Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 43. Казначейское обслуживание бюджетных средств

1. При исполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, обеспечивает казначейское обслуживание бюджетных средств на основе ведения единого казначейского счета, открытого в Национальном банке Украины.

Казначейское обслуживание бюджетных средств предусматривает:

1) расчетно-кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств, а также других клиентов в соответствии с законодательством

2) контроль за осуществлением бюджетных полномочий при зачислении поступлений бюджета, взятии бюджетных обязательства ' язань распорядителями бюджетных средств и осуществлении платежей по этим обязательства ' язаннями

3) ведение бухгалтерского учета и составление отчетности о выполнении бюджетов с соблюдением национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета

4) осуществление иных операций с бюджетными средствами.

В органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, бюджетным учреждениям открываются счета в установленном законодательством порядке.

2. Обслуживание центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, учреждений Украины, которые функционируют за рубежом, осуществляется в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.

3. Центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, не осуществляется оплата услуг по обработке электронных расчетных документов и сообщений в системе электронных переводов Национального банка Украины и по переводу средств через валютные счета, открытые в Национальном банке Украины.

4. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной бюджетной политики, имеет право привлекать на возвратной основе средства единого казначейского счета для покрытия временных кассовых разрывов местных бюджетов, Пенсионного фонда Украины и для предоставления среднесрочных займов местным бюджетам.

5. Объемы временных кассовых разрывов местных бюджетов, эт ' связанных с обеспечением защищенных расходов общего фонда, в обязанности ' обязательному порядке покрываются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в пределах текущего бюджетного периода, а временные кассовые разрывы Пенсионного фонда Украины, эт ' связанные с выплатой пенсий, - в пределах фактического дефицита средств на эту цель за счет средств единого казначейского счета на договорных условиях без начисления процентов за пользование этими средствами с обязательным ' заполнить их возвратом до конца текущего бюджетного периода.

Порядок проведения таких операций утверждается Кабинетом Министров Украины.

Комментарий

Согласно комментируемой статье в Украине применяется казначейская форма обслуживания Государственного бюджета Украины. Казначейская форма предусматривает осуществление Государственным казначейством Украины расчетно-кассового обслуживания распорядителей и получателей бюджетных средств, а также других клиентов в соответствии с законодательством; контроля за осуществлением бюджетных полномочий при зачислении поступлений бюджета, взятии бюджетных обязательства ' язань распорядителями бюджетных средств и осуществлении платежей по этим обязательства ' язаннями, ведение бухгалтерского учета и составление отчетности о выполнении бюджетов с соблюдением национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, осуществление других операций с бюджетными средствами.

Казначейская форма обслуживания Государственного бюджета Украины начала применяться через некоторое время после создания Государственного казначейства Украины. До введения казначейской формы обслуживания Государственного бюджета в Украине применялась банковская форма обслуживания Государственного бюджета Украины.

Государственное казначейство Украины при Министерстве финансов Украина создано Указом Президента Украины " О Государственном казначействе Украины " от 27 апреля 1995 N 335 (Указ утратил силу Указом Президента Украины N 209/2006 от 13.03.2006 г.) с целью обеспечения эффективного управления средствами Государственного бюджета Украины и повышения оперативности в финансировании расходов в пределах имеющихся объемов финансовых ресурсов в Государственном бюджете Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украина N 1396 от 18 ноября 1996 " О мерах по реализации Программы деятельности Кабинета Министров Украины " Кабинет Министров Украины постановил ввести начиная с 1 февраля 1997 поэтапное выполнение государственного бюджета по расходам через территориальные органы Государственного казначейства.

Согласно Указу Президента Украины N 676/2005 от 20.04.2005 г. и принятой на его выполнение постановлением Кабинета Министров Украины N 983 от 24.09.2005 г. " Об образовании правительственного органа государственного управления в составе Министерства финансов Украины " Государственное казначейство было реорганизовано путем его превращение в правительственный орган государственного управления в составе Министерства финансов Украины.

Положение о Государственном казначействе Украины, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины N 1232 от 21.12.2005 г. " Вопросы Государственного казначейства Украины ", определило основные задачи Государственного казначейства. Согласно указанному Положению к ним относятся:

1) обеспечение казначейского обслуживания государственного и местных бюджетов на основе ведения единого казначейского счета, предусматривает:

• расчетно-кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств

• контроль за осуществлением бюджетных полномочий при зачислении поступлений, принятии обязательства ' язань и проведении платежей по этим обязательства ' язаннями

• в своих полномочий контроль за соблюдением участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства

• ведения бухгалтерского учета и составление отчетности о выполнении государственного и местных бюджетов

2) управления имеющимися финансовыми ресурсами, им учитываются

3) определение механизма казначейского обслуживания государственного и местных бюджетов, установление единых правил бухгалтерского учета и отчетности о выполнении государственного и местных бюджетов, смет распорядителей бюджетных средств, определение порядка и сроков представления отчетов о выполнении смет государственных целевых фондов.

