Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 11. Тарифи

Тарифи на морське перевезення пасажирів і багажу в прибережному плаванні, а также правила применения этих тарифов утверждаются в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

Комментарий

Украины согласно Декларацией о государственном суверенитете Украины и Законом Украины " Об экономической самостоятельности Украинской ССР " самостоятельно осуществляет политику цен. Правовые основы регулирования цен (тарифов) на транспортные услуги определен ст. ст. 189 - 191 ХКУ, Законом Украины от 03.12.90 г. " О ценах и ценообразовании ", другими нормативно-правовыми актами.

Основные принципы установления и применения цен и тарифов и организацию контроля за их соблюдением определены в Законе Украины от 03.12.90 г. " О ценах и ценообразовании ". Настоящий Закон распространяется на все предприятия и организации независимо от форм собственности, подчиненности и методов организации труда и производства.

Политика ценообразования является составной частью общей экономической и социальной политики Украины, в том числе на морском транспорте, она позволяет определить основные принципы установления и применения цен (тарифов), обеспечить контроль за их соблюдением.

Основу цен на транспортные услуги составляет стоимость этих услуг. Одним из способов определения стоимости цен на транспортные услуги является применение тарифов. Следовательно, цена (тариф) в сфере транспортных отношений является формой определения стоимости транспортных услуг. Цена выполняет различные функции, основными из которых являются функция учета и измерения затрат общественного труда и функция пропорциональности и равновесия в хозяйстве. Учитывая это, ценовая политика определена согласно ст. 10 Хозяйственного кодекса Украины как одно из основных направлений экономической политики государства.

Цена является выражением согласованного продавцом и покупателем денежного или иного имущественного эквивалента, который покупатель оплачивает переданный ему товар, выполненные работы или оказанные услуги.

По содержанию многих нормативно-правовых актов цена и тариф отождествляются. Однако, в экономической и юридической литературе не высказывается однозначное мнение по этому вопросу. Тариф, как правило, определяется как способ определения (формирования) цены и применяется как категория ценообразования.

Учитывая вышесказанное, отметим, что цена существенным условием хозяйственного договора. Существенными являются условия, признанные такими по закону или необходимые для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по требованию одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Согласно ч. 3 ст. 180 Хозяйственного кодекса Украины при заключении хозяйственного договора стороны обязательства ' связанные согласовать цену.

Сб ' объекты морехозяйственной деятельности могут использовать свободные цены, государственные фиксированные цены и регулируемые цены. При осуществлении экспортных и импортных операций в расчетах с иностранными контрагентами могут применяться контрактные (внешнеторговые) цены, которые формируются в соответствии с ценами и условиями мирового рынка и индикативных цен. Свободные цены определяются субъектами ' объектами транспортной деятельности самостоятельно, по соглашению сторон (так называемые договорные цены). Применение договорных цен происходит по многих видов транспортной деятельности: морского агентирования, транспортной экспедиции и т.д.. Для такого вида транспортной деятельности, как перевозка, возможно применение государственных и коммунальных цен, хотя и не исключается возможность применения свободных цен.

Согласно ст. 7 Закона Украины " О транспорте " уровень тарифов на транспорте определяется согласно нормативных затрат на единицу транспортной работы, уровня рентабельности и оплаты налогов. Расчеты с потребителями услуг транспорта общего пользования проводятся на основе действующих тарифов в порядке, определенном кодексами (уставами) отдельных видов транспорта и другими актами законодательства Украина. Возмещение убытков от бесплатных перевозок льготных категорий граждан регулируется нормативными актами Кабинета Министров Украины.

Полномочия органов исполнительной власти по регулированию цен (тарифов) определяются в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.96 г. N 1548 " Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов местных советов относительно регулирования цен (тарифов) ".

Об особенностях тарифной политики на морском транспорте язык может идти учитывая приказ Минтранса Украины 31.10.95 N 392 " Об утверждении Сборника тарифов на комплекс работ, эт ' связанных с обработкой грузов в портах Украины " (Далее - Сборник) предусмотрены размеры тарифов на комплекс работ (услуг), эт ' связанных с обработкой внешнеторговых (экспортных, импортных) и транзитных грузов в морских портах (причалах) Черноморско-Азовского бассейна, Дунай и речных портах (причалах) бассейнов рек Днепра и Южного Буга. Тарифные ставки Сборника и порядок их исчисления применяются всеми субъектами ' субъектами предпринимательской деятельности, которые предоставляют услуги, предусмотренные настоящим Сборником, в морских портах, на причалах судостроительных и судоремонтных заводов, других портах, причалах (пристанях), независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Тарифы, предусмотренные на услуги, выполняемые в морских рыбных портах, причалах судоремонтных и судостроительных заводов, других портах, причалах (пристанях), определяются тарифной группы базового морского торгового порта. Тарифы этого Сборника установлены в долларах США без учета НДС. Порты имеют право на применение скидок к предельным аккордным ставкам для транзитных грузов в размере до 15% включительно.

Научно-практический комментарий:

1. Принцип гласности предусматривается ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, в соответствии с которой разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Данный принцип характерен не только для арбитражного, но и для гражданского процесса (ст. 10 ГПК РФ). Реализация данного принципа ведет к достижению задач, предусмотренных ст. 2 АПК 2002 г., в частности задачи укрепления законности и предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. В зависимости от круга лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью суда, различают гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле, - гласность в узком смысле слова и гласность для народа, или публичность <1>. Принцип гласности раскрывается путем непосредственного восприятия информации в зале судебного заседания и права фиксировать ее различными способами, а также путем восприятия информации о судебном процессе через средства массовой информации.
--------------------------------
<1> См.: Гражданский процесс / Под ред. В.А. Мусина и др. М., 1996. С. 42.

Принцип открытого судебного заседания состоит в том, что в судебном заседании могут присутствовать любые лица без ограничения каким-либо возрастом. В настоящее время в зале суда могут присутствовать и лица, не достигшие 16 лет (например, школьники для целей обучения). Согласно ч. 4, 5 ст. 154 АПК 2002 г. лицо, нарушающее порядок в судебном заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала судебного заседания. Арбитражный суд может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в судебном заседании, судебному штрафу.
Граждане могут присутствовать на любой стадии гражданского процесса: в суде первой инстанции, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций, при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.
3. В открытом судебном заседании присутствующие имеют право вести письменные записи, а также звукозапись. Разрешение арбитражного суда для этого не требуется. Суд не может в открытом судебном заседании запретить вести письменные записи и звукозапись. При ведении звукозаписи не должен нарушаться порядок судебного заседания.
Для фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания или его частей по радио или телевидению необходимо разрешение суда. При этом суд может выяснить мнение лиц, участвующих в деле, по этому вопросу.
4. Исключения из принципа гласности предусмотрены в ч. 2 комментируемой статьи.
Закрытое судебное заседание проводится в случаях, которые можно разделить на две группы: 1) те случаи, когда не требуется ходатайства лиц, участвующих в деле; 2) случаи, когда такое ходатайство необходимо.
В первую категорию входят дела, составляющие государственную тайну. Этот перечень может быть расширен федеральным законом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, приводится в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 41. Стр. 8220 - 8235.