Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 57. Використання земель лісогосподарського назначения
1. Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства.2. Порядок использования земель лесного фонда определяется законом.
Комментарий :
К ч. 1. На сегодня упомянутые в комментируемой части "специализированные предприятия" существуют в форме гослесхозов (государственных лесохозяйственных предприятий) и держлисомисгоспив (Гослесоохотхозяйством). Гослесхозы и держлисомисгоспы являются предприятиями, однако одновременно осуществляют определенные государственные функции (интересно, что, например, в РФ лесхозы прямо признаны органами федерального органа лесного господарства160). Например, должностные лица этих предприятий уполномоченные налагать административные взыскания за лесонарушения (ст. 241 КУоАП). Лесхозы делятся на лесничества (технические подразделения), а остальные - на участке. В составе лесхозов также могут существовать производственные цеха и т.п..
К государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, "в которых созданы специализированные подразделения "и которые также могут приобретать земельные участки лесного фонда на праве постоянного пользования, относятся прежде природоохранные учреждения (природные заповедники, национальные парки и т.д.).
По данным Государственного комитета лесного хозяйства (сейчас - Государственное агентство лесных ресурсов Украины) на 2006 г. только в сфере его управления действовало 233 лесохозяйственных предприятия и 51 лесоохотничьих хозяйства, 6 природных заповедников и 3 национальных парка
Законодательство не называет аренду среди возможных правовых форм пользования землями лесного фонда, находящихся в государственной собственности. Вместе с тем, не запрещенная аренда земель лесного фонда, находящихся в частной собственности.
Альтернативой аренде есть землепользования в форме "пользование лесами", которое является производным от права специального лесопользования и, в силу положений закона, специального оформления использования земельного участка не требует - см.. ст. 18 Лесного кодекса Украины. По этой статье, для пользования лесами вполне достаточно оформления права пользования ими. Земельный участок у владельцев или пользователей не удаляется, право пользования земельным участком отдельно не оформляется, хотя использование лесных ресурсов, несомненно, предполагает и использование соответствующих участков.
Ст. 23 Лісового кодексу України передбачає існування лісових сервітутів. Незважаючи на деяку нечіткість норми, видається, що лісовий сервитут - это разновидность земельного сервитута (см. ст. ст. 98 - 102 ЗКУ и комментарий к ст. 98, 99, 100, 101, 102). Об этом свидетельствуют положения ч. ч. 4 - 6 ст. 23 Лесного кодекса Украины.
Використання лісових ресурсів неможливе без використання земельних ділянок, на яких ці ресурси розташовані. Пропонуємо своє бачення того, как в случае использования лесных ресурсов должно решаться вопрос надлежащей правовой формы использования земель.
Способ использования земельных участков лесохозяйственного | Правовое регулирование використання земель | Можливі правові форми використання земель | |
Право общего использования лесных ресурсов (Ст. 66 Лесного кодекса Украины) - право граждан свободно находиться, безвозмездно без выдачи специального разрешения собирать для собственного потребления дикорастущие травяные растения, цветы, ягоды, орехи, грибы и т.п. (в лесах частной собственности - с согласия собственника) | в. 38 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" (предусматривает возможность использования природных ресурсов на праве общего пользования), в. ст. 23 66 Лесного кодекса Украины | Право общего землепользования , специального оформления не требует; право собственности на землю, право землепользования | |
Спеціальне використання лісових ресурсів | заготовка древесины в порядке рубок главного пользования (ст. 70 Лесного кодекса Украины) | ч. 8 в. 70 Лесного кодекса Украины, ч. 1 ст. 57 ЗКУ | Право постоянного землепользования, право собственности на землю |
Заготовка второстепенных лесных материалов (пень, луб, кора, древесная зелень и т.п.) (ст. 72 Лесного кодекса Украины) | ч. 6 ст. 18 Лесного кодекса Украины | Право краткосрочного временного пользования лесами , не требует оформления права на землю | |
побочные лесные пользования (Ст. 73 Лесного кодекса Украины): | |||
Использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреаційних, спортивних, туристичних і освітньо-виховних цілей, потреб мисливського господарства, проведення науково-дослідних робіт (ст. 74, 75 Лісового кодексу Украина) | ч. 3 ст. 18 Лесного кодекса Украины | Право долгосрочного временного пользования лесами , не требует оформления специального права на землю |
До ч. 2.
