Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 26. Використання земельных участков с мелиоративными системами

Земельные участки, полученные гражданами в результате приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, на которых расположены и функционируют мелиоративные системы, используются совместно на основании соглашения. В случае отсутствия согласия о совместном использовании указанных земельных участков вопрос разрешается в судебном порядке.

Комментарий

статья регламентирует сравнительно узкий круг отношений - По участкам с мелиоративными системами, "полученные гражданами в результате приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий". Формально статья не касается огромных площадей земель с мелиоративными системами, которые были переданы в коллективную собственность и впоследствии паи.

Понятие мелиоративной системы законодательно определено в ст . 1 Закона Украины "О мелиорации земель".

В начале 2002 г. в Украине насчитывалось 5283 тыс. га земельных участков с мелиоративными системами, составляет 12,7 % Всех сельскохозяйственных угодий. Основная часть орошаемых земель сосредоточена в зоне Степи. В АРК орошаемые земли составляют 29,2% пахотных земель, в Херсонской области - 25,6, Запорожской - 13,4, Одесской - 11,2, Николаевской - 11,1%. Осушенных земель всего в западных областях и зоне Полесья: в Ровенской - 41%, Львовской - 39%, Волынской - 38%, Закарпатской - 37% и Ивано-Франковской - 31% пахотных земель112. С этих земель только мизерная часть приходится на приватизированные земли государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий.

Несомненно, существует необходимость обеспечения комплексного, эффективного и рационального использования мелиоративных систем как единого целого. Именно на это направлены положения комментируемой статьи, требуют использовать земельные участки, полученные гражданами в результате приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, на которых расположены и функционируют мелиоративные системы, "совместно на основании соглашения". Специальных требований относительно формы таких сделок закон не устанавливает, поэтому она определяется согласно общим положениям ст. ст. 205 - 209 ГКУ.

Однако эффективность данной нормы является незначительной. Достижение соглашения десятками и сотнями владельцев с противоречивыми интересами проблематично. А сложность судебного процесса с участием десятков и сотен сторон ставит под сомнение его инициирования.

Слід також зважати, що під час паювання земель та майна колективних сільськогосподарських підприємств мелиоративные системы не паювалися (п. 21 Методики уточнения состава и стоимости паевых фондов имущества членов КСП, в том числе реорганизованных, утв. постановлением КМУ от 28.02.2001 N 177). Поскольку в случае ликвидации КСП существовала возможность перехода мелиоративных систем в собственность членов КСП, была серьезной угрозой для их целостности, изменениями Закону Украины "О коллективном сельскохозяйственном предприятии" (п. 8 ст. 31 в ред. от 20.02.2003) было предусмотрено, что мелиоративные системы в составе другого имущества, не подлежало делению, подлежат безвозмездной передаче в коммунальную собственность в порядке, установленном КМУ (см. постановление КМУ от 13.08.2003 N 1253 "Об утверждении Порядка безвозмездной передачи в коммунальную собственность объектов социальной сферы, жилищного фонда, в том числе незавершенного строительства, а также внутрихозяйственных мелиоративных систем коллективных сельскохозяйственных предприятий, не подлежащих делению в процессе реорганизации этих предприятий и переданы на баланс предприятий-правопреемников "). Такое решение привело к образованию ситуации, когда на частных землях находятся коммунальные мелиоративные системы. К сожалению, в этой ситуации владельцы видят большую выгоду в сдаче труб системы на металлолом, чем в ее содержании.

Как результат, в течение последних лет сократились площади мелиорированных земель, ухудшилось их экологическое состояние. На массивах орошения наблюдается подтопление (15 - 20%), вторичное осолонцевания (30 - 40%), засоление (6 - 9%). Около 70% площадей орошается водой 2 и третьего класса (ограниченно пригодной и непригодной). Осушенные земли характеризуются частым срабатыванием торфяного слоя (и даже выходом на поверхность песков, подстилающих торф). В большинстве случаев это вызвано избыточным весом пропашных культур и отсутствием двойного регулирования водного режиму113. Площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий, на которых необходимо осуществить комплексную реконструкцию, составляет 491,5 тыс. га, или 24,2% всех орошаемых земель. Восстановление осушительной сети необходимо выполнить на площади 175,4 тыс. га114.

Для обеспечение эффективного и эколого-безопасного использования мелиорированных земель 02.11.2006 Государственным комитетом Украины по водному хозяйству и Министерством аграрной политики Украины был издан совместный приказ N 206/638 "О Порядке использования мелиоративных фондов и мелиорированных земель". Как представляется, положение утв. приказом Порядка имеют ограниченный эффект, поскольку либо повторяют существующие требования законодательства, или не обеспечены механизмом принудительного обеспечения.

Таким образом, удовлетворительная правовая база для совместного использования земель с мелиоративными системами отсутствует. Действующее законодательство, определяющим правовой режим земельных участков с мелиоративными системами (Закон Украины "О мелиорации земель", ДБН В.2.4-1-99 "Мелиоративные системы и сооружения" и др.), на сожалению, не рассчитано на ситуацию, когда земельные участки с мелиоративными системами разделены на мелкие "кусочки". На наш взгляд, эффективное использование земель в таких условиях вообще невозможно. Нужно законодательно поощрять концентрацию земель с мелиоративными системами у ограниченного круга собственников (или хотя бы пользователей) и не допускать измельчения таких земель в будущем.