Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 15. Поняття судна

Торговельне судно в цьому Кодексі означає самохідну чи несамоходное плавучее сооружение, используемое:

1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасания людей и судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и плавучих о ' объектов, осуществления гидротехнических работ или подъема имущества, затонувшего в море

2) для несения специальной государственной службы (охрана промыслов, санитарная и карантинная службы, защита моря от загрязнения и т.д.)

3) для научных, учебных и культурных целей

4) Спорт

5) для других целей.

Рыболовное судно в этом Кодексе - это любое торговое судно, используемое для рыбной или иного морского промысла.

Оснащение промысла являются неотъемлемой ' частью рыболовного судна, в связи ' связи с чем морские события, эт ' связанные с повреждением орудий промысла рыболовного судна другими судами, классифицируются как столкновения судов в море.

Ядерное судно в этом Кодексе - это судно, оборудованное ядерной энергетической установкой.

Комментарий

В комментируемой статье говорится о понятии, видах торговых судов, цель и способы их использования .

соответствии со ст. 24 Закона Украина от 10.11.94 г. " О транспорте " в состав морского транспорта входят предприятия морского транспорта, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов, порты и пристани, суда, судоремонтные заводы, морские пути сообщения, а также предприятия связи ' связи, промышленные, торговые, строительные и снабженческие предприятия, учебные заведения, учреждения здравоохранения ', физической культуры, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу морского транспорта. Учитывая это, отметим, что понятие " транспорт " является шире понятия " транспортное средство ", соответственно, понятия " морской транспорт " является шире понятия " морское судно "

- под морским транспортом следует понимать совокупность механических средств, с помощью которых осуществляются перевозки, и весь производственно-технологический комплекс, с помощью которого предоставляются услуги по перевозке и другие транспортные услуги потребителям в сфере торгового мореплавания

- под морским судном - разновидность транспортного средства, то есть устройство, которое предназначено для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов.

Вместе с тем отметим, что в КТМУ используются понятия одинакового содержательного значения: судно (так называется раздел II КТМУ и такое понятие используется в названии многих статей КТМУ - см.. ст. ст. 5, 15, 21, 26, 32, 41, 161), торговое судно (Ч. 1 ст. 15 КТМУ), морское судно (ч. 1 ст. 13 КТМУ). Вывод об одинаковом содержательное значение можно сделать ввиду того, что для всех категорий судов применяются нормы КТМУ, и все они используются в целях торгового мореплавания:

- для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасания людей и судов, терпящих бедствие на воде, буксировки других судов и плавучих о ' объектов, осуществления гидротехнических работ или поднятия имущества, затонувшего

- для несения специальной государственной службы (охрана промыслов, санитарная и карантинная служба, защита от загрязнения т.д.)

- для научных, учебных и культурных целей

- для спорта и других целей.

Обратимся к основным критериям классификации торговых судов, определенных в Инструкции по составлению государственной статистической отчетности о наличии торговых судов по форме N 2-вод, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 22.02.2001 г. N 102.

1) По районам плавания торговые суда подразделяются:

- на речные, предназначенные для судоходства по внутренним водным путям (Реках, озерах, каналах) без права выхода в море

- морские, предназначенные для плавания в морских территориальных водах Украины с выходом в нейтральные и территориальные воды других стран

- смешанного типа " река-море ", предназначенные для судоходства по внутренним водным путям (реках, озерах, каналах) с правом выхода в море.

2) По наличию двигателя торговые суда делятся на:

- самоходные, которые оснащены самостоятельной подвижной установкой (двигателем)

- несамоходные, которые не имеют собственной подвижной установки (двигателя), и движение которых осуществляется с помощью самоходных судов.

3) По назначению торговые суда делятся на:

- транспортные, основными типами которых являются пассажирские, грузовые (наливные, универсальные, навалочные, контейнеровозы, Рефрижираторные т.п.) и грузопассажирские суда

- рыболовные, к которым относятся промышленные и промышленно-перерабатывающие суда

- специального назначения, основными типами которых спасательные, патрульные экспедиционные, буровые судна, китобазы, ледоколы и т.д.

- технические, к которым относятся грунтовозни и нефтесборные суда, плавучие доки и мастерские и т.д.

- служебно-вспомогательные (Буксирные и лоцманские суда, плавучие краны, плавучие отели и рестораны и т.д.).

