Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Статья 41. Особенности формирования поступлений бюджета и осуществления расходов бюджета в случае несвоевременного вступления в силу закона о Государственном бюджет Украины
1. Если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о Государственном бюджете Украины, Кабинет Министров Украины имеет право осуществлять расходы Государственного бюджета Украины в соответствии со следующими требованиями:
1) расходы Государственного бюджета Украины могут осуществляться лишь на бюджетные программы, бюджетные назначения по которым установлены законом о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период и одновременно предусмотрены в проекте закона о Государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период, представленном Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины, по которым полностью сохраняются целевые ограничения
2) ежемесячные бюджетные ассигнования общего фонда Государственного бюджета Украины суммарно не могут превышать 1/12 объема бюджетных назначений, определенных законом о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период (кроме случаев, предусмотренных частью шестой статьи 16 и частью четвертой статьи 23 настоящего Кодекса, а также пунктами 4 и 5 части второй настоящей статьи).
2. До вступления в силу закона о Государственный бюджет Украины на текущий бюджетный период:
1) запрещается из общего фонда государственного бюджета осуществлять расходы в части капитальных расходов и предоставления кредитов из бюджета, кроме капитальных расходов, связанных с ликвидацией аварий на объектах социально-культурной сферы, жилищного хозяйства, систем тепло-, энерго-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а также расходов, связанных с введением военного или чрезвычайного положения, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации и выделением средств из резервного фонда государственного бюджета
2) государственные заимствования могут осуществляться в объеме, не превышающем объем расходов на погашение государственного долга в соответствующий период, а государственные гарантии не предоставляются
3) действуют нормы закона о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период, кроме норм, которыми определены общие показатели государственного бюджета, бюджетные назначения главным распорядителям средств государственного бюджета и объемы трансфертов между государственным бюджетом и местными бюджетами;
4) социальные стандарты и социальные гарантии, в том числе прожиточный минимум, уровень его обеспечения, минимальная заработная плата, предоставление льгот, компенсаций и гарантий населению, в текущем бюджетном периоде применяются в размерах и на условиях, действовавших в декабре предыдущего бюджетного периода
5) перевод дотаций выравнивания из государственного бюджета местным бюджетам и средств, которые передаются в государственный бюджет из местных бюджетов, осуществляется в соответствии с объемами, определенных в проекте закона о Государственном бюджете Украины, поданном Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины.
Комментарий
1 января соответствующего бюджетного периода вступает в силу новый (принят) Закон Украины "О Государственном бюджете Украины" с учетом положений статьи 3 Бюджетного кодекса Украины.
Непринятие Верховной Радой Украины нового Закона Украины "О Государственном бюджете Украины" до 1 января соответствующего года не является основанием для установления другого бюджетного периода.
статья Бюджетный кодекс определяет полномочия участников бюджетного процесса на осуществление бюджетных назначений в случае, когда закон о Государственном бюджете Украины не был принят (Не вступил в силу) своевременно, то есть до начала нового бюджетного периода, который начинается с 1 января планового бюджетного года, на который должен утверждаться Государственный бюджет Украины.
В случае возникновения такой ситуации Кабинет Министров Украины на выполнение требований, определенных п. 6 ст. 116 Конституции Украины, и в пределах своей компетенции, закрепленной Законом Украины "О Кабинете Министров Украины" от 07.10.2010 г. N 2591-VI и БК Украины, наделяется правом тратить государственные финансовые ресурсы, поступающие в бюджет государства от налогов и сборов (обязательных платежей), неналоговых доходов, других источников, формирующих согласно действующему законодательству Украины доходную часть государственного бюджета (в первую очередь, его общий фонд). Закрепленное за Кабинетом Министров Украина право на расходование средств вытекает из того, что государственные расходы носят постоянный характер и по сути являются первичными по своему общественному назначению для государства по отношению к доходам, поскольку государство должно выполнять свои задачи и функции, а это выполнение требует соответствующих ресурсов, а следовательно, бюджетных расходов.
Вместе с тем, учитывая то, что правовой акт, который бы предоставлял в полном объеме полномочия по выполнению Государственного бюджета Украины, отсутствует, БК Украины устанавливает для Кабинета Министров Украины определенные ограничения.
Во-первых, расходы Государственного бюджета Украины могут осуществляться лишь на цели, определенные в законе о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период и одновременно предусмотрены в проекте закона о Государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период, представленном Кабинетом Министров Украины в Верховную Рады Украины.
Во-вторых, ежемесячные расходы Государственного бюджета Украины не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период, кроме случаев, предусмотренных:
1) ч. 6 ст. 16 БК (расходы на обслуживание и погашение государственного (местного) долга по кредитным договорам, а также нормативно-правовых актов, по которым возникают государственные долговые обязательства (долговые обязательства Автономной Республики Крым или территориальных общин), независимо от объема средств, определенного на такую цель законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете));
2) ч. 4 ст. 23 БК (расходы специального фонда бюджета, имеют постоянное бюджетное назначение, которое дает право проводить их исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в специальный фонд согласно законодательству, если Бюджетным кодексом и/или законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) не установлено иное);
3) пп. 4 и 5 ч. 2 ст. 41 (расходы на обеспечение социальных стандартов и социальных гарантий, в том числе прожиточного минимума, минимальной заработной платы, льгот, компенсаций и гарантий населению, а также дотации выравнивания из государственного бюджета местным бюджетам и средства, которые передаются в государственный бюджет из местных бюджетов).