1. Общая характеристика правового режима земель лесного
Комментируемая часть в вопросе определение "порядка" (режима) использования земель лесного фонда отсылает к "закону". Таким законом в первую очередь является Лесной кодекс Украины и другие акты лесного хозяйства, устанавливают следующие особенности правового режима этой категории земель.
Прежде, основной чертой земель лесохозяйственного назначения, следует из названия данной категории земель, является назначения этих земель для ведения лесного хозяйства . Содержание ведения лесного хозяйства определен ст. 63 Лесного кодекса Украины: оно "заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов. " Использованию лесохозяйственных земель по их целевому назначению законодательство предоставляет приоритет : составной охраны земель является " защиту ... лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд " (п. "б" ч. 1 ст. 164 ЗКУ см.. также комментарий к этой норме) .
На наш погляд, однією із основних особливостей правового режиму земель лісогосподарського призначення є нерозривний зв'язок их использования с лесопользованием .
По Лесным кодексом Украины понятие" лес "как природный комплекс фактически охватывает и земли. С другой стороны, Лесной кодекс Украины (ст. 6) четко разграничивает понятия "земли" и "лесные ресурсы", ведь относит к последним только " ... древесные, технические, лекарственные и другие продукты леса, которые используются для удовлетворения потребностей населения и производства и воспроизводятся в процессе формирования лесных природных комплексов ". К лесным ресурсам также относятся " полезные свойства лесов (способность лесов уменьшать негативные последствия природных явлений, защищать почвы от эрозии, предотвращать загрязнение окружающей природной среды и очищать его, способствовать регулированию стока воды, оздоровлению населения и его эстетическому воспитанию и т. п.), которые используются для удовлетворения общественных потребностей. "Использование лесных ресурсов, однако, невозможно без использования соответствующими землями. В некоторых случаях разрешение на лесопользование фактически является разрешением и на землепользование, и наоборот (см. выше комментарий к ч. 1).
Отношения по осуществлению лесопользования регламентируют, кроме положений Лесного кодекса Украины, такие акты:
Закон Украины "О моратории на проведение сплошных рубок на горных склонах в пихтово-буковых лесах Карпатского региона" от 10.02.2000
утверждении Правил заготовки живицы в лесах Украины "от 08.02.96 N 185
лесов "от 01.03.2007 N 303
Значний вплив на лісокористування та користування землями лісогосподарського призначення мають також Правила пожежної безпеки в лесах Украины, утв. приказом Государственного комитета Украины по лесному хозяйству от 27.12.2004 N 278.
Другой характерной чертой правового режима земель лесного фонда является многофункциональное назначение лесов , т.е. возможность одновременного использования леса разными лицами для различных нужд, например, временное пользование лесами для заготовки второстепенных лесных материалов, побочных лесных пользований и других потребностей осуществляется без изъятия земельных участков у собственника лесов, постоянного лесопользователя на основании специального разрешения (ч. 6 ст. 18 Лесного кодекса Украины).
Существенными особенностями характеризуется управления в отношениях по использованию, охране и воспроизводству земель лесного фонда. Некоторые функции управления существуют параллельно или поглощаются аналогичными функциями по лесов .
Так, планирования использования земель лесохозяйственного назначения осуществляется главным образом в форме лесоустройства , которое, в частности, предусматривает " составления проектов организации и развития лесного хозяйства и осуществление авторского надзора за их выполнением "(п. 13 ст. 46 Лесного кодекса Украины).
Параллельно с земельным кадастром осуществляется учет лесов и ведется государственный лесной кадастр . Государственный лесной кадастр ведется органами лесного хозяйства на основе государственного земельного кадастра (ч. 2 ст. 49 Лесного кодекса Украины) и включает: "1) учет качественного и количественного состояния лесного фонда Украины, 2) разделение лесов на категории в зависимости от основных выполняемых ими функций, 3) денежную оценку лесов (в необходимых случаях) 4) другие показатели " (ст. 51 Лесного кодекса Украины). Порядок ведения государственного лесного кадастра определяется постановлением КМУ от 20.06.2007 N 848.