Учитывая вышесказанное, срок " торговые суда " применяется в всех видов судов и имеет общее значение, тогда как по критерию назначения, способа и цели использования этот срок должен применяться к определенным в Инструкции в отдельную категорию " транспортных судов " - судов, используемых для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Автор этого комментария считает, что общей правовой категорией является понятие " судно ". Поэтому, в порядке совершенствования КТМУ и внесении изменений в приведенной Инструкции, следует учесть, что понятие " судно ", " торговое судно ", " морское судно " разграничиваются, имеют разное значение и соотносятся друг с другом как общее и специальное. Судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое по водным путям с определенной целью. Разновидностями судов, в зависимости от того, в каких водных пространствах (район плавания) и с какой целью (назначение судна, цель и способ использования) оно используется, соответственно, является морское судно, речное судно, торговое, рыболовное, ядерное судно и т.д..

соответствии комментируемой статьи:

(а) рыболовное судно - это любое торговое судно, используемое для рыбного или иного морского промысла. Оснащение промысла является неотъемлемой ' частью рыболовного судна, в связи ' связи с чем морские события, эт ' связанные с повреждением орудий промысла рыболовного судна другими судами, классифицируются как столкновения судов в море.

(б) ядерное судно - это судно, оборудованное ядерной энергетической установкой. Согласно Конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1962 ядерная энергетическая установка - это любая энергетическая установка, в которой в качестве источника энергии используется или существует намерение использования ядерного реактора независимо от того, применяется ли он для движения судов или для других целей.

Однако, по своей правовой природе рыболовное и ядерное судно является разновидностями судов, но не являются товарными судами. Торговое судно - это судно, используемое для перевозок в сфере торгового мореплавания.

В юридической литературе остается актуальным вопрос о правовом значение квалификации плавучего сооружения как суда. В частности, Егоров Л.М. о разграничении понятий " плавучее сооружение " и " судно " в своих исследованиях отмечает, что в отличие от других плавучих сооружений, яхта инженерным сооружением, которая предназначена для использования в судоходстве и в нем используется, характеризуется признаками мореходности и наличия флага. Подтверждением правового статуса плавучего сооружения как морского судна является его внесения в судовой реестр. По нашему мнению, понятие " плавучее сооружение " и " судно " не размежеваться, а соотносятся как общее и специальное, поскольку любое судно является плавучей сооружением несмотря на то, как оно используется. Например, пассажирское морское судно, может быть использовано для морских круизов или как плавучий отель.

судно и в частности, торговое судно, как об ' объект имущественных отношений, характеризуют следующие положения:

1) Судно является разновидностью транспортных средств и имеет определенную сферу использование - торговое мореплавание.

2) Судно является особым видом имущества, характеризуют следующие признаки: во-первых, это предмет материального мира, то есть дело в отношении которого могут возникать права и обязанности ' связки, во-вторых, это неделимая вещь, поскольку ее разделение может привести к потере целевого назначения, в-третьих, судно относится к движимым вещам, т.е. движимого имущества, однако, согласно ч. 2 ст. 181 ГКУ на морские суда, суда внутреннего плавания распространен режим недвижимой вещи.

3) Судно является об ' объектом права собственности.

4) Судно, в зависимости от вида и назначения может принадлежать к такой категории об ' объектов, нахождение которых в обороте не допускаться или пребывание которых допускаться по специальному разрешению (это касается, например, определенной категории судов - военных, ядерных судов).

5) Суда является об ' объектами имущественных отношений в сфере хозяйствования, это вещи, которые имеют стоимостное определение, могут производиться или использоваться в деятельности субъектов ' ведения хозяйства и отражаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом формах учета имущества субъектов ' ведения хозяйства (ст. 139 ГКУ).

(а) В соответствии с п. 5.1.5, 22 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 " Основные средства ", утвержденного приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. N 92, суда, как разновидность транспортных средств, относятся к основным средствам, информация о которых раскрывается в финансовой отчетности субъектов ' ведения хозяйства и стоимость которых об ' объектом амортизации.

(б) В составе имущества субъектов ' ведения хозяйства суда могут выступать как товар: быть об ' объектом работ, которые выполняются или произведенной продукцией. В частности, в процессе строительства морского судна, оно о ' объектом соответствующих работ. А в случае построенных морских судов, они произведенной продукцией.

(в) Транспортные средства могут выступают об ' объектами различных имущественно-хозяйственных и организационно-хозяйственных обязательства ' язань.

6) Согласно ст. ст. 115 ГКУ, 86 ХКУ суда могут выступать вкладам участников и учредителей хозяйственных обществ. Однако, по некоторым суб ' ведения хозяйства законодательством предусмотрены исключения. Например, транспортные средства не могут быть вкладами участников или учредителей в уставный фонд хозяйственного общества - страховой компании, поскольку ст. 2 Закона Украины " О страховании " в редакции от 04.10.2001 г. предусмотрено формирование уставного фонда страховщиков исключительно в денежной форме.

Анализ специальной литературы по вопросам правового статуса судна дает оснований говорить о различных научные взгляды и определять об ' объективную и суб ' объективную концепции по статусного вопроса. Об ' объективная концепция определения правовой категории " судно " считается автором этого комментария наиболее обоснованной, и, учитывая вышеприведенные положения, характеризующие судно однозначно дает оснований определять судно как имущество, т.е. вещь. С этим собственно и эт ' связано определение суда об ' объектом правоотношений. С другой точки зрения, что характерно для субъектов ' объективной концепции, судно следует рассматривать не только как имущество, вещь, но и как человека, учреждение, предприятие ' объект, который наделен соответствующими правами и обязанности ' связями. Однако, отметим, что наделение правами и обязанности ' связями, применение штрафных санкций и определения вины, всегда адресуются владельцу судна или судовладельцу (см. комментарий к ст. 20), то есть суб ' ектови правоотношений, осуществляющий использования судна. Итак, так называемый принцип " переадресации " и общепризнанное разграничения понятий " вещи ", " суб ' объект " и " об ' объект " правоотношений, по нашему мнению, дают оснований утверждать, что судно - это вещь, имущество, и поэтому всегда должен определяться как о ' объект правоотношений.

<Стаття 14 | Стаття 15 | Стаття 16>

Научно-практический комментарий:

1. Арбитражные суды принимают властные решения в форме различных актов, а именно решений, постановлений, определений. Арбитражные суды, рассматривающие дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядках, выносят постановление соответствующего арбитражного суда; арбитражные суды, рассматривающие дела по первой инстанции, выносят решения либо определения.
Арбитражные суды, в отличие от судов общей юрисдикции, не принимают судебные приказы, так как приказное производство отсутствует в арбитражных судах. Согласно ст. 167 АПК 2002 г. решение принимается арбитражным судом первой инстанции при разрешении спора по существу. Решение принимается именем Российской Федерации. Арбитражный суд может принять отдельное решение по каждому из требований, объединенных в одном деле.
В форме определения выносятся постановления суда, которыми дело не разрешается по существу. Определения могут быть вынесены не только судом первой инстанции, но и судами апелляционной, кассационной, надзорной инстанций. Постановления президиума суда надзорной инстанции выносят президиумы судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ. В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 317 АПК 2002 г. по результатам рассмотрения заявления о пересмотре вступивших в законную силу решения, постановления, определения по вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд или принимает решение, постановление об удовлетворении заявления и отмене ранее принятого им судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, или выносит определение об отказе в удовлетворении заявления. Решение арбитражного суда всегда выносится только в виде отдельного документа.
Определения арбитражного суда выносятся по отдельным вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, и не разрешают дела по существу, за исключением определений об утверждении мирового соглашения. Определения арбитражных судов могут выноситься как в виде отдельного документа, так и без оформления в виде отдельного акта путем занесения в протокол.
2. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает требования к судебным актам. Так, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Если имеются противоречия между нормами процессуального или материального права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении данного дела, то решение является законным в случае применения судом в соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и ч. 2 ст. 13 АПК 2002 г. нормы, имеющей наибольшую юридическую силу.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Учитывая, что в силу ст. 10 АПК 2002 г. одним из основных принципов судебного разбирательства в арбитражных судах является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании. Если собирание доказательств производилось не тем судом, который рассматривает дело (например, в силу судебного поручения), суд вправе обосновать решение этими доказательствами лишь при следующих условиях: если они были получены в установленном АПК 2002 г. порядке (например, с соблюдением порядка выполнения судебного поручения), оглашены в судебном заседании и предъявлены лицам, участвующим в деле, их представителям, а в необходимых случаях - экспертам и свидетелям и исследованы в совокупности с другими доказательствами. При вынесении судебного решения недопустимо основываться на доказательствах, которые не были исследованы судом в соответствии с нормами АПК 2002 г., а также на доказательствах, полученных с нарушением норм федеральных законов.
3. Принимаемое судом решение не только должно быть законным и обоснованным, но также должно содержать полный, мотивированный и ясно изложенный ответ на требование истца и возражение ответчика.
4. В соответствии со ст. 305 УК РФ вынесение судьей (судьями) заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.