Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 25. Приватизація земель державних і комунальних сільськогосподарських підприємств, установ та організацій
1. При приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций земельные участки передаются работникам этих предприятий, учреждений и организаций, работникам государственных и коммунальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, расположенных на территории соответствующего совета, а также пенсионерам из их числа с определением каждому из них земельной доли (пая).
2. Решения о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций принимают органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями по ходатайству работников этих предприятий, учреждений и организаций.
3. Земли в частную собственность лицам, указанным в части первой настоящей статьи, передаются бесплатно.
4. Площадь земель, передаваемых в частную собственность, составляет разницу между общей площадью земель, находившихся в постоянном пользовании сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, и площадью земель, остающихся в государственной или коммунальной собственности (лесной фонд, водный фонд, резервный фонд).
5. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, имеют гарантированное право получить свою земельную долю (пай), выделенную в натуре (на местности).
6. При исчислении размера земельной доли (пая) учитываются сельскохозяйственные угодья, находившиеся в постоянном пользовании государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, за исключением земель, остающихся в государственной и коммунальной собственности. Общий размер исчисленной для приватизации площади сельскохозяйственных угодий делится на количество работников, указанных в части первой настоящей статьи.
7. Стоимость и размеры в условных кадастровых гектарах земельных долей (паев) работников соответствующих предприятий, учреждений и организаций и пенсионеров из их числа являются равными.
Размеры земельных участков, выделяемых для работников государственных и коммунальных учреждений, предприятий и организаций культуры, образования и здравоохранения и пенсионеров из их числа, проживающих в сельской местности или поселках городского типа, не могут превышать норм бесплатной передачи земельных участков гражданам, установленных законом для ведения личного крестьянского хозяйства.
8. Внутрігосподарські шляхи, господарські двори, полезахисні лісосмуги та інші захисні насадження, гідротехнічні сооружения, водоемы и т.п. могут быть в соответствии с настоящим Кодексом переданы в собственность граждан, сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, которые созданы бывшими работниками государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций.
9. Органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в процессе приватизации создают резервный фонд земель по согласованию его места расположения с работниками, указанными в части первой настоящей статьи в размере до 15 процентов площади всех сельскохозяйственных угодий, находившихся в постоянном пользовании соответствующих предприятий, учреждений и организаций.
10. Резервный фонд земель находится в государственной или коммунальной собственности и предназначается для дальнейшего перераспределения и использования по целевому назначению.
Комментарий
Общая характеристика . ЗКУ от 25.10.2001 предусмотрено ранее неизвестное законодательству Украины право граждан на земельную долю (пай) в землях государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий. Такое право следует отличать от права на земельную долю (пай) в землях, переданных в коллективную собственность негосударственным сельскохозяйственным предприятиям (КСП, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам и т.д. - см.. п.п. 16, 17 гл. X "Переходные положения" ЗКУ и комментарий к п. п. 16, 17 гл. X "Переходные положения" ЗКУ). Право на земельную долю (пай) в землях государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий по своей природе является специфическим правом на приватизацию земельного участка государственной или коммунальной собственности. В отличие от права на земельную долю (пай) в землях, переданных в коллективную собственность, такое право на приватизацию имеет личный характер, оно не может быть отчуждено, в т.ч. в порядке наследования.
Недостатком комментируемой статьи является то, что она не определяет соотношение приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий с приватизацией самих предприятий, что может происходить путем преобразования их в коллективные сельскохозяйственные предприятия или в открытые акционерные общества по решению общего собрания (собрания уполномоченных) (ст. 6 Закона Украины "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе"). На наш взгляд, эти процедуры плохо согласуются. Более того, приватизация земель государственных или коммунальных сельскохозяйственных предприятий фактически означает прекращение хозяйственной деятельности предприятия.
Несовершенная конструкция статьи, фактически не определяет процедуры дележки, содержит противоречия с другими актами законодательства в части определения круга лиц, имеющих право на приватизацию (см. комментарий к другим частям статьи), и имеет другие технико-юридические недостатки, привела к тому, что в тех редких случаях, когда статья имеет практическое применение, возникает много споров.
