Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Статья 4. Состав бюджетного законодательства
1. Бюджетное законодательство состоит из:
1) Конституции Украины;
2) настоящего Кодекса;
3) закона о Государственном бюджете Украина
4) других законов, регулирующих бюджетные отношения, предусмотренных статьей 1 настоящего Кодекса
5) нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, принятых на основании и во исполнение настоящего Кодекса и других законов Украины, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей части статьи
6) нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, принятых на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов Украины и нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 настоящей части статьи
7) решений о местном бюджете
8) решений органов Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, нормативно-правовых актов, предусмотренных пунктами 3, 4, 5, 6 и 7 этой части статьи.
2. Бюджетная система Украины и Государственный бюджет Украина устанавливаются исключительно настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины.
Если другим нормативно-правовым актом бюджетные отношения определяются иначе, чем в этом Кодексе, применяются соответствующие нормы настоящего Кодекса.
Исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются поступления и расходы Государственного бюджета Украины.
3. Если на ратификацию подается международный договор Украины, выполнение которого требует принятия новых или внесения изменений в действующие законы Украины, регулирующие бюджетные отношения, проекты таких законов подаются на рассмотрение Верховной Рады Украины вместе с проектом закона о ратификации и принимаются одновременно.
4. Рассмотрение законопроектов относительно их влияния на показатели бюджета и соответствия законам, которые регулируют бюджетные отношения, осуществляется по особой процедуре, определенной статьей 27 настоящего Кодекса.
5. Изменения к этому могут вноситься исключительно законами о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины.
(положению пункта 5 части первой статьи 4 в системном н & # 39 ; связи с положениями статьи 6, части второй статьи 19, части первой статьи 117 Конституции Украины дано официальное толкование Решением Конституционного Суда Украины от 25.01.2012 г. N 3-рп/2012) |
:
1. Конституция Украины, как и конституции любой другой страны, занимает определяющее место среди других законов, регулирующие бюджетные отношения, потому что она имеет особые юридические свойства и является основой нормативно-правового регулирования, как и всех публичных финансовых отношений, пов ' связанные с бюджетной деятельностью государства, его органов и органов местного самоуправления. Влияние Конституции на бюджетное законодательство ощущается на всех стадиях законодательного процесса и проведении контроля за бюджетной деятельностью. Статьи 95 - 98 Основного Закона посвящены установлению принципов бюджетной системы, которая строится на принципах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами.
Исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов (или, как сказано в абзаце 3 части 2 комментируемой статьи БК, исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются поступления и расходы Государственного бюджета Украины). Статья 74 Конституции Украины запрещает проведение референдума относительно законопроектов по вопросам бюджета.
Определяются полномочия в области бюджетов Верховной Рады Украины, Президента и Кабинета Министров. Контроль за использованием средств государственного бюджета возлагается на Счетную палату. Конституция Украины определяет бюджетные полномочия Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления.
Прежде всего, к источникам бюджетного права принадлежат специальные законы, нормы которых регулируют только бюджетные правоотношения. Специальные бюджетные законы включают Бюджетный кодекс Украины как систематизированный бюджетный закон и закон о государственном бюджете. Кроме того, к актам этому виду относятся и законы, регулирующие отдельные бюджетные отношения.
Бюджетный кодекс в комментируемой редакции принято 8 июля 2010 и будет введен в действие (за некоторыми исключениями, определенными в разделе VI) с 1 января 2011 г. Он состоит из шести разделов.
Раздел первый. Бюджетная система Украины и основы бюджетного процесса. В разделе определяются отношения, регулируемые кодексом, раз ' яснюються основные термины, дается определение бюджетного периода, перечень источников бюджетного законодательства, принципы построения бюджетной системы, понятие бюджетной классификации. В нем помещены понятие бюджетного процесса по государственным и местными бюджетами. Определены распорядители бюджетных средств, их полномочия, порядок формирования резервного фонда и оборотного остатка бюджетных средств для всех уровней бюджетов, порядок проведения финансового контроля и аудита, обнародование актов о бюджете.
Раздел второй. Государственный бюджет Украины: состав доходов и расходов, порядок составления прогнозов государственного бюджета, Основных направлений бюджетной политики, рассмотрения и утверждения проекта закона о бюджете Верховной Советом Украины. Раскрыта роль Государственного казначейства на определенных стадиях бюджетного процесса. Определены основы бухгалтерского учета и дальнейшей судьбе бюджета после окончания бюджетного периода.
Раздел третий. Местные бюджеты. Определяются доходы и расходы местных бюджетов, закрепленные за ними. Регламентируются стадии бюджетного процесса за местными бюджетами.
Раздел четвертый. Межбюджетные отношения. Определяются критерии разграничения видов расходов между бюджетами и устанавливаются расходы, учитываются и не учитываются при определении межбюджетных трансфертов. Раскрывается механизм передачи средств для выполнения собственных полномочий между местными бюджетами и передачи права на исполнение делегированных полномочий. Определяются финансовые нормативы бюджетной обеспеченности, регулируются вопросы межбюджетных трансфертов, дотаций выравнивания местным бюджетам, различных видов субвенций из государственного бюджета.
Раздел п ' пятый. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства и ответственность за из нарушения бюджетного законодательства (бюджетные правонарушения). В разделе определяются полномочия по контролю за соблюдением законодательства Верховной Рады Украины, Счетной палаты, Министерства финансов, Государственного казначейства, Государственной контрольно-ревизионной службы, Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций и исполнительных органов местных советов. Приводятся понятие нарушения бюджетного законодательства (бюджетного правонарушения), критерии нецелевого использования бюджетных средств, приводится перечень мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства, определяется порядок их применения и т.п.. Устанавливаются меры ответственности органов Госказначейства за допущение нарушений бюджетного законодательства и финансовой дисциплины, определяется порядок обжалования решения о применении мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства.
