Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 167. Здача незапитаного вантажу на зберігання

Якщо для перевезення вантажу було надано не все судно і в порту призначення одержувач не запитав цей вантаж, не распорядился им или отказался от него, перевозчик вправе, уведомив об этом отправителя, сдать груз на хранение на склад или в другое надежное место за счет и на риск отправителя.

Если для перевозки груза было предоставлено все судно, капитан в случае неявки получателя в порту назначения или в случае его отказа от принятия груза обязан немедленно сообщить об этом отправителя. Выгрузка и сдача груза на склад проводятся капитаном только по истечении сроков выгрузки и контрсталийного времени и при условии, что в эти сроки не поступит иного распоряжения отправителя. Время, затраченное перевозчиком на сдачу груза на хранение, рассматривается как простой судна.

Если в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт сданный на хранение груз не будет востребован и отправитель не оплатит перевозчику все надлежащие за это перевозки сумм, перевозчик вправе продать груз. Невостребованный груз скоропортящийся, может быть продан и до истечения указанного срока. О факте продажи груза перевозчик сообщает отправителю.

В морских портах Украины сроки и порядок хранения грузов до получения их получателем определяются правилами, которые устанавливаются центральным органом исполнительной власти в области транспорта в соответствии со статьей 3 настоящего Кодекса.

Грузы, хранящиеся в портах сверх установленных сроков, подлежат продаже в порядке, установленном действующим законодательством Украины, с компенсацией портам расходов на хранение в соответствии с правилами статьи 169 настоящего Кодекса.

Комментарий

Процесс выдачи груза может быть затянуто и повлечь сдачу невостребованного груза на хранения.

Согласно статье 167 КТМУ если для перевозки груза было предоставлено не все судно и в порту назначения получатель не запросил этот груз, НЕ распорядился им или отказался от него, перевозчик вправе сообщить об этом отправителя, сдать груз на хранение на склад или в другое надежное место за счет и на риск отправителя.

Если для перевозки груза было предоставлено все судно, капитан в случае неявки получателя в порту назначения груза обязан немедленно сообщить об этом отправителя. Выгрузка и сдача груза на склад проводятся капитаном только после окончания сроков выгрузки и контрсталийного времени и при условии, что в эти сроки не поступит иного распоряжения отправителя. Время, затраченное перевозчиком на сдачу груза на хранение, рассматривается как простой судна. Если в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт сданный на хранение груз не будет востребован и отправитель не оплатит перевозчику все надлежащие за это перевозки сумм, перевозчик вправе продать груз. Невостребованный груз скоропортящийся, может быть продан и до истечения указанного срока. О факте продажи груза перевозчик сообщает отправителю. В морских портах Украины сроки и порядок хранения грузов до получения их получателем определяются правилами, которые устанавливаются Минтрансом Украины. Грузы, хранящиеся в портах сверх установленных сроков, подлежат продаже в порядке, установленном действующим законодательством Украина, с компенсацией порта расходов на хранение.

Суммы, вырученные от продажи груза, за вычетом сумм, причитающихся перевозчику, зачисляются на депозит перевозчика для выдачи по принадлежности согласно ст. 169 КТМУ. Если вырученных от продажи груза сумм окажется недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и расходов, связанных с хранением и продажей груза, перевозчик вправе взыскать недополученные суммы с отправителя. Если течение шести месяцев со дня продажи груза никто не заявит своих прав на сумму, вырученную от его продажи, то эта сумма, за вычетом причитающихся перевозчику платежей, поступает в Государственный бюджет Украины, а сумма, вырученная от продажи бездокументного груза - в доход перевозчика на покрытие убытков, вызванных удовлетворением требований, связанных с потерей или недостатком грузов.

На практике встречаются случаи, когда грузы, находящиеся в портах сверх установленных сроков, сдерживают вантажозворот. Для предотвращения этому процессу в портах был принят Декрет Кабинета Министров Украины "О порядке изъятия и реализации грузов, находящихся в морских торговых портах и style="text-align: justify;"> Декретом определены категории грузов, подлежащих изъятию и реализации:

а) грузы, находящиеся на хранении в портах сверх установленных договорами сроки, и грузы, сроки хранения которых под таможенным контролем закончились и таможней не приняты меры к их реализации, в случае отсутствия доверенности грузовладельцев (грузоотправителей) по дальнейшему их отправления

б) грузы, дальнейшее отправления которых невозможно по вине грузовладельца (грузоотправителя) и независимых от портов причин (отсутствие или ненадлежащее оформление экспортной лицензии, других документов, необходимых для выполнения таможенных, санитарных и других правил и т.д.)

