Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 65. Визначення земель промисловості, транспорту, зв'язку, енергетики, оборони та іншого призначення
1. Землями промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения признаются земельные участки, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления соответствующей деятельности.2. Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения устанавливается законом.
Комментарий
В ч. 1. Определяющим в выделении данной категории земель является факт их предоставления для определенных нужд. В силу буквального понимания комментируемой нормы, если земельный участок не предоставлена, но только предназначена для этих самых потребностей планировочной документацией (см. ст. 39 ЗКУ и комментарий к ней), этого недостаточно. Такой подход выглядит непоследовательным (ср. ч. 1 ст. 22 ЗКУ). Под "установленным порядком" понимается одна из предусмотренных гл. 19 - 21 ЗКУ процедура предоставления земельных участков в собственность или в пользование.
Крім того, віднесення земель до даної категорії в багатьох випадках здійснюється, виходячи не стільки с целевого назначения земельного участка, сколько из специфического статуса субъекта, которому она предоставлена
Дана категорія земель поділяється на ряд видів земель в залежності від мети їх надання. Використання земель осуществляется для удовлетворения большого количества разнообразных целей, перечень которых в законодательстве на сегодня не является исчерпывающим. Однако, как отмечал Н. И. Краснов178, это не является препятствием для объединения упомянутых земель в особую категорию земель. Все виды указанных земель характеризуются тем, что они используются для специальных целей несельскохозяйственного характера.
В законодательстве бывшего СССР эта категория земель именовалась "землями специального назначения", "землями специального несельскохозяйственного назначения". Представляется, что приведенные понятия более удачными, чем употребленное сегодня в законодательстве Украины, поскольку, во-первых, более адекватно отражают назначения земель данной категории, избегая неопределенности, порожденной формуле "и другого назначения", во-вторых, более лаконичными и удобными для использования.
В тексте комментируемой нормы буквально говорится о предоставлении земельных участков соответствующего назначения предприятиям, учреждениям, организациям. В связи с этим в практике иногда возникают спорные ситуации179. Считаем, что комментируемое положение нельзя понимать буквально, а потому к субъектному составу можно отнести и различные виды физических лиц, в отношении которых ЗКУ не установлены прямые ограничения по поводу приобретения в собственность или в пользование земельных участков для указанных нужд.
Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения занимают более 1,84 млн. га180.
До ч. 2.
Загальна характеристика порядка (режима) использования земель. Земельные участки, принадлежащие к данной категории земель, характеризуются разнообразным целевым назначением и правовым режимом, что раскрывается в ст. ст. 66 - 77 ЗКУ и других нормативно-правовых актах (см. комментарий к ст. Ст. 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77 ЗКУ). Между тем, на основании законодательства в правовой доктрини181 принято выделять общие черты правового режима земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения. В частности:
- всі земельні ділянки даної категорії земель мають спеціальне несільськогосподарське призначення, что позволило в специальной литературе называть данную категорию земель сокращенно землями специального несельскохозяйственного назначения
- размеры соответствующих участков определяются на основании утв. в установленном порядке норм (для типовых объектов - Железных дорог, автомобильных дорог, линий электропередач, аэродромов, трубопроводов и т.п.) или утв. в установленном порядке проектов (для нетипичных объектов - промышленных предприятий и т.д.), которые, однако, также разрабатываются в соответствии с определенными нормами. Это позволяет выделить такой признак земель специального несельскохозяйственного назначения, как нормирование размеров соответствующих участков. В большинстве отраслей экономики из-за несовершенства нормативов и низкий уровень проектно-технических решений земли используются нерационально. Нормативы отвода земельных участков для нужд промышленности, транспорта, энергетики в 2,5 - 2,7 раза превышают принятые в странах Западной Европи182
- здійснюється внутрішнє та зовнішнє зонування земельних ділянок спеціального несільськогосподарського назначения. Так, вокруг потенциально вредоносных объектов устанавливаются санитарно-защитные зоны, где запрещается жилищное строительство и проживания населения, вокруг потенциально уязвимых объектов - охранные зоны и т.д.
