раздел III принудительного отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, РАЗМЕЩЕННЫХ НА НИХ, С МОТИВАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ Статья 15. Основания для принудительного отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, на них размещены, по мотивам общественной необходимости 1. В случае неполучения согласия собственника земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, с выкупом этих объектов для общественных нужд указанные объекты могут быть принудительно отчуждены в государственную или коммунальную собственность только как исключение по мотивам общественной необходимости и исключительно под размещения: объектов национальной безопасности и обороны; линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, мостов, эстакад, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, аэропортов, нефтяных и газовых терминалов, электростанций) и объектов, необходимых для их эксплуатации; объектов, связанных с добычей полезных ископаемых общегосударственного значения; объектов природно-заповедного фонда; кладбищ. 2. Принудительное отчуждение земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, допускается, как исключение, с мотивам общественной необходимости только в случае, если строительство указанных в части первой настоящей статьи объектов предполагается осуществить с применением оптимального варианта с учетом экономических, технологических, социальных, экологических и других факторов. 3. Принудительное отчуждение земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, по мотивам общественной необходимости осуществляется по решению суда. Статья 16. Порядок принудительного отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, на них размещены по мотивам общественной необходимости 1. Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об отчуждении земельного участка, в случае недостижения согласия с собственником земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, по их выкупа для общественных потребностей в соответствии с разделом II настоящего Закона обращается в административный суд с иском о принудительном отчуждения указанных объектов. 2. Требование о принудительном отчуждении земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, подлежит удовлетворению, в случае если истец докажет, что строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов, под размещение которых отчуждается соответствующее имущество, является невозможным без прекращения права собственности на такое имущество предыдущего владельца. 3. В случае удовлетворения исковых требований решением суда определяется выкупная цена и порядок ее выплаты, а также перечень и порядок предоставления имущества вместо отчужденного. Одновременно с удовлетворением исковых требований о принудительном отчуждении земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, с мотивам общественной необходимости суд может удовлетворить требования по сносе жилого дома, других зданий , сооружений, многолетних насаждений, расположенных на земельном участке, подлежащих принудительному отчуждению. 4. Решение суда о принудительном отчуждении земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, вместе с документами, подтверждающими предшествующую и полную уплату прежнем собственнику выкупной цены или государственную регистрацию права собственности на < br> недвижимое имущество, предоставленное взамен отчужденного, является основанием для государственной регистрации права собственности государства или территориальной общины на указанные объекты. 5. Предыдущее полное возмещение стоимости земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, в денежной форме осуществляется путем внесения органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявший решение о отчуждения земельного участка, средств на депозит нотариальной конторы в порядке, установленном законом, по месту расположения земельного участка, других объектов недвижимого имущества, на ней размещенных или перечисления средств на указанный владельцем этих объектов банковский счет. Статья 17. Прекращение права собственности на недвижимое имущество в связи с принудительным отчуждением земельного участка по мотивам общественной необходимости 1. Прекращение права собственности на жилой дом, другие здания, сооружения и многолетние насаждения, размещенные на земельном участке, принудительно отчуждаемого по мотивам общественной необходимости, осуществляется в соответствии с законом. Раздел IV ПЕРЕХОД ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, иные объекты недвижимого имущества, размещенных на нем, выкупленных для общественных нужд или принудительно отчужденного С мотивам общественной необходимости, ПОРЯДОК ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОЗВРАТ предыдущий владелец Статья 18. Переход права собственности на отчужденный земельный участок, другие объекты недвижимого имущества, на нем, и порядок их использования 1. Право собственности на земельный участок, другие объекты недвижимого имущества, размещенных на нем, выкупленные для общественных потребностей, переходит к государству или территориальной общины после заключения договора купли-продажи (другой сделки, < br> предусматривает передачу права собственности) и государственной регистрации такого права. Государственная регистрация права собственности государства или территориальной общины на земельный участок, другие объекты недвижимого имущества, на нем, принудительно отчуждены по мотивам общественной необходимости, осуществляется после перечисления предыдущем собственнику выкупной цены в полном объеме, что подтверждается соответствующими расчетными документами, а в случаях, определенных законом, - документом о внесении средств на депозит нотариальной конторы, и / или после возникновения права собственности на недвижимое имущество, предоставленное взамен выкупленного. 