В-третьих, до принятия закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период запрещается осуществлять капитальные расходы и предоставлять кредиты из бюджета, кроме случаев, связанных с ликвидацией аварий на объектах социально-культурной сферы, жилищного хозяйства, систем тепло-, энерго-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а также расходов, связанных с введением военного или чрезвычайного положения, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации и выделением средств из резервного фонда государственного бюджета.
Компетенцией о принятии в случае необходимости решений о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявление в случае необходимости отдельных местностей Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации, наделенный в соответствии с п. 21 ст. 106 Конституции Украины Президент Украины - с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины. Решение об общей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины Президент Украина в соответствии с п. 20 ст. 106 Конституции Украины принимает в соответствии с законом. Принятие указанных решений создает юридические основания для проведения финансирования капитальных расходов за счет средств Государственного бюджета Украины в случае, когда закон о Государственном бюджете Украины не был принят своевременно.
Капитальные расходы вместе с текущими расходами, кредитованием за вычетом погашения, включаются в экономической классификации расходов бюджета (ч. 3 ст. 10 БК). Их состав определяется Министерством финансов Украины в бюджетной классификации, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 27.12.2001 г. N 604. В состав капитальных расходов входят: приобретение основного капитала, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов; капитальные трансферты.
2. В соответствии со ст. 111 БК Украины Министерство финансов Украина осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса как относительно государственного бюджета, так и местных бюджетов, если иное не предусмотрено законодательством Украины.
С учетом этого положения, а также с учетом правил, закрепленных гл. 9 БК, Министр финансов Украины не позднее двух месяцев со дня вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины информирует Верховную Раду Украины о взятых бюджетных обязательствах и осуществленных платежах, которые выполнялись с начала бюджетного периода, на который закон о государственный бюджет не был своевременно утвержден и по которым бюджетные назначения уже в утвержденном Государственном бюджете Украины не предусмотрены. Предоставление такой информации осуществляется с целью создания условий для своевременного сокращения расходов общего фонда Государственного бюджета Украины.
Согласно ч. 1 ст. 52 БК Украины изменения в закон о Государственном бюджете Украины могут вноситься в случаях возникновения отклонения оценки прогноза макропоказателей экономического и социального развития Украины и поступлений в бюджет от прогноза, учтенного при утверждении Государственного бюджета Украины на соответствующий бюджетный период, а также изменения структуры расходов государственного бюджета и в других случаях, предусмотренных БК.
В случае если по результатам месячного отчета о выполнении общего фонда Государственного бюджета Украины окажется, что полученных поступлений недостаточно для осуществления бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетными назначениями с учетом предельного уровня дефицита (профицита), утвержденного законом о Государственном бюджете Украины, Министр финансов Украины в пределах компетенции, закрепленной ч. 1 ст. 54 БК Украины, вносит изменения в роспись государственного бюджета с целью обеспечения сбалансированности его поступлений и расходов.
3. Помимо прочих ограничений, БК Украины устанавливает ограничения осуществления заимствований в связи с несвоевременным принятием закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период.
Бюджетные заимствования представляют собой предусмотренные законом или решением органа местного самоуправления операции, связанные с привлечением в бюджет соответствующего уровня денежных средств, имущества и/или имущественных прав, в целях финансирования дефицита бюджета, погашение долговых обязательств и т.п. на основе возвратности, платности и срочности. В результате осуществления бюджетных заимствований носитель бюджетных полномочий получает долговые обязательства перед кредиторами. Заимствования, что осуществляются в Государственный бюджет Украины, государственными бюджетными заимствованиями.
Порядок их осуществления закрепляется БК Украины. Право на осуществление государственных внутренних и внешних заимствований в пределах и на условиях, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украина, принадлежат государству в лице Министра финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины. Министр финансов Украины имеет право выбрать кредитора, вид займа и валюту заимствования. В соответствии со ст. 15 БК Украины заимствования не используют для обеспечения финансовыми ресурсами текущих расходов государства, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения общего экономического равновесия. Бюджетные заимствования могут осуществляться как в форме ценных бумаг - государственных, так и кредитных договоров. В зависимости от типа кредитора они могут быть внешними или внутренними.
БК Украина устанавливает, что до принятия закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период заимствования могут осуществляться лишь в объеме, не превышающем объем расходов на погашение государственного долга в соответствующий период, а государственные гарантии не предоставляются.
4. В отличие от расходной политики политика государства по мобилизации доходов с определенных действующим законодательством источников не требует установки дополнительных ограничений в ее осуществлении. Именно поэтому БК Украины предусматривает, что до принятия закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период налоги и сборы (обязательные платежи) и другие поступления взимаются в соответствии с законом о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период и других нормативно-правовых актов.
Мобилизация финансовых ресурсов в государственный бюджет осуществляется на основании норм законов, регулирующие налоговые, административные отношения т.п.. В соответствии со ст. 8 БК Украины доходы бюджета классифицируются по следующим разделам: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления, 3) доходы от операций капиталом 4) трансферты.
Налоговыми поступлениями признаются предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные и местные налоги и сборы. Базовым нормативным актом, содержащим перечень общегосударственных и местных налогов, сборов, обязательных платежей, является Налоговый кодекс Украины. Взимание отдельных налогов и сборов возможно на основании других нормативных актов, которым, в частности, является Указ Президента Украины от 3 июля 1998 N 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", Декрет Кабинета Министров Украины "О государственной пошлине".
В свою очередь, неналоговым поступлениям признаются:
1) доходы от собственности и предпринимательской деятельности
2) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи
3) поступления от штрафов и финансовых санкций
4) другие неналоговые поступления. К неналоговым доходам относятся регистрационные и лицензионные сборы, сборы за использование природных ресурсов и т.п..
Взимание таких доходов происходит в порядке, определенном соответствующими законодательными актами.