Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 13. Применение норм Кодекса торгового мореплавания Украины

Правила цього Кодексу поширюються:

на морські судна - під час їх следования как морскими путями, так и реками, озерами, водохранилищами и другими водными путями, если специальным законодательством или международными договорами Украины не установлено иное

на суда внутреннего плавания - во время их следования морскими путями, а также реками, озерами, водохранилищами и другими водными путями при осуществлении перевозки с заходом в иностранный морской порт и в случаях, предусмотренных статьями 297 и 327 настоящего Кодекса.

Правила настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных в нем случаев, не распространяются на суда, плавающие под военно-морским флагом Украины.

К морским военных перевозок правила настоящего Кодекса применяются в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим эти перевозки.

К перевозкам в прямом смешанном и прямом водном сообщении, совершаемых с участием морского транспорта, правила настоящего Кодекса применяются в указанных в нем случаях, а также в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим такие перевозки.

Комментарий

В комментируемой статье речь идет о применении КТМУ учитывая вид судна и порядок их использования.

1. Положение КТМУ применяются к случаям использования двух видов торговых судов: (а) морских судов, (б) судов внутреннего плавания.

торговые суда - Самоходные или несамоходные плавучие сооружения, которые согласно ст. 15 КТМУ должны использоваться:

- для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасания людей и судов, терпящих бедствие на воде, буксировки других судов и плавучих о ' объектов, осуществления гидротехнических работ или подъема имущества, затонувшего

- для несения специальной государственной службы (охрана промыслов, санитарная и карантинная служба, защита от загрязнения и т.д.)

- для научных, учебных и культурных целей

- для спорта и для других целей.

Критерии классификации торговых судов приведены в Инструкции по составлению государственной статистической отчетности о наличии торговых судов по форме N 2-вод, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 22.02.2001 г. N 102.

Итак, согласно района плавания:

- суда внутреннего плавания (речные), предназначенные для судоходства по внутренним водным путям (Реках, озерах, каналах) без права выхода в море

- морские суда, предназначенные для плавания в морских территориальных водах Украины с выходом в нейтральные и территориальные воды других стран.

2. Согласно части 2 комментируемой статьи, правила КТМУ, за исключением предусмотренных в нем случаев, не распространяются на суда, плавающие под военно-морским флагом Украины.

Согласно Положению о корабельной службе в Военно-Морских Силах Вооруженных Сил Украины, утвержденного приказом Министра обороны Украины от 25.11.2003 N 415, военный корабль - это корабль (судно), что относится к ВМС, имеет внешние опознавательные знаки государственной принадлежности и находятся под командованием офицера (мичмана), который находится на военной службе в Вооруженных Силах Украины. Надводные корабли, подводные лодки, корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения, а также их катера и шлюпки несут флаг Военно-морских Сил Вооруженных Сил Украины, который определяет государственную принадлежность корабля. Корабли, строящихся с начала размещения на них личного состава несут Государственный Флаг Украины. Он символизирует неприкосновенность и готовность корабля защищать государственные интересы Украины на море.

Корабли ВМС, их летательные аппараты, катера и шлюпки являются собственностью Украины и, где бы они ни находились, находящихся под юрисдикцией Украины. Корабли ВМС неуклонно придерживаются норм действующих международных договоров, согласие на обязательное ' язковисть которых предоставлена Верховной Радой Украины.

В водах открытого моря, портах и в повседневную жизнедеятельность кораблей ВМС. Спорные вопросы и недоразумения в правоотношениях, возникших в территориальном море иностранных государств, регулируются командирами кораблей лично или через представителей Министерства иностранных дел Украины, соблюдая требования и норм международного права.

Боевые надводные корабли, подводные лодки, катера, несущих оружие, а также корабли специального назначения (далее - корабли) в зависимости от вооружения и назначения подразделяются на классы, а в пределах одного и того же класса - на подклассы с учетом дальности плавания, водоизмещения или специализации.