Глава шестая посвящена заключительным и переходным положениям . В них определяется сроки вступления в силу положений новой редакции БК, а также режим действия отдельных норм бюджетного законодательства до принятия определенными органами власти детализирующих его актов.
Ведущую роль в составе бюджетного законодательства играет закон о государственном бюджете. В последние годы Верховная Совет Украины принимает бюджет и закон о государственном бюджете вовремя (за исключением 2010 года, когда государственный бюджет на бюджетный период 2010 года было принято лишь в апреле текущего года), а это дает возможность местным советам своевременно принять решение о своих бюджеты. В законе о государственном бюджете утверждаются общий объем расходов и доходов, размер бюджетного дефицита (если он есть), необходимые нормативы отчислений, дотации и субсидии областям, источники покрытия дефицита (при его планировании).
Среди других законов, которые непосредственно не регулируют бюджетные отношения, но играют роль в их регулировании, следует назвать законы Украины " О местном самоуправлении ", " О местных государственных администрациях ". Играет роль в регулировании бюджетных отношений Закон Украины " Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым ", в котором определяются полномочия в области бюджета Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым.
Кабинет Министров Украины на основании Конституции Украины и законов Украины, указов Президента издает постановления и распоряжения, нормы которых регулируют бюджетные отношения на всех стадиях бюджетного процесса. Например, постановление Кабинета Министров Украины от 14 сентября 2005 г. N 913 " Об одобрении прогноза показателей сводного бюджета Украины по основным видам доходов, расходов и финансирования на оды ". Кабинет Министров Украины принимает нормативно-правовые акты вместе с другими центральными органами. Например, 14 января 1997 Кабинет Министров Украины вместе с Национальным банком Украины принял постановление " О внедрении казначейской системы исполнения государственного бюджета ".
Среди нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти прежде всего следует назвать указы Президента Украины, предписания которых регулируют отношения, не урегулированные законами Украины. Президент Украины, имея конституционное право подписывать все законы, влияет и на содержание законов, регулирующих финансовые и бюджетные отношения.
Центральные органы исполнительной власти издают на основании и на исполнение Бюджетного кодекса Украины, других законов Украины и нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины свои акты.
Особую роль в регулировании бюджетных отношений играют нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины, Государственного казначейства Украина. Например, Порядок обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 25 мая 2004 г. N 89.
Для регулирования бюджетных отношений выдаются общие нормативно-правовые акты. Например, Инструкция о порядке осуществления расчетов с Государственным бюджетом Украины по пошлине, налогу на добавленную стоимость, акцизному сбору и другим платежам, доходам и сборам, утвержденная приказом Гостаможслужбы и Минфина от 30 июня 2000 N 368/149.
Министерство финансов Украины выдает не только инструкции, содержащие новые правовые нормы, которые распространяют свое действие на всех участников бюджетных правоотношений, но и письма, содержащие раз ' объяснения статей законов о Государственном бюджете Украины.
В положениях и уставах, которые определяют компетенцию исполнительных органов, есть указание на то, что их акты утверждаются приказами. Только Закон Украины " О Национальном банке Украины " содержит указание на то, какие нормативно-правовые акты выдает Национальный банк (ст. 56 Закона): постановление Правления, инструкции, положения и правила, которые утверждаются постановлениями правления Национального банка. Нормативно-правовые акты Национального банка, как и всех центральных исполнительных органов, подлежат обязанности ' обязательно государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины и вступают в силу в соответствии с законодательством Украины.
К нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, относятся акты органов Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления. К ним относятся решения об утверждении местных бюджетов, планов социально-экономического развития, предоставления льгот отдельным плательщикам, платежи которых поступают в местные бюджеты, выпуск местного займа и т.п..
При осуществлении бюджетного процесса в Украине положения нормативно-правовых актов применяются только в той части, в которой они не противоречат Конституции Украины, Бюджетному кодексу Украины и ежегодном закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.
Конституция Украины (ст. 9) установила, что действующие международные договоры, согласие на обязательное ' язковисть которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Но для этого нужно, чтобы нормы международных договоров, содержащих другие положения, чем в соответствующих нормах бюджетного законодательства Украины, были приняты Верховым Радой Украины отдельными законами. Эти законы о внесении изменений в соответствующие законы должны рассматриваться одновременно с ратификацией международных договоров Украины, которым такие положения предусмотрены. Такими положениями могут быть изменения в доходной или расходной части бюджета, сокращение льгот по налогам и т.д..
Следовательно, если на ратификацию подается международный договор Украины, выполнение которого требует принятия новых или внесения изменений в действующие законы Украины, регулирующие бюджетные отношения, проекты таких законов подаются на рассмотрение Верховной Рады Украины вместе с проектом закона о ратификации и принимаются одновременно.
Статья 27 Бюджетного кодекса предусматривает особую процедуру для рассмотрения законопроектов, нормы которых влиять на показатели бюджета. И эти законы должны быть приняты не позднее 15 июля года, предшествующего плановому. В противном случае нормы соответствующих законов, влияющих на формирование доходной и/или расходной части бюджетов, применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым.
2. Часть 2 комментируемой статьи определила, что бюджетная система Украины и Государственный бюджет Украины устанавливаются исключительно Бюджетным кодексом Украины и законом о Государственный бюджет Украины. При этом, если иным нормативным правовым актом бюджетные отношения определяются иначе, чем в Бюджетном кодексе, применяются соответствующие нормы Бюджетного кодекса.