Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ХПК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 83. Права хозяйственного суда относительно принятия решения

 Господарський суд, приймаючи рішення, має право:

1) признать недействительным полностью или в определенной части эт & # 39; связан с предметом спора договор, противоречащий законодательству;

2) выходить за пределы исковых требований, если это необходимо для защиты прав и законных интересов истцов или третьих лиц с самостоятельными требованиями на предмет спора и об этом есть ходатайство заинтересованной стороны

3) уменьшать в исключительных случаях размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию со стороны, нарушившей обязательства ' Обязательства

4) взимать в доход Государственного бюджета Украины со стороны, нарушившей сроки рассмотрения претензии, штраф в размере, установленном статьей 9 настоящего Кодекса или в соответствии в законы, регулирующие порядок досудебного урегулирования споров в конкретных правоотношениях

5) взыскивать в доход Государственного бюджета Украины с виновной стороны штраф в размере до ста необлагаемых минимумов доходов граждан за уклонение от совершения действий, возложенных хозяйственным судом на сторону

6) отсрочить или рассрочить исполнение решения.

Комментарий

Решая хозяйственный спор, суд может применить п. 1 комментируемой статьи, будет установлено, что содержание договора противоречит действующему законодательству. В этом случае суд должен по собственной инициативе признать этот договор недействительным полностью или в определенной части.

В процессе решения спора стороны могут сами устранить в установленном порядке нарушения, которые могли бы повлечь за собой признание договора недействительным, частности путем заключения нового договора и внесение изменений в договор, не соответствует закону в определенной части, согласование его с соответствующим государственным органом, если это необходимо для данного договора, а такое согласование ранее не было осуществлено и т.д.. Стороны также не лишены права заключить соглашение о внесении изменений в договор с целью приведения его в соответствие с законом или о расторжении договора. Если упомянутое соглашение не противоречит действующему законодательству, суд в резолютивной части решение утверждает ее.

же время, если хозяйственный суд установит, что предприниматель, который является стороной в деле, принадлежит к гражданам, которые в соответствии с действующим законодательства не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью или в установленном законом порядке лишены права ней заниматься (или ее определенным видом), либо занимаются ней без законных оснований, суд согласно п. 1 комментируемой статьи признает договор, заключенный таким лицом, недействительным полностью или в определенной части, решая в таком случае вопрос о необходимости вынесения частного определения в адрес органа, осуществившего регистрацию субъекта ' объекта предпринимательской деятельности.

соответствии п. 2 комментируемой статьи суд, принимая решение по хозяйственному спору, эт ' связанного с возмещением вреда, вправе выходить за пределы исковых требований, если это необходимо для защиты прав и законных интересов потерпевшего.

соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Украины органы государственной (в том числе судебной) власти, их должностные лица обязательства ' связанные действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Часть 4 ст. 22 этого Кодекса определяет изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований исключительно как право, а не обязанность ' связь истца.

Итак, п. 2 комментируемой статьи предусмотрено право хозяйственного суда по выходу за пределы исковых требований (при наличии предусмотренных этой нормой условий, и об этом есть ходатайство заинтересованной стороны), но не изменения таких требований по своему усмотрению или побуждение к их уточнения.

Следует иметь в виду, что Верховным Судом Украины в постановлении 13 июля 2004 г. по делу № 10/732 изложена правовая позиция, согласно которой " суд, придя к выводу, что предмет иска не соответствует установленным законом или договором способам защиты прав, должен отказать в иске, а не прекращать производство по делу по ее неподведомственностью суда ".

Поскольку нормы Гражданского кодекса Украины закрепляют принцип полного возмещения убытков, следует учитывать, что убытки (прямые и упущенная выгода) подлежат возмещению с учетом официального индекса инфляции.

Соответствующие индексы рассчитываются Государственным комитетом статистики Украины с августа 1991 ежемесячно и публикуются, в частности, в газете " Правительственный кур ' премьер ". Сообщенные печатными средствами массовой информации со ссылкой на Государственный комитет статистики Украины эти показатели в соответствии со статьями 19, 21 и 22 Закона Украина от 2 октября 1992 " Об информации " являются официальными и могут использоваться для определения размера причиненного ущерба.

Поскольку индекс инфляции переменной величиной, истец, желающий взыскать убытки с учетом этого индекса, должен в каждом конкретном случае подать хозяйственному суду обоснованный расчет соответствующей суммы. '

Оценивая представленный истцом расчет, суд должен исходить из размера убытков, исчисленного по ценам и тарифам, действующих в условиях инфляции.

