Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 69. Землі морського транспорту
1. К землям морского транспорта относятся земли под:
а) морскими портами набережными, площадками, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями, оборудованием, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота
б) гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтные заводы, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами, служебными и культурно-бытовыми зданиями и другими сооружениями, обслуживающими морской транспорт.
2. На подходах к портам (каналам), мостовым, кабельных и воздушных переходов, водозаборных и других объектов в соответствии с законом могут устанавливаться ограничения в использовании земель.
Комментарий :
К ч. 1. Ч. 1 ст. 69 ЗКУ определяет земли морского транспорта через их состав. Аналогично состав земель морского транспорта определяет ч. 1 ст. 25 Закона Украины "О транспорте", однако уже ч. 2 ст. 25 устанавливает исключение, ЗКУ не предусмотрен: по закону, "к землям морского транспорта не относятся территории, насыпаны или намытые в акватории за счет портов." Не совсем понятны мотивы такого положения. В любом случае, при решении вопроса о режиме намытых земель следует исходить из положений ЗКУ, который относит к землям морского транспорта все земли порта. А согласно ч. 1 ст. 74 Кодекса торгового мореплавания Украины, "территорией морского порта является отведенные порту земли. К территории морского порта также принадлежат намытые, насыпаны или созданные с применением других гидротехнических технологий площади, созданные за счет порта и за пользование которыми не взимается плата. "
Размеры и правовой режим соответствующих земельных участков морских портов определяются в каждом конкретном случае проектной документацией.
Сооружения навигационной обстановки является одним из разновидностей гидротехнических сооружений и могут быть размещены как на земельных участках вокруг водного объекта (маяки), так и быть плавучими (Плавучие маяки, буи и т.д.). В таком случае большое значение имеет вопрос о возможности отнесения к землям морского транспорта участков дна водоемов, над которыми находятся и в которых зафиксированы плавучие сооружения навигации. Считаем, что использование земельного участка под плавучими сооружениями навигационной обстановки не столь существенным, чтобы требовать отвода для этих целей земельных участков. Аналогично, вряд ли серьезно можно рассматривать вопрос об отводе участков для размещения светофоров, дорожных знаков и т.п..
Ч. 1 ст. 12 Кодекса торгового мореплавания Украины предусматривает отвода "земли и водного пространства для торгового мореплавания, а также строительства или любой работы в зоне действия навигационного оборудования и морских путей", которое "должно быть согласовано с Министерством транспорта Украины и местными органами власти и самоуправления.".
Применение правил, определяющих правовой режим земельных участков морского транспорта, на сегодня затруднен из-за того, что территории и акватории части морских порты с визначени192.
К ч.2. Закон предусматривает специфический правовой режим земель, прилегающих к землям морского транспорта. Согласно комментируемой норме возможно установление ограничений в использовании земель. Такие ограничения предусмотрены и ч. 3 ст. 25 Закона Украины "О транспорте", согласно которой "сооружения на подходах к портам (каналам) мостовых, кабельных и воздушных переходов, водозаборных и других объектов, а также сооружение радиосистем в зоне радионавигационных объектов согласовывается с администрацией портов. ".