в) грузы, в соответствии с действующим законодательством признании бесхозным имуществом.

При наличии в порту указанных грузов порт предложить отправителю в течение 20 дней с момента направления уведомления о невозможности отправления груза определиться с его отправкой или дать согласие на изъятие и реализацию. На основании письменного подтверждения отправителя о возврате ему или отправки груза другому получателю порт выполняет необходимые работы, а отправитель возмещает все расходы, связанные с хранением, переработкой, отправкой груза, заказу транспортного средства, оформлением документов и другие расходы. После получения от отправителя письменного согласия на изъятие и реализацию груза, а также в случае неполучения ответа в течение 20 дней с момента направления уведомления груз изымается и реализуется, о чем сообщается отправителю.

Решение об изъятии и реализации груза принимается по заявке руководителя порта комиссией, персональный состав которой утверждается Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом (такие комиссии были созданы в соответствии с Положением о Комиссии по вопросам изъятия и реализации грузов, находятся более установленные сроки в морских торговых портах, на припортовых железнодорожных станциях, расположенных на территории АР Крым, Донецкой, Запорожской, Николаевской, Одесской, Херсонской областей, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины, Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины N 178/75 от 19.03.2002 г.), и оформляется актом, который подписывается членами комиссии. В составлении акта может участвовать отправитель или уполномоченный им представитель. В акте должно быть указано наименование груза, его количество, технические (качественные) характеристики, реквизиты производителя и отправителя, стоимость согласно имеющимся документам, а также основания изъятия и реализации груза. В случае необходимости проводится товарная экспертиза.

Реализация изъятого у грузоотправителя осуществляется уполномоченным Кабинетом Министров Украины органом на конкурсной основе и, как правило, за свободно конвертируемую валюту. Минимальная стоимость продукции (товаров), входящих в состав груза, при ее реализации определяется на основании отправных и других имеющихся документов по внутренним ценами на эту или аналогичную продукцию (товары), которые действуют на момент реализации.

Орган, осуществляющий реализацию изъятого у грузоотправителя, перечисляет в Государственный валютный фонд Украины полученную валюту за вычетом той ее части, которая направляется на покрытие валютных расходов по реализации груза и его продажа на межбанковском валютном рынке для оплаты расходов, связанных с приемом, хранением и реализацией этого груза и выплатой отправителю денежной компенсации стоимости реализованного груза.

Стоимость реализованного груза выплачивается отправителю в валюте Украины по внутренним ценам на день изъятия груза.

Если груз реализовать невозможно, порт отправляет его отправителю. В таком случае стоимость погрузочно-разгрузочных работ, хранения, перевозки, оформление документов и другие расходы, связанные с отправкой груза, списываются с отправителя или получателя в безакцептном порядке.

Научно-практический комментарий:

1. В соответствии с принципом разделения властей судебная власть отделена от законодательной и исполнительной ветвей власти и является самостоятельной. Свои властные полномочия судебная власть реализует при осуществлении правосудия по гражданским, уголовным и иным делам. Документарной формой выражения властных полномочий суда являются судебные акты. Судебные акты, завершая разбирательство и разрешение дел, фиксируют результат применения права к общественным отношениям. Они выносятся специальным государственным органом - судом, закрепляют результаты деятельности по применению права, содержат предписания, обязательные для определенного круга лиц. Особое место среди них занимает судебное решение.
В соответствии со ст. 15 АПК РФ судебный акт, которым завершается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции по существу, именуется судебным решением. Судебное решение - это наделяемый законной силой процессуальный акт-документ, содержащий государственно-властное, индивидуально-конкретное предписание по применению норм права к установленным в судебном разбирательстве фактам и правоотношениям.
Данный судебный акт принимается только в суде первой инстанции. По итогам рассмотрения апелляционной, кассационной, надзорной жалоб арбитражный суд принимает постановления. В судебном решении отражается результат отправления правосудия по конкретному делу, рассматриваемому арбитражным судом.
Сущность судебного решения заключается в том, что оно выступает актом правосудия, которым обеспечивается защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в котором реализуется основная задача судопроизводства в арбитражных судах (п. 1 ст. 2 АПК РФ).
Принятие арбитражным судом решения является неотъемлемой частью конституционного права на судебную защиту, на что указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 3 июля 2001 г. N 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений подп. 3 п. 2 ст. 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и п. 1 и 2 ст. 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в связи с жалобами ряда граждан: "Конституционное право на судебную защиту предполагает как неотъемлемую часть такой защиты возможность восстановления нарушенных прав и свобод граждан, правомерность требований которых установлена в надлежащей судебной процедуре и формализована в судебном решении" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3058.

