Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 83. Забезпечення помещениями государственных органов надзора

Морський порт забезпечує державні органи нагляду, а в портах, відкритих для заходження іноземних суден, - Таможенные органы, органы пограничной службы необходимыми помещениями и создает нормальные условия для их работы.

Комментарий

Работа морских портов эт ' связана с мерами контроля и надзора в сфере торгового мореплавания, которые осуществляют соответствующие органы государственной власти, - таможенная служба, карантинная служба, пограничные войска и т.д.. Поэтому комментируемой статьей установлено обязанности ' связь порта обеспечить их помещениями и создать нормальные условия для работы. Это касается обеспечения средствами связи ' связи, выделение мест для стоянки судов, несущих государственную службу и т.д..

Научно-практический комментарий:

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи проведение экспертизы поручается как государственным судебным экспертам, так и другим экспертам, обладающим специальными познаниями. Согласно ст. 11 Закона о судебно-экспертной деятельности государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы. Так, порядок создания и деятельности учреждений судебно-медицинской экспертизы регулируется Приказом Минздрава России от 27 февраля 1991 г. N 35.
Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. В случаях если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
2. В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту. Так, при производстве экспертизы должен соблюдаться принцип независимости эксперта. Эксперт должен быть независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
Не допускается воздействие на эксперта со стороны судей, прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.
Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подвергаются ответственности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 302 УК РФ принуждение эксперта к даче заключения путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание, наказывается лишением свободы на срок до трех лет. То же деяние, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки, наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.
3. Другими принципами проведения экспертизы являются объективность, всесторонность и полнота исследований. Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
4. АПК 2002 г. предусматривает возможность присутствия при проведении экспертизы лиц, участвующих в деле. Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать эксперту вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы. При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.
В случае если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.
5. Особенности проведения отдельных видов экспертизы регулируются специальными нормативными правовыми актами, например Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" <1>, Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.
<2> СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1619.

6. О проведении экспертизы несколькими экспертами см. комментарии к ст. 84, 85 Кодекса.