Казначейство в соответствии с возложенными на него задачами:

1) осуществляет расчетно-кассовое обслуживание распорядителей, получателей бюджетных средств и других клиентов, операций со средствами бюджетов, совместных с международными финансовыми организациями проектов через систему электронных платежей Национального банка

2) управляет имеющимися финансовыми ресурсами, им учитываются, в том числе в иностранной валюте, в случаях, предусмотренных законодательством , оказывает на возвратной основе займы за счет временно свободных средств единого казначейского счета

3) открывает, ведет и закрывает счета в органах Казначейства

4) осуществляет бесспорное списание средств со счетов, на которых учитываются средства государственного и местных бюджетов и бюджетных учреждений, по решению, принятому государственным органом, что в соответствии с законом имеет право на его применение

5) возвращает средства, ошибочно или излишне зачислены в бюджет, по представлению органов взыскания, которым в соответствии с законодательством предоставлено право взыскания в бюджеты налогов, сборов (Ctrl ' обязательным платежей) и других поступлений

6) начисляет штрафы за неполный или несвоевременный возврат суммы излишне уплаченных налогов в соответствии с законодательством

7) осуществляет распределение средств между государственным бюджетом, бюджетами Автономной Республики Крым, областей, гг. Киева и Севастополя, а также между уровнями местных бюджетов в соответствии с нормативами отчислений, определенных бюджетным законодательством, и перечисления распределенных средств по принадлежности

8) проводит взаимные расчеты между государственным бюджетом и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, гг. Киева и Севастополя, а также между уровнями местных бюджетов в порядке, установленном законодательством;

9) ведет базу данных о сводную сеть распорядителей и получателей бюджетных средств, распределение показателей сводных смет и сводных планов ассигнований в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств

10) представляет распорядителям и получателям бюджетных средств отрывок росписи государственного бюджета и изменения к нему

11) ведет бухгалтерский учет операций по выполнению государственного и местных бюджетов, составляет отчетность о выполнении государственного, местных и сводного бюджетов и подает отчетность органам законодательной и исполнительной власти в объеме и в сроки, определенные бюджетным законодательством

12) осуществляет по поручению Минфина погашению и обслуживанию государственного долга в национальной и иностранной валюте

13) в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Украины и другими актами законодательства, выдает по согласованию с Министром финансов нормативно-правовые акты по вопросам, относящимся к его компетенции;

14) обеспечивает функционирование многоуровневой информационно-вычислительной системы, внутренней платежной системы, принимает меры к защите информации

15) в пределах своих полномочий выполняет контрольные функции, эт ' связанные с:

• осуществлением бюджетных полномочий при зачислении поступлений;

• соответствием смет распорядителей бюджетных средств росписи государственного и местных бюджетов

• соответствием платежей взятым обязательства ' язанням и бюджетным ассигнованиям ;

• расходованием бюджетных средств в процессе проведения проверки соответствия подтверждающих первичных документов распорядителей бюджетных средств бюджетным ассигнованиям и требованиям бюджетного законодательства

• соблюдением правил валютного контроля по операциям, которые проводят в национальной валюте через корреспондентские счета банков-нерезидентов учреждения, которые обслуживаются органами Казначейства

• соблюдением порядка проведения государственных лотерей с использованием электронных систем принятия оплаты за участие в лотерее в режиме реального времени

• соблюдением единых правил ведения бухгалтерского учета, составлением отчетности о выполнении бюджетов и смет бюджетных учреждений

• закупкой товаров, работ и услуг за государственные средства в соответствии с Законом Украина " Об осуществлении государственных закупок "

& bull; осуществлением других полномочий участников бюджетного процесса в соответствии с законодательством

16) оказывает консультационную помощь участникам бюджетного процесса по вопросам, относящимся к его компетенции;

17) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и вносит их на рассмотрение Минфина

18) выполняет согласно с законодательством контрольно-надзорные функции, эт ' связанные с работой его территориальных органов

19) осуществляет подбор, расстановку и повышение квалификации работников Казначейства

20) выполняет другие функции, вытекающие из возложенных на него задач.

