Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 16. Форми власності на судноСуда Украины могут находиться во всех формах собственности, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины. Ядерное судно должно находиться только в государственной собственности. Комментарий : Как уже нами отмечалось, судно является разновидностью транспортных средств. соответствии со ст. 9 Закона Украины " О транспорте ", транспортные средства, сооружения, финансовые ресурсы, оборудование транспорта, пути сообщения, закрепленные за предприятиями, о ' объединениями, учреждениями и организациями Министерства транспорта Украины (ныне - Министерства инфраструктуры), является общегосударственной собственностью и принадлежат к единой транспортной системы. В общегосударственной собственности могут также находиться транспортные средства, сооружения, оборудование транспорта, закрепленные за предприятиями, о ' объединениями, учреждениями и организациями других министерств и ведомств (ведомственный транспорт). Транспортные средства, сооружения, финансовые ресурсы, оборудование транспорта и дорожного хозяйства, закрепленные за предприятиями, учреждениями и организациями местных советов, относятся в коммунальную собственность. Транспортные средства, сооружения, оборудование транспорта могут находиться в собственности предприятий, об ' объединений, учреждений, организаций и граждан. соответствии Конституции Украины, положений гл. 23 ГКУ, имущество может находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Согласно комментируемой статье, это касается всех видов судов, кроме ядерных судов, которые могут находиться только в государственной собственности. Право собственности на судно возникает на основании юридических фактов, определенных в законодательстве, которые принято называть способами возникновения права собственности. Согласно ст. 328 ГК Украины право собственности приобретается на основаниях, не запрещенных законом, частности из сделок и считается приобретенным правомерно, если иное прямо не вытекает из закона или незаконность приобретения права собственности не установлена в гл. 24 ГК Украины способы приобретения права собственности в юридической литературе принято относить к первоначальным или производным способам. Итак, в первом случае право собственности на судно возникает впервые или независимо от предыдущих владельцев (например, строительство судна, его национализация, конфискация и т.п.), а во втором - право нового владельца возникает на основании права собственности предыдущего собственника вследствие волеизъявления последнего (например, отчуждение судна по договору купли-продажи). Возникновение права собственности на судно одновременно предусматривает прекращение этого права у другого субъекта ' объекта. Перечень оснований прекращения права собственности приведены в ст. 346 ГК Украины. Рассмотрим некоторые из приведенных способов приобретения права собственности, которые являются наиболее характерными для права собственности на суда. Строительство нового судна - это длительный процесс, в результате которого возникает новая вещь. При строительстве морских судов используются типовые формы договора, разработанные Ассоциацией судостроителей Японии, Ассоциацией западноевропейских судостроителей т.п.. Согласно ст. 19 КТМУ право собственности на строящееся судно, регулируется законодательством государства, на территории которого находится такое судно, если договором на строительство судна не установлено иное. Право собственности на судно может возникать вследствие признания его бесхозной вещью в случаях, предусмотренных ст. 335 ГК Украины: когда владелец судна отказался от него (например, судно, брошенное его владельцем в результате посадки на мель) когда владелец судна неизвестен (Например, судно затонуло в пределах территориальных вод Украины) когда владелец утратил право собственности на судно в силу закона (например, потеря права на морское судно, затонувшего). Согласно ст. ст. 123 - 124 КТМУ в случаях, когда имущество, которое затонуло, ставит непосредственную угрозу безопасности судоходства, жизни или здоровью ' й человек, загрязнению окружающей среды, а владелец имущества не сделает заявления либо не поднимет имущество в установленный срок, он теряет право собственности на это судно это судно становится государственной собственностью. Это исключение касается мер государства, направленных на обеспечение безопасности при использовании атомной энергии, и является производным от норм законодательства Украина, регулирующих использование атомной энергии и международными договорами. Производные способы приобретения права собственности на судно возникают из договоров об отчуждении. К таким относится договор купли-продажи, по которому на практике разработаны соответствующие проформы, учитывающие специфику того или иного судна, подлежащего отчуждению, а также его характеристики - новое или такое, что уже было в пользовании и т.п. (например типовая форма NSF, которая была разработана Ассоциацией судовых брокеров Норвегии и поддержана международной организацией БИМКО). Договором об отчуждении судна является договор лизинга судна. По договору лизинга судна владелец судна (лизингодатель) обязательства ' связывается передать фрахтователю (лизингополучателю) судно без экипажа для использования в целях торгового мореплавания на определенный срок, по истечении которого в лизингополучателю переходит право собственности на судно (см. комментарий к ст. ст. 215, 216, 217, 218, 219, 220 и 221 КТМУ). Еще одним основанием возникновения права собственности на яхта отказ владельцем от своих прав на судно вследствие Абандон. Абандон является заявление страхователя об отказе от своих прав на застрахованное судно и получения полной страховой суммы в случаях: пропажи судна без вести; экономической нецелесообразности восстановления или ремонта застрахованного судна; захвата судна, если захват продолжается более двух месяцев. Заявление Абандон является основанием перехода права собственности на морское судно к страховщику по договору морского страхования (см. комментарий к ст. ст. 271, 272 и 273 КТМУ). Прекращение права собственности на судно происходит на общих основаниях в связи ' связи с заключением соответствующих договоров, а также в результате отказа от права собственности путем совершения действий, свидетельствующих о соответствующем волеизъявления собственника. Например, судно, потерявшее свои свойства, может быть отнесено к категории " имущества, затонувшего " (п. 1 ст. 120 КТМУ). В этой ' связи владельца может быть обязательства ' связано уничтожить это морское судно (п. 1 ст. 123 КТМУ), тогда как порт имеет право за счет владельца уничтожить это судно (п. 3 ст. 123 КТМУ). Имущество, поднятое портом вследствие того, что оно составляло непосредственную угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью ' й людей или загрязнения окружающей среды, может быть истребовано его собственником в течение двух лет со дня, когда имущество было фактически поднято. Если поднят имущество реализовано портом из-за невозможности или нецелесообразности его хранения, владельцу имущества возвращается вырученная от реализации сумма за вычетом всех расходов, понесенных портом в связи ' связи с поднятием, хранением и реализацией имущества (ст. 126 КТМУ). Таким образом законодатель предусмотрел возможность сохранения за первоначальным владельцем его прав в отношении собственности на судно. |
1. О видах судебных актов, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, см. комментарий к ст. 15.
Необходимо учитывать, что наряду с названными в ч. 1 ст. 15 АПК 2002 г. решениями, постановлениями, определениями арбитражных судов к судебным актам, обязательным к исполнению, относятся также иные акты суда, необходимые для осуществления правосудия. Согласно ст. 6 Закона о судебной системе законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
К числу актов, обязательных к исполнению, относятся:
- распоряжения суда (например, о соблюдении порядка в зале судебного заседания);
- требования (например, запрос на получение доказательств, предусмотренный ч. 4 ст. 66 АПК 2002 г.);
- поручения (в соответствии с ч. 1 ст. 73 АПК 2002 г. арбитражный суд, рассматривающий дело, в случае невозможности получения доказательств, находящихся на территории другого субъекта РФ, в порядке, предусмотренном ст. 66 настоящего Кодекса, вправе поручить соответствующему арбитражному суду произвести определенные процессуальные действия);
- вызовы (таковые предусмотрены ст. 121 АПК 2002 г.);
- другие обращения.
2. Исполнение судебных актов обязательно для всех граждан и организаций независимо от каких-либо факторов. Это требование действует также в отношении государственных и муниципальных органов, должностных лиц. Ни для кого не должно быть исключений.
За неисполнение судебного постановления законодательством предусмотрена ответственность, в том числе уголовная. В соответствии со ст. 315 УК РФ злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Согласно ст. 17.3 КоАП неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток.
3. Законодательством предусмотрена ответственность за неисполнение и других обязательных судебных актов. Так, в соответствии со ст. 332 АПК 2002 г. за неисполнение судебного акта арбитражного суда о взыскании денежных средств с должника при наличии денежных средств на его счетах на банк или на иную кредитную организацию, которые осуществляют обслуживание счетов этого должника и которым взыскателем или судебным приставом-исполнителем предъявлен к исполнению исполнительный лист, арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам гл. 11 настоящего Кодекса в размере, установленном федеральным законом. За неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, может быть наложен судебный штраф в порядке и в размере, которые установлены в гл. 11 настоящего Кодекса. Согласно ч. 9 ст. 66 АПК 2002 г. в случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным арбитражным судом неуважительными, либо неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный срок на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и в размере, которые установлены в гл. 11 настоящего Кодекса.
Часть 2 ст. 96 АПК 2002 г. устанавливает ответственность в виде штрафа за неисполнение определения об обеспечении иска лицом, на которое судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер. Часть 5 ст. 154 АПК 2002 г. говорит об ответственности лица, нарушающего порядок в судебном заседании или не подчиняющегося законным распоряжениям председательствующего.
4. Принятое арбитражным судом решение может косвенно затрагивать права и законные интересы третьих лиц, которые не участвовали в деле. В этом случае они могут обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных прав согласно ч. 3 комментируемой статьи. В соответствии со ст. 42 АПК 2002 г. лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
5. Решения иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) не во всех случаях подлежат исполнению на территории России. К способам приведения в исполнение иностранных судебных решений относятся:
1) проверка правильности решения с формальной точки зрения, установление отсутствия противоречий решения публичному порядку;
2) выдача экзекватуры <1> - принятие судом постановления, которое санкционирует исполнение иностранного судебного решения, придавая ему принудительную силу. Выдача экзекватуры применяется в большинстве стран континентальной Европы (Франция, Бельгия и др.).
--------------------------------
<1> Экзекватура (от лат. exsequare) - приведение в исполнение в данной стране судебного решения, вынесенного в другой стране (Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 496).
Законодательство разных стран предусматривает различные требования к решению для того, чтобы оно было исполнено. Основное требование большинства стран - это взаимность исполнения судебного решения. В некоторых странах возможна проверка решения по существу, если оно принято против интересов гражданина данной страны (например, во Франции).
Основания для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения предусмотрены в ст. 244 АПК 2002 г.
Российская Федерация участвует в ряде международных договоров, которые предусматривают принудительное исполнение решений иностранных судов, например в Соглашении стран СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" (Киев, 1992 г.) <1>, в Конвенции стран СНГ "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (Минск, 1993 г.), в которой предусмотрено взаимное исполнение решений судов стран СНГ, в Конвенции Организации Объединенных Наций "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" (Нью-Йорк, 1958 г.) <2>, в Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 17 января 2001 г. "О порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь" <3>. Соответствующие нормы имеются в двусторонних договорах о правовой помощи и правовых отношениях с целым рядом государств (с Италией, Испанией, Польшей и др.).
--------------------------------
<1> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1992. N 4.
<2> Вестник ВАС РФ. 1993. N 8.
<3> Бюллетень международных договоров. 2003. N 3.
Признанию и приведению в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений посвящена гл. 31 АПК 2002 г. (см. соответствующие комментарии).