Подлежащая взысканию сумма с учетом индекса инфляции рассчитывается на момент пред ' явления иска. Вместе хозяйственный суд, принимая решение о возмещении убытков, на основании п. 2 комментируемой статьи может, если это необходимо для защиты прав и законных интересов потерпевшего, выходить за пределы исковых требований и взыскивать убытки в размере, вычисленному в день разрешения спора.

Пункт 3 комментируемой статьи предоставляет право арбитражному суду в исключительных случаях уменьшать размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию со стороны, нарушившей обязательства ' Обязательства. Однако эта норма не является основанием для уменьшения размера убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательства ' Обязательства.

Итак, хозяйственный суд вправе принять решение об уменьшении неустойки (штрафа, пени) только за действительно исключительных обстоятельствах, а ссылки на тяжелое финансовое состояние должника как на основание для уменьшения неустойки комментируемая статья не содержит.

Решая вопрос об уменьшении размера неустойки, подлежащей взысканию со стороны, нарушившей обязательства ' Обязательства, хозяйственный суд должен об ' объективно оценить, является ли этот случай исключительным, исходя из интересов сторон, заслуживающих внимания, степени выполнения обязательства ' язань, причины ненадлежащего выполнения или невыполнения обязательства ' Обязательства, незначительности просрочки в исполнении обязательства ' Обязательства, несоответствия размера пени последствиям нарушения, немедленного добровольного устранения виновной стороной нарушения и его последствий.

Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства ' Обязательства возникло по вине обеих сторон (принцип смешанной ответственности) суд должен учесть степень вины каждой из сторон.

Действующим законодательством хозяйственном суда не предоставлено право уменьшать сумму убытков, подлежащих возмещению. Если хозяйственный суд на основании п. комментируемой статьи уменьшает размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию, то в случае применения зачетной неустойки убытки возмещаются в части, не покрытой суммой неустойки, которую хозяйственный суд фактически взыскал с должника.

соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 9 июля 2002 г. № 15-рп/2002 по делу № 1-2/2002 (о досудебном урегулировании споров) положения ч. 2 ст. 124 Конституции Украины относительно распространения юрисдикции судов на все правоотношения, возникающие в государстве, в аспекте конституционного обращения необходимо понимать так, что право лица (юридического лица) на обращение в суд за разрешением спора не может быть ограничено законом, другими нормативно-правовыми актами. Установление законом или договором досудебного урегулирования спора по волеизъявлению субъектов ' объектов правоотношений не является ограничением юрисдикции судов и права на судебную защиту.

Итак, с даты публикации настоящего Решения Конституционного Суда Украины местные хозяйственные суды должны в порядке, предусмотренном ХПК Украины, принимать к своему производству в качестве иски с требованиями, основанные на признанных претензиях истца, так и иски, относительно требований которых не представлены доказательств принятия мер досудебного урегулирования спора. В этой ' связи с изложенным суды с этой даты не имеют права применять п. 4 комментируемой статьи.

Лица участвующих в деле, считаются сообщенным о времени и месте его рассмотрения судом, если постановление о возбуждении производства по делу направлено по почтовому адресу, указанной в исковом заявлении.

В случае несо ' явления в заседание хозяйственного суда представителей обеих сторон или одной из них дело может быть рассмотрено без их участия, только если неявка таких представителей не препятствует разрешению спора.

При нез ' явления в заседание хозяйственного суда представителя истца, если его присутствие было признано обязанности ' Обязательным, судья вправе привлечь истца к ответственности, установленной п. 5 комментируемой статьи, или оставить иск без рассмотрения (п. 5 ст. 81 ХПК Украины), или принять все эти меры одновременно, а также вынести частное определение, как это предусмотрено ч. 1 ст. 90 ХПК Украины.

Относительно представителя ответчика, то в случае несо ' явления его по вызову хозяйственного суда, суд вправе отложить рассмотрение дела (ст. 77 этого Кодекса) и принять меры, предусмотренные п. 5 комментируемой статьи или ст. 90 настоящего Кодекса, или принять решение при отсутствии этого представителя.

Кроме этого, суд вправе применить санкцию в виде штрафа (п. 5 комментируемой статьи) за непредоставление в установленные сроки в хозяйственный суд отзыва на исковое заявление, материалов истребованных судом, а также за уклонение от совершения действий, возложенных хозяйственным судом на стороны.

Хозяйственный суд по собственной инициативе или, как правило, по ходатайству заинтересованного стороны вправе отсрочить или рассрочить исполнение принятого решения.