Для выполнения возложенных на него задач и функций Казначейство имеет право:

1) открывать текущие счета в иностранной валюте и счета для выплат наличными в Национальном банке и других банках

2) размещать в банках временно свободные средства, которым учитываются, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины

3) привлекать работников других государственных органов, специалистов и специалистов-экспертов для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции

4) инициировать в пределах предоставленных законодательством полномочий прекращения ассигнований и останавливать проведение операций с бюджетными средствами в случае совершения участником бюджетного процесса бюджетного правонарушения

5) списывать ссуды, предоставленные местным бюджетам на покрытие временных кассовых разрывов местных бюджетов, в соответствии законодательству

6) предоставлять услуги (в том числе платные), эт ' связанные с обслуживанием бюджетных средств, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины

7) требовать от должностных лиц министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций соблюдения установленного порядка казначейского обслуживание государственного и местных бюджетов, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности

8) обращаться в суд, в том числе в случае выявления бюджетных правонарушений

9) проводить конференции, семинары и совещания по вопросам, относящимся к его компетенции;

10) получать в установленном порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, распорядителей и получателей бюджетных средств, предприятий, учреждений, организаций и банков объяснения, справки, сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач

11) осуществлять в пределах своих полномочий сотрудничество с международными финансовыми организациями, с казначействами других стран, изучать опыт работы по организации их деятельности и готовить предложения по его внедрению в Украине.

Порядок реализации указанных выше полномочий Государственного казначейства Украины закреплен в других актах законодательства Украины. В частности, по поводу расчетно-кассового обслуживания распорядителей бюджетных средств и бесспорного списания средств со счетов, открытых в органах Государственного казначейства, см.. комментарий к статье 25 Бюджетного кодекса Украины. Возвращение Государственным казначейством Украины средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет, по представлению органов взыскания, которым в соответствии с законодательством предоставлено право взыскания в бюджеты налогов, сборов (Ctrl ' обязательным платежей) и других поступлений, осуществляется, в частности, в соответствии со следующими нормативно-правовых актов:

• Налогового кодекса Украины;

• Порядка взаимодействия органов государственной налоговой службы Украины, финансовых органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возврата ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов (Ctrl ' обязательным платежей) налогоплательщикам, утвержденного совместным приказом Государственной налоговой администрации Украины, Министерства финансов Украины и Государственного казначейства Украины N 58/78/22 от 03.02.2005 г.

• Порядка возврата плательщикам ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов (Ctrl ' обязательным платежам), утвержденного приказом Государственного казначейства Украины N 226 от 10.12.2002 г.

Согласно Положению о Государственном казначействе Украины Казначейство для выполнения возложенных на него задач может по согласованию с Министром финансов образовывать территориальные органы в пределах предельной численности работников Казначейства. Согласно Типовому положению о Главное управление Государственного казначейства Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 04.04.2006 г. N 332, территориальными органами Казначейства является Главные управления Государственного казначейства Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (далее - Главное управление), которые образуются Государственным казначейством Украина по согласованию с Министром финансов Украины. Главное управление возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Министром финансов по представлению председателя Государственного казначейства Украины.

Кроме того, Типовым положением предусмотрено, что для выполнения возложенных на Главное управление задач в районах, городах и районах в городах председателем Государственного казначейства Украины по согласованию с Министром финансов могут образовываться управления (отделения), являются обособленными структурными подразделениями Главного управления и не имеющие статуса юридического лица. Начальники управлений (отделений) в районах, городах и районах в городах назначаются на должность и освобождаются от должности Министром финансов Украины по представлению председателя Государственного казначейства Украины.

Необходимо отметить, что Государственное казначейство Украины по согласованию с Министерством финансов Украины имеет право привлекать на возвратной основе средства единого казначейского счета, он его обслуживает, для покрытия временных кассовых разрывов местных бюджетов, Пенсионного фонда Украины и для предоставления среднесрочных займов местным бюджетам. Объемы таких кассовых разрывов, эт ' связанных с обеспечением защищенных расходов общего фонда, в обязанности ' обязательному порядке покрываются Государственным казначейством Украины в пределах текущего бюджетного периода, а временные кассовые разрывы Пенсионного фонда Украины, эт ' связанные с выплатой пенсий, - в пределах фактического дефицита средств на эту цель за счет средств единого казначейского счета на договорных условиях без начисления процентов за пользование этими средствами с обязательным ' заполнить их возвратом до конца текущего бюджетного периода. Порядок проведения таких операций утверждается Кабинетом Министров Украины.