Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 3. Бюджетный период

1. Бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины, составляет один календарный год, начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года. Непринятие Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете Украины до 1 января соответствующего года не является основанием для установления другого бюджетного периода.

2. Согласно Конституции Украины бюджетный период для Государственного бюджета Украины при особых обстоятельствах может быть иным, чем предусмотрено частью первой настоящей статьи.

Особыми обстоятельствами, при которых Государственный бюджет Украины может быть утвержден на другой, чем предусмотрено частью первой настоящей статьи, бюджетный период, являются:

1) введение военного положения

2) объявление чрезвычайного положения в Украине.

3. В случае утверждения Государственного бюджета Украины на другой, чем предусмотрено частью первой этой статьи, бюджетный период местные бюджеты должны быть утверждены на такой же период.

Комментарий

Статья 96 Конституции Украины установила, что Государственный бюджет Украины утверждается ежегодно Верховной Радой Украины на период с 1 января по 31 декабря, а при особых обстоятельствах - На другой период. Бюджет в большинстве стран принимается на один год. Верховная Рада Украины, как и парламент любой другой страны, дает согласие и одновременно задача исполнительной власти собирать доходы, установленные законодательством, и тратить их на санкционированные потребности только в течение установленного периода, и получил название бюджетного периода, финансового или административного года.

В Украине, как видим, он длится календарный год. Как и в Украине, бюджетный период (год) совпадает с календарным в России, Австрии, Бельгии, Италии и многих других странах. С 1 апреля бюджетный период начинается в Великобритании, Дании, Японии, с 1 июня - в Австралии, Норвегии, Швеции, с 1 октября - в Нигерии и США. Начало бюджетного периода, как правило, приспосабливается к окончанию бюджетной сессии парламента страны, на которой принимается бюджет.

В финансовой практике, особенно при проведении финансового контроля, возникает еще один термин - бюджетный цикл. Бюджетный цикл - это срок деятельности государства или органа местного самоуправления с одним бюджетом на один бюджетный период и охватывает время формирования бюджета, т.е. составление прогнозного проекта и Основ бюджетной политики на следующий период, предложения проекта бюджета в первом чтении в парламенте, рассмотрение проекта, утверждения бюджета и закона о бюджете (или решения), исполнения бюджета и закона о государственном бюджете, контроль за его выполнением в течение года и, наконец, составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. После утверждения отчета об исполнении бюджета завершается бюджетный цикл по бюджету одного периода. Бюджетный цикл длится примерно три года.

Ст. 96 Конституции Украины предусматривает возможность утверждения Верховной Радой Украины бюджет при особых обстоятельствах не только на календарный год, но и на другой период.

Конституция Украины предусматривает и случаи чрезвычайного положения, может быть объявлен Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины (ст. 85 и 106 Конституции Украины). Особыми обстоятельствами, при которых может быть принят бюджет на другой, чем летний, то есть с 1 января по 31 декабря, период, считается введение военного положения, когда Верховная Рада примет решение Президента об объявлении состояния войны, об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины или в случае угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, или принимает в случае необходимости решение о введении в Украине чрезвычайного положения, - с последующим утверждением такого решения Верховной Радой Украины.

Нормы Бюджетного кодекса устанавливают обязательность принятие местных бюджетов на другой период, чем на календарный год, если государственный бюджет будет принят на другой период. Поскольку закон о государственном бюджете содержит виды и размеры помощи (трансфертов) местным бюджетам из местных в государственный, и без принятия закона о государственном бюджете этого сделать невозможно, вполне логично, что местные бюджеты должны приниматься на другой период, чем летний, только после принятия государственного бюджета на аналогичный период.


<Статья 2 | Статья 3 | Статья 4>