Для судебного решения характерны следующие черты:
1) является актом органа судебной власти, имеет государственно-властный характер, поэтому принимается именем Российской Федерации. Никакие другие судебные акты арбитражного суда не выносятся именем Российской Федерации;
2) является актом индивидуального применения норм материального и процессуального права, имеет разовое значение;
3) выступает как официальный акт компетентного органа, выражающего волю государства;
4) вызывает определенные юридические последствия, выступает завершающим юридическим фактом в фактическом составе;
5) является процессуальным актом-документом.
Принятие судебного решения является завершающим этапом рассмотрения арбитражного дела по существу в суде первой инстанции <1>. Процедура принятия судебного решения достаточно подробно разработана в АПК РФ, что позволяет выделить определенный алгоритм:
--------------------------------
<1> В науке гражданского и арбитражного права есть мнение о выделении принятия судебного решения в самостоятельную стадию процесса. См., например: Лебедь К.А. Решение арбитражного суда. М., 2005. С. 40.

1) принятие решения (в том числе обсуждение вопроса о правовой квалификации спорного материального правоотношения);
2) изложение судебного решения (оформление судебного решения как процессуального акта-документа);
3) объявление решения;
4) направление решения лицам, участвующим в деле;
5) исправление недостатков вынесенного судебного решения;
6) вступление решения в законную силу;
7) исполнение решения.
Данная процедура принятия судебного решения носит универсальный характер и распространяется на случаи принятия решения в рамках не только искового производства, но и производства, возникающего из административных и иных публичных правоотношений, и в рамках рассмотрения отдельных категорий дел (гл. 27 - 31 АПК РФ). В частности, Президиум ВАС РФ в информационном письме от 22 декабря 2005 г. N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов" указал, что по результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда арбитражный суд выносит определение по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ для принятия решения <1>.
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 2006. N 3.

2. Одной из новелл действующего АПК РФ является возможность в рамках одного дела выносить несколько судебных решений. Так, АПК 2002 г. предоставляет истцу право соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам. Для реализации судом этого правомочия необходимо наличие двух условий в совокупности:
1) сторонами должно быть заявлено несколько требований (два и более). Требование - это просьба стороны, обращенная к суду и изложенная в исковом заявлении, встречном заявлении, заявлении (например, требование о признании права, о взыскании суммы основного долга, о взыскании пени, неустойки, о применении последствий ничтожной сделки, о признании договора недействительным и т.д.). Несколько требований могут содержаться в одном исковом заявлении (заявлении), сумма требований может складываться из требований, содержащихся как в основном, так и во встречном иске.
В соответствии со ст. 130 АПК РФ арбитражный суд до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде первой инстанции по существу, вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения. В этом случае можно говорить о наличии также нескольких требований;
2) несколько требований должны быть объединены в рамках одного арбитражного дела, которое находится в производстве арбитражного суда. Объединение этих требований должно быть совершено до удаления арбитражного суда в совещательную комнату. Об объединении нескольких однородных дел арбитражный суд в соответствии с ч. 5 ст. 130 АПК РФ выносит определение.
При наличии нескольких требований в рамках одного дела суд вправе, но не обязан принимать несколько судебных актов. В то же время, принимая во внимание, что после вступления в законную силу судебные акты приобретают свойство преюдициальности, следует с осторожностью подходить к осуществлению данного правомочия, дабы избежать противоречивых выводов в рамках одного дела.
3. После исследования доказательств по делу и судебных прений суд объявляет, что рассмотрение дела по существу закончено, и удаляется в совещательную комнату для принятия судебного решения, о чем объявляется присутствующим в зале судебного заседания.
Регламентом арбитражных судов предусмотрено, что при отсутствии совещательной комнаты арбитражный суд для обсуждения и принятия решения остается в помещении, в котором рассматривается дело. На время совещания судей лица, участвующие в деле, и иные лица, присутствующие в заседании суда, удаляются из помещения (п. 42) <1>.
--------------------------------
<1> Регламент арбитражных судов, утв. Постановлением Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996 г. N 7 (в ред. от 22 июня 2006 г.) // Вестник ВАС РФ. 1996. N 11.

