Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 82. Судновий імунітет іноземних державних судов

На вимогу майнового характеру не підлягають затриманню судна, що перебувають у власності іноземної держави, якщо ці судна використовуються виключно для несения государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Украины.

Комментарий

Судовой иммунитет иностранных государственных судов означает освобождение от задержания судов, используемых для несения государственной службы и находятся в собственности иностранного государства. Согласно комментируемой статьи судовой иммунитет касается всех случаев заявления морских требований имущественного характера, кроме случаев, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Украины.

Научно-практический комментарий:

1. Судья не может быть специалистом во всех областях знаний. Для разрешения отдельных вопросов, требующих специальных познаний, судья привлекает эксперта. В арбитражном судопроизводстве распространены следующие виды экспертиз: техническая, товароведческая, бухгалтерская, судебно-налоговая и др. В меньшей степени распространены судебно-психиатрическая, почерковедческая.
В соответствии со ст. 9 Закона о судебно-экспертной деятельности экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
2. Экспертиза может быть поручена судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Так, в соответствии со ст. 1 Закона о судебно-экспертной деятельности государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы. Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.
Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. В случаях если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
При поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности.
В случае проведения экспертизы в негосударственной экспертной организации судом выясняются перечисленные в абз. 1 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 66 сведения, касающиеся профессиональных данных эксперта, в определении о назначении экспертизы указываются наименование негосударственной экспертной организации, а также фамилия, имя, отчество эксперта <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" // Вестник ВАС РФ. 2007. N 2.

3. Доказательством по делу является не экспертиза, а заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.
4. Экспертиза может быть назначена при подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства. Арбитражный суд может отложить производство по делу на время проведения экспертизы. Кроме того, арбитражный суд вправе приостановить производство по делу (п. 1 ст. 144 АПК РФ).
Если при подготовке дела к рассмотрению возникла необходимость в решении вопросов о сроке проведения экспертизы, о размере вознаграждения эксперту и для этого требуется дополнительное время, арбитражный суд в силу ст. 136 АПК РФ может воспользоваться правом на объявление в предварительном судебном заседании перерыва на срок до пяти дней. Если необходимость в установлении указанных данных возникла в ходе судебного разбирательства, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство на основании ст. 158 АПК РФ или объявить перерыв в судебном заседании в соответствии со ст. 163 Кодекса.
Для получения информации о возможности проведения экспертизы, ее стоимости и сроках проведения от лица, обладающего специальными знаниями, а при поручении проведения экспертизы экспертному учреждению (организации) - также и об экспертах, которым она может быть поручена, суд направляет указанному лицу (экспертному учреждению, организации) соответствующее определение об отложении судебного разбирательства или перерыве в судебном заседании либо выписку из протокола судебного заседания (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 66).
5. Назначение экспертизы возможно по инициативе лиц, участвующих в деле, а также с их согласия (к таким лицам относятся помимо сторон также третьи лица, прокурор, органы, выступающие в защиту государственных и общественных интересов). По инициативе суда назначение экспертизы возможно лишь в случаях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, а именно:
- в случаях, предусмотренных законом (иные нормативные правовые акты не имеют значения);
- в случаях, предусмотренных договором;
- если это необходимо для проверки заявления о фальсификации доказательства;
- при назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 720 ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
Как разъяснено в п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 66, если указанными выше лицами не заявлено ходатайство о назначении экспертизы и судебная экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, для назначения экспертизы в рассматриваемом случае необходимо получить согласие от всех участвующих в деле лиц, которые в отсутствие иного соглашения между ними обязаны внести на депозитный счет суда в равных частях денежные суммы, подлежащие выплате экспертам (ч. 1 ст. 108, ч. 4 ст. 110 АПК РФ).
6. Назначение экспертизы осуществляется путем вынесения определения арбитражного суда о назначении экспертизы. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения. В определении о назначении экспертизы указывается срок ее проведения, который может быть определен путем указания точной календарной даты окончания экспертизы либо периода, в течение которого она должна быть проведена. Истечение данного срока, если производство по делу было приостановлено, влечет в соответствии с п. 4 ст. 145 и ст. 146 Кодекса обязательное возобновление судом производства по делу. При необходимости продления сроков проведения экспертизы суд вправе, возобновив производство, вновь приостановить его и установить новый срок проведения экспертизы.
Если необходимость в продолжении проведения экспертизы отпала (например, вследствие изменения истцом основания иска, уничтожения предмета экспертного исследования), суд по заявлению участвующих в деле лиц или по своей инициативе в соответствии с ч. 1 ст. 184 АПК РФ выносит определение о прекращении проведения экспертизы, предварительно возобновив производство по делу, если оно было приостановлено <1>.
--------------------------------
<1> См.: п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 66.

Судья, назначивший судебную экспертизу, предоставляет объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта, получает образцы для сравнительного исследования и приобщает их к делу.
7. Вопросы, поставленные перед экспертом в определении, не могут выходить за пределы его специальных знаний и не могут иметь юридический характер. Вопросы должны быть определенными и конкретными, а перечень их - полным. В случае если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта либо материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения, эксперт обязан направить в суд, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение.
8. В качестве материалов для исследования могут выступать вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. Исследования проводятся также в отношении живых лиц.
При проведении исследований вещественные доказательства или письменные документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в определении о назначении судебной экспертизы.
Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом. В случае если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования (ст. 10 Закона о судебно-экспертной деятельности).
9. Ответственность эксперта за дачу ложного заключения предусмотрена ст. 307 УК РФ.