Стаття 27. Обмеження монополізму в економіці

1. Монопольним визнається домінуюче положение предприятия, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими субъектами ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара (работ, услуг).

2. Монопольним є становище суб'єкта господарювання, частка якого на ринку певного товару перевищує розмір, встановлений законом.

3. Монопольным может быть признано также положение субъектов хозяйствования на рынке товара при наличии других условий, определенных законом.

4. В случае общественной необходимости и с целью устранения негативного воздействия на конкуренцию органы государственной власти осуществляют относительно существующих монопольных образований мероприятия антимонопольного регулирования соответственно требованиям законодательства и мероприятия демонополизации экономики, предусмотренные соответствующими государственными программами, за исключением естественных монополий.

5. Органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается принимать акты или совершать действия, направленные на экономическое усиление существующих субъектов хозяйствования - монополистов и образование без достаточных оснований новых монопольных образований, а также принимать решение об исключительно централизованном распределении товаров.

Комментарий

1. Традиционная концепция монополии предполагает наличие на рынке продавца, который регулирует предложение и условия реализации товаров без влияния потребителя и защищен от возможности появления на рынке других субъектов хозяйствования.

Рынком товара (Товарным рынком) считается сфера оборота товара (взаимозаменяемых товаров), на который в течение определенного времени и в пределах определенной территории есть спрос и предложение.

Деякі економісти вважають наявність певного ступеня монополізації ринку в усіх ситуаціях, коли крива спроса, с которой столкнулся продавец, не полностью эластичной. Другие авторы подчеркивают независимость монопольного продавца от любых последствий изменения цен со стороны других продавцов.

Современное законодательство предусматривает два основных критерия для определения доминирующего (Монопольного) положения субъекта хозяйствования на рынке: качественный и количественный.

Качественный критерий, который должен быть главным и указывать на сущность поведения и взаимоотношений предприятия на рынке, должен подвергаться значительной конкуренции.

Основными признаками, определяющими сущность поведения предприятия, является наличие факторов ограничения доступа других субъектов хозяйствования на рынок и определение условий обращения товаров, которые, в частности, определяются:

- наличием или установлением барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования

- ограниченностью возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов

- ограниченностью сбыта товаров и установлением бар 'интерьеров для оставления этого рынка с целью найти на других товарных рынках покупателей (продавцов) в связи с трудностями реализации того, во что был вложен капитал

- преданностью потребителей компаниям и их товарам, продуктам питания и одежды, которые они знают и используют.

Закон Украины "О защите экономической конкуренции" в ст. 12 устанавливает общие условия, при которых предприятие занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, а именно:

- на этом рынке у него нет ни одного конкурента;

- він не зазнає значної конкуренції внаслідок обмеженості можливостей доступу інших суб'єктів господарювання закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств.

Вважається, що кожен із двох чи більше суб'єктів господарювання займає монопольне (домінуюче) становище на рынке товара, если в отношении определенного вида товара между ними нет конкуренции или есть незначительная конкуренция и относительно них, вместе взятых, выполняется одно из вышеприведенных общих условий.

2. С целью упрощения рассмотрения дел об экономической конкуренции и ее нарушений, контроля за структурой рынка и частицами субъектов хозяйствования на нем законодатель императивно установил размер доли предприятия, превышение которой устанавливает факт монопольного положения на рынке.

монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если он не докажет, что испытывает значительную конкуренцию.

монопольным (доминирующим) считается также положение каждого из нескольких субъектов хозяйствования, при следующих условиях:

- сукупна частка не більше ніж трьох суб'єктів господарювання, яким на одному ринку належать найбільші доли на рынке, превышает 50 процентов

- совокупная доля не более чем пяти субъект объектов хозяйства, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 70 процентов - и при этом они не докажут, что испытывают значительной конкуренции.

3. У зв'язку із розвитком економіки законодавство не може передбачити всі випадки монопольного становища. Также украинский закон фактически отождествляет понятия монопольного и доминирующего положения. Но термин "доминирующее положение" заимствовано украинским законодателем с западного права, и, на наш взгляд, такое отождествление является безосновательным. 1972 в решении по делу Continental Can Комиссия ЕС дал следующее определение понятия доминирующего положения: "Предприятия занимают доминирующее положение в тех случаях, когда они обладают властью вести себя независимо, что позволяет им действовать, не принимая во внимание их конкурентов, покупателей и продавцов. Это такое положение, при котором предприятия по причине их рыночной доли, в том числе вместе с техническими знаниями, сырьевыми ресурсами или капиталом, имеют власть устанавливать цены или контролировать производство или распределение значительной части соответствующей продукции ".

Идея господства на рынке, что введенная в экономический анализ выдающимся французским экономистом Ф. Перу, исходит из того, что фирмы на рынке экономически не равны и некоторым из них удается в ущерб интересам других фирм навязать собственную экономическую политику. Причем сфера деятельности господствующей фирмы шире, чем сфера деятельности монополии. Господствующая фирма влияет на окружающих субъектов рынка, заставляет других к приспособлению, определяет их дальнейшую деятельность, например, благодаря наличию определенных инновационных достижений или иных конкурентных преимуществ.

Действующие нормативные акты Украины определяют рыночную (монопольную) власть как способность субъекта хозяйствования (группы субъектов) определять или существенно влиять на условия оборота товара на рынке, не допускать, устранять, ограничивать конкуренцию, в частности повышать цену и поддерживать ее выше уровня цены, который существовал бы в условиях значительной конкуренции. Есть это понятие прямо не связывается с наличием определенной доли на рынке и степени его монополизации, как это традиционно рассматривается в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Украины, но позволяет доминировать на рынке.

4. С целью устранения негативного воздействия на конкуренцию органы государственной власти осуществляют относительно существующих монопольных образований определенные меры, к которым можно отнести:

- образование национальных комиссий регулирования естественных монополий

- меры нормативного характера, направленные на правовое регулирование монопольной деятельности и товарных рынков, создание условий для развития конкуренции;

- обязательные для рассмотрения рекомендации органам власти, органам местного самоуправления, органам административно-хозяйственного управления и контроля, субъектам хозяйствования, объединениям по прекращению действий или бездействия, содержащих признаки нарушений законодательства о защите экономической конкуренции и устранения причин возникновения этих нарушений и условий, им способствующих;

- принятие решения о принудительном разделении субъекта хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение

- лицензирование деятельности монопольных образований.

5. С целью недопущения усиления уровня экономической концентрации субъектов хозяйствования на рынке, содействие созданию условий для развития конкуренции органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается совершать акты:

- направленные на экономическое усиление существующих субъектов-монополистов

- направленные на образование без достаточных оснований новых монопольных образований

- принимать решение об исключительно централизованном распределении товаров.