Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 21. Последствия нарушения порядка установления и изменения целевого назначения земель
Общая характеристика. Нарушение порядка изменения целевого назначения земельных участков чаще всего выражаются в самовольном использовании земельных участков не по целевому назначению без применения установленной законодательством (см. ст. 20 ЗКУ и комментарий к ней) процедуры изменения целевого назначения. Также возможны самые отклонения от установленной процедуры изменения целевого назначения земельных участков. Могут быть нарушены материально-правовые предписания, препятствующие изменению целевого назначения земельного участка. Например, участок может быть предоставлен в пользование с нарушением требований градостроительной документации, без соблюдения режима охранных, санитарно-защитных зон и др.. Как представляется, такие нарушения также являются "нарушением порядка" установления и изменения целевого назначения земель.
К пункту "а". О порядке и оснований признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления см.. комментарий к п. "г" ч. 3 ст. 152 ЗКУ.
К пункту "Б". Согласно действующего земельного законодательства Украины, целевое назначение земельного участка в процессе ее отчуждения изменено быть не может, кроме случаев приватизации земельных участков (см. ст. 118 ЗКУ и комментарий к ней). Изменение целевого назначения требует наличия проектной документации, рассматривается в административном порядке (См. ст. 186 ЗКУ и комментарий к ней).
Поэтому, если приобретатель земельного участка желает изменить целевое назначение земельного участка, он может сделать это либо после вступления ее в собственность или обеспечить изменение целевого назначения участка еще до отчуждения. В этом случае отношения будущего приобретателя с владельцем могут быть оформлены предварительным договором (ст. 635 ГКУ), где указывается, что земельный участок будет приобретена после изменения целевого назначения.
Относительно признания недействительными сделок относительно земельных участков см.. комментарий к п. "в" ч. 3 ст. 152, ст. 211 ЗКУ.
В гражданском законодательстве вместо термина "соглашение" употребляется термин "сделка". По содержанию эти термины тождественны.
В настоящее время остается спорным вопрос, к какому виду недействительными сделок - оспариваемых или ничтожных - принадлежат соглашения относительно земельных участков, заключенные с нарушением порядка установления и изменения целевого назначения земельных участков. Напомним, что ничтожная сделка - это такая сделка, недействительность которой установлена требуется (ч. 2 ст. 215 ГКУ). Оспариваемая - договор, недействительность которой прямо не установлена по определенным основаниям (ч. 3 ст. 215 ГКУ).
Комментируемая норма предусматривает для сделок с земельными участками (в том числе, по ГКУ признаются ничтожными) их "признания" недействительными, что характерно для оспариваемых сделок, на что и обращает внимание ряд дослидникив98. С другой стороны, возможность признания сделки недействительной само по себе не означает, что такие соглашения являются оспариваемыми. На наш взгляд, следует считать указанные в п. "б" ст. 21 ЗКУ сделки ничтожными, поскольку соглашения, заключенные с нарушением порядка изменения целевого назначения земельных участков, не соответствуют общей условии действительности сделки - они не отвечают законодательству (ч. 1 ст. 203 ГКУ). Кроме того, на ничтожность таких сделок указывают и п.п. "в" и "г" комментируемой статьи, где применение различных правовых последствий, связанных с нарушением порядка изменения целевого назначения земель, не ставится в зависимость от признания недействительными соответствующих соглашений судом.
Таким образом, следует считать, что п. "б" ст. 21 ЗКУ устанавливает особый способ защиты прав - признание ничтожной сделки недействительной. Считаем, что закрепление такого способа является нецелесообразным, поскольку сама конструкция ничтожности сделки (сделки) направлена от решения суда. Предоставление возможности обращаться в суд с иском о признании ничтожной сделки недействительной - это обременение суда лишним, нужно работой.
До пункту "в". Щодо порядку здійснення "державної реєстрації земельних ділянок" див. ст. 202 ЗКУ та коментар к ней. Существующее на сегодня правовое регулирование государственной регистрации земельных участков не показывает положений п. "в" ст. 21 об отказе в регистрации по основаниям нарушения порядка изменения целевого назначения земельного участка.
Признание" регистрации земельных участков недействительным ", упомянутое в комментируемом пункте, не является эффективным способом защиты нарушенных прав и практически не применяется. Зато используется признание недействительными соглашений об отчуждении или предоставлении в пользование земельных участков, а также признание недействительными правоустанавливающих документов на земельные участки (см. комментарий к предыдущему пункту). Впрочем, последний способ защиты законодательством не предусмотрен, правильно было бы в таких ситуациях заявлять иск о признании права.
До пункту "г". Хоча законодавство не передбачає спеціальної відповідальності за порушення порядку изменения целевого назначения земельных участков, в случае совершения таких нарушений виновные могут быть привлечены практически всех основных видов юридической ответственности.
Так, за певних умов можливе притягнення до кримінальної відповідальності за псування земель (ст. 239 УК Украины), безхозяйственное использования земель (ст. 254 УК Украины), а также к ответственности за преступления в сфере служебной деятельности - злоупотребление властью или служебным положением (ст. 364 УК Украины), служебный подлог (ст. 366 УК Украины) и другие.
В случае нарушения порядка изменения целевого назначения земель может наступать административная ответственность за порчу земель (ст. 52 КоАП), нарушение правил использования земель (Ст. 53 КоАП) и др..
Виновные могут привлекаться к дисциплинарной (ст. ст . 147 - 152 КЗоТ Украина) и материальной ответственности (гл. IX КЗоТ Украины).
Причиненный нарушением порядка изменения целевого назначения земель убытки должны быть возмещены в порядке гражданской (гл. 82 ГКУ) и хозяйственной (гл. 25 ГКУ) ответственности. В случае изменения целевого назначения сельскохозяйственных угодий или лесных земель подлежат взысканию потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (см. ст. ст. 207 - 209 ЗКУ и комментарий к статьям 207, 208, 209 ЗКУ).
При определенных условиях деятельность субъектов Предприятие может быть прекращена путем применения административно-хозяйственной санкции в виде ограничения или приостановление деятельности субъекта хозяйствования (Ст. 246 ГКУ).