2. В случае выкупа земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, для общественных потребностей или их принудительного отчуждения по мотивам общественной необходимости прекращается действие ограничений (обременений) прав на такие объекты , что невозможным их использование для таких нужд. Лица, в пользу которых были установлены ограничения (обременения) прав на отчужденную земельный участок, другие объекты недвижимого имущества, что на ней размещенных вправе требовать возмещения убытков или установления ограничений ( обременений) прав пользователя отчужденного объекта в установленном законом порядке. С момента перехода к государству или территориальной общины права собственности на земельный участок, отчужденную для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости, право аренды, эмфитевзиса, суперфиция по ней прекращается. {Часть вторая статьи 18 дополнена абзацем вторым по Законом N 5070-VI ( 5070-17 ) от 05.07.2012} Государственная регистрация прекращения права пользования земельным участком осуществляется по заявлению органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, которые осуществляют реализацию права собственности государства, территориальной общины на землю , или одной из сторон договора. {Часть вторая статьи 18 дополнен абзацем третьим согласно Законом N 5070-VI ( 5070-17 ) от 05.07.2012} 3. Использования и распоряжения земельным участком, другими объектами недвижимого имущества, размещенных на нем, выкупленными для общественных нужд или принудительно отчужденного по мотивам общественной необходимости, осуществляются в порядке, установленном законом, для обеспечения общественных потребностей, которые стали основанием для выкупа таких объектов. Статья 19. Порядок возврата выкупленных или принудительно отчужденных земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, < br> предыдущему владельцу 1. В случае если потребность в использовании земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, выкупленных для общественных нужд или принудительно отчужденного по мотивам общественной необходимости, отпала, орган, принявший решение о выкуп этих объектов, в течение месяца со дня, когда ему стало известно или должно было стать известно об этом, принимает соответствующее решение. 2. Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявший решение о выкупе земельного участка (его части), других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, обязан течение месяца письменно сообщить предыдущего владельца земельного участка (его части), других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, или их наследника (правопреемника) о том, что общественная потребность в использовании этих объектов отпала. В случае если местожительство (местонахождение) указанных лиц неизвестно, их сообщения осуществляется в порядке, определенном частью третьей статьи 10 настоящего Закона. 3. Выкуплены или принудительно отчуждены земельный участок (его часть), другие объекты недвижимого имущества, размещенных на нем, могут быть выкуплены предыдущим владельцем согласно его заявлению (ходатайством) и по цене, установленной на При возвращении таких объектов в собственность, в порядке, определенном законом. Указанная заявление (ходатайство) должно быть подано в течение шести месяцев со дня получения такими лицами уведомления, предусмотренного в части второй настоящей статьи, или со дня публикации сообщения в соответствующем печатном средстве массовой информации. 4. В случае если предыдущий владелец или его наследник (правопреемник) отказался от своего права на возвращение в собственность земельного участка (его части), других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, или не сообщил орган, принявший решение о выкупе таких объектов, о своем желании воспользоваться этим правом в течение шести месяцев со дня получения уведомления, указанного в части второй настоящей статьи, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления может принять решение о передаче такого участка (его части), других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, в собственность или пользование другому лицу в порядке, установленном Земельным кодексом Украины ( 2768-14 ). 5. Отказ предыдущего владельца или его наследника (правопреемника) от своего права на возвращение в собственность земельного участка (его части), других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, удостоверяется нотариально. 6. Условия возврата в собственность земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, определяются в договоре, который заключается между органом исполнительной власти или органом местного самоуправления и предыдущим владельцем или его наследником (правопреемником). Раздел V Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Установить, что земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, размещенных на нем, которые находятся в собственности физических или юридических лиц, могут быть выкуплены, принудительно отчуждены для целей, связанных со строительством , капитальным ремонтом, реконструкцией объектов, определенных в Государственной целевой программе подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу, осуществляется по заказу органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и / или финансируется за счет государственного или местных бюджетов, в порядке, определенном Законом Украины "Об организации и проведения финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине" ( 962-16 ). 3. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины: 1) в Земельном кодексе Украины ( 2768-14 ) (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г., N 3-4, ст. 27): в пункте "в" части первой статьи 13, пункте "г" части первой статьи 16, пункте "г" части первой статьи 17 слова "настоящим Кодексом" заменить словом "законом"; часть первую статьи 111 после пункта "с" дополнить новым пунктом следующего содержания: "и) запрета предоставления земельного участка, выкупленного для общественных нужд или принудительно отчужденного по мотивам общественной необходимости, в собственность или пользование для целей, не этаж "связанных с обеспечением общественных нужд, указанных в решении органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о выкупе такого участка". В связи с этим пункт "и" считать пунктом "и"; часть вторую статьи 134 дополнить абзацами десятым и одиннадцатым следующего содержания: "предоставления земельного участка, выкупленного для общественных нужд или принудительно отчужденного по мотивам общественной необходимости для обеспечения таких нужд; предоставлении земельного участка вместо выкупленного для общественных нужд или принудительно отчужденного по мотивам общественной необходимости и возвращения такого земельного участка бывшему собственнику или его наследнику (правопреемнику), в случае если такая необходимость отпала "; пункт "г" части первой статьи 143 изложить в следующей редакции: "г) принудительного отчуждения земельного участка по мотивам общественной необходимости"; статьи 146 и 147 изложить в следующей редакции:
|