Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 58. Склад земель водного фонду

1. К землям водного фонда относятся земли, занятые:

а) морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также острова, не занятыми лесами

б) прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов, кроме земель, занятых лесами

в) гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них

г) береговыми полосами водных путей.

2. Для створення сприятливого режиму водних об'єктів уздовж морів, навколо озер, водосховищ та інших водойм встановлюються водоохранные зоны, размеры которых определяются по проектам землеустройства.

Комментарий

К ч.1 в целом. Согласно ст. 58 ЗКУ, понятие земель водного фонда определяется из-за их состав. Идентичные положения, кроме исключений, касающихся лесов (пп. "а", "б" ч. 1 ст. 58 ЗКУ), помещенные в. 4 ВКУ и п. 2 Порядка пользования землями водного фонда, утв. постановлением КМУ от 13.05.96 N 502.

Земли водного фонда занимают 3,4 млн. га , или 5,6% территории страны, в том числе природные водотоки (реки и ручьи) - 241,6 тыс., озера и лиманы - 874 тыс., ставки - 327,6 тыс., искусственные водохранилища - 797,2 тыс. и болота - 957,1 тыс. . га169.

До пункту "а". Землями водного фонду повинні визнаватися лише земельні ділянки, на яких водні об'єкти постоянно или большую часть года, в отличие от земельных участков, заливаются водой во время, например, весеннего паводка (такие земли, конечно, могут принадлежать к землям водного фонда по другим пунктам комментируемой статьи).

Правовой режим земельных участков, занятых водными объектами, определяется ст. 86 ВКУ и предусматривает (ч. 1 статьи) возможность использования участков дна водных объектов для работ, связанных "Со строительством гидротехнических сооружений, углублением дна для судоходства, добычей полезных ископаемых (кроме песка, гальки и гравия в руслах малых и горных рек), прокладкой кабелей, трубопроводов, других коммуникаций, а также буровых и геологоразведочных работ ". По содержанию процитированной статьи, для других нужд, кроме перечисленных в ней, земельные участки дна водоемов использоваться не могут. Между тем, например, в практике Киевсовета это положение игнорируется - см.., Например, решение Киевского городского совета "О передаче религиозной общине УПЦ парафии в честь Святого Святителя и Чудотворца Николая в Подольском районе г. Киева земельных участков для строительства и обслуживание храмовой постройки на ул. Набережно-Крещатицкой, восьмой (в водной акватории р.Днепр) в Подольском районе г. Киева "N 461/621 от 29.05.2003," О предоставлении и изъятии земельных участков и прекращении права пользования землей "от 10.07.2003 (п. 31 предусматривает предоставление участка непосредственно в акватории реки Днепр).

Действующее законодательство Украины практически никак не определяет правового режима земельных участков, находящихся под водами территориального моря Украины ("прибрежные морские воды шириной 12 морских миль ..." - ст. 5 Закона Украины "О государственной границе Украины"). Между тем, потребность в таком определении есть. В частности, много спорных вопросов возникает при использовании акваторий портов и т.п.. Существенным спецификой правового режима характеризуется континентальный шельф, который, в принципе, также является объектом земельного права и имеет режим земельных участков под водоймами170. Правда, ни законодательство, ни правовая доктрина пока континентальный шельф под таким углом зрения основном не рассматривают.

К пункту" б ". Относительно правового режима прибрежных защитных полос см.. ст. ст. 60 - 62 ЗКУ и комментарий к ст. 60, 61, 62.

К пункту "в". Относительно правового режима земель под "другими водохозяйственными сооружениями и каналами", а также земель, выделенных под полосы отвода для них см.. ст. 63 ЗКУ и комментарий к ней.

К пункту "г". Относительно правового режима земель береговых полос водных путей см.. ст. 64 ЗКУ и комментарий к ней.

К ч.2. По буквальному смыслу закона (учитывая положение ч. 1 комментируемой статьи), только часть (в пределах прибрежных защитных полос) водоохранных зон входит в состав земель водного фонда (прибрежная защитная полоса - это часть водоохранной зоны, см.. ст. 1 ВКУ). Между тем, несомненно, включение земельного участка в водоохранной зоны означает общность ее режима с землями водного фонда.

Згідно із ч. 2 ст. 87 ВКУ, водоохоронна зона є "природоохоронною територією господарської діяльності, Регулируемая ". Правовой режим водоохранных зон определяется чч. 3 - 5 ВКУ.

На основании ч. 5 ст. 87 ВКУ Порядок определения размеров и границ водоохранных зон и режим ведения хозяйственной деятельности в них установлен постановлением КМУ "Об утверждении Порядка определения размеров и границ водоохранных зон и режима ведения хозяйственной деятельности в них "от 08.05.96 N 486.

В Украине существует практический опыт установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос вдоль больших и малых рек, вокруг водохранилищ, озер, прудов и других водоемов за пределами населенных пунктов и в границах сельских населенных пунктов. Такие работы выполнялись Институтом землеустройства УААН, Институтом "Водпроект", другими проектными организациями. Практического опыта работ по установке водоохранных зон вдоль морей, в частности, на территории городов и поселков состоянию еще на 2001 г. не было. Одним из первых примеров таких работ являются работы, выполненные по заказу Одесского городского совета Институтом землеустройства УААН в рамках экспериментального проекта по установлению прибрежных водоохранных защитных полос вдоль Черного моря на территории Одесского завода сельскохозяйственного машиностроения ОАО "Одессельмаш"