Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 34. Землі для сінокосіння і випасання худоби
1. Граждане могут арендовать земельные участки для сенокошения и выпаса скота.2. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут создавать на землях, находящихся в собственности государства или территориальной громады, общественные сенокосы и пастбища.
Комментарий
Общая характеристика. Если большинство других статей данной главы выделены по форме осуществления сельскохозяйственной деятельности (государственные или коммунальные предприятия, фермерские хозяйства, ОСГ), данная статья выделена по виду сельскохозяйственных угодий - сенокосами и пастбищами. Однако данная статья касается только использования этих угодий физическими лицами. Вместе с тем ее положения не означают, что пастбища и сенокосы не могут использоваться юридическими лицами.
Общие основы использования земель для сенокошения и выпаса скота определяются Законом Украины "О растительном мир ". Стоит отметить, что специальное использование природных растительных ресурсов путем сенокошения и выпаса скота владельцев и землепользователей земельных участков разрешения не требует, кроме случаев использования ресурсов, занесенных в Красную и Зеленую книги Украины (ч. 8 ст. 10 Закона).
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона "использование природных растительных ресурсов для выпаса скота и обеспечения других нужд животноводства запрещается, если это может привести к деградации земель, занятых объектами растительного мира, или препятствует их своевременному естественном воспроизведению ".
Формалізація цього положення на сьогодні здійснюється виключно за допомогою методичних та рекомендаційних документов неофициального характера - например, методических рекомендаций по созданию и использованию многолетних культурных пасовищ125, правоустанавливающих нормы площадей пастбищ на одну голову скота тощо126.
К ч.1. Арендовать земельные участки для сенокошения и выпаса скота, несомненно, могут не только граждане Украины, но и иностранцы, лица без гражданства, юридические лица. Это следует из общего принципа свободы договора (п. 3 ч. 1 ст. 3 ГКУ), а также прямо предусмотрено ст. 5 Закона Украины "Об аренде земли".
Сенокосы и пастбища могут быть в составе земель любого сельскохозяйственного предприятия (см. ст. Ст. 24, 28, 31 ЗКУ и комментарии к ст. ст. 24, 28, 31 ЗКУ), в составе земель, используемых для ведения ОСГ (см. ст. 33 ЗКУ и комментарий к ней).
В ч. 2. Общественные сенокосы и пастбища, создание которых предусмотрено комментируемым частью, задуманные, очевидно, как специфическая разновидность земель общего пользования, выделяемых из состава земель государственной и коммунальной собственности.
Общественными пастбищами все заинтересованные физические лица могут пользоваться бесплатно на титуле права общего землепользования (ст. 38 Закона Украины "Об охране окружающей среды "). В то же время использование на данном титуле "общественных сенокосов" проблематично, поскольку заготовка сена невозможна без закрепления определенных территорий за отдельными лицами, что противоречит сущности права общего землепользования (как разновидности общего природопользования). Поэтому, на наш взгляд, норма о "общественные сенокосы "рискует остаться" мертворожденной ".
Землеустроительные и процедурные аспекты создание общественных пастбищ на сегодня регулируются только рекомендательным актом - Рекомендациями по созданию вблизи населенных пунктов из земель запаса и резервного фонда общественных пастбищ для выпаса скота, утв. приказом Госкомзема "Об утверждении рекомендаций по ускорению реформирования аграрного сектора экономики" 30.12.99 N 130127.