Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 10. Повноваження районних рад у галузі земельных отношений
К полномочиям районных советов в области земельных отношений на территории района относится:
а) распоряжение землями на праве совместной собственности соответствующих территориальных общин
б) исключен
в) координация деятельности местных органов земельных ресурсов
г) обеспечение реализации государственной политики в области охраны и использования земель
г) организация землеустройства и утверждение землеустроительных проектов
д) внесение в Верховную Раду Автономной Республики Крым, областные советы предложений об установлении и изменении границ районов, городов;
е) разрешение земельных споров
е 1 ) установление и изменение границ сел, поселков , которые входят в состав соответствующего района
есть) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Комментарий
Общая характеристика. Согласно ч. 4 ст. 140 Конституции Украина, районные советы являются органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов. Следует различать районные советы и районные в городах советы, которые являются различными органами местного самоуправления (см. ст. 11 ЗКУ и комментарий к ней).
Совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и индивидуальные акты в форме решений (ч. 1 ст. 59 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине "). Согласно п. 21 ч. 1 ст. 43 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине " вопросы регулирования земельных отношений решаются районными советами исключительно на их пленарных заседаниях.
К пункту " а ". П. " а " комментируемой статьи предусматривает, что районные советы уполномочены распоряжаться землями общей собственности территориальных общин. На сегодня это положение остается декларативным: в Украина пока не существует не только земель общей собственности территориальных общин, а и земель коммунальной собственности как таковых, поскольку не произошло размежевание земель государственной собственности на земли государственной и коммунальной собственности (см. п. п. 10 - 12 разд. X " Переходные положения " ЗКУ и комментарий к п. п. 10, 11, 12 гл. X " Переходные положения " ЗКУ).
О совместной собственности территориальных общин на землю см.. ст. ст. 86 - 89 ЗКУ и комментарий к ним.
К пункту " в ". Содержание полномочий с " координации деятельности местных органов земельных ресурсов ", предусмотренных в данном пункте, законом четко не определяется. Учитывая то, что между районными советами и местными органами земельных ресурсов отсутствуют отношения подчинения, считаем, что полномочия по " координации " не могут иметь обязательства ' связующего характера и предусматривают только налаживание взаимодействия, информационного обмена, оказание методической помощи и т.д..
Относительно системы органов земельных ресурсов см.. ст. 15 ЗКУ и комментарий к ней.
К пункту " г ". Положение п. " г ", на наш взгляд, носят декларативный характер. " Обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель " более правильно считать задачей, а не полномочиями районных советов.
К пункту " г ". Комментируемое пункт относит к полномочиям районных советов организации землеустройства. Данное положение носит декларативный характер и не подкрепляется ни конкретными предписаниями ЗКУ, ни нормами специального Закона Украины " О землеустройстве ", где в п. " в " ст. 17 просто механически дублируется.
Также в комментируемом пункте отражено полномочия районных советов утверждать землеустроительные проекты, которое детализированное в ст. 186 ЗКУ.
К пункту " д ". Положение п. " д " ст. 10 ЗКУ, согласно которому к компетенции районных советов относится " внесение в Верховную Раду Автономной Республики Крым, областные советы предложений об установлении и изменении границ районов, городов, поселков, сел ", соответствует норме ч. 2 ст. 174 ЗКУ (см. комментарий).
К пункту " е & ; quot;. Комментируемое пункт относит к полномочиям районных советов решения земельных споров. Хотя ч. 2 ст. 158 ЗКУ в принципе предусматривает решения органами местного самоуправления земельных споров " в пределах населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, и соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры о размежевании границ районов в городах ", на наш взгляд, при этом имеются в виду сельские, поселковые и городские советы. Учитывая указанное, считаем положения п. " е " ст. 10 ЗКУ декларативным и таким, что не имеет механизма реализации.
К пункту " является ". Районные советы наделены достаточно широким кругом полномочий в области земельных отношений, непосредственно не упомянутые в ст. 10 ЗКУ. Часть из них перечислены в самом ЗКУ: например, согласно ст. 189 ЗКУ районные советы наделены правом самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель.
Значительный объем полномочий районных советов, которые прямо или косвенно касающихся земельных отношений, предусмотренный ст. 43 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине ". В частности, районные советы вправе (исключительно на своих пленарных заседаниях) утверждать районные бюджеты, вносить в них изменения (п. 17 ст. 43), решать вопрос о предоставлении разрешения на специальное использование природных ресурсов районного значения, а также об отмене такого разрешения (п. 22 ст. 43), принимать решения об организации территорий и ' объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, подлежащих особой охране (п. 24 ст. 43) и другие.