зависимости от тактико-технических данных и назначения, а также для определения старшинства командиров и норм материального и технического обеспечения, боевые корабли делятся на ранги. В Военно-морских Силах установлены четыре ранга кораблей. Высшим является первый ранг. Разделение кораблей на классы, подклассы, ранги и т.д. осуществляется в порядке, определенном Министром обороны Украина. Командование кораблем возлагается на командира корабля.

3. Правила применения КТМУ касаются не только вида судов, но и порядка их использования (Эксплуатации). Порядок использования (эксплуатации) судов предусматривает определение водных пространств, в которых может использоваться судно, а также определения цели использования, которой эт ' связывается осуществления того или иного вида морехозяйственной деятельности.

соответствии с положениями ст. 3 Водного кодекса Украины от 06.06.95 г. все воды (Водные ' объекты) на территории Украины составляют ее водный фонд, то есть внутренними водами. К водному фонду Украины относятся:

(а) поверхностные воды: естественные водоемы (озера), водотоки (реки, ручьи),

искусственные водоемы (водохранилища, пруды) и каналы, другие водные ' объекты;

(б) подземные воды и источники

, (в) внутренние морские воды и территориальное море.

В юридической литературе принято выделять три категории морских пространств:

(и) морские просторы, что является неотъемлемой ' частью территории прибрежного государства, в пределах которых действует его суверенитет (внутренние воды, территориальное море)

( ii) морские пространства, не входят в состав территории прибрежного государства, но подчиняются его юрисдикции (исключительная экономическая зона, прилегающей зона, континентальный шельф)

(iii) морские просторы, не подчиняются суверенитету или юрисдикции государств (открытое море).

Определение всех приведенных категорий морских пространств приведены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и других международных договорах и нормативных актах Украины. В частности, в состав внутренних морских вод, включаются акватории портов, воды внутренних морей, заливов и т.д..

Итак, если морское судно используется во внутренних водах, то на него распространяются правила КТМУ. А если говорится об использовании во внутренних водах судов внутреннего плавания, то в отношении их правила КТМУ применяются в случае, если (а) эти суда осуществляют перевозки с заходом в иностранный морской порт, (б) в случаях, предусмотренных статьями 297 (столкновения судов внутреннего плавания в морских и других водах) и 327 (в случае спасения) КТМУ. Эта норма эт ' связана с аналогичной нормой Устава внутреннего водного транспорта СССР, в настоящее не истек.

отношении цели использования судов, то с ней эт ' связывается осуществления того или иного вида морехозяйственной деятельности - морских перевозок. Поскольку морские перевозки могут быть классифицированы по различным критериям (см. комментарий к гл. 1 раздела V КТМУ), вопрос о различиях в правовом регулировании различных по своему характеру перевозок не вызывают сомнений. Учитывая это, в комментируемой статье обращается внимание на вид морских перевозок. Следовательно, порядок применения норм КТМУ, касается отдельных видов морских перевозок, и влияет на правовое регулирование таких перевозок:

(а) в морских военных перевозок правила КТМУ применяются в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим эти перевозки

(б) к перевозкам в прямом смешанном и прямом водном сообщении, осуществляемые с участием морского транспорта, правила КТМУ применяются в указанных в нем случаях, а также в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим такие перевозки.

Научно-практический комментарий:

1. В настоящей статье перечислены источники правового регулирования, на основе которых арбитражные суды разрешают возникающие споры. В данной статье рассматриваются именно материально-правовые акты, а не процессуальные, которыми суд должен руководствоваться при осуществлении правосудия и на которые дается ссылка в ст. 3 АПК 2002 г.
2. Акты, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, перечислены в определенной последовательности в зависимости от юридической силы. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, которая имеет приоритетное значение по сравнению с другими нормативными актами. Федеральные конституционные законы принимаются только по тем вопросам, которые установлены Конституцией РФ.