Для того чтобы судебное решение обладало качеством акта правосудия, необходимо, чтобы оно было вынесено законным судом и в установленной процедуре.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 АПК РФ арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу, в чем проявляется действие принципа непосредственности судебного разбирательства. Только судьи, участвующие в исследовании доказательств, присутствовавшие при судебных прениях, выслушавшие реплики сторон, могут выносить окончательный судебный акт по делу. Данное правило относится и к арбитражным заседателям. Не могут участвовать в вынесении решения судьи, арбитражные заседатели, которые не принимали участия в рассмотрении дела по существу. Нарушение этого правила влечет отмену судебного решения по мотиву, что оно было вынесено в незаконном составе суда, что является существенным нарушением норм процессуального права. По общему правилу дело, рассмотрение которого начато в одном составе судей или одним судьей, должно быть завершено рассмотрением в этом же составе. Замена судьи или одного из судей возможна только в предусмотренных АПК РФ случаях (ч. 2 ст. 18). Если в ходе судебного разбирательства по каким-либо причинам произошла смена судьи, арбитражного заседателя, то дело должно быть рассмотрено с самого начала.
Принцип непрерывности означает, что сразу же после того, как завершились судебные прения, высказались реплики сторон, суд должен удалиться в совещательную комнату для принятия решения. Объявление перерывов, отложение принятия решения влияют на независимость, объективность судей и могут быть расценены как нарушение правил о тайне совещания судей, что в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 270 АПК РФ является безусловным основанием для отмены судебного решения.
4. Важным гарантом правосудности судебного решения выступает принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону. Требование о рассмотрении дела независимым и беспристрастным судом закреплено и в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Действующее арбитражное процессуальное законодательство, воплощая международно-правовые стандарты справедливого судебного разбирательства, устанавливает субъективные и объективные подходы к определению беспристрастного суда.
Объективный подход позволяет исключить какое-либо воздействие, препятствующее суду принять объективное решение. Учитывая международные положения, а также конституционные положения о независимом и беспристрастном суде, АПК 2002 г. предусматривает, что принятие, изготовление решения осуществляются в совещательной комнате, где исключается постороннее влияние на лиц, входящих в состав суда по рассматриваемому делу.
По общему правилу дела по первой инстанции в арбитражном суде рассматриваются судьей единолично. Следовательно, в этом случае судья единолично принимает решение, и никто из помощников, специалистов, других судей не вправе присутствовать при принятии решения. Коллегиальное рассмотрение дел допускается в составе профессиональных судей (ч. 2 ст. 17 АПК РФ) либо с участием профессионального судьи и двух арбитражных заседателей (ч. 3 ст. 17 АПК РФ). При коллегиальном рассмотрении дела принятие решения осуществляется в процессе совещания судей, арбитражных заседателей. Другие судьи, арбитражные заседатели, сотрудники аппарата суда не вправе находиться в совещательной комнате. На практике встречаются случаи отмены судебного решения, поскольку во время вынесения решения судьей в его кабинете находился помощник <1>.
--------------------------------
<1> Решетникова И.В., Семенова А.В., Царегородцева Е.А. Комментарий судебных ошибок в практике применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М.: Норма, 2006. С. 297.

С целью обеспечения беспристрастности судей при вынесении судебного решения АПК 2002 г. исключает не только нахождение посторонних лиц в совещательной комнате, но и любые способы общения с судьями, выносящими решение, в том числе по телефону, через Интернет, посредством электронной почты.
Тайна совещания судей охраняется действующим законодательством. В частности, УК РФ предусматривает уголовную ответственность по ст. 294 за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, в том числе при вынесении судебного решения.
5. Субъективный подход к определению беспристрастности суда отражает правило о тайне личных убеждений судьи по рассматриваемому делу. Внутренние способы обеспечения тайны совещания судей выражаются в недопустимости сообщения кому бы то ни было сведений о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда. Это правило относится уже к самим судьям и арбитражным заседателям, участвующим в принятии судебного решения. Если дело рассматривается коллегиальным составом суда, то все вопросы разрешаются большинством голосов. Никто из судей не вправе воздерживаться от голосования. Судья, председательствующий по делу, всегда голосует последним.
Результаты совещания, голосования судей должны остаться в рамках совещательной комнаты. Разглашение этой тайны влечет к нарушению принципа независимости судей и умаляет авторитет судебной власти. Если судья не согласен с мнением большинства, то он обязан подписать судебное решение и вправе в письменной форме изложить свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не оглашается.
Нарушение тайны совещания судей влечет отмену судебного решения.