Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 84. Портові збориУ морському порту справляються такі цільові портові збори: корабельный, причальный, якорный, канальный, маячный, грузовой, административный и санитарный. Другие виды сборов могут устанавливаться законодательными актами Украина. Размер портовых сборов устанавливается Кабинетом Министров Украины. Использование портовых сборов допускается исключительно по их целевому назначению. Комментарий Правовая природа портовых сборов заключается в том, что они являются платой за использование портовых сооружений или платой за поддержание навигационной обстановки или предоставление судну определенных услуг. Итак, с теоретической точки зрения все портовые сборы можно разделить на три группы: сборы за использование судном портовых сооружений (якорный, причальный) сборы на поддержание навигационной обстановки (маячный, корабельный) сборы, эт ' связанные с предоставлением судну определенных услуг (санитарный, канальный). Может быть удобным мнение о том, что речь должна идти не о портовых сборах, а о судовые сборы, потому что они взимаются не с порта, а с морских судов. Порт имеет принадлежность к этому собранию в части цели их взимания - есть для покрытия расходов на содержание акватории порта, его сооружений, подходных каналов, поддержания навигационной обстановки и т.д.. Именно это определяет правовую природу определенных сборов и дает основания застережиты, что возможно в будущем при обстоятельствах, эт ' связанных с расширением круга субъектов ' объектов портовой деятельности, эти сборы могут взиматься не только в морских портах, но и другими субъектами ' объектами, осуществляющих морепортову деятельность. Кроме комментируемой статьи вопрос уплаты портовых сборов регулируются постановлением КМУ от 12.10.2000 г. N 1544 " О портовых сборах ", приказом Минтранса Украины от 25.08.2004 г. N 783 " Об утверждении Порядка учета и использования средств от портовых собрания ", приказом Минтранса Украины от 27.06.96 N 214 " Об утверждении Собрания и плат за услуги, предоставляемые судам в морских торговых портах Украины ". Портовые взимаются в морских портах с судов указанных групп и плавучих сооружений, плавающих под Государственным флагом Украины и иностранным флагом: 1) грузовые суда, заходящих в порты для выполнения (группа А) грузовых операций, и плавучие сооружения 2) пассажирские суда, включая скоростные суда на (группа Б) подводных крыльях и паромы, заходящие в порты для выполнения грузопассажирских операций, ледоколы, не принадлежащие порту но не арендованные им 3) лихтеры, буксиры, буксиры-толкачи , толкатели, баржи (группа В) (самоходные и несамоходные), речные самоходные суда, включая суда типа " река-море " пароходств, которые являются членами Братиславской соглашения, заходят в порты на реке Дунае, а также речные самоходные суда, заходящие в другие порты для дальнейшего перегрузки грузов на морские суда и наоборот 4) несамоходные суда, кроме барж (группа Г) 5) суда, заходящие в порт вынужденно, для снабжения (группа Д) карантинных потребностей, а также суда, следующих на ремонт на судоремонтные предприятия (базы) Украина 6) служебные и военные суда (группа Д) 7) учебные, учебно-производственные суда, при исполнении (группа Д) ими рейсов по учебным планами учебных заведений, на борту которых находится не менее 50 курсантов, учебно-тренажерные суда 8) научные, исследовательские и скоростные суда на подводных (Группа Д) крыльях, выполняющих регулярные пассажирские рейсы по расписанию в каботажном плавании (кроме прогулочных и круизных рейсов) 9) другие суда - суда судоремонтного завода (группа Е) аварийно-спасательные, подводно-технические, технические, госпитальные, гидрографические, суда местного портового флота, ледоколы, принадлежащие порту и арендованные им, спортивные суда, частные яхты, парусные суда, суда, которые проходят ходовые испытания, и рыболовецкие суда, заходящие в порты без выполнения грузовых операций). Суда групп В (буксиры и баржи), Д и Е, выполняющие коммерческие грузовые рейсы, относятся к группе А. Суда групп Д и Е, выполняющие коммерческие грузопассажирские рейсы, относятся к группе Б. Порядок исчисления и взимания сборов распространяется на субъектов ' объектов предпринимательской деятельности всех форм собственности, которые выполняют работы и предоставляют услуги в морских портах на причалах судоремонтных заводов Украины независимо от подчиненности этих портов (причалов). Оплата портовых сборов в портах осуществляется до выхода судна из порта, а за транзитный проход Керчь-Еникальского канала (КЕК) и канала Прорва - путем предварительной оплаты или непосредственно на входе в КЕК и канал Прорва, если при этом не оговорено иное. Начисление портовых сборов осуществляется с условного об ' объема судна, исчисляемый в кубических метрах и равна произведению трех величин (длина судна, ширина судна и высота борта судна), указанных в измерительное свидетельство (главные размерения) или документе, который его заменяет. При начислении сборов по