в ч. 1. Комментируемая часть определяет круг субъектов, имеющих право на приватизацию земельных участков. Право на земельную долю (пай) в землях государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, согласно этой норме, предоставляется "работникам этих предприятий, учреждений и организаций, работникам государственных и коммунальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, расположенных на территории соответствующего совета, а также пенсионерам из их числа ". Конструкция данной нормы крайне неудачной. Она не согласована даже с положениями других частей (например, ч. 7) комментируемой статьи, с положениями других актов законодательства (см. ниже). Из-за большого количества лиц, имеют право на приватизацию, и неопределенность процедуры приватизации провести ее, не нарушив чьих-то прав, практически невозможно. Закон не учитывает ситуации, когда после утверждения проекта приватизации, но до выдачи и регистрации государственного акта лицо, имеющее право на приватизацию земельного участка, умерла; ситуаций, когда отдельные лица отказываются получить в собственность земельные участки. Все это делает приватизацию крайне уязвимой для оспаривания.
отношении работников предприятий, учреждений и организаций. Под "работниками предприятий, учреждений и организаций", по нашему мнению, следует понимать как постоянных, так и временных, сезонных работников, поскольку ограничений по признаку срока трудового договора закон не предусматривает.
отношении работников учреждений образования, культуры, здравоохранения и пенсионеров из их числа. В ч. 7 комментируемой статьи, касающейся определения размеров земельных участков, приватизируется, указанные лица описываются как работники "государственных и коммунальных учреждений, предприятий и организаций культуры, образования и здравоохранения и пенсионеров из их числа, проживающих в сельской местности или поселках городского типа ". Таким образом, появляется критерий места жительства. Положение изложенное крайне неудачно, его буквальное прочтение указывает на то, что размер частных лиц, "проживающих в сельской местности или поселках городского типа", ограничивается. Очевидно, имелось в виду другое - что право на приватизацию имеют только эти лица. На наш взгляд, при любом прочтении статьи ограничения круга лиц, имеющих право на приватизацию, по признаку места проживания на момент приватизации противоречит конституционному принципу равенства перед законом, прямо запрещает дискриминацию по этому признаку (Ст. 24 Конституции Украины).
В комментируемой части предусмотрено право на приватизацию только работников государственных и коммунальных учреждений образования. При этом право на приватизацию предоставлено любым работникам, не только педагогическим. Приведенная норма имеет существенные разногласия с положениями ч. 4 ст. 57 Закона Украины "Об образовании", который определяет право на приватизацию земельных участков педагогических работников. Так, названный Закон предоставляет право на приватизацию земель только педагогическим работникам, однако независимо от формы собственности учебного заведения, "а также пенсионерам, которые раньше работали педагогическими работниками в этих населенных пунктах и N 1694-IV от 20.04.2004. То есть Закон внес в различных актов изменения, неодинаковы по содержанию. На наш взгляд, исходя из очевидного назначения внесенных изменений - предоставить дополнительные социальные гарантии определенным лицам, а также из того, что любой гражданин Украины имеет право на приватизацию земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства (П. "в" ч. 3 ст. 116, п. "б" ч. 1 ст. 121 ЗКУ), круг лиц, имеющих право на приватизацию земельных участков, следует рассматривать максимально широко, используя положение и Закона, и ЗК. Как уже отмечалось, на наш взгляд, ограничение круга лиц, имеющих право на приватизацию, является неконституционным.
Право на приватизацию земельных участков работников культуры предусмотрено, кроме комментируемой части, также ч. ч. 2 и 3 ст. 29 Основ законодательства Украины о культуре. Между тем, в приведенной норме такое право предусмотрено только для работников "государственных и коммунальных учреждений, предприятий и организаций культуры, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также пенсионеров из их числа ". Следует признать, что данное положение сужает круг лиц, имеющих право на приватизацию, по признаку места жительства, что, как уже отмечалось, противоречит ст. ст. 24 и 33 Конституции Украины.
Как и в случае с работниками учебных заведений, другой закон - Основы законодательства Украины о здравоохранении - содержит существенные разногласия с комментируемым ч. 1 ст. 25 ЗКУ в части определения права на приватизацию земельных участков. Согласно п. "г" ч. 1 ст. 77 Основ, право на приватизацию имеют "медицинские и фармацевтические работники "независимо от формы собственности учреждения, в котором они работают, и места жительства.