- в определенных случаях территории назначаются для специальных несельскохозяйственных нужд, вообще могут не отводиться как отдельные земельные участки. Речь идет, например, о земельных участках, предназначенных для размещение некоторых линейных объектов (линий связи, электропередач, подземных трубопроводов). Хотя отдельный земельный участок для размещения такого объекта допускают отводится, в связи с размещением объекта режим соответствующей территории претерпит существенных изменений, в частности, устанавливается охранная, санитарно-защитная зона. Может быть установлен земельный сервитут.
Описаны особенности правового режима будут раскрыты ниже при характеристике правового режима отдельных земель в составе данной категории.
Правовой режим земель" другого назначения ". ЗКУ не содержит специальных положений относительно "порядка использования" (правового режима) земель, указанных в комментируемой статье как земли "другого назначения". На наш взгляд, правовой режим земель "другого назначения" имеет общие черты, присущие режиму земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения (см. выше).
Легальное определение данного вида земель и их состав отсутствует. По логике построения ЗКУ, т. с. "Земли другого назначения" - это земли, которые не охватываются определениями других категорий земель и других видов земель в пределах данной категории земель (земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны).
По мнению В . И. Андрейцева183, к землям, которые не нашли отражения в законодательной классификации, можно отнести земли "культового (церковного) фонда, ... космического обеспечения, государственного материального резерва, водно-болотных угодий и торфяного фонда, месторождений полезных ископаемых, охотничьего фонда и повышенной опасности ".
Нормативные положения об особенностях правового режима отдельных земель "другого назначения" разбросаны по многочисленным нормативно-правовым актам.
частности, согласно ч. 3 ст. 4 Закона Украины "О государственном материальный резерв ", земельные участки, на которых размещены объекты системы государственного материального резерва," является государственной собственностью и не подлежат приватизации и другим видам отчуждения ".
Относительно правового режима тех водно-болотных угодий, имеющих международное значение, главным образом как среда обитания водоплавающих птиц см.. комментарий к ч. ч. 1 и 3 ст. 46 ЗКУ.
Особенности правового режима земельных участков, используемых для нужд охотничьего хозяйства, определяются прежде в. 21 Закона Украина "Об охотничьем хозяйстве и охоте".
Особенности правового режима земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, определяются Законом Украины "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы "(см. ст. ст. 169, 170 ЗКУ и комментарий к ст. 169, 170).
Считаем, что к землям "другого назначения" могут быть отнесены также земельные участки, отведенные для размещения полигонов твердых бытовых отходов. Сегодня земельные отношения, возникающие при устройстве и эксплуатации полигонов, регулируются практически исключительно на подзаконном уровне - прежде всего, ДБН В.2.4-2-2005 "Полигоны твердых бытовых отходов. Основные положения проектирования ", где предусмотрены подробные правила размещения полигонов (раздел 2), внутренняя структура и зонирование территории полигона (Пп. 3.10 - 3.56), требования к санитарно-защитной зоны полигона (пп. 3.57 - 6.58), специальные требования к рекультивации земель после закрытия полигона (пп. 3.115 - 3.133). В частности, установлено, что территория полигона делится на следующие элементы: (1) подъездную дорогу, (2) участок складирования твердых бытовых отходов, (3) хозяйственную зону, (4) инженерные сооружения и коммуникации; подробно определяется режим территории каждого из элементов.
Площадь земель под твердыми бытовыми отходами в Украине превышает 3 тыс. га и включает 727 полигонов, из которых 35,5% не соответствуют нормам. Кроме того, много лесов, обочин дорог, строительных площадок превращены в несанкционированные свалки. По оценкам природоохранных органов, площадь земель под такими объектами превышает 160 тыс. га184.
Окремою і достатньо гострою проблемою є правовий режим земельних ділянок, що використовуються Чорноморським флотом Российской Федерации в Украине. Эти участки не подпадают под понятие ни с "типичных" категорий земель, в т. ч. и под понятие земель обороны, поскольку ЧФ РФ не является "военным формированием, созданным в соответствии с законодательством Украины". Такие участки на сегодня фактически находятся вне правового поля Украины, и в настоящее время стоит задача хотя бы об их инвентаризацию. По данным Госземагентства Украины, по состоянию на 01.01.2007 по АРК проинвентаризовано 521 земельный участок, общая площадь которых по уточненным данным составляет 17980,65 га.