суточным ставкам время округляется до 0,5 суток. При этом время до 0,5 суток принимается за 0,5 суток, а 0,5 суток и больше - за 1 сутки. Если на судно распространяется применения нескольких скидок портовых сборов, применяется только наибольшая по базовой ставки. Законодательством предусмотрены случаи введения скидок при уплате портовых сборов. В частности, скидки предусмотрено приказами Минтранссвязи ' связи Украины от 05.10.2005 N 611 " Об утверждении скидки с портовых сборов и сборов и платы за услуги, предоставляемые судам в морском торговом порту " Южный ", от 19.10.2006 N 1015 " О порядке применения скидок к портовым сборам и сборам и платы за услуги, предоставляемые круизным пассажирским судам заграничного плавания в морских торговых портах Дунайского региона ". Конвенции об увольнении госпитальных судов от портовых и других сборов (Гаага, 21.12.1904 г.) предусмотрено освобождение госпитальных судов от уплаты всех портовых сборов. Корабельный сбор - это вид портовых сборов, взимается за каждый вход в порт и выход из него. Средства от корабельного сбора используются: - на содержание и очистки акватории порта от наносов и загрязняющих ее поверхность и дно - на ремонт, модернизацию, реконструкцию и строительство ограждающих и берегоукрепительных сооружений порта - на выполнение промерных работ на акватории порта - на судоподъемных и подводно-технические работы на акватории порта, включая предварительное водолазное обследование дна и поднятия утраченных (сброшенных) крупногабаритных предметов, такелажа и оснастки судов - на дноуглубительные работы, эт ' связанные с поддержкой, улучшением, развитием (расширением) акватории порта до проектных глубин - на мероприятия, эт ' связанные с обеспечением безопасности судоходства на судоходных путях - на содержание персонала, осуществляющего технический надзор за эксплуатацией акватории, ограждающих и берегоукрепительных сооружений. Для судов групп А, Б и Г начисление корабельного сбора производится за каждый вход в порт и выход из него за 1 куб. метр об ' объема судна по следующим ставкам, приведенным в постановлении КМУ от 12.10.2000 г. N 1544 " О портовых сборах ". От уплаты корабельного сбора освобождаются суда групп Д и Е. Ставки корабельного сбора для судов в заграничном плавании применяются независимо от того, под каким флагом они плавают. Ставки корабельного сбора для судов в каботажном плавании применяются только для судов, выполняющих рейсы в каботажном плавании под Государственным флагом Украины. В случае если суда группы А в течение одного рейса заходят последовательно в несколько портов Украины, корабельный сбор взимается: А) в случае захода в два порта - со скидкой 50 процентов базовой ставки в каждом порту Б) в случае захода более в два порта - в первом порту со скидкой 50, а в каждом следующем - 75 процентов базовой ставки. С судов группы Б корабельный сбор взимается в каждом порту захода при входе в порт и выхода из него по ставкам со скидкой 50 процентов только за первый и второй рейсы, выполняемые судном в течение календарного года. Во время следующих заходов в порт в течение календарного года корабельный сбор с этих судов не взимается. С круизных судов в заграничном плавании группы Б, которые принадлежат одному судовладельцу (за исключением судов, выполняющих грузопассажирские рейсы), корабельный сбор взимается (за вход судна в порт и выход из порта) по ставкам со скидкой 50 процентов только за первые два рейса, выполняемые любыми из таких судов в течение календарного года. При выполнении судами, которые принадлежат одному судовладельцу, следующих рейсов, корабельный сбор с них не взимается. Канальный сбор - это сбор, который взимается за каждое прохождение канала судном в один конец и каждое прохождение канала судном транзитом в один конец. Средства от канального сбора используются: - на содержание, обслуживание, ремонт и обеспечение безопасности судоходства на судоходных путях общегосударственного значения и подходных каналах портов (далее - каналов), очистка их от наносов и поддержку их габаритов в пределах паспортных значений - на дноуглубительные работы, эт ' связанные с поддержкой и/или улучшением проектных глубин на каналах - на содержание, обслуживание и ремонт средств навигационного оборудования на каналах - на строительство (приобретение, изготовление), модернизацию, реконструкцию каналов и других необоротных активов, используемых на указанные в этом пункте цели - на содержание персонала, осуществляющего технический надзор за эксплуатацией каналов. Начисление канального сбора осуществляется за каждое прохождение канала судном в один конец и каждое прохождение канала судном транзитом в один конец за 1 куб. метр об ' объема судна по ставкам, приведенным в постановлении КМУ от 12.10.2000 г. N 1544 " О портовых сборах ". С судов группы Б канальный сбор взимается в каждом порту захода при входе в порт и выхода из него по ставкам со скидкой 50 процентов только за первый и второй рейсы, выполняемые судном в течение календарного года. Во время следующих