К ч.2. Полномочия по принятию решений о приватизации земельных участков определяются ч. ч. 2 и 3 ст. 25, а также ч. 3 ст. 118 ЗКУ: землями коммунальной собственности распоряжаются местные советы, а государственного - районные, Киевская и Севастопольская городские администрации. Следует также помнить, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями государственной собственности определяются п. 12 разд. X "Переходные положения" ЗКУ.
Комментируемая часть частично регламентирует процедуру приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций. Также положения, регулирующие данную процедуру, содержатся в ч. ч. 3 - 5 ст. 118 ЗКУ. С учетом этих норм, приватизация должна осуществляться в такой последовательности:
ст. 118 ЗКУ). Закон не определяет, какое минимальное количество граждан, имеющих право на приватизацию земельных участков, должен поддержать ходатайство. Из текста названных законодательных актов следует сделать формальный вывод, что с ходатайством может обратиться даже один человек. С другой стороны, из положений ст. 25 ЗКУ следует, состоящий один проект приватизации на все земли предприятия. Исходя из этого, все же считаем, что ходатайство о приватизации должна поддержать большинство лиц, имеющих право на приватизацию
• розгляд клопотання радою або адміністрацією (у місячний термін) та надання дозволу на розробку проекта приватизации (ч. 4 ст. 118 ЗКУ)
организацией
ст. 1861 ЗКУ)
ч. 2 ст. 25 ч. 5 ст. 118 ЗКУ)
и регистрация государственного акта на право собственности на землю, регистрация права собственности на земельный участок (см. ст. ст. 125, 126, 202 ЗКУ и комментарий к статьям 125, 126 ЗКУ).
До ч. 3. Даною нормою передбачено, що приватизація земель державних і комунальних сільськогосподарських предприятий, учреждений и организаций осуществляется бесплатно. Между тем, это не устраняет необходимости понесения заинтересованными лицами расходов на составление проекта приватизации земель, изготовление государственных актов и т.д..
Следует иметь в виду, что на стоимость работ по землеустройству по изготовлению государственных актов ограничения, предусмотренные ст. 1 Закона Украины "О защите конституционных прав граждан на землю", не распространяются. Указанная норма ограничивает только стоимость работ по землеустройству "по изготовлению документов, удостоверяющих право собственности на земельные участки, при выделении в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев) ". Лица же, которые получают земельные участки в порядке ст. 25 ЗКУ, не является "собственниками земельных долей (паев)".
Закон не визначає джерела покриття зазначених витрат. Зазвичай вони фінансуються за рахунок підприємства, приватизируемого или его правопреемников, и за счет граждан, которые приобретают земельные участки в собственность.
В ч. 4. Согласно комментируемой частью, объектом дележки разница "между общей площадью земель, находившихся в постоянном пользовании сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, и площадью земель, остающихся в государственной или коммунальной собственности (лесной фонд, водный фонд, резервный фонд). "Ч. ч. 9, 10 комментируемой статьи содержат положения, определяющие назначение резервного фонда и устанавливают его предельный размер (до 15% от площади сельскохозяйственных угодий).
Необходимо отметить, что специальные положения комментируемой нормы по полной невозможности передачи в частную собственность земель лесного фонда и водного фонда замещают нормы ч. 2 ст. 56 и ч. 2 ст. 59 ЗКУ, которые допускают приватизацию земельных участков этих категорий в размерах в соответствии с 5 га и до 3 га.
Положения комментируемой части не согласуется с нормами ч. 4 ст. 57 Закона Украины "Об образовании", ч. 2 ст. 29 Основ законодательства Украины о культуре, п. "г" ч. 1 ст. 77 Основ законодательства Украины о здравоохранении, которые относят к объекту дележки также земли запаса и резервного фонда, которые могут предоставляться соответственно работникам образования, культуры, охраны здоровья и пенсионерам из их числа (см. ч. 1 и комментарий к ней). Хотя названные нормы предоставляют дополнительные возможности для наделения землей указанных лиц из земель запаса и резервного фонда, они одновременно лишают ясности вопроса об объеме земель, подлежащих распределению (см. также комментарий к ч. ч. 7 и 8 статьи).
ч. 5. Данная часть самостоятельного правовой нагрузки не несет.
В ч. 6. Комментируемое часть следует применять с учетом изложенного в комментарии к ч. ч. 1, 4 и 7 данной статьи, поэтому вычисления размера земельных долей (паев) происходит не совсем так, как описано в ч. 6 ст. 25 ЗКУ. Прежде всего, необходимо определить объем приватизируемых земель. К таким землям, кроме сельскохозяйственных угодий, "которые находились в постоянном пользовании государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, за исключением земель, остающихся в государственной и коммунальной собственности ", могут быть отнесены также земли запаса и резервного фонда, которые могут предоставляться работникам образования, культуры, здравоохранения и пенсионерам из их числа (см. ч. 1 и комментарий к ней).
Затем площадь следует разделить на количество лиц, имеющих право на приватизацию. Если полученная доля в случае ее выделения превышать 2 га, следует выделить работникам образования, культуры, здравоохранения и пенсионерам из их числа доли в размере 2-х га (см. ч. 7 комментируемой статьи и комментарий к ней), и только после этого остальные площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, следует разделить на общее количество других лиц, указанных в ч. 1 статьи (работников и пенсионеров из их числа).
ч. 7. Комментируемая часть устанавливает равенство стоимости земельных участков, приватизируемых работниками предприятий и пенсионерами из их числа. Соответственно, на одну и ту же сумму может приходиться разная площадь земель в зависимости от их качества.
Определение стоимости и размеров частиц в условных кадастровых гектарах самостоятельного практического значения не имеет.
Площадь земельных участков, выделяемых для работников культуры, образования и здравоохранения и пенсионеров из их числа, ограничивается нормой "бесплатной передачи земельных участков гражданам, установленной законом для ведения личного крестьянского хозяйства." П. "б" ч. 1 ст. 121 ЗКУ, ч. 1 ст. 5 Закона Украины "О личном крестьянском хозяйстве" устанавливает такую 'Arial', 'sans-serif'"> В ч. 8. Системное толкование комментируемой нормы свидетельствует о том, что в ней имеется в виду исключительно возможность передачи "в собственность граждан, сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, которые созданы бывшими работниками государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций ", определенных земельных участков т.. "Общего пользования", но отнюдь не объектов, расположенных на этих участках (хозяйственных дворов, насаждений, сооружений, водоемов и т.д.), как буквально говорится в статье.
Комментируемая часть имеет отсылочный характер и сама по себе не является основанием для передачи земель. Сама же передача возможна в общем порядке или путем выкупа участков под объектами недвижимого имущества (ст. 128 ЗКУ), или путем отчуждения на конкурентных принципах (гл. 21 ЗКУ). Возможен также переход права собственности на участки под недвижимостью в случае его отчуждения (см. ст. 120 ЗКУ и комментарий к ней).
ч. 9. Комментируемая часть предусматривает формирование в процессе приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций т.. резервного фонда в размере до 15% "площади всех сельскохозяйственных угодий, находившихся в постоянном пользовании соответствующих предприятий, учреждений и организаций ". При этом местоположение таких земель определяется "по согласованию" с лицами, имеющими право на приватизацию. Способ такого согласования закон не определяет. Как представляется, согласие должны предоставить не менее половины от общего числа лиц, имеющих право на приватизацию. Практически, кроме расположения земель, соглашается и их площадь.
состоянию на 01.04.2006 резервный фонд составлял 3271,4 тыс. га110 .
До ч. 10. Землі резервного фонду спеціально призначаються для перерозподілу, насамперед - в порядку приватизации. Земли резервного фонда не является отдельной категорией земель (ст. 19 ЗКУ), они относятся к ЗСГП. Их также следует отличать от земель запаса. Земли запаса - это земли, "Не предоставленные в собственность или пользование граждан или юридических лиц" (ч. 2 ст. 19 ЗКУ), в то время как земли резервного фонда - это земли, оставленные в государственной собственности при приватизации земель сельскохозяйственных предприятий (ст. 25 ЗКУ). Также земли резервного фонда формировались в Украине во время передачи земель в коллективную собственность (Согласно ст. 5 ЗКУ в ред. 1992 г.). Хотя земли резервного фонда могут находиться в запасе, они также могут быть предоставлены в пользование и в этом случае к землям запаса не будут принадлежать.
Научно-техническим советом Госкомзема 21.08.98 одобрено Рекомендации по порядке перераспределения земель резервного фонда с целью использования их по целевому назначению. Как документ рекомендательного характера они могут быть использованы в части, не противоречащей действующему ЗКУ.