Функция контроля за использованием земель лесного фонда тесно связана с аналогичной функцией в отношении лесов. Наряду с другими контролирующими органами, создана государственная лесная охрана, "действующего в составе центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства, органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, территориальных органов центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере его управления " (ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Украины). Ч. 2 ст. 89 Лесного кодекса Украины устанавливает, что государственная лесная охрана имеет статус правоохранительного органа. Согласно ч. 3 ст. 89 Лесного кодекса Украины, порядок деятельности государственной лесной охраны и лесной охраны определяется постановлением КМУ "Об утверждении Положения о государственной лесной охране "от 16.09.2009 N 976.
Специально уполномоченным органом в сфере лесного хозяйства является Государственное агентство лесных ресурсов, является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется КМУ через Министра аграрной политики и продовольствия Украина (УП от 09.12.2010 N 1085/2010 "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти"). Важная роль принадлежит также гослесхозам, выполняющие ряд функций управления на землях лесного фонда (планирование, контроль и др..) - см.. выше комментарий к ч. 1 статьи.
Существенными особенностями характеризуется взимания платы за земли лесного фонда. Согласно п. 273.1 НКУ, за лесные земли " взимается как составная платы за использование лесных ресурсов, определяется налоговым законодательством ". В настоящее время такой порядок определен разделом XVII НКУ.
2. Особенности правового режима земельных участков лесного фонда, подвергшихся радиоактивному
Закон Украины "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы" (ч. 2 ст. 2) предусмотрено существование четырех зон с особым правовым режимом ( отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения, усиленного радиоэкологического контроля ).
частности, в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения ведения лесного хозяйства без специального разрешения МЧС Украины запрещается (абз. 7 ч. 2 ст. 12 Закона). С целью повышения путем специализированных лесных приемов и методов устойчивости лесных насаждений, их защитных функций, стабилизации радиационной обстановки в зоне отчуждения и зоне безусловного (обязательного) отселения, предотвращения вынесения радионуклидов за пределы их первоначального распространения, а также использование лесных ресурсов с загрязненных радионуклидами земель в 1992 г. создано Государственное специализированное производственное комплексное лесное предприятие (ДСВКЛП) "Чернобыльлес" (сейчас - Специализированное комплексное ГСП "Чернобыльская Пуща"). В пользовании предприятия находится 240,6 тыс. га, в т.ч. 140,6 тыс. га лесных насаждений и 100 тыс. га залежей в пределах зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения. Предприятие состоит из 7 лесничеств, в состав четырех из них входят лесные пожарные станции. Работы в лесах выполняются в соответствии с утв. постановлением КМУ от 29.04.2002 N 581 Государственной программы "Леса Украины" и "Временных рекомендаций по проведению специализированных эколого-лесоводственных мероприятий в лесах 30-км зоны ЧАЭС", которые согласованы Министерством лесного хозяйства Украины, МЗ Украины и Министерством охраны окружающей природной среды Украины.
Существует многие виды лесополос: снижающие скорость ветра, задерживают снег, повышают влажность и плодородие почвы, препятствуют его смыванию и размывание, улучшают микроклимат, защищают сельскохозяйственные угодья от пыльных бурь и засухи, лесополосы вдоль оросительных каналов и на других участках орошаемых земель, сокращают потери воды от испарения, защищают каналы от засыпания, прибалочные и Приовражное лесополосы тощо164.
Начиная с 50-х годов прошлого века отсутствовала последовательность в определении правового режима лесополос: они признавались то лесами, то нелесных насадженнями165. С принятием новой редакции Лесного кодекса Украины вновь произошли изменения - в соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса, линейные насаждения площадью более 0,1 га принадлежат к лесному фонду.
Сегодня специального правового регулирования требуют прежде отношения по созданию защитных лесополос. В свое время проект защитных насаждений в колхозах был частью проекта внутрихозяйственного землеустройства, предполагалось финансирование создания полезащитных насаждений за государственные средства и на средства колгоспив166. Как представляется, подобный подход должен быть применен и сейчас.
Натомість, поки що, на жаль, господарської структури, що могла б вести догляд та створювати нові лісосмуги, нет. В восьми юго-восточных областях и АРК при местных государственных администрациях целом (согласно данным, опубликованным в 2005 году) работало 102 агролесомелиоратора, физически не могут обеспечить использование и охрану лесов КСП и лесополос