заходов в течение календарного года канальный сбор с этих судов не взимается. Суда групп В, Д и Е, а также суда группы Г (кроме барж), проходящих по каналу Прорва, освобождаются от оплаты канального сбора. Маячный сбор для судов групп А и Б начисляется при каждого захода судна в порт (завод) или за каждое прохождение его транзитом, кроме прохождения Керчь-Еникальского канала транзитом по следующим ставкам: 0,046 доллара США за 1 куб. метр об ' объема судна - с судов в заграничном плавании 0,0046 доллара США за 1 куб. метр об ' объема судна - с судов в каботажном плавании. Маячный сбор в полном объеме оплачивается непосредственно государственному учреждению " Госгидрография ". Суда групп В, Г, Д и Е освобождаются от оплаты маячного сбора. Средства от маячного сбора используются: на приобретение, содержание, обслуживание, ремонт, модернизацию и строительство маяков, береговых и плавучих СНО (кроме ВНО на каналах) и специализированных гидрографических (лоцмейстерських) судов на проведение гидрографических работ с целью корректуры старых и издание новых морских навигационных карт и пособий для мореплавания в зоне ответственности Украины на предоставление мореплавателям информации об изменениях в навигационной гидрографической обстановке на содержание персонала, осуществляющего технический надзор за эксплуатацией маяков, береговых и плавучих СНО. Причальный сбор - это сбор, взимаемый с судов, стоящих у причала. Средства от причального сбора используются: - на содержание и обслуживание причальных сооружений и прилегающих к ним территорий - на ремонт, модернизацию, реконструкцию и строительство причальных сооружений и прилегающих к ним территорий - на содержание персонала, осуществляющего технический надзор за эксплуатацией причалов и прилегающих к ним территорий. Для судов групп А, Б, В (буксиры), Г, Д и Е (спортивные суда, частные яхты, парусные суда и рыболовецкие суда, заходящие в порты без выполнения грузовых операций) применяются ставки, приведенные в постановлении КМУ от 12.10.2000 г. N 1544 " О портовых сборах ". С судов группы В (за исключением буксиров) причальный сбор взимается за каждую тонну погруженного или выгруженного груза по следующим ставкам: 0,19 доллара США - С судов в заграничном плавании 0,019 доллара США - с судов в каботажном плавании. Оплата причального сбора осуществляется отдельно за каждую операцию. В случае если операция выполняется у необорудованного берега или по варианту " судно-судно ", ставка причального сбора применяется со скидкой 50 процентов. Суда, стоящих лагом к другому судну, ошвартованных у причала, или ошвартованные у причала носом или кормой, оплачивают 50 процентов ставки причального сбора. С судов групп А и Б после окончания грузовых (пассажирских) операций за простой около грузового (пассажирского) причала по причинам, зависящим от судна или судовладельца, причальный сбор взимается с момента окончания погрузки-разгрузки и закрепления груза за 1 куб. метр об ' объема судна по следующим ставкам: 0,0164 доллара США за час - с судов в заграничном плавании 0,00164 доллара США в час - с судов в каботажном плавании. Якорный сбор - это сбор, который взимается за фактическое время стоянки судна. Средства от якорного сбора используются: - на содержание и обслуживание якорных мест стоянки судов на внутреннем рейде порта - на ремонт, модернизацию, реконструкцию и создание якорных мест стоянки судов на внутреннем рейде порта - на содержание персонала, осуществляющего технический надзор за эксплуатацией якорных мест стоянки судов на внутреннем рейде порта. С судов групп А и Б за стоянку более 12 часов на внутреннем рейде морского порта якорный сбор взимается по суточным ставкам за 1 куб. метр об ' объема судна за фактическое время стоянки: 0,0043 доллара США - с судов в заграничном плавании 0,00043 доллара США - с судов в каботажном плавании. С судов групп В, Г и Е (спортивные суда, частные яхты, парусные суда и рыболовецкие суда, заходящих в порты без выполнения грузовых операций) якорный сбор взимается за 30 суток стоянки с каждого судна на внутреннем рейде по таким ставкам: 28 долларов США - с судов в заграничном плавании 2,8 доллара США - с судов в каботажном плавании. За каждые последующие сутки стоянки судна на внутреннем рейде сверх указанного срока якорный сбор взимается с каждого судна по следующим ставкам: 3,2 доллара США - с судов в заграничном плавании 1,6 доллара - С судов в каботажном плавании. Суда групп Д и Е (кроме спортивных судов, частных яхт парусных судов и рыболовецких судов, заходящих в порты без выполнения грузовых операций) освобождаются от оплаты якорного сбора. Административный сбор - это сбор, взимаемый при каждом заходе судна в порт. С судов групп А, Б, В и Г административный сбор взимается при каждом заходе судна в порт по следующим ставкам: 0,022 доллара США за 1 куб. метр об ' объема судна с судов в заграничном плавании 0,0022 доллара США за 1 куб. метр об ' объема судна с судов в каботажном плавании. Суда, заходящие в морские порты для осуществления процедур, эт ' связанных с пропуском через государственную границу без выполнения грузовых операций, освобождаются от уплаты административного сбора. С судов групп А, Б, В и Г, которые заходят последовательно в несколько портов Украины в течение одного рейса для выполнения грузовых операций, административный сбор взимается только в первом порту захода. Суда групп Д и Е освобождаются от оплаты административного сбора. Взимание санитарного сбора предусматривает: А) обязанности ' обязательна принятие портом с судна всех видов загрязнений (за исключением балластных вод) за все время стоянки судна в порту, а также выполнения своими силами и за свой счет операций, эт ' связанных с принятием загрязнений (подача и уборка плавсредств, предоставление контейнеров и других емкостей для сбора мусора, перегрузочные операции, шлангування, видшлангування т.д.) Б) обязанность ' обязательна сдачи судном в порту всех имеющихся на борту видов загрязнений с целью предотвращения их сброса в море. Сдача загрязнений удостоверяется соответствующей справкой порта. С судов группы А санитарный сбор взимается за 1 куб. метр об ' объема судна или самоходной части составного плавучего сооружения по следующим ставкам, приведенным в постановлении КМУ от 12.10.2000 г. N 1544 " О портовых сборах ". Суда группы Б, В, Г, Д и Е освобождаются от уплаты санитарного сбора. В портах, не имеющих технических средств для принятия всех загрязнений, санитарный сбор не взимается. Судам, оборудованных природоохранным оборудованием для полной утилизации всех видов судовых отходов и загрязнений, и имеющих международное свидетельство о предотвращении загрязненного моря нефтью, сточными водами и свидетельство о предотвращении загрязнения мусором (экологически чистым), предоставляется скидка в оплате санитарного сбора в размере 50 процентов. Средства от санитарного сбора используются: на содержание и обслуживание плавсредств и контейнерного парка, используемых для принятия с судов всех видов загрязнений (Кроме балластных вод) на ремонт, модернизацию и строительство основных средств, плавсредств и контейнерного парка, используемых для принятия с судов всех видов загрязнений (кроме балластных вод) на содержание, обслуживание и ремонт очистных сооружений порта или на непосредственную сдачу загрязнений предприятиям, осуществляющих очистку на содержание, обслуживание и ремонт машин и механизмов, обеспечивающих перегрузки твердых нефтепродуктов, мусора, пищевых отходов и других загрязнений, и их транспортировки к местам утилизации на содержание, обслуживание и ремонт специального портового оборудования для утилизации мусора и других загрязнений (печи для сжигания мусора и т.п.) на содержание персонала, участвующего в проведении вышеуказанных работ. Кроме портовых сборов законодательством Украины регулируется порядок внесения в морских портах сборов и плат с судов заграничного плавания. Согласно приказу Минтранса Украины N 214 от 27.06.96 г. " Об утверждении Собрания и плат за услуги, предоставляемые судам в морских торговых портах Украины " сборы и платы предусматривают: лоцманский сбор, сбор за пользование услугами службы регулирования движения судов, швартовный сбор, плата за работу буксиров при швартовных операциях, плата за пользование плавсредствами, плата за агентские услуги, супервайзерська вознаграждение. Собрание и платы взимаются в морских портах с судов загранплавания указанных групп и плавучих сооружений, плавающих под Государственным флагом Украины и иностранным флагом. |
1. Комиссионная экспертиза отличается от комплексной экспертизы. Комплексная экспертиза проводится экспертами-специалистами в различных областях знаний или в различных научных направлениях одной области знания. Комиссионная экспертиза проводится двумя или более экспертами в одной области знаний (в пределах одного научного направления) в целях дачи более объективного заключения, ускорения проведения экспертизы.
При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме, и они совместно анализируют полученные результаты. Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.
2. В соответствии со ст. 21 Закона о судебно-экспертной деятельности комиссионная судебная экспертиза в государственном судебно-экспертном учреждении производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей. Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем государственного судебно-экспертного учреждения.
При необходимости проведения комплексной экспертизы в арбитражном процессе назначение экспертизы осуществляется арбитражным судом. АПК 2002 г. не предусматривает возможности изменения вида экспертизы руководителем судебно-экспертного учреждения.
Организация и производство комиссионной судебной экспертизы возлагаются на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения либо на руководителей нескольких государственных судебно-экспертных учреждений. Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов. В составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора, его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.