Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 17. Відчуження державних суден

Отчуждение иностранной государству, иностранному юридическому или физическому лицу судна, находящегося в государственной собственности, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Украины.

Комментарий

В комментируемой статье говорится об отдельном виде судов - государственные суда. В КТМУ и в Инструкции по составлению государственной статистической отчетности о наличии торговых судов по форме N 2-вод, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 22.02.2001 г. N 102, критерий классификации судов по формам собственности не используется.

соответствии Конституции Украины, гл. 23 ГКУ суда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Итак, в зависимости от формы собственности, можно определить следующие категории судов:

- государственные суда - суда, находящиеся в государственной собственности (как то: ядерные, военные суда)

- коммунальные суда - суда, которые находятся в коммунальной собственности

- частные суда - суда, которые находятся в частной собственности.

Особенность содержания этой статьи заключается в том, что в ней сделана попытка ввести специальный режим отчуждения государственных судов путем: (а) определение отдельной категории субъектов ' объектов (иностранное государство, иностранное юридическое или физическое лицо), к которым может переходить право собственности на государственные суда при определенных условиях, (б) внесения оговорки о наличии специальных условий, соблюдение которых необходимо для приобретения права собственности на государственные суда, и обязанности ' заполнить соответствии с действующим законодательством Украины. Однако такая попытка не получила своего логического завершения, поскольку в законодательстве Украина прямо не определен запрет на отчуждение государственных судов определенной категории субъектов ' объектов, а предостережение о наличии специальных условий для получения права собственности судна в определенной степени касаются не всех государственных судов, а лишь их отдельных видов - ядерных, военных.

Отметим, что введенный этой статье особый режим отчуждения государственных судов, в соответствующих нормативных актах других стран применяется не только к судам, которые находятся в государственной собственности, а и судов, используемых в некоммерческих целях для несения государственной службы (аварийно-спасательные, карантинные, научно-исследовательские суда и т.д.).

Научно-практический комментарий:

1. В арбитражном процессуальном праве закреплен принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел, в соответствии с которым большинство дел по первой инстанции рассматривается единолично судьей, за исключениями, указанными в законе, а пересмотр судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядках осуществляется коллегиально. Исключения из единоличного рассмотрения дел по первой инстанции либо устанавливаются законом (ч. 2 ст. 17 АПК РФ), либо становятся возможными по ходатайству сторон (ч. 3 ст. 17 АПК РФ).
В качестве первой инстанции в системе арбитражных судов действуют арбитражные суды субъектов РФ, а также по определенным законом категориям дел - Высший Арбитражный Суд РФ. Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают единолично следующие дела:
1) экономические споры и другие дела, возникающие из гражданских правоотношений, за исключением тех случаев, когда по ходатайству сторон дело подлежит рассмотрению с участием арбитражных заседателей;
2) дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если законом не установлено исключение:
- административные дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (ч. 1 ст. 200 АПК РФ);
- дела о привлечении к административной ответственности (ч. 1 ст. 205 АПК РФ);
- дела об оспаривании решений административных органов (ч. 1 ст. 210 АПК РФ);
- дела о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 215 АПК РФ);
3) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ч. 1 ст. 221 АПК РФ);
4) дела упрощенного производства (ч. 2 ст. 228 АПК РФ);
5) заявления об отмене решения третейского суда (ч. 1 ст. 232 АПК РФ), по вопросу компетенции третейского суда (ч. 3 ст. 235 АПК РФ);
6) заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 238 АПК РФ);
7) заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ч. 1 ст. 243 АПК РФ);
8) заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, принятого единолично судьей (гл. 37 АПК РФ).
Перечисленные выше дела с участием иностранных лиц также рассматриваются единолично, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Все дела, отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматриваются коллегиально в силу прямого указания закона (п. 1 ч. 2 ст. 17 АПК РФ).
Определяя состав арбитражного суда, рассматривающего заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, следует исходить из того, что если арбитражный суд первой инстанции рассмотрел дело коллегиально, то пересмотр его производится также коллегиально (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 октября 1998 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов").
2. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех профессиональных судей или судьи и двух арбитражных заседателей. В Высшем Арбитражном Суде РФ все дела по первой инстанции рассматриваются коллегиально тремя профессиональными судьями в силу прямого указания на то в законе (ч. 2 ст. 17 АПК РФ), участие в судебном разбирательстве арбитражных заседателей на данном уровне не предусмотрено.
По первой инстанции в судах субъектов РФ коллегиальное рассмотрение дел возможно либо тремя профессиональными судьями в случаях, установленных в законе (ч. 2 ст. 17 АПК РФ), либо одним судьей и двумя арбитражными заседателями при удовлетворении соответствующего ходатайства сторон. По первой инстанции в арбитражных судах субъектов РФ, за исключением п. 2 - 4 ч. 2 ст. 17 АПК РФ, дело не рассматривается тремя профессиональными судьями.
3. АПК РФ предусмотрел четыре случая рассмотрения дел коллегиальным составом судей по первой инстанции.
Во-первых, коллегиально в составе трех судей рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ. Закон относит к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ по первой инстанции следующие категории дел:
1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.
Сложность названных дел, их общественная значимость предопределили коллегиальный состав судей, рассматривающих данные дела.
Во-вторых, коллегиальным составом судей рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов независимо от того, к подсудности какого суда отнесено данное дело. Это новая для арбитражной подведомственности категория дел. Признание нормативных правовых актов недействующими затрагивает интересы большого количества лиц. Кроме того, законом установлено немедленное вступление в законную силу решений по таким делам без права на апелляционное обжалование. Эти судебные решения подлежат обязательному опубликованию.
В-третьих, коллегиально рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом.
В-четвертых, коллегиально в составе трех судей рассматриваются дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение. Ранее действовавшее законодательство предусматривало возможность назначения коллегиального состава судей для рассмотрения дела председателем суда. АПК 2002 г. не воспроизвел данную норму. Вместе с тем современный закон предоставил вышестоящему суду право направить дело на новое рассмотрение с указанием на его коллегиальное рассмотрение. В этом случае должен быть сформирован состав из трех судей.
Часть 2 ст. 17 АПК 2002 г. содержит исчерпывающий перечень случаев рассмотрения дел в коллегиальном составе судей. Коллегиальное рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции допускается только в случаях, предусмотренных в ч. 2, 3 ст. 17 АПК РФ (п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
При коллегиальном рассмотрении дела подготовка указанных дел осуществляется единолично судьей. Судья единолично решает и другие вопросы: о принятии искового заявления (заявления) и возбуждении производства по делу, об обеспечении иска и т.д.
4. За исключением дел, перечисленных в ч. 2 ст. 17 АПК РФ, коллегиальное рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется судьей и двумя арбитражными заседателями. По общему правилу дела по первой инстанции в арбитражном суде рассматриваются судьей единолично. Но если сторона спора заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и это ходатайство будет удовлетворено судом, то дело рассматривается коллегиально: судьей и двумя арбитражными заседателями.
Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, перечисленные в ч. 2 ст. 17 АПК РФ, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства (ч. 3 ст. 17 АПК РФ). Закон использует термин "дела особого производства", хотя АПК 2002 г. не выделяет таковые. Очевидно, что законодатель имел в виду дела об установлении юридических фактов, которые отнесены ГПК РФ к делам особого производства. Арбитражные заседатели не принимают участия в пересмотре судебных актов в апелляционном, кассационном, надзорном производствах.
Высший Арбитражный Суд РФ также дал разъяснение того, рассматриваются ли с участием арбитражных заседателей дела о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ. В соответствии с п. 2, 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Принимая во внимание, что дела о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, возникают из публичных правоотношений, они с участием арбитражных заседателей не рассматриваются в силу абз. 2 ч. 3 ст. 17 АПК РФ (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Закон называет субъектов, обладающих правом инициировать вопрос о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, - это стороны по делу. Для рассмотрения ходатайства достаточно заявления одной из сторон. По смыслу закона иные лица, участвующие в деле, не обладают такими полномочиями. Поскольку закон не предусматривает право на заявление ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражного заседателя в качестве специального полномочия представителя, то последний вправе заявлять подобные ходатайства без наличия на то оговорки в доверенности.
Организационно-правовые вопросы участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел определены Федеральным законом от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".
5. Часть 4 ст. 17 АПК РФ предусматривает коллегиальное рассмотрение дела в апелляционном, кассационном и надзорном производствах. В апелляционном и кассационном производствах дела рассматриваются тремя профессиональными судьями. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ правомочен при наличии большинства членов Президиума пересматривать судебные акты, вступившие в законную силу, в порядке надзора (ч. 3 ст. 303 АПК РФ).
При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании - это положение относится ко всем случаям коллегиального рассмотрения независимо от судебной инстанции.
Однако в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях некоторые процессуальные действия совершаются единолично судьей в силу указания на то закона (прием апелляционных, кассационных жалоб (ч. 2 ст. 261, ч. 2 ст. 278 АПК РФ), оставление указанных жалоб без движения (ст. 263, 280 АПК РФ), их возвращение (ст. 264, 281 АПК РФ) и пр.). При пересмотре судебных актов в надзорном порядке судья Высшего Арбитражного Суда РФ единолично решает вопрос о принятии заявления или представления к производству и истребовании дела из арбитражного суда (ч. 2 ст. 293 и ч. 1, 4 ст. 295 АПК РФ), о возвращении заявления или представления (ст. 296 АПК РФ).
6. Если в силу АПК 2002 г. судье предоставлено право единолично рассматривать дело или совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени арбитражного суда (ч. 5 ст. 17 АПК РФ). Так, при коллегиальном рассмотрении дела судья единолично осуществляет подготовку дела и действует при этом от имени арбитражного суда.