Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 77. Землі оборони
1. Землями обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности военных частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины.
2. Земли обороны могут находиться в государственной и коммунальной собственности.
3. Вокруг военных и других оборонных о ' объектов в случае необходимости создаются защитные, охранные и другие зоны с особыми условиями пользования.
4. Порядок использования земель обороны устанавливается законом.
5. Особенности отчуждения земельных участков, на которых расположены ' объекты недвижимого военного имущества, подлежащих реализации, и земельных участков, которые высвобождаются в процессе реформирования Вооруженных Сил Украины, Государственной специальной службы транспорта, устанавливаются законом.
Средства, полученные от отчуждения таких земельных участков, зачисляются в Государственный бюджет Украины и используются исключительно на нужды обороны в соответствии со сметой Министерства обороны Украины в порядке, определенном Бюджетным кодексом Украины.
Комментарий
В ч. 1. Комментируемая норма определяет земли обороны из-за их состав, при этом исходя фактически с суб ' объектного состава отношений по использованию земель (что, на наш взгляд, не согласуется с положениями о разделе земель на категории " по основному целевому назначению " ст. 19 ЗКУ). Положение комментируемой нормы продублированы в ст. 1 Закона Украины " Об использовании земель обороны ".
Как отмечает А. М. Пащенко, пользователями земель обороны могут быть " учреждения, предприятия, организации и военно-учебные заведения, принадлежащие таким силовым структурами, как Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Служба безопасности, Администрация Государственной пограничной службы, войска Гражданской обороны, а также правоохранительные органы " 200. Такой вывод ученый делает на основании положений ст. 12 Закона Украины " Об обороне Украины ", согласно ч. 1 которой " участие в обороне государства вместе с Вооруженными Силами Украины принимают в пределах своих полномочий также Государственная пограничная служба Украины, Служба безопасности Украины, Министерство внутренних дел Украины, войска Гражданской обороны Украины, другие военные формирования, образованные в соответствии с законами Украины, Государственная специальная служба транспорта, а также соответствующие правоохранительные органы. " По мнению ученого, учитывая изложенное, понятие " земли обороны " и " земли силовых структур " требуют четкого законодательного визначення201.
На 01.01.2007 в использовании силовых структур Украины (Минобороны, МВД, Администрации Госпогранслужбы и Госдепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний) находилось 517,9 тыс.га земель, из них только на 1156 участков площадью 237,8 тыс. га (46%) выданы государственные акты на право постоянного пользования.
Хотя закон прямо не относит пограничную полосу к землям обороны, вне сомнения, земли в пределах этой полосы имеют специфический правовой режим, имеет много общего с режимом земель обороны. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Украины " Об использовании земель обороны ", " земли в пределах пограничной полосы и другие земли, необходимые для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и ограждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций и других об ' объектов, предоставляются в постоянное пользование воинским частям Государственной пограничной службы Украины. " Ч. 2 ст. 22 Закона Украина " О государственной границе Украины " предусмотрено, что " пограничная полоса устанавливается непосредственно вдоль государственной границы Украины на ее сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и других водоемов с учетом особенностей местности и условий, которые определяются Кабинетом Министров Украины. К пограничную полосу не включаются населенные пункты и места массового отдыха населения. " На основании ст. 22 Закона Украины " О государственной границе Украины " КМУ принял постановление от 27.07.98 N 1147 " О пограничном режиме ", которым предусмотрел порядок установления и режим пограничной полосы.
Размеры отдельных земельных участков из состава земель обороны " определяются согласно потребностям на основании утв. в установленном порядке проектно-технической документации " (ч. 2 ст. 2 Закона Украины " Об использовании земель обороны ").
В ч. 2. Особенностью правового режима земель обороны является то, что они могут только в государственной и в коммунальной (под об ' объектами социально-культурного, производственного и жилого назначения) собственности (ч. 2 ст. 77, п. " в " ч. 4 ст. 84 ЗКУ). Закон Украины " Об использовании земель обороны " предусматривает, что земли обороны используются соответствующими суб ' объектами на титуле постоянного пользования (ч. 1 ст. 2), однако также предусматривает (ст. 4) возможность предоставления таких земельных участков во вторичное пользование для сельскохозяйственных нужд: " воинские части по согласованию с органами местного самоуправления или местными органами исполнительной власти и в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, могут позволять физическим и юридическим лицам выращивать сельскохозяйственные культуры, выпасать скот и заготавливать сено на землях, предоставленных им в постоянное пользование ".
Ч. 2 ст. 2 Закона Украины " Об использовании земель обороны " содержит указание на существование особенностей предоставления земельных участков воинским частям под военные и другие оборонные о ' объекты, которые должны определяться КМУ. Сегодня КМУ таких особенностей не определил. Зато действует приказ Министра обороны Украины от 22.12.97 N 483 " Об утверждении " Положение о порядке предоставления в пользование земель (земельных участков) для нужд Вооруженных Сил Украины и основные правила пользования предоставленными землями " и " Руководства по учету земель (земельных участков) в органах квартирно-эксплуатационной службы Вооруженных Сил Украины ".
К ч.3 . Ч. 3 ст. 77 ЗКУ предусмотрено внешнее зонирования земель обороны - создание вокруг оборонительных об ' объектов защитных, охранных и других зон с особыми условиями пользования. К сожалению, специальный Закон Украины " Об использовании земель обороны " (ч. ч. 3, 4 ст. 3) только воспроизвел это положение, НЕ конкретизировав режима соответствующих зон и порядка их установки.
К ч.4. Законом, упомянутым в комментируемой норме, призван стать Закон Украина " Об использовании земель обороны ". Между тем, названный Закон хотя и принят, но практически не имеет регулятивного значения, поскольку являются механическими воспроизведением положений комментируемой ст. 77 ЗКУ и изложением бланкетных норм.
целом следует согласиться с А. М. Пащенко в том, что правовое регулирование правового режима большинства разновидностей земель обороны на сегодня отсутствует, а Закон Украины " Об использовании земель обороны " не соответствует своей назви202. Данный факт следует оценить особенно негативно, учитывая то, что ч. 5 ст. 20 ЗКУ отсылает именно к указанному закону в части определения